Иса ибн Марьям
Иса ибн Марьям | |
---|---|
араб. عيسى ابن مريم | |
Личная информация | |
Профессия, род деятельности | проповедник |
Место рождения | Байта-Лахм |
Место смерти | Аль-Кудс |
Вероисповедание | ислам |
Мать | Марьям |
Коранический персонаж | |
Имя на других языках | лат. Iesus Nazarenus, ивр. יֵשׁוּעַ, др.-греч. Ἰησοῦς Χριστός |
Отождествляется | Иисус Христос, Йешу и исторический Иисус Христос |
Категория | Посланник (расуль), улю-ль-азм |
Упоминания в Коране | 25 раз: 4:171 |
Чудеса и знамения | Оживление птиц, излечение больных. |
Связанные персонажи | Яхья, Даджаль |
События | Второе пришествие |
Иса ибн Марьям на Викискладе | |
Иса ибн Марьям в Викицитатнике | |
Информация в Викиданных .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}} ? |
В Википедии есть статьи о других людях с именем Иса .
И́са ибн Ма́рьям аль-Маси́х (араб. عيسى ابن مريم — Иисус сын Марии) — один из величайших исламских пророков (наби). Отождествляется с новозаветным Иисусом Христом.
Пророк Иса был направлен к израильтянам для того, чтобы подтвердить истинность Таурата (Торы) и принести одну из священных книг Ислама — Инджиль (Евангелие)[1][2]. Иса считается одним из посланников Аллаха (расуль), наряду с Нухом, Ибрахимом, Мусой и Мухаммедом[3], а также основоположником нового шариата[3].
Содержание
1 Имя и эпитеты
2 История
2.1 Рождение
2.2 Пророчество
2.3 Распятие
2.4 Второе пришествие
3 Место Исы в исламе
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
Имя и эпитеты |
Пророк Иса в Коране называется эпитетами абдуллах (раб Аллаха)[5], расулюллах (посланник Аллаха), салих (праведник), калима (слово [Аллаха]), кауль аль-хакк (речение истины) и так далее. Отнесение Исы к «приближённым» (мукаррабун) Аллаха давало повод ошибочно говорить о том, что его природа наполовину ангельская[6]. Ношение им имени Ибн Марьям (сын Марии) подчеркивало особое значение его матери в исламе. Имя Масих (мессия), которым Иса назван в Коране, не несёт иудеохристианского религиозного смысла[7].
Мусульмане используют имя Исы, равно как и имена других библейских и коранических персонажей, в качестве личного имени. Длительное общение мусульман и испанских христиан привело к тому, что испаноязычные христиане также стали использовать имя Иисус в качестве личного имени, хотя в христианском мире данная практика обычно не встречается[8]. В некоторых мусульманских странах имя Исы давалось незаконнорождённым детям (иудейское вранье)[6].
История |
Рождение |
Мусульмане верят в непорочное зачатие Исы[7]. В Коране довольно подробно рассказано о чудесном рождении Исы. Ангелы (или один ангел в облике «совершенного человека») сообщили Марьям, что она по слову Аллаха, родит сына, который будет проповедовать Писание и творить чудеса. Коран уподобляет Ису Адаму, так как тоже был рождён без отца благодаря чуду, сотворённому Аллахом[9].
После рождения Иса сказал матери, что Аллах облегчает её муки, даровав плоды с пальмы, под которой она рожала, и заставив бить под ней источник[6]. Аллах приказал ей молчать, когда её станут расспрашивать о рождении ребёнка[10]. Когда соплеменники Марьям начали обвинять её в распутстве, он заговорил, объявив, что он — слуга Аллаха и пророк (наби)[7][11][12]. Это было первое чудо, произошедшее с ним. Иудеи обратились к римскому наместнику с требованием казнить Марьям за рождение сына без отца, из-за чего Марьям и Иса были вынуждены бежать в Египет. Когда Исе исполнилось двенадцать лет, они вернулись в Иудею и поселились в Назарете (Насире)[3].
