Бунд




































«Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России»
идиш ‏אַלגעמיינער ייִדישער אַרבעטערסבונד אין ליטע, פּוילן און רוסלאַנד‏‎
Дата основания
25-27 сентября 1897
Дата роспуска
в России — март 1921 года;
в Польше — 1948 год

Идеология
социал-демократия
демократический социализм
антисионизм
лаицизм

Союзники и блоки
РСДРП (1898—1903)
Меньшевики (1906—1920)
Количество членов
ок. 34 000 человек
(1905-1907)
ок. 2 000 человек
(октябрь 1910)
ок. 40 000 человек
(конец 1917)

Гимн
Ди швуэ
Персоналии
члены партии в категории (49 чел.)
Commons-logo.svg «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» на Викискладе




Демонстрация Бунда в 1917 году


БУНД (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) (идиш בונד Бунд — «союз», полное название — אַלגעמיינער ייִדישער אַרבעטערסבונד אין ליטע, פּוילן און רוסלאַנד (Algemeiner Jiddischer Arbeter Bund in Lite, Poiln un Russland) — еврейская социалистическая партия, действовавшая в Восточной Европе с 90-х годов XIX века — до 40-х годов XX века. Бунд считал себя единственным представителем интересов достаточно многочисленного на этих землях еврейского рабочего класса.




Содержание






  • 1 Идеология


  • 2 История


    • 2.1 С момента основания до Революции 1905 года


    • 2.2 Межреволюционный период


    • 2.3 Октябрьская революция


    • 2.4 После раскола


      • 2.4.1 Межвоенный период


      • 2.4.2 Послевоенный период






  • 3 См. также


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки





Идеология |


Бунд был лево-социалистической партией, выступавшей за далекоидущую демократию и обобществление средств производства, и следовал традициям демократического марксизма. Бунд выступал за национально-культурную автономию для восточноевропейского еврейства, создание светской системы просвещения, поддерживал развитие культуры на языке идиш. Члены Бунда верили, что благодаря этому евреи не ассимилируются и сохранят свою культурную обособленность. Бунд был антирелигиозной и антисионистской партией и выступал против эмиграции евреев в Палестину.


Бунд выдвинул следующие принципы:




  • социализм с опорой на светские самоуправляющиеся общины-кагалы (קהילה)

  • идишкейт - с опорой на язык идиш как основу еврейской идентичности. Сторонники идиша противостояли тем, кто пытался возродить иврит.


  • дойкайт, что означает приверженность к месту жительства (Польша, Литва и Россия), выраженную в бундистском лозунге «Там, где мы живём, там наша страна». Бундовцы выступали против репатриации в Израиль или создания отдельного государства евреев. По их мнению, евреи должны были бы пользоваться экстра-территориальной автономией внутри существующих государств.



История |



С момента основания до Революции 1905 года |


Партия еврейских ремесленников и промышленных рабочих, сформировалась на базе просветительских кружков и стачечных касс еврейских ремесленников и рабочих, возникших в начале 1890-х гг. в западных областях Российской империи. Лидеры еврейских марксистов (Т. М. Копельзон, А. И. Кремер, И. Миль (Джон), П. Берман, И. Л. Айзенштадт и др.) активно проводили агитационно-пропагандистскую работу, добиваясь пополнения своих кружков представителями радикальной интеллигенции, ремесленников и рабочих. Марксизм трактовался применительно к традиционным представлениям об особой миссии еврейского народа, была выдвинута идея о специфике еврейского пролетариата, крайне бесправного и гонимого, и о создании в связи с этим специальной еврейской рабочей организации. Политическое обоснование этим воззрениям дал Ю. О. Мартов в речи, произнесённой на первомайском собрании в Вильно в 1895 г. под названием «Поворотный пункт в истории еврейского рабочего движения» (опубликовано в 1900 г. в Женеве).


