Петергофская дорога






Петергофская дорога в Стрельне

























Объект культурного наследия народов РФ регионального значения (Санкт-Петербург)
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 781620574680005 (ЕГРОКН)
объект № 7802197000 (БД Викигида)

Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
Ссылка № 540-034g в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии i, ii, iv, vi
Регион
Включение 1990  (14-я сессия)

Петергофская дорога была заложена в 1710 году как тракт, соединяющий Петербург с загородными императорскими резиденциями: Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом (откуда начинается и паромная переправа к Кронштадту).




Содержание






  • 1 История


  • 2 Загородные дворцы и усадьбы


  • 3 Храмы Петергофской дороги


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки





История |


Петергофская дорога начинается от Фонтанки (где проходила граница города в XVIII веке), проходит через Нарвскую заставу и тянется вдоль южного побережья Финского залива на 40 километров до Красной Горки.



До т. н. «Привала» (ныне пересечение с проспектом Маршала Жукова) дорога совпадает со старинной Нарвской дорогой (на Нарву и Ревель) — современное Таллинское шоссе (Ямбургский тракт). За триста лет линия Петергофской дороги практически не изменилась и в черте города соответствует магистрали: Старо-Петергофский проспект — проспект Стачек — Петергофское шоссе.




Бывший почтовый двор на Петергофской дороге у Константиновского дворца
(1807—1809, архитектор Л. Руска)


Петергофская дорога — уникальная ландшафтно-архитектурная система императорских резиденций, частных усадеб, садов и парков, сочетание построек разных стилей и эпох. По замыслу Петра I, равномерно нарезанные участки вдоль дороги по обе стороны должны быть розданы знати под строительства своих усадеб, а получившийся гигантский архитектурный ансамбль должен был затмить дорогу из Парижа в Версаль. На первых порах строительство усадеб было своеобразной повинностью для знати, однако постепенно дорога стала престижным местом застройки. Нарезка и распределение участков, начатые Петром I, продолжались до середины XIX века, в том числе за счёт выделения наделов из императорских владений. Многие участки неоднократно переходили из рук в руки, объединялись или разделялись владельцами.


Во второй половине XIX века дорога начинает терять ритм парадных усадеб, изредка сменяемых живописными «зелёными паузами». Начало дороги проходит через формирующуюся промышленную окраину города, участки скупаются у владельцев купцами и промышленниками под строительство заводов и фабрик, утилитарных построек (трактиры, лавки, бараки для рабочих). В 1915 вдоль дороги начала функционировать уникальная железнодорожная линия ОРАНЭЛ.


После Октябрьской революции облик дороги в результате интенсивной застройки от Нарвской заставы до Автово практически полностью утрачен.


Во время Великой Отечественной войны дорога становится местом ожесточённых боевых действий, в результате которых многие усадебные постройки были полностью разрушены. После войны лишь незначительная часть их была восстановлена.


Среди сохранившихся достопримечательностей выделяются прежде всего императорские резиденции Стрельны, Петергофа, Ораниенбаума, а также несколько десятков частных усадеб. Исследователи насчитывают более 520 расположенных на Петергофской дороге архитектурных памятников XVII—XX вв.[1], значительная часть которых частично или полностью утрачены.



Загородные дворцы и усадьбы |



Из несохранившихся усадеб наиболее значимы в историко-архитектурном отношении Ульянка графов Шереметевых, Английский дворец Джакомо Кваренги, в окрестностях Ораниенбаума — Сан-Суси и Бронная дача Екатерины II (архитектор А. Ф. Кокоринов). Дача Миниха была полностью перестроена в 1953 году, сохранив однако классицистические очертания. От дворянских имений Павлино (графов Виельгорских) и Марьино (графов Толстых) уцелели только фрагменты парков.



Храмы Петергофской дороги |



Большое значение в жизни Петергофской дороги, её архитектурном ритме играли и продолжают играть храмы, стоявшие и стоящие в её окрестностях. Практически все храмы, построенные у дороги до революции утрачены. Многие из существующих храмов построены в 1990—2000-е гг.




Дача П. Г. Демидова на улице Чекистов


Адмиралтейский район


  • Храм святой Екатерины (утрачен в 1929 г., на его месте кинотеатр «Москва»: Старо-Петергофский проспект, 6)

Кировский район



  • Богоявленская («Гутуевская») церковь


  • Казанская церковь при подворье Валаамского монастыря (Старо-Петергофский проспект, 29)


  • Церковь прп. Сергия Радонежского (снесена в 1931 г., на его месте сквер за домом № 18 по ул. Ивана Черных)


  • Успенская («Болдыревская») церковь (снесена в 1930-е гг., на её месте жилой дом: пр. Стачек, 1)

  • Католический костел святого Казимира (разобран в 1950-е гг., на его месте сквер между домами № 16 и № 20 по улице Зои Космодемьянской)

  • Церковь Всех Святых («Ушаковская церковь») (снесена в 1936 гг., на её месте жилой дом: пр. Стачек, 34-2)

  • Церковь прп. Серафима Саровского (снесена в 1930-е гг., на её месте двор дома № 15 по ул. Белоусова)