Пророчество |
В возрасте тридцати лет Иса стал пророком и сразу начал активную проповедь веры среди заблудших израильтян. В пророчестве ангела о будущем Исы говорится, что в доказательство своей пророческой миссии он будет творить чудеса. По воле Аллаха, он воскрешал мёртвых, вдыхал жизнь в глиняные фигурки птиц, исцелял слепого и прокажённого, обнаружил сокрытое[13][1].
Иса особо связан с пророком Мухаммедом, так как предсказывал появление пророка «имя которому — Ахмад»[3][14]. Как и у пророка Мухаммада, у него был помощник — рух аль-кудус («святой дух»), которого чаще всего идентифицируют с ангелом Джибрилем[6][15][16].
Иса был основателем новой религии, которая основывалась на законах пророка Мусы (Моисея). В ней были новые законы, которые отменили действие старых. До пришествия в мир пророка Мухаммада, религия пророка Исы оставалась единственно верной религией на земле. Пророк Иса вёл активную проповедническую жизнь. Он призывал соплеменников поклоняться Аллаху и уверовать в посланное ему Писание. Часть людей уверовала в Пророка, у него были преданные ученики — апостолы (хавариюн)[3][17][18]. Когда апостолы попросили даровать им трапезу с небес, Аллах ниспослал им её[6][19].
Распятие |
Коран отрицает смерть пророка Исы на кресте, указывая, что это были лишь заявления его врагов[3][20]:
И за их неверие и высказывание их на Марьям клеветы великой. И (за) их высказывание: «Поистине, мы убили мы Мессию, Иису, сына Марьям, Посланника Аллаха!» Но не убили они его и не распяли они его, но однако (это лишь) показалось им. Воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. Поистине, те, которые разногласят относительно этого, однозначно в сомнении об этом. Нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. И не убивали они его достоверно. (Коран, 4: 156-157).
Иса был вознесён на небеса, где он пребудет до наступления Судного дня[6][21][22][23].
Известный арабский историк XIV века и толкователь Корана Ибн Касир писал со слов Ибн Аббаса, что вместо Исы был распят другой человек[3]:.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
В тот момент Иса был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он (Иса) почувствовал, что либо они неизбежно ворвутся, либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?» Один юноша добровольно вызвался, однако Иса счел его молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши не отзывался. Тогда Иса сказал: «Ты будешь им!». И Аллах изменил его облик на облик Исы так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверстие и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознесся на небеса, как сказал об этом Всевышний: «О, Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе…» (Коран, 3: 55). Когда он вознесся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за Ису, схватили его, надели ему на голову венок из колючек и распяли..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
Подобная точка зрения отражена и в Евангелии от Василида, преподававшего в Александрии в 117—138 годах н. э., где указывается, что в действительности вместо Исы был распят Симон Киринеянин[24][25][26].
По другой версии, один из апостолов предал Пророка и повёл стражу к дому, в котором тот находился. Стражники велели апостолу пойти в дом и вывести к ним Ису. Когда тот вошёл в дом, Аллах вознес Ису на небеса и придал его внешность апостолу. Когда последний вышел из дома, стражники схватили его, после чего в образе пророка Исы распяли на кресте предателя[27]. Исламский историк XIII века Ибн аль-Асир считал предателя Иуду наиболее вероятным апостолом, распятым вместо пророка Исы[28].
Согласно исламской доктрине, служение Исы состояло не в том, что он приносил себя в жертву во искупление людских грехов, а в том, что он был посланником Аллаха и указывал верный путь к Аллаху. Каждый человек будет судим по своим деяниям и никто не несёт на себе грехов другого[7].
Второе пришествие |
Все события, связанные со вторым пришествием Исы не упоминаются в Коране, однако приводятся в авторитетных сборниках хадисов[3]. В Предании пророк Иса в конце времён действует то рядом с Махди, то вытесняет и заменяет его[6]. Коранические толкования определяют пророку Исе роль одного из главных участников Судного дня[7].
Согласно преданию, Иса пребывает в раю, на небесах и накануне конца света, по воле Аллаха, спустится оттуда в Палестину[6][29]. По другой версии, Иса спустится на минарет, стоящий в юго-восточном углу мечети Омейядов в Дамаске, который носит его имя[30]. Он сразится с лжемессией Даджалом и убьёт его, после чего Аллах, благодаря его мольбе, уничтожит племена Яджудж и Маджудж (Гог и Магог), которые будут угрожать всему человечеству. Пророк Иса установит на земле царство добра и справедливости. В своем втором пришествии он будет руководствоваться исламским шариатом[3].