25-27 сентября 1897 году на Йом-Кипур в Вильно на Лукишках состоялся I (Учредительный) съезд представителей групп еврейских социал-демократов. В съезде приняли участие 13 представителей от организаций Вильно, Минска, Белостока, Варшавы, Витебска, включая редакторов и издателей газеты «Arbeiterstimme» («Арбайтерштимме» — «Голос рабочих») и журнала «Jüdischer Arbeiter» («Юдишер арбайтер» — «Еврейский рабочий»). Было принято название «Всеобщий еврейский рабочий союз в России и Польше», избран ЦК из трёх человек: Арон Кремер, Абрам Мутник, М. Я. Левинсон (Владимир Косcовский), «Arbeiterstimme» признан центральным печатным органом Бунда[1]. В 1898 г. Бунд участвовал в подготовке и проведении I съезда РСДРП, вошёл в РСДРП как организация, автономная в вопросах, касающихся еврейского пролетариата. Организации Бунда руководили экономической борьбой еврейских рабочих (в 1898—1900 гг. прошло 312 забастовок еврейского пролетариата в Северо-Западном крае и Царстве Польском), что расширило его влияние. К концу 1900 г. организации Бунда были в 9-ти городах.


Временный успех зубатовщины среди еврейских рабочих, телесные наказания, которым подверглись участники первомайской демонстрации в Вильно (1902 г.), породили кратковременное увлечение лидеров Бунда терроризмом. V конференция Бунда (сент. 1902 г., Бердичев) призвала отвечать на белый террор царизма «организованной местью». Эту резолюцию отменил V съезд Бунда (июнь-июль 1903 г., Цюрих). Одновременно лидеры Бунда начали пересмотр национальных требований. На III съезде партии (1899 г., Ковно) в повестку дня был поставлен вопрос о национальном равноправии. С докладом выступил представитель заграничной организации Миль, который предложил включить в национальную программу Бунда, помимо равных гражданских, равные национальные права для евреев: решено было открыть дискуссию по национальному вопросу в журнале «Идишер арбетер».


IV съезд Бунда (май 1901 г.) вновь приступил к рассмотрению национального вопроса. Участники съезда были единодушны в оценке требования I съезда РСДРП о праве наций на самоопределение как слишком «туманного» и признали предпочтительность национальной программы социал-демократии Австрии (придерживались лозунга национально-культурной автономии). Разногласия на съезде возникли в связи с обсуждением вопроса о месте и роли национальной проблемы в пропаганде и агитации Бунда. После споров съезд принял компромиссную резолюцию, предложенную П. И. Розенталем. В ней признавалось, что будущим государственным устройством России должна стать федерация национальностей с полной национальной автономией каждой из них, независимо от занимаемой территории. В резолюции говорилось, что в нынешних условиях требование национальной автономии является преждевременным, целесообразно бороться за отмену всех исключительных законов, принятых в отношении евреев (с конца XVIII по начало XX вв.).


V съезд Бунда (июнь-июль 1903 г.) выдвинул в качестве ультимативного пункта требование признания Бунда «единственным представителем еврейского пролетариата». II съезд РСДРП отклонил это требование, и делегация Бунда покинула его, заявив о выходе Бунда из РСДРП. В дальнейшем национальная программа Бунда неоднократно обсуждалась и уточнялась на его съездах и конференциях (резолюция по национальному вопросу принятая на VI съезде Бунда в октябре 1905 г., решения X конференции (апрель 1917 г.)).


VI съезд Бунда в программе по национальному вопросу зафиксировал основные положения: полное гражданское и политическое равноправие евреев; для еврейского населения употребления родного языка в сношениях с судом, государственными учреждениями и органами местного и областного самоуправления; национально-культурная автономия (изъятие из ведения государства и органов местного и областного самоуправления функций, связанных с вопросами культуры).


Х Всероссийская конференция Бунда приняла резолюции «К национальному вопросу в России», «О национально-культурной автономии», «Об осуществлении национально-культурной автономии», «Об отмене национальных ограничений», «О правах еврейского языка» завершила выработку национальной программы Бунда, подтвердив её преемственность в основных положениях (культурно-национальная автономия и пр.), призвала последовательно обсудить их на общееврейском съезде, еврейском Учредительном собрании и Всероссийском Учредительном собрании.




Члены Бунда рядом с телами трёх своих товарищей, убитых в Одессе во время Революции 1905 года




Открытки художника В. А. Табурина «Дети-политики». 1917 год. Бундист изображён по середине в верхнем ряду.



