Татары
Татары | |
---|---|
Современное самоназвание | тат. татарлар |
Численность и ареал | |
Всего: около 6,8 млн[7] | |
Россия:
Казахстан: 204 229 [3]
Узбекистан: 195 000[5]
Туркмения: 62 000[7]
Азербайджан: 25 900 (2009)[16]
Турция: 28 000[7] Япония: 600—2000[25] | |
Язык | татарский, русский |
Религия | ислам суннитского толка, православие[26] |
Входит в | тюркские народы |
Родственные народы | тюркские народы |
Этнические группы | казанские татары, мишари, кряшены, астраханские татары, сибирские татары |
Происхождение | тюрки, булгары, кыпчаки, буртасы, финно-угры[27] |
Тата́ры (самоназвание — тат. татарлар, tatarlar) — тюркский этнос, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.
Численность в России составляет 5 310 649 человек (перепись населения 2010 года) — 3,87 % населения России[1]. В период с 1989 по 2002 год численность татар возросла с 5,52 до 5,53 миллиона человек[28]. В период с 2002 по 2010 год численность татар в России уменьшилась на 244 тысячи или на 4 %, однако доля татар в общем населении осталась на уровне 2002 года[29]. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, астраханские и сибирские (иногда выделяют польско-литовских татар). Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 года).
Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на два диалекта: западный (мишарский) и казанский (средний) диалект.
По религиозному признаку в основном мусульмане-сунниты, также есть православные (кряшены) и атеисты.[26]
По данным Дамира Исхакова татары идут по европейскому пути демографического развития: низкая рождаемость не покрывает смертность[30]. Существует 3 прогноза относительно численности татар к 2025 году в России[31]. По одному из прогнозов к 2025 году татар станет на полмиллиона меньше по сравнению с 2002 годом[32].
Содержание
1 История
1.1 Этноним
1.2 Этногенез
1.3 Генетические исследования
2 Этнические группы
3 Язык, письменность и образование
3.1 Язык и диалекты
3.2 Письменность
3.3 Образование
4 Культура
4.1 Жилище и быт
4.2 Национальная одежда
4.3 Праздники и обряды
5 Антропологические типы татар
6 Расселение татар в России
7 Общественно-политические движения 1980—1990-х годов
7.1 Булгарский национальный конгресс
8 См. также
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки
История |
Этноним |
За многовековую историю слово «татары» приобретало и теряло функции этнонима, политонима, соционима и конфессионима.
Впервые этноним «татары» появился среди монголо-тунгусо-маньчжурских племён, кочевавших в VI—IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским завоеванием название «татары» стало известно в Европе. В XIII—XIV веках оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды.
Этногенез |
Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них[33]:
- тюрко-татарская теория
- булгаро-татарская теория
- татаро-монгольская теория.
Продолжительное время наиболее признанной[34] считалась булгаро-татарская теория. В настоящее время большее признание получает тюрко-татарская теория[35].
Согласно тюрко-татарской теории формирование татар можно разделить на несколько этапов[36]:
Этап образования основных этнических компонентов. (середина VI — середина XIII вв.). Отмечается важная роль Волжской Булгарии, Хазарского каганата и половцев в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль Волжской Булгарии, заложившей исламскую традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики (после X века), которая сменила более древнюю письменность — тюркскую рунику, а также половцев, заложивших основу языка.
Этап средневековой татарской этнополитической общности (середина XIII — первая четверть XV вв.)[37]. В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве — Золотой Орде; средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали своё государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в Золотой Орде на основе кыпчакского языка происходило становление старотатарского языка, утверждение норм литературного языка. Этап завершился с распадом Золотой Орды (XV в.) в результате феодальной раздробленности. В образовавшихся татарских ханствах началось формирование новых субэтнических общностей, имевших локальные самоназвания: казанские татары, мишари, астраханские татары, сибирские татары, и др.