  • Церковь св. Николая Чудотворца в Волынкиной дер. (совр. ул. Калинина)

  • Финская церковь св. Марии (совр. ул. Калинина)


  • Часовня святой Ефросиньи Полоцкой (снесена в 1935 гг., на её месте дом: пр. Стачек, 74)

  • Церковь святителя Николая Чудотворца («Путиловская церковь», построена в 1901—1906 гг., пр. Стачек, 48, сохранилась в сильно перестроенном виде)


  • Церковь Божией Матери Казанской на Красненьком кладбище (освящена в 2001 г., пр. Стачек, 98/2)


  • Церковь святого Иоанна Кронштадского (построена в 1999—2003 гг., Кронштадтская пл., 2)


  • Церковь святых Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии (обустроена в здании бывшей усадьбы Воронцовых в 1991 г., пр. Стачек, 168)

  • Церковь св. Петра Митрополита Московского (построена в 1992—2000 гг. как память об одноимённой церкви, стоявшей на оси ул. Лёни Голикова, пр. Стачек, 208)



    Красный кабачок стоял на Петергофской дороге 200 лет — с 1713 по 1919 годы




Красносельский район



  • Церковь св. равноапостольной Нины (построена в 2009—2010 гг. в Полежаевском парке, ул. Авангардная, д. 14/6)

  • Церковь Преображения Господня в Лигове (деревянная, с колокольней и часовней, построена в 1904 г., сгорела в октябре 1941 г., размещалась севернее перекрёстка пр. Ветеранов и ул. Партизана Германа, старый адрес: пр. Володарского, 66-70.)

  • Церковь Св. Николая в Лигове (лютеранская, деревянная, построена в 1909 г., на месте дома 22 корп. 2 по ул. П. Германа; сгорела во время боевых действий 1941-42 гг. в Урицке)

  • Костёл Божьей Матери Ченстоховской в Лигове (деревянный, 1911—1942, рядом с домом 33 по ул. П. Германа)


Петродворцовый район




  • Сергиева Приморская пустынь (Стрельна)

  • Преображенская церковь в Стрельне

  • Часовня св. Николая в Стрельне (воздвигнута в 1910 г.,первое в России здание из монолитного бетона; г. Стрельна, Пристанская ул.,д. 25А[2]

  • Часовня преп. Иосифа Песнопевца в Знаменке (построена в 1867 г. по проекту Н. Л. Бенуа, сохранилась[3]

  • «Капелла» (Церковь св. Александр Невского)

  • Собор Петра и Павла (Петергоф)

  • Храм святых апостолов Петра и Павла в Знаменке (первое освящение — в 1771 г., Санкт-Петербургское шоссе, д. 115 к. 10 лит. А:[4]

  • Лютеранская церковь в Петергофе (утрачена)

  • Костел в Петергофе (утрачен)


  • Храм Серафима Саровского (Петергоф) подворья Серафимо-Дивеевского монастыря

  • Католическая капелла (утрачена)


Ломоносовский район



  • Кирха в Мартышкино (утрачена)

  • Православная церковь в Мартышкино (утрачена)

  • Лютеранская Церковь Святого Иоанна

  • Собор Архангела Михаила (Ломоносов)

  • Церковь св. Спиридония Тримифунтского

  • Троицкое кладбище и церковь



Примечания |





  1. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. — СПб: Европейский дом, 2002.— 448 с.


  2. Часовня святителя Николая в Стрельне (неопр.) (недоступная ссылка — история). Проверено 22 мая 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.


  3. Часовня преподобного Иосифа (неопр.) (недоступная ссылка — история). Проверено 22 мая 2013. Архивировано 17 октября 2016 года.


  4. Знаменка




Литература |



  • Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. Ораниенбаумский историко-ландшафтный комплекс. — СПб, 2001. — ISBN 5-86007-242-2.

  • Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. — СПб, 2002.

  • Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. - 4-е изд., испр. и доп.. — СПб, 2013. — ISBN 978-5-8015-0316-5.

  • Журавлёв В. В., Митюрин Д. В., Сакса К. Б. Форпост Петербурга. Три века ратной истории Ораниенбаума-Ломоносова. — СПб, 2011. — ISBN 978-5-903984-26-8.

  • Зуев Г. Нарвская застава. На перепутье трех веков. — М.: Центрполиграф, 2004—446 с.

  • Гусаров А.Ю. Ораниенбаум. Три века истории. — СПб, 2011. — ISBN 978-5-93437-329-1.

  • Столпянский П. Н. Петергофская перспектива. Исторический очерк. — 1923.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Энциклопедия Санкт-Петербурга: Усадьбы и дачи

  • Петербург и окрестности: Городские окраины

  • Логунова Е. Петергофская дорога

  • Красносельский дневник: Петергофская дорога

  • Городское обозрение недвижимости Санкт-Петербурга: Усадьбы с городской судьбой

  • Блеск и разрушение трехсотлетней Петергофской дороги. Фоторепортаж




Popular posts from this blog

Арзамасский приборостроительный завод

Zurdera