Межреволюционный период |


В период Революции 1905-07 гг. Бунд имел 274 организации, объединявшие около 34 тысячи членов. В тактических установках до ноября 1906 г. Бунд приближался к позиции большевиков (поддержал бойкот «Булыгинской думы» и 1-й Государственной Думы, тактику союза пролетариата с крестьянством, выступив против лозунга создания кадетского министерства. VII конференция Бунда (март 1906 г., Берн) высказалась за объединение с РСДРП и сняла требование признания Бунда «единственным представителем еврейского пролетариата».


На IV съезде РСДРП Бунд вошёл в общероссийскую социал-демократическую партию. Спад революционной волны вызвал поворот Бунда на меньшевистские позиции. Меньшевики считали, что бундовская концепция «культурно-национальной автономии» не противоречит национальной программе российской социал-демократии). Численность Бунда к октябрю 1910 г. составляла около 2 тысяч человек.


IX конференция Бунда (июль 1912 г., Вена) выдвинула лозунги образования «ответственного министерства», свободы коалиций, отмены «черты оседлости», права празднования Субботы. Бунд вновь поставил вопрос о сочетании классовых и национальных интересов, развернул пропаганду австромарксизма, добивался от меньшевиков-ликвидаторов на Августовской конференции 1912 г. признания, что национально-культурная автономия не противоречит программе РСДРП.


Первая мировая война вызвала раскол Бунда на организации франкофильского и германофильского толка. Бундовское руководство заняло правоцентристскую позицию. Еврейская общественность твёрдо придерживалась российской ориентации. Конференции Бунда (июнь 1915 г., Киев; май 1916 г., Харьков) призывали еврейских рабочих выступать в защиту своего отечества. Бунд принял также участие в Циммервальдской конференции (5-8 сентября 1915 г., Швейцария) с оговорками признав её решения.


Деятельность в легальных обществах, организациях (комитеты обороны, бюро труда, рабочие столовые, культурно-просветительские общества, филантропические организации и пр.) помогла Бунду изжить внутренний кризис, укрепить связи с массами. Февральская революция расширила влияние Бунда; его численность выросла до 34 тысяч человек, представители партии были широко представлены в Петрограде, Москве и провинциальных Советах рабочих и солдатских депутатов, бундовские лидеры выдвинулись на руководящие роли в общероссийском меньшевистском движении (Р. А. Абрамович, М. Либер, В. Канторович, Д. Заславский, Х. Эрлих и др.), поддерживали Временное правительство (последнее в марте 1917 г. отменило все 140 законов и распоряжений, ограничивающих евреев во всех сферах обществ, жизни).


Бундовцы призывали к поддержке Временного правительства, к защите интересов угнетённых наций, к борьбе с экономическими притязаниями имущих классов (эти цели, по их мнению, могли быть достигнуты посредством созыва Учредительного собрания). Бунд вёл политический диалог с кадетами, но от сотрудничества с большевиками отказывался, так как отрицал возможность немедленного перехода к социализму и считал более предпочтительной для страны буржуазно-демократическую альтернативу.



Октябрьская революция |


Октябрьскую Революцию бундовцы встретили отрицательно, считая приход к власти большевиков «узурпацией народной воли». Стратегия Бунда была направлена на непризнание и свержение власти большевиков. «Активистское» крыло партии (М. Либер и др.) считало допустимым военные действия против большевиков. Часть бундовцев (Р. Абрамович и др.) высказались за переговоры с коммунистами. VIII съезд Бунда (декабрь 1917 г.) принял установку на парламентский, демократический путь борьбы с большевиками, полагая, что Учредительное собрание отстранит их от власти.


После разгона Учредительного собрания, подписания Брестского мира (март 1918 г.), Бунд сделал ставку на свержение Советской власти (в мае 1918 г. в партии возобладала более умеренная линия — «борьба с большевизмом в Советах и путём Советов»).


К концу 1918 г. в Бунде определились три течения: левое — сторонники участия в работе Советов для борьбы за созыв Учредительного собрания; правое — сторонники активной борьбы с большевиками и непризнания власти Советов; и центральное — сторонники «парламентской оппозиции» в Советах.


