Верхний Баскунчак (станция)
Станция Верхний Баскунчак Москва-Казанская — Астрахань Разгуляевка — Верхний Баскунчак | |
---|---|
Приволжская железная дорога | |
Вид на станцию со стороны пешеходного моста | |
Регион ж. д. | Астраханский |
Дата открытия | 1907[1] |
Тип | участковая |
Выход к | Верхнему Баскунчаку |
Расстояние до Волгограда | 194 км |
Расстояние до Астрахани | 246 км |
Расстояние до Москвы | 1284 км |
Код в АСУЖТ | 618207 |
Код в «Экспресс-3» | 2020917 |
Верхний Баскунчак на Викискладе |
Ве́рхний Баскунча́к — узловая железнодорожная станция Приволжской железной дороги на пересечении линий Урбах — Астрахань и Нижний Баскунчак — Волжский (линии неэлектрифицированы).
Содержание
1 Описание
2 Дальнее следование по станции
3 История
4 Деятельность
5 Примечания
6 Ссылки
Описание |
Станция расположена в посёлке Верхний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области. От станции отходят ветви на Волгоград, Нижний Баскунчак. Ветвь Верхний Баскунчак — Нижний Баскунчак является ведомственной, хотя и отображается в официальных картах РЖД, и принадлежит ОАО «Бассоль». На ней осуществляются только грузовые перевозки.
На станции Верхний Баскунчак останавливаются все поезда дальнего следования. Через станцию осуществляются пассажирские перевозки на Брест, Махачкалу, Одессу, Волгоград, Москву, Саратов, Астрахань, Ташкент, Баку, Худжант, Адлер, Новороссийск, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Мурманск, Харьков, Киев, Орск, Кустанай, Астану, Павлодар, Томск, Новокузнецк, Караганду, Тюмень, Нижневартовск, Душанбе, Симферополь, Мангышлак, Актобе, Алма-Ату, Новосибирск, Ижевск.[2] Также через станцию проходит множество грузовых поездов, в том числе с солью, вывезенной с посёлка Нижний Баскунчак.
Станция примечательна тем, что в её северной части есть перпендикулярное глухое пересечение двух однопутных участков (Солончак — Нижний Баскунчак и Верхний Баскунчак — Урбах), которое используется только в тёплый период, когда идёт добыча соли. В зимний период крестовина с пути снимается.
Дальнее следование по станции |
По состоянию на декабрь 2018 года через станцию курсируют следующие поезда дальнего следования:
Круглогодичное обращение поездов | |||
---|---|---|---|
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
5 «Лотос» | Астрахань — Москва | 6 «Лотос» | Москва — Астрахань |
41/42 | Астрахань — Волгоград | 41/42 | Волгоград — Астрахань |
55/56 | Баку — Москва | 55/56 | Москва — Баку |
85 | Махачкала — Москва | 86 | Москва — Махачкала |
109 | Астрахань — Санкт-Петербург | 110 | Санкт-Петербург — Астрахань |
147 | Астрахань — Нижневартовск | 148 | Нижневартовск — Астрахань |
301/302 | Грозный — Волгоград | 301/302 | Волгоград — Грозный |
319/320 | Куляб — Москва | 319/320 | Москва — Куляб |
323/324 | Ташкент — Волгоград | 323/324 | Волгоград — Ташкент |
329/330 | Душанбе — Москва | 329/330 | Москва — Душанбе |
333 | Ташкент — Саратов | 334 | Саратов — Ташкент |
349/350 | Ташкент — Москва | 349/350 | Москва — Ташкент |
359/360 | Худжанд — Москва | 359/360 | Москва — Худжанд |
369/370 | Баку — Киев | 369/370 | Киев — Баку |
373 | Махачкала — Тюмень | 374 | Тюмень — Махачкала |
Сезонное обращение поездов | |||
---|---|---|---|
№ поезда | Маршрут движения | № поезда | Маршрут движения |
249 | Имеретинский курорт — Новокузнецк | 250 | Новокузнецк — Имеретинский курорт |
465/466 | Астрахань — Волгоград — Имеретинский курорт | 465/466 | Имеретинский курорт — Волгоград — Астрахань |
545 | Имеретинский курорт — Орск | 546 | Орск — Имеретинский курорт |
История |
До постройки Астраханской линии на месте станции находилась пустынная местность, через которую проходила Баскунчакская железная дорога, открытая в 1881 году для перевозки соли с озера Баскунчак до станции Владимировка, расположенной на реке Волге. В связи с прокладкой Астраханской линии, пересекающей Баскунчакскую железную дорогу, в 1907 году была открыта станция Верхний Баскунчак, сдано в эксплуатацию паровозное депо.
В годы Великой Отечественной войны станция становится крупным железнодорожным узлом стратегического значения. В 1941 году в рекордно короткий срок была построена железная дорога Ахтуба — Сталинград, по которой осуществлялась доставка людей, продовольствия, боевой техники. Верхний Баскунчак неоднократно подвергался авиационным налётам, в результате которых были почти полностью уничтожены железнодорожные пути, паровозное депо, сожжена станция, разрушен посёлок, однако станция продолжала работать и обеспечивать доставку войск и техники.
В послевоенные годы открыты путевая машинная станция, вагонное депо, дистанция пути, дистанция сигнализации и связи. Ранее существовала железнодорожная ветка на Средний Баскунчак, которая в настоящее время разобрана.
В 2005 году проведён капитальный ремонт платформы и вокзала, в 2010 году открыт второй путь перегона Верхний Баскунчак — Солончак.
[3][4][5].
Деятельность |
На станции осуществляются:
- продажа пассажирских билетов;
- прием, выдача багажа;
- приём и выдача повагонных отправок грузов (открытые площадки);
- приём и выдача повагонных и мелких отправок (подъездные пути).[6]
Примечания |
↑ Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
↑ Расписание поездов: Верхний Баскунчак
↑ История станции Верхний Баскунчак
↑ Верхний Баскунчак (недоступная ссылка)
↑ Депо Верхний Баскунчак: люди, события, факты
↑ Станция Верхний Баскунчак (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 7 декабря 2011. Архивировано 24 декабря 2009 года.
Ссылки |
- Единая сетевая разметка: Верхний Баскунчак
- Тарифное руководство № 4. Алфавитный список железнодорожных станций
- Тарифное руководство № 4 (ред. от 28.11.2008, с изм. от 06.10.2010) Книга 1 «Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог»
- Верхний Баскунчак на сайте translogist.ru
- Верхний Баскунчак на карте Астраханской области
- Подробная карта Приволжской железной дороги (неопр.). Архивировано 5 декабря 2012 года.
- Карта железных дорог и автодорог Астраханской области
- Карта Приволжской железной дороги
|
|
|