Иса умрет и будет похоронен в Медине рядом с Мухаммедом. В мечети Пророка показывают место, отведённое для захоронения Исы[6].
В день Суда Аллах воскресит его и он вместе со всеми предстанет перед Аллахом. Вместе с другими пророками он будет свидетельствовать против неверующих[31][32]. Указание того, что Иса будет «признаком» наступающего Суда, считается намёком на его второе пришествие[6][29].
Место Исы в исламе |
Коран знает об Исе значительно больше, чем о других пророках. Его имя упоминается в Коране 25 раз. Согласно преданию, сура «Марьям» читалась мухаджирами перед эфиопским негусом как доказательство близости проповеди Мухаммада к христианству[6].
Иса идентифицируется с христианским Иисусом Христом, но Коран отвергает идею Троицы и отрицает христианское представление о нём как о Боге и Сыне Божием[7][33][34]. В отличие от Библии, Коран подчёркивает, что Иса всего лишь раб Божий[35].
Иса стал объектом особого поклонения в некоторых исламских течениях. Ахмадиты, например, считают, что спасшийся из Иерусалима Иса умер и похоронен в Кашмире, а затем воскрес, воплотившись в основателя общины[6].
Примечания |
↑ 12 Аль ‘Имран 3:48
↑ аль-Маида 5:46
↑ 123456789 Али-заде, 2007.
↑ Аль ‘Имран 3:45
↑ Марьям 19:31
↑ 123456789101112 Ислам: ЭС, 1991.
↑ 123456 Ньюби, 2007, с. 123.
↑ Ньюби, 2007, с. 124.
↑ Аль ‘Имран 3:59
↑ Марьям 19:26
↑ Аль ‘Имран 3:42—50
↑ Марьям 19:16—34
↑ аль-Маида 5:110
↑ ас-Сафф 61:6
↑ аль-Бакара 2:87
↑ аль-Бакара 2:253
↑ Аль ‘Имран 3:52, 53
↑ ас-Сафф 61:14
↑ аль-Маида 5:110—115
↑ ан-Ниса 4:156, 157
↑ Аль ‘Имран 3:55
↑ ан-Ниса 4:158
↑ аль-Маида 5:17
↑ Frank Leslie Cross, Elizabeth A. Livingstone. The Oxford Dictionary of the Christian Church. — Oxford University Press, 1997. — P. 168. — ISBN 019211655X.
↑ Ehrman, Bart. Lost Christianities. — OUP, 2005. — P. 188. — ISBN 0195182499.
↑ Kelhoffer, James A. Conceptions of "Gospel" and Legitimacy in Early Christianity. — Mohr Siebeck, 2014. — P. 80. — ISBN 9783161526367.
↑ Игнатенко.
↑ Watt 1991, p. 49.
↑ 12 аз-Зухруф 43:61
↑ Низовский, 2006.
↑ аль-Маида 5:109
↑ ан-Ниса 4:159
↑ ат-Тавба 9:30
↑ аль-Маида 5:72
↑ аз-Зухруф 43:59
Литература |
- на русском языке
- Али-заде А. А. Иса ибн Мариам : [арх. 1 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
- Низовский А.Ю. Мечеть Омейядов в Дамаске // Величайшие храмы мира: Энциклопедический справочник. — М.: Вече, 2006. — 576 с.
- Пиотровский М.Б. Иса // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука,
ГРВЛ,
1991. — С. 102. - Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М.: Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8183-1080-0.
- на других языках
ʿĪsā / Anawati, G.C. // Encyclopaedia of Islam.
2 ed. — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005. (платн.)
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Иса ибн Марьям в Викицитатнике | |
Иса ибн Марьям на Викискладе |
- Игнатенко А. А. Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (недоступная ссылка — история). Институт религии и политики. Проверено 16 мая 2014. Архивировано 20 сентября 2012 года.