Этап консолидации локальных этногрупп в составе Русского государства. После завоевания Поволжья, Приуралья, Сибири и присоединения к Русскому государству усилились процессы миграции татар (так, известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии) и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля.[35][38].
Генетические исследования |
Генетические исследования показали, что основные региональные группы татар (поволжские, сибирские и крымские) не имеют общих предков и, таким образом, их формирование происходило независимо друг от друга. Одновременно обнаруживается очень высокое генетическое разнообразие и внутри региональных групп татар, что обусловлено наличием в составе каждой группы нескольких генетических пластов, то есть формированием каждой группы татар из нескольких источников. Однако для поволжских татар (исследовались собственно татары, мишари и кряшены) удалось выявить преобладание в их генофонде компонента, унаследованного от дотюркского коренного населения Восточной Европы и Приуралья (предположительно связаного с наследием финно-пермских и финно-волжских популяций волго-уральского региона), у поволжских татар присутствует «южный» компонент, вероятно, связанный с миграцией с Кавказа, а центрально-азиатский компонент крайне мал. У казанских татар «южный компонент» составляет 15 % и характеризуется гаплогруппами, распространенными в Восточной Европе и Средиземноморье, у мишарей «южный» компонент (23 %) складывается из гаплогрупп, характерных для Средиземноморья, Южной Европы и Малой Азии, а у кряшен «южный» компонент (29 %) характеризуется гаплогруппами Западного и Восточного Кавказа. Вклад центрально-азиатского компонента составляет у казанских татар 1 %, у мишарей 3 %, а у кряшен 6 %.
У различных групп сибирских татар (по результатам изучения пяти их субэтносов) установлено различное генетическое происхождение каждого субэтноса и, следовательно, разные пути этногенеза искеро-тобольских татар (сложившихся из сибирского субстрата и притока из Северо-Восточной Европы), ялуторовских татар (переднеазиатское происхождение), татар-бухарцев (происходят от народов Западного Кавказа, а не Средней Азии), иштякско-токузских татар (имеют палеосибирское происхождение), заболотных татар (близки уграм Западной-Сибири и самодийцам Северного Урала).[39].
Этнические группы |
Татары состоят из нескольких субэтносов. Самыми крупными из них являются:
Казанские татары (тат. казанлы) — одна из основных групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Казанского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.
Татары-мишари (тат. мишәр) — одна из основных групп татар, этногенез которых проходил на территории Средней Волги, Закамья, Дикого поля и Приуралья. Разговаривают на западном диалекте татарского языка[40].
Касимовские татары (тат. кәчим) — одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Касимовского ханства. Разговаривают на среднем диалекте татарского языка.
Сибирские татары (тат. себер) — одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Сибирского ханства. Разговаривают на сибирскотатарском языке.
Астраханские татары (тат. әстерхан) — этнотерриториальная группа татар, этногенез которых связан с территорией Астраханского ханства.
Кряшены (тат. керәшен) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие.
Пермские татары — этнографические группы татар, этногенез которых проходил на территории Пермского края.
Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр) — этнографическая группа татар, входящих в сословие казачества и проживающих по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Язык — говор среднего диалекта татарского языка. Верующие — православные христиане. По российскому законодательству официально являются малым народом.
Чепецкие татары — этнотерриториальная группа в бассейне Чепцы, родственная казанским татарам, этногенез которой связан с Каринским княжеством.
Язык, письменность и образование |
Язык и диалекты |
Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанского) диалекта с морфологической структурой западного (мишарского) диалекта.
Письменность |
С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе. Существуют планы перевода татарской письменности на латиницу.
Образование |
Есть школьное образование на татарском языке — ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на татарский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть татароязычное образование на некоторых факультетах КГАСУ[41] и в детских садах.
До переворота 1917 г. роль образовательных учреждений выполняли медресе.
Культура |
Жилище и быт |
Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью.