Гражданская война и еврейские погромы привели к крушению надежд лидеров Бунда на буржуазно-реформистский путь развития России. XI конференция Бунда (март 1919 г.) провозгласила признание Советской власти, оговорив, однако, что бундовцы «не берут целиком ответственности за её политику и остаются на платформе тактической оппозиции». В апреле 1919 г. ЦК Бунда объявил о мобилизации членов партии в Красную армию, призвал еврейский пролетариат выступить на защиту революции и Советской власти. Была организована еврейская военная секция (занималась отправкой бундовцев на фронт и изданием газеты «Красная армия»).





Марек Эдельман — довоенный член Бунда, один из руководителей восстания в Варшавском гетто


В целях контроля за деятельностью бундовцев, большевики пошли на финансирование деятельности левого крыла партии, выделили дотации на издание и распространение их печатных органов, не препятствовали стремлению бундовцев сохранить некоторую самостоятельность организации.


В Белоруссии левым бундовцам был предоставлен статус автономной организации и создана Еврейская коммунистическая партия. На Украине в конце 1918 года левые бундовцы объединились в Коммунистический Бунд (КомБунд). Остальные члены Бунда (меньшая часть) образовали украинский Социал-демократический Бунд (Бунд СД). Руководители Социал-демократического Бунда Украины — С. Фокс, А. Литвак, Д. Петровский (en:David Petrovsky) открыто выступали против коммунистической большевистской политики конфискации имущества, узурпации политической власти, арестов и преследования политических оппонентов, …[2]. Раскол Бунда завершился на его XII конференции (март-апрель 1920 г., Москва), где было принято решение о выходе Бунда из меньшевистской партии, признании программы РКП(б) и присоединении к Коминтерну.


Отвергая нажим большевиков, бундовцы пытались сохранить свою организационную автономию и настаивали на передаче Бунду функций еврейской секции при Агитпропе ЦК РКП(б). Комиссии Политбюро ЦК РКП(б) и Коминтерна отвергли предложенный Бундом организационный проект и XII (Чрезвычайная) конференция Бунда вынуждена была заявить о присоединении Бунда к РКП(б) на условиях, предложенных Коминтерном. Не признавшие этого решения правые бундовцы объединились на своей конференции в Витебске (апрель 1920 г.) в Социал-демократический Бунд и разделили общую судьбу меньшевиков. Часть их руководителей (Р. Абрамович, Косовский, Г. Аронштейн, Мутник и др.) эмигрировала, создав за границей «представительство ЦК Бунда». В 20-е-30-е гг. многие другие члены и руководители были репрессированы. В марте 1921 г. на территории России Бунд самоликвидировался, часть членов была принята в РКП(б).



После раскола |



Межвоенный период |


В Восточной Европе партии-наследники Бунда продолжали существовать до Второй мировой войны. В частности, в Польше и в Латвии в национальных парламентах на протяжении всего периода существования парламентов была представлена фракция «Бунда».
Польский Бунд (идиш ‏אַלגעמײַנער ײדישער אַרבעטער בּונד אין פוילין‏‎ :Algemeyner yidisher arbeter bund in poyln, польск. Ogólny Żydowski Związek Robotniczy), выделился в независимую партию в декабре 1917 года.
В Румынии в 1920-х под эгидой Бунда произошло объединение еврейских социалистических партий. В Польше в 1930-х Бунд был одной из наиболее влиятельных еврейских организаций[3]. Он организовал и поддерживал молодёжную организацию «Цукунфт» (идиш ‏צוקונפֿט‏‎ — будущее), в которой накануне Второй мировой войны числилось до 15 тыс. членов, а также детскую, женскую и спортивную организации. Бундисты создали сеть еврейского начального и среднего образования, больничные кассы, социальные службы, кассы взаимопомощи, профсоюзы.


В начале Второй мировой войны несколько членов центрального комитета партии обосновались в Нью-Йорке и организовали там представительство Бунда, представители Бунда входили в лондонское польское правительство в изгнании (Szmul Zygielbojm). Часть бундистов эвакуировалась в СССР, лидеры Бунда Виктор Альтер и Хенрих Эрлих были арестованы НКВД и погибли.


Во время Холокоста Бунд создал в Польше подпольную сеть, ориентированную на молодежь, и принимал участие в движении еврейского сопротивления. Бо́льшая часть членов Бунда, остававшихся в Польше и Прибалтике, была уничтожена нацистами.



Послевоенный период |


Деятельность Бунда в Польше продолжалась до 1948 года, до ликвидации организации властями Польской Республики.


