Иса ибн Марьям

































































Иса ибн Марьям
араб. عيسى ابن مريم
Isa (Jesus)1.png
Личная информация
Профессия, род деятельности
проповедник
Место рождения
Байта-Лахм
Место смерти
Аль-Кудс
Вероисповедание
ислам
Мать
Марьям
Коранический персонаж
Имя на других языках
лат. Iesus Nazarenus, ивр. ‏יֵשׁוּעַ‏‎,
др.-греч. Ἰησοῦς Χριστός
Отождествляется
Иисус Христос, Йешу и исторический Иисус Христос
Категория
Посланник (расуль), улю-ль-азм
Упоминания в Коране
25 раз: 4:171
Чудеса и знамения
Оживление птиц, излечение больных.
Связанные персонажи
Яхья, Даджаль
События
Второе пришествие
Commons-logo.svg Иса ибн Марьям на Викискладе

Логотип Викицитатника Иса ибн Марьям в Викицитатнике

Wikidata-logo S.svg Информация в Викиданных .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
?



И́са ибн Ма́рьям аль-Маси́х (араб. عيسى ابن مريم‎ — Иисус сын Марии) — один из величайших исламских пророков (наби). Отождествляется с новозаветным Иисусом Христом.


Пророк Иса был направлен к израильтянам для того, чтобы подтвердить истинность Таурата (Торы) и принести одну из священных книг Ислама — Инджиль (Евангелие)[1][2]. Иса считается одним из посланников Аллаха (расуль), наряду с Нухом, Ибрахимом, Мусой и Мухаммедом[3], а также основоположником нового шариата[3].




Содержание






  • 1 Имя и эпитеты


  • 2 История


    • 2.1 Рождение


    • 2.2 Пророчество


    • 2.3 Распятие


    • 2.4 Второе пришествие




  • 3 Место Исы в исламе


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки





Имя и эпитеты |





Арабская транскрипция имени пророка Исы:
«Аль-Маси́ху ‘И́са бну Марйама»[4]



Пророк Иса в Коране называется эпитетами абдуллах (раб Аллаха)[5], расулюллах (посланник Аллаха), салих (праведник), калима (слово [Аллаха]), кауль аль-хакк (речение истины) и так далее. Отнесение Исы к «приближённым» (мукаррабун) Аллаха давало повод ошибочно говорить о том, что его природа наполовину ангельская[6]. Ношение им имени Ибн Марьям (сын Марии) подчеркивало особое значение его матери в исламе. Имя Масих (мессия), которым Иса назван в Коране, не несёт иудеохристианского религиозного смысла[7].


Мусульмане используют имя Исы, равно как и имена других библейских и коранических персонажей, в качестве личного имени. Длительное общение мусульман и испанских христиан привело к тому, что испаноязычные христиане также стали использовать имя Иисус в качестве личного имени, хотя в христианском мире данная практика обычно не встречается[8]. В некоторых мусульманских странах имя Исы давалось незаконнорождённым детям (иудейское вранье)[6].



История |



Рождение |


Мусульмане верят в непорочное зачатие Исы[7]. В Коране довольно подробно рассказано о чудесном рождении Исы. Ангелы (или один ангел в облике «совершенного человека») сообщили Марьям, что она по слову Аллаха, родит сына, который будет проповедовать Писание и творить чудеса. Коран уподобляет Ису Адаму, так как тоже был рождён без отца благодаря чуду, сотворённому Аллахом[9].




Изображение Марьям и Исы на персидской миниатюре.


После рождения Иса сказал матери, что Аллах облегчает её муки, даровав плоды с пальмы, под которой она рожала, и заставив бить под ней источник[6]. Аллах приказал ей молчать, когда её станут расспрашивать о рождении ребёнка[10]. Когда соплеменники Марьям начали обвинять её в распутстве, он заговорил, объявив, что он — слуга Аллаха и пророк (наби)[7][11][12]. Это было первое чудо, произошедшее с ним. Иудеи обратились к римскому наместнику с требованием казнить Марьям за рождение сына без отца, из-за чего Марьям и Иса были вынуждены бежать в Египет. Когда Исе исполнилось двенадцать лет, они вернулись в Иудею и поселились в Назарете (Насире)[3].



Пророчество |





Иса с апостолами во время трапезы.