Национальная одежда |
Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой — стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх неё — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.
Праздники и обряды |
Обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Этнограф Р. Г. Уразманова на обширном этнографическом материале делит обряды татар на две неравные группы: весенне-летний и зимне-осенний циклы[42].
Весенне-летний цикл
- Обряды и праздники, проводимые после сева — Сабантуй.
- Обряды, связанные с началом сева.
- Обряды и праздники, проводимые после сева — Джиен (җыен).
Осенне-зимний цикл
В отличие от весенне-летних он не имеет чёткого деления, так как не привязан к земледельческому быту. Р. Г. Уразманова выделяет такие особенности данного сезона:
Помочи. Помощь при проведении особо трудных работ. Особенно это было заметно при обработке зарезанных гусей — каз өмәсе, куда приглашались люди, даже если в этом не было необходимости.
Святки. Период зимнего солнцестояния — Нардуган[43]. Встречался повсеместно у татар. Особым элементов этих праздников были гадания.
Новый год. Данный праздник встречался лишь эпизодически.
Антропологические типы татар |
Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929—1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе — 146 татар, в Чистопольском районе — 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного[44].
|
|
Указанные типы имеют следующие характеристики:[46]
Понтийский тип — характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип — характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей — строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других — сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) — характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) — характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.
Расселение татар в России |
В Татарстане проживает около 36 % всех татар, живущих в России, остальные рассредоточены по всей России. Самый малонаселённый татарами регион России — Ингушетия, где их всего насчитывается 151 человек. Ниже представлены тридцать четыре региона России, расположенных в порядке убывания проживающего там татарского населения (2002)[47]:
Регион | Общее число татар | Процент татар |
---|---|---|
Татарстан | 2 000 116 | 52,92 |
Башкортостан | 990 702 | 24,14 |
Тюменская область | 242 325 | 7.42 |
Челябинская область | 205 087 | 5,69 |
Ульяновская область | 168 766 | 12,20 |
Свердловская область | 168 143 | 3,75 |
Москва | 166 083 | 1,6 |
Оренбургская область | 165 967 | 7,61 |
Пермский край | 136 597 | 4,84 |
Самарская область | 127 931 | 3,95 |
Удмуртия | 109 218 | 6,96 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 107 637 | 7,51 |
Пензенская область | 86 805 | 5,97 |
Астраханская область | 70 590 | 7,02 |
Саратовская область | 57 577 | 2,16 |
Московская область | 52 851 | 0,8 |
Кемеровская область | 51 030 | 1,76 |
Нижегородская область | 50 609 | 1,44 |
Омская область | 47 796 | 2,3 |
Мордовия | 46 261 | 5,21 |
Красноярский край | 44 382 | 1,5 |
Кировская область | 43 415 | 2,89 |
Марий Эл | 43 377 | 5,96 |
Чувашия | 36 379 | 2,77 |
Санкт-Петербург | 35 553 | 0,76 |
Волгоградская область | 28 641 | 1,06 |
Новосибирская область | 27 874 | 1,04 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 27 734 | 5,47 |
Иркутская область | 26 966 | 1,1 |
Краснодарский край | 25 589 | 0,5 |
Новосибирская область | 24 158 | 0,91 |
Ростовская область | 13 948 | 0,33 |
Ставропольский край | 11 795 | 0,42 |
Хабаровский край | 7 836 | 0,58 |
Общественно-политические движения 1980—1990-х годов |
На конец 80-х годов XX века приходится период активизации общественно-политических движений в Татарстане:
создание Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), первый президент M. Мулюков, отделение партии «Иттифак» — первой некоммунистической партии в Татарстане, во главе которой встала Ф. Байрамова.
Булгарский национальный конгресс |
Президент Булгарского национального конгресса[48] (республика Татарстан) Гусман Халилов обращался в Европейский суд по правам человека по вопросу переименования татар в булгар, но в 2010 г. проиграл в суде[49].
