Баскунчакская железная дорога
Баскунча́кская желе́зная доро́га (1884 — 1918) — железная дорога от озера Баскунчак до Владимировской пристани на Волге.
Содержание
1 История дороги
2 Станции дороги
3 Подвижной состав
4 Работа дороги
5 Литература
6 Ссылки
История дороги |
Баскунчакская железная дорога была построена для вывоза соли от озера Баскунчак к реке Волге. Движение по Баскунчакской железной дороге производилось только во время навигации на Волге, причём во время высоких вод до пристани Мамай на реке Ахтубе, а в остальное время до пристани Владимировской на реке Владимировке. Длина дороги составляла 76,3 км, из них 16,7 км — двухпутные. На дороге было построено 17 мостов, 9 водопропускных труб, 2 каменных паровозных сарая (Баскунчак — площадью 368.8 м² и Ахтуба — 750.5 м²).
Начальником дороги в 1887—1888 годах являлся инженер К. Яковлев. Весь штат управления дороги, включая прислугу, составлял всего 11 человек.
Дорога, ориентировочно после 1918 года, вошла в состав Рязано-Уральской железной дороги.
Станции дороги |
- Баскунчак
- Кочевая
- Солончак
- Пристань Мамай
- Владимировка
- Ахтуба
Подвижной состав |
Дорога имела: 10 паровозов из них 7 серии Т с тендерами и 3 серии ТП без тендеров, 482 вагона, в том числе: 2 цистерны,
30 крытых, 50 платформ и 400 солевозных вагонов.
Паровозы, работающие на главной линии и озерных путях станции Баскунчак, отапливались дровами; паровозы работающие на станции Владимировка и на перегоне Ахтуба—Владимировка отапливались нефтяными остатками. Водоснабжение паровозов осуществлялось по станциям: Баскунчак, Кочевая, Солончак и Ахтуба паровыми машинами и пульзометрами, на станции Владимировка — ручным насосом.
Пассажирские вагоны (9 шт.) имеющиеся на дороге были трёхосными, постройки завода Кайль и Ко в Париже, переделанные в мастерских Моршано-Сызранской дороги. Платформы (50 шт. серии П) и крытые вагоны (30 шт. серии К) были двухосными, построенными на заводах промышленного общества Лильполь-Рау и Левенштейн. Солевозные вагоны (400 шт. серии С. П.) были двухосными, построенными на Сормовском заводе. Цистерны (2 шт. серии Ц) были двухосными, построенными на заводах Русско-Балтийского общества.
Работа дороги |
Средняя составность отправленного по дороге грузового поезда с 1884 по 1888 год: 1884 — 22.45 вагонов, 1885 — 22,16, 1886 — 22,04, 1887 — 21,95, 1888 — 22,18.
Вследствие сезонного характера работы дороги и замкнутости интенсивность её эксплуатации была высокой, так среднесуточный пробег паровоза колебался от 505 км до 677 км.
Доход на версту дороги составлял: 1884 год — 2420,74 руб., 1885 год — 1920,15 руб., 1886 год — 1758,73 руб., 1887 год — 2221,98 руб., 1888 год — 2064,41 руб.
Основным грузом дороги являлась соль, её дорога перевезла в 1887 году 180,6 тыс. тонн, в 1888 году — 194,3 тыс. тонн.
Литература |
- Баскунчакская железная дорога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки |
Баскунчакская железная дорога на сайте «История Рязано-Уральской железной дороги»