В 1947 году в Брюсселе состоялась 1-я международная конференция Бунда. После восстановления Социалистического интернационала в 1951 году, Бунд (International Jewish Labor Bund) был принят, как партия-член интернационала. В 1951 году было основано отделение Бунда в Израиле и журнал Lebns Fragn, выходивший до 2014 года. Бунд выступал против сионизма, и утверждал что создание государства Израиль является опасностью для еврейского народа. В 1955 году Бунд частично оставил антисионистские позиции, признав создание Израиля важным событием в жизни еврейского народа. В 1959 году список Бунда принял участие в выборах в Кнессет, но набрал всего 0,1 % голосов.


На четвертой международной конференции в 1965 году присутствовали делегаты из Южной и Северной Америки, Европы, Израиля, ЮАР и Австралии — всего из 12 стран[4]. Последняя, шестая, международная конференция Бунда прошла в 1985 году в Нью-Йорке.
В послевоенный период Бунд продолжал существовать в США, многих странах Западной Европы и в Израиле, но полностью утратил своё влияние.


Идеи Бунда внесли вклад в становление социалистических партий в Израиле. В США Бунд слился с Арбетер ринг. В Латинской Америке Бунд способствовал созданию еврейских школ, больниц, еврейского профсоюзного движения.



См. также |


Другие еврейские социалистические партии периода:



  • Социалистическая еврейская рабочая партия

  • Поалей Цион



Примечания |





  1. Бунд // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.


  2. Joshua Meyers, "A Portrait of Transition: From the Bund to Bolshevism in the Russian Revolution, " Jewish Social Studies: History, Culture, Society n.s. 24, no. 2 (Winter 2019): 107—134. Copyright © 2019 The Trustees of Indiana University. doi: 10.2979/jewisocistud.24.2.09 (англ.)


  3. Bund (англ.) — The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe


  4. World «Bund» Conference Closes with Statement on Jewish Issues (англ.)




Литература |



  • Овруцкий Л. М., Червякова М. М. Бунд — известный и неизвестный // Родина. — 1991. — № 9—10.

  • Политические партии России. Конец XIX — начало XX века. — М., 1996.

  • Червякова М. М. О противоречиях Бунда // История национальных политических партий России: Мат.конф.. — М., 1997. — С. 108 — 119.

  • Финасова И. С. За революцию и реформы. Программа и тактика Бунда в 1905—1907 и 1917 годах // Россия в XX веке: Реформы и революции. — М., 2002. — Т. 1. — С. 229—240.

  • Нам И. В. Национальная программа Бунда: Коррективы 1917 года // Вестн. Том. гос. ун-та. — Томск, 2003. — № 276. — С. 83—89.



  • Бунд: Документы и материалы. 1894—1921 гг. / Сост.: Ю. Амиантов, К. Ляшенко, И. Розенталь, З. Перегудова, З. Тихонова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1360 с. — (Политические партии России). — 800 экз. — ISBN 5-8243-0390-8, ISBN 978-5-8243-1346-8. (в пер., суперобл.)

  • Чистяков С.С. Концепция новой еврейской национальной школы в деятельности Бунда (1903 - 1910 гг.) // Власть. — М., 2011. — № 8. — С. 122-124.

  • Чистяков С.С. Вопрос о языке в еврейском социал-демократическом движении в России (1893 – 1910 гг.): от русификаторства к идишизму // Групповая идентичность в истории и культуре: Этнос, религия, социальный организм. — М., 2011. — С. 123-128.


Ссылки |



  • bundism.net — A network devoted to research on the Jewish Labor Bund

  • Бунд — статья из Электронной еврейской энциклопедии

  • SKIF — Еврейское рабочее бундовское молодёжное движение в Австралии

  • Выставка: История Бунда, 1897—1997

  • Архив и библиотека Бунда, YIVO

  • Архивы Бунда, RGASPI


  • Михаэль Дорфман Возвращение к жизни еврейского Бунда

  • Un Mouvement Juif Revolutionnaire: Le Bund

  • Sholem Aleichem College, Melbourne — единственная в мире бундовская школа

  • The Bundist Voice — сайт, пропагандирующий идеологию Бунда









Popular posts from this blog

Арзамасский приборостроительный завод

Zurdera

Крыжановский, Сергей Ефимович