См. также |
► Татары
Примечания |
↑ 1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
↑ Материалы заседания круглого стола, посвященного предварительным итогам Переписи населения в Крымском федеральном округе по национальному составу, родному языку и гражданству // Перепись населения в Крымском федеральном округе
↑ Итоги переписи населения Казахстана 2009 г.
↑ 1234567891011121314 Численность населения по областям, городам и районам, полу и отдельным возрастным группам, отдельным этносам на 1 января 2010 года
↑ Информация о национальном составе постоянного населения Республики Узбекистан
↑ 123456789101112 Всеукраїнський перепис населення 2001 (русская версия)
↑ 1234567 Joshua Project - Tatar Ethnic People in all Countries
↑ Численность постоянного населения Кыргызской Республики по национальностям
↑ Перепись населения Киргизии 2009. Бишкек
↑ Перепись населения Киргизии 2009. Чуйская область
↑ Перепись населения Киргизии 2009. Джалал-Абадская область
↑ Перепись населения Киргизии 2009. Город Ош
↑ Перепись населения Киргизии 2009. Иссык-Кульская область
↑ Перепись населения Киргизии 2009. Баткенская область
↑ Перепись населения Киргизии 2009. Ошская область
↑ 12 Ethnic composition of Azerbaijan 2009
↑ Белстат. Предварительные итоги переписи 2009
↑ Том 3. Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Таджикистан
↑ Национальный состав населения Литвы. Перепись 2011
↑ Распределение населения ЛР по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010. (латыш.)
↑ Национальный состав населения Эстонии. 2010
↑ [Перепись населения Канады 2006.]
↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег<ref>
; для сносокautogenerated2
не указан текст
↑ Национальный состав населения Польши. Перепись 2002
↑ Представитель культурной ассоциации «Идель-Урал» считал, что количество татар в Японии в 1930-е годы могло достигать 10000 человек (рус.)
↑ 12 Каариайнен, Фурман, 1999.
↑ 12 Уразманова, Чешко, 2001, с. 35—40.
↑ Валерий ТИШКОВ, Валерий СТЕПАНОВ. Российская перепись в этническом измерении. Кто численно возрастает, а кто - депопулирует? // Демоскоп Weekly : сайт. — № 155—156.
↑ Regnum. Численность татар в России уменьшилась на 4,4 %
↑ Пропало 240 тысяч татар. Куда?
↑ Татары к 2025 году: демографический прогноз
↑ Дамир Исхаков: Причин уменьшения татар много
↑ Уразманова, Чешко, 2001, с. 42—43.
↑ Закиев М. З. Часть вторая, Первая глава. История изучения этногенеза татар // Происхождение тюрков и татар. — М.: Инсан, 2002.
↑ 12 Татары // Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — 703 с. — ISBN 0-9530650-3-0.
↑ Исхаков Д. М. Этнография татарского народа, Казань, Магариф, 2004
↑ Исхаков Д. М., Измайлов И. Л. Образование Золотой Орды и формирование средневекового татарского этноса (XIII — первая четверть XV века) // Татары. — Наука, 2001. — (Народы и культуры).
↑ Исхаков Д. М. Татарская нация: история и современное развитие. Научная публицистика. — Казань, 2004.
↑ Е. В. Балановская, А. Т. Агджоян, М. К. Жабагин, Ю. М. Юсупов, Р. А. Схаляхо, Д. О. Долинина, А. Д. Падюкова, М. А. Кузнецова, Н. В. Маркина, Л. А. Атраментова, М. Б. Лавряшина, О. П. Балановский Татары Евразии: своеобразие генофондов крымских, поволжских и сибирских татар. Вестник Московского университета. Серия XXIII АНТРОПОЛОГИЯ № 2/2016: 75-85
↑ Мухамедова Р. Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. — М.: Наука, 1972.
↑ Кабинет татарского языка] // Казанский государственный архитектурно-строительный университет
↑ Уразманова, 2001.
