Тай-цзун (династия Тан)


























































































Ли Шиминь кит. 李世民
TangTaizong.jpg
2-й император эпохи Тан
Дата рождения
23 января 599(0599-01-23)
Место рождения
Дворец Благословленной Добродетели (Qingshan Gong)[1], Угун, империя Суй
Дата смерти
10 июля 649(0649-07-10) (50 лет)
Место смерти
  • Ханфен-Холл[d], Тан

Время царствования
627-649
Предшественник
Гаоцзу
Преемник
Гао-цзун
Варианты имени

Традиционное написание

太宗

Упрощённое написание

太宗
Пиньинь
Tai zong
Второе имя
Ли Шими́нь (李世民)
Посмертное имя
Вэнь У-хуанди 文武皇帝
Храмовое имя
Тайцзун 高宗
Девиз правления
Чжэньгуань (кит. 貞觀)
Семья
Отец
Гаоцзу
Мать
императрица Доу
Жёны
императрица Чжансунь
У Цзэтянь

Дети
Гао-цзун и др.
Commons-logo.svg Тай-цзун на Викискладе

Тай-цзу́н (кит. 太宗), имя, данное при рождении — Ли Шими́нь (кит. 李世民) (23 января 599 — 10 июля 649) — самый могущественный китайский император (с 627) династии Тан (кит. ). Посмертное имя — Вэнь У-хуанди (кит. 文武皇帝). Девиз правления — Чжэньгуань (кит. 貞觀)




Содержание






  • 1 Происхождение


  • 2 Переворот


  • 3 Внутренняя политика


  • 4 Экспансия


  • 5 Библиография


  • 6 Примечания


  • 7 Ссылки





Происхождение |


Ли Шиминь происходил из древней китайской служилой аристократической семьи, которая на протяжении 200 лет владела землями на севере при тобасской династии Вэй, поэтому в значительной степени смешалась с табгачским населением.


Отец Ли Шиминя, Ли Юань был по происхождению безземельный юноша, которому удалось очаровать Люй-Хоу, дочь придворного вельможи, и благодаря этому браку стать наместником в Тайюане[источник не указан 88 дней]. Ли Юань был самым талантливым военачальником кавалерии императора Ян Ди из династии Суй. Абсурдная антинародная политика последнего вызвала против него ряд крестьянских восстаний, однако Ли Юань на первых порах был лоялен к Ян Ди. Тем не менее, Ли Шиминь вскоре убедил отца, который в то время отбивал натиск восточных тюркютов под руководством Шибир-хана, в необходимости примирения с Шибир-ханом и совместной с ним борьбы в ходе гражданской войны против императора-деспота. Когда в 617 Ли Юань был коронован в Чанъане под именем Гаоцзун, Ли Шиминь стал вторым лицом в государстве, а поскольку его отец, будучи умелым генералом, не отличался успехом в политике, часто сам решал политические вопросы.



Переворот |


Прогрессивные реформы Ли Шиминя вызвали недовольство бывших приспешников режима Ян Ди, а также части конфуцианских чиновников, занимавших руководящие должности в обществе. В результате, при дворе возобладали консерваторы, которые побудили Ли Юаня в мае 626 издать указ об ограничении буддизма и даосизма, направленный, в первую очередь, против Ли Шиминя. Братья Ли Шиминя (Ли Цзяньчэн и Ли Юаньцзи), возглавившие придворную клику, вызвали его во дворец, намереваясь расправиться с ним. Когда Ли Шиминь прибыл к отцу 2 июля 626, Ли Цзяньчэн совершил покушение на своего брата, однако оно провалилось, и Ли Шиминь поразил его ответной стрелой. Ли Юань тотчас же отменил свой указ и назначил Ли Шиминя наследником престола. 4 сентября 626 Ли Шиминь окончательно отстранил от власти своего отца и был коронован, приняв храмовое имя Тайцзун.



Внутренняя политика |


Условия, в которых Тай-цзун пришел к власти, были катастрофическими: за годы правления династии Суй население Китая сократилось на 2/3.


Однако Ли Шиминь был первым правителем в практике китайской истории, который помимо поддержки крупных землевладельцев (в данном случае — табгачских), выступил в защиту крестьян, ремесленников, купечества, интеллектуалов, не получивших доступ к конфуцианской правящей верхушке, а также мелким и средним феодалам. К своим преобразованиям он привлек также значительную часть тюрков, служивших в качестве конницы в китайской армии.


При Тай-цзуне завершается складывание феодального централизованного государства. Этому способствовали реорганизация государственного аппарата, введение обязательных государственных экзаменов для отбора на чиновничьи должности, укрепление армии, составление (с 631) кодекса законов.


Правление Тай-цзуна связано с первой в истории Китая попыткой создания синтетической культуры, объединяющей китайскую цивилизацию со степными кочевниками. Миллионное население востока Великой степи стало главной социальной базой для преобразований Ли Шиминя, считавшего себя в равной мере как императором китайцев, так и каганом степняков. Ближайший круг советников Тай-цзуна составляли китайские (даосские и конфуцианские) мудрецы, в том числе Вэй Чжэн, Фан Сюаньлин и Ван Гуй, а также степняки, отобранные по критерию личной преданности (в их числе однорукий уйгурский военачальник Киби Хели и тюркютский царевич из рода Ашина Шени). Политика Тай-цзуна, сохранявшая национальную идентичность народов степи, породила в Китае интерес ко всему тюркскому; был издан китайско-тюркский словарь, даже в столице империи Чанъане появились юрты по образцу степных. Позже националистическая партия в правящих кругах страны будет рассматривать династию Тан времён Тай-цзуна в качестве «табгачской».