В возрасте тридцати лет Иса стал пророком и сразу начал активную проповедь веры среди заблудших израильтян. В пророчестве ангела о будущем Исы говорится, что в доказательство своей пророческой миссии он будет творить чудеса. По воле Аллаха, он воскрешал мёртвых, вдыхал жизнь в глиняные фигурки птиц, исцелял слепого и прокажённого, обнаружил сокрытое[13][1].


Иса особо связан с пророком Мухаммедом, так как предсказывал появление пророка «имя которому — Ахмад»[3][14]. Как и у пророка Мухаммада, у него был помощник — рух аль-кудус («святой дух»), которого чаще всего идентифицируют с ангелом Джибрилем[6][15][16].


Иса был основателем новой религии, которая основывалась на законах пророка Мусы (Моисея). В ней были новые законы, которые отменили действие старых. До пришествия в мир пророка Мухаммада, религия пророка Исы оставалась единственно верной религией на земле. Пророк Иса вёл активную проповедническую жизнь. Он призывал соплеменников поклоняться Аллаху и уверовать в посланное ему Писание. Часть людей уверовала в Пророка, у него были преданные ученики — апостолы (хавариюн)[3][17][18]. Когда апостолы попросили даровать им трапезу с небес, Аллах ниспослал им её[6][19].



Распятие |



Коран отрицает смерть пророка Исы на кресте, указывая, что это были лишь заявления его врагов[3][20]:


И за их неверие и высказывание их на Марьям клеветы великой. И (за) их высказывание: «Поистине, мы убили мы Мессию, Иису, сына Марьям, Посланника Аллаха!» Но не убили они его и не распяли они его, но однако (это лишь) показалось им. Воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. Поистине, те, которые разногласят относительно этого, однозначно в сомнении об этом. Нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. И не убивали они его достоверно. (Коран, 4: 156-157).


Иса был вознесён на небеса, где он пребудет до наступления Судного дня[6][21][22][23].


Известный арабский историк XIV века и толкователь Корана Ибн Касир писал со слов Ибн Аббаса, что вместо Исы был распят другой человек[3]:.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}



В тот момент Иса был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он (Иса) почувствовал, что либо они неизбежно ворвутся, либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?» Один юноша добровольно вызвался, однако Иса счел его молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши не отзывался. Тогда Иса сказал: «Ты будешь им!». И Аллах изменил его облик на облик Исы так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверстие и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознесся на небеса, как сказал об этом Всевышний: «О, Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе…» (Коран, 3: 55). Когда он вознесся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за Ису, схватили его, надели ему на голову венок из колючек и распяли..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


Подобная точка зрения отражена и в Евангелии от Василида, преподававшего в Александрии в 117—138 годах н. э., где указывается, что в действительности вместо Исы был распят Симон Киринеянин[24][25][26].


По другой версии, один из апостолов предал Пророка и повёл стражу к дому, в котором тот находился. Стражники велели апостолу пойти в дом и вывести к ним Ису. Когда тот вошёл в дом, Аллах вознес Ису на небеса и придал его внешность апостолу. Когда последний вышел из дома, стражники схватили его, после чего в образе пророка Исы распяли на кресте предателя[27]. Исламский историк XIII века Ибн аль-Асир считал предателя Иуду наиболее вероятным апостолом, распятым вместо пророка Исы[28].


Согласно исламской доктрине, служение Исы состояло не в том, что он приносил себя в жертву во искупление людских грехов, а в том, что он был посланником Аллаха и указывал верный путь к Аллаху. Каждый человек будет судим по своим деяниям и никто не несёт на себе грехов другого[7].



Второе пришествие |




Минарет мечети Омейядов, на который должен спуститься Иса.



Все события, связанные со вторым пришествием Исы не упоминаются в Коране, однако приводятся в авторитетных сборниках хадисов[3]. В Предании пророк Иса в конце времён действует то рядом с Махди, то вытесняет и заменяет его[6]. Коранические толкования определяют пророку Исе роль одного из главных участников Судного дня[7].