↑ Нардуган — время зимнего солнцестояния
↑ Трофимова, 1948.
↑ Трофимова, 1948, с. 34.
↑ Уразманова, Чешко, 2001, с. 36.
↑ Результаты всероссийской переписи населения 2002 года. Национальный состав. (2003). Архивировано 3 февраля 2012 года.
↑ Используется название из программных документов движения последних лет.
↑ Татары — это не болгары. Коммерсантъ № 205 (2090) (1 ноября 2000). Проверено 14 августа 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.
Литература |
- научная
- Ибятов Ф. М. Тохтамыш и Тимур. Значение булгаро-татарского фактора в крупнейшей военной эпопее XIV века. — Казань, СПб.: Искусство России, 2003. — 400 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8290-0354-6.
- Каариайнен К., Фурман Д. Е. Татары и русские — верующие и неверующие, старые и молодые // Вопросы философии. — 1999. — № 11. — С. 68—80.
- Мухамедьяров Ш. Ф. Рецензия на книгу Н. А. Томилов. Современные этнические процессы среди сибирских татар. (Отв. редактор И. С. Гурвич. Томск, 1978, 208 с.). — Советская этнография. — 1980. — С. 168—171.
Народы мира: Историко-этнографический справочник / Глав. ред. Ю. В. Бромлей; Ред. коллегия: С. А. Арутюнов, С. И. Брук, Т. А. Жданко и др. Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 433—434. — 624, [12] с. — 100 000 экз. (в пер.)
Татарская нация: история и современное развитие Науч. ред. и сост. доктор исторических наук Д. М. Исхаков. Казань: Магариф, 2002.
Татары // Народы России: Энциклопедия / Глав. ред. В. А. Тишков; Ред. коллегия: В. А. Александров, С. И. Брук, Н. Г. Волкова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 320—331. — 480 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-082-7. (в пер.)
Татары / Отв. ред. Р. К. Уразманова, С. В. Чешко. — М.: Наука, 2001. — 583 с. — (Народы и культуры). (оглавление)- Татары // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.
- Татары // Социальное партнёрство — Телевидение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 698—699. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2.
- Трофимова Т. А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии // Происхождение казанских татар. — Казань, 1948. — С. 30—34.
- Трофимова Т. А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1949. — 265 с. — (Труды Ин-та этнографии АН СССР, т. 7).
- Уразманова Р. К. Семейный быт татар юго-восточных районов Татарии // Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. — Казань: Казанский филиал Академии наук СССР, 1976. — 152 с.
- Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа: историко-этнографические исследования. — Казань: Татарское книжное издательство, 1984. — 145 с.
- Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Годовой цикл. XIX-нач. XX вв. Историко-этнографический атлас татарского народа. — Казань: Издательство ПИК "Дом печати", 2001. — 198 с.
- Уразманова Р. К. „Мусульманские“ обряды в быту татар // Этнографическое обозрение. — 2009. — № 1. — С. 13—26.
Фәхретдинов Р. Г. Татар халкы һәм Татарстан тарихы. — Казан: Мәгариф, 2001. — 287 с. (Татарский народ и история Татарстана, на татарском языке)
- публицистика
- Баяр А. Тайная история татар
Валеев Р. С. Татары у себя дома. Казань: Магариф, 2005. 255 с.- Имамов В. Ш. Запрятанная история татар: Национально-освободительная борьба татарского народа в XVI—XVIII вв. — Набережные Челны: КАМАЗ, 1994.
- Ишболдин Б. Очерки из истории татар
Хайруллин Г. Т. История татар. Алматы: Издательская группа «Казинтерграф», 1998. — 178 с.
- альбомы
- Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 252
Ссылки |
- Проблемы консолидации татарской нации
- Фотографии татарского народа в фондах Кунсткамеры
- Карта расселения татар в ПФО на уровне сельких поселении