Экспансия |




Расширение империи Тан при Тайцзуне (626—649):
      Шаньси (область, контролируемая Ли Юанем на 617)       Владения династии Суй на момент свержения Ян Гуана (618).       Покорение Восточно-тюркского каганата (630-682).       Тибет признаёт верховенство Китая (641-670)       Завоевание Средней Азии (642-665)




Кампании императора Тайцзун против государств Западных регионов


Тай-цзун вёл завоевательные войны с Когурё, государствами к северо-западу от танских владений. При нем владения Китая расширились так далеко на запад, как никогда до него. Стабилизировав внутреннюю ситуацию в Китае, Тай-цзун инспирировал восстание уйгуров и других нетюркютских народов Великой степи против Восточно-тюркского каганата, после чего сам напал на его владения с шестью китайскими армиями в 628—630. К 635 к владениям Тай-цзуна был присоединён Тогон, а вскоре преимущественно тюркские по своему этническому составу войска, находившиеся под командованием китайских военачальников, взяли Гаочан, в результате чего Китай получил контроль над всем восточным отрезком Великого шёлкового пути. Продолжая движение на запад, войска Тай-цзуна заняли более 70 городов Средней и Центральной Азии, от Кашгара до Бухары. В результате танских завоеваний Китай получил контроль не только над Восточным Туркестаном, но и над значительную часть современных Киргизстана и Узбекистана. Мао Цзэдун, выдвигая к СССР претензии по поводу Средней Азии, ссылался на историческую традицию со времён Тай-цзуна.


Неудачными оказались только военные действия императора против северокорейского государства Когурё: в 645 танские армии потеряли инициативу, остановившись у крепости Ансинсон, героические защитники которой сдерживали агрессоров на протяжении 60 дней. Затянувшаяся до зимы осада Ансинсона ослабила китайскую армию, потерявшую 80 % обозной тягловой силы при отступлении. Тем не менее, силы Когурё были подорваны, и в 668 это государство прекратило своё существование.


Свидетельством радикального поворота к открытости во внешней политике Китая стали странствия буддийского монаха Сюаньцзана по Бактрии, Джунгарии и Индии (629—645). Наконец, Сюаньцзан после 16 лет странствий вернулся с 700 различными реликвиями в Чанъань на колеснице, запряженной 20 конями, и изложил свои впечатления в «Записках о странах запада» («Си ю цзи»). В 648 году поступают неясные (и возможно преувеличенные) сведения об участии китайцев (в лице Ван Сюань-цэ), а также тибетских и непальских войск в свержении узурпатора Нафуди Аланашуня (那伏帝阿羅那順, Арджуна (?)), который узурпировал трон после смерти Харши. Танские историки приписали основную заслугу Ван Сюань-цэ, который организовал тибетско-непальскую экспедицию и при участии индийских князей восстановил правление наследников Харши[2].


В начале 648 года, достигнув значительных результатов во внешней и внутренней политике, приблизившись к пятидесятилетнему рубежу император Тай-цзун счёл необходимым изложить свои взгляды на главные задачи правителя Поднебесной. Причисляя себя к государям-основателям, и мечтая о том, чтобы танская династия не шла к упадку по пути предшественниц, Тай-цзун решил подсказать будущему императору Гаоцзуну как наилучшим образом управлять страной и подданными. Для этой цели он создал политическое завещание «Ди Фань», написанное в виде правил, практического руководства для преемников на троне. Вручая «Ди Фань» наследнику, он сказал: «Здесь сказано о том, как совершенствовать себя и управлять государством». Сочинение состояло из введения, заключения и двенадцать глав (пянь), объединённых в четыре цзюаня. В первую часть входили главы — Сущность правителя, Жаловать родственников уделами, Искать мудрецов; во вторую — Быть внимательным назначая на должности, Внимать увещеваниям, Отстранять клеветников; в третью — Остерегаться излишеств, Почитать бережливость, Награждать и наказывать; в четвёртую — Поощрять земледелие, Обращать внимание на военное дело, Ценить гражданские занятия.


Ли Шиминь умер 10 июля 649. Его гробница в Чанъане, украшенная высокохудожественными горельефами, считается одним из лучших образцов архитектуры эпохи Тан. Сын и наследник Тай-цзуна, Ли Чжи (тронное имя Гао-цзун), хотя и не обладал отцовскими способностями, но уверенно продолжил его успешную политику.



Библиография |



  • Гумилев Л. Н. «Древние тюрки».

  • Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. ИФ «Восточная литература» РАН, СПб. 1999.



Примечания |





  1. Music from the Tang Court. — Cambridge : Cambridge University Press, 2007. — P. 17. — ISBN 978-0-521-62100-7.


  2. Н.Я. Бичурин "Собрание сведений", М. 1950, стр. 305-306. Перевод из Синь Тан шу, цзюань 221а




Ссылки |


  • Ли Ши-минь // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.









Popular posts from this blog

浄心駅

カンタス航空