Согласно преданию, Иса пребывает в раю, на небесах и накануне конца света, по воле Аллаха, спустится оттуда в Палестину[6][29]. По другой версии, Иса спустится на минарет, стоящий в юго-восточном углу мечети Омейядов в Дамаске, который носит его имя[30]. Он сразится с лжемессией Даджалом и убьёт его, после чего Аллах, благодаря его мольбе, уничтожит племена Яджудж и Маджудж (Гог и Магог), которые будут угрожать всему человечеству. Пророк Иса установит на земле царство добра и справедливости. В своем втором пришествии он будет руководствоваться исламским шариатом[3].


Иса умрет и будет похоронен в Медине рядом с Мухаммедом. В мечети Пророка показывают место, отведённое для захоронения Исы[6].


В день Суда Аллах воскресит его и он вместе со всеми предстанет перед Аллахом. Вместе с другими пророками он будет свидетельствовать против неверующих[31][32]. Указание того, что Иса будет «признаком» наступающего Суда, считается намёком на его второе пришествие[6][29].



Место Исы в исламе |


Коран знает об Исе значительно больше, чем о других пророках. Его имя упоминается в Коране 25 раз. Согласно преданию, сура «Марьям» читалась мухаджирами перед эфиопским негусом как доказательство близости проповеди Мухаммада к христианству[6].


Иса идентифицируется с христианским Иисусом Христом, но Коран отвергает идею Троицы и отрицает христианское представление о нём как о Боге и Сыне Божием[7][33][34]. В отличие от Библии, Коран подчёркивает, что Иса всего лишь раб Божий[35].


Иса стал объектом особого поклонения в некоторых исламских течениях. Ахмадиты, например, считают, что спасшийся из Иерусалима Иса умер и похоронен в Кашмире, а затем воскрес, воплотившись в основателя общины[6].



Примечания |





  1. 12 Аль ‘Имран 3:48


  2. аль-Маида 5:46


  3. 123456789 Али-заде, 2007.


  4. Аль ‘Имран 3:45


  5. Марьям 19:31


  6. 123456789101112 Ислам: ЭС, 1991.


  7. 123456 Ньюби, 2007, с. 123.


  8. Ньюби, 2007, с. 124.


  9. Аль ‘Имран 3:59


  10. Марьям 19:26


  11. Аль ‘Имран 3:42—50


  12. Марьям 19:16—34


  13. аль-Маида 5:110


  14. ас-Сафф 61:6


  15. аль-Бакара 2:87


  16. аль-Бакара 2:253


  17. Аль ‘Имран 3:52, 53


  18. ас-Сафф 61:14


  19. аль-Маида 5:110—115


  20. ан-Ниса 4:156, 157


  21. Аль ‘Имран 3:55


  22. ан-Ниса 4:158


  23. аль-Маида 5:17


  24. Frank Leslie Cross, Elizabeth A. Livingstone. The Oxford Dictionary of the Christian Church. — Oxford University Press, 1997. — P. 168. — ISBN 019211655X.


  25. Ehrman, Bart. Lost Christianities. — OUP, 2005. — P. 188. — ISBN 0195182499.


  26. Kelhoffer, James A. Conceptions of "Gospel" and Legitimacy in Early Christianity. — Mohr Siebeck, 2014. — P. 80. — ISBN 9783161526367.


  27. Игнатенко.


  28. Watt 1991, p. 49.


  29. 12 аз-Зухруф 43:61


  30. Низовский, 2006.


  31. аль-Маида 5:109


  32. ан-Ниса 4:159


  33. ат-Тавба 9:30


  34. аль-Маида 5:72


  35. аз-Зухруф 43:59




Литература |


на русском языке


  • Али-заде А. А. Иса ибн Мариам : [арх. 1 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.

  • Низовский А.Ю. Мечеть Омейядов в Дамаске // Величайшие храмы мира: Энциклопедический справочник. — М.: Вече, 2006. — 576 с.

  • Пиотровский М.Б. Иса // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука,
    ГРВЛ,
    1991. — С. 102.

  • Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М.: Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8183-1080-0.


на других языках


  • ʿĪsā / Anawati, G.C. // Encyclopaedia of Islam.
    2 ed. — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005.
     (платн.)


Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}










  • Игнатенко А. А. Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (недоступная ссылка — история). Институт религии и политики. Проверено 16 мая 2014. Архивировано 20 сентября 2012 года.










Popular posts from this blog

Арзамасский приборостроительный завод

Zurdera