Ташкентский метрополитен



















































































Ташкентский метрополитен
Тошкент метрополитени
Logo of Tashkent Metro.png
Tashkent metro drushbanarodov2.jpg
Описание
Тип
метрополитен
Страна
Узбекистан Узбекистан
Расположение
Emblem of Tashkent.svg Ташкент
Дата открытия
6 ноября 1977 года
Дневной пассажиропоток
168 тыс. (2017)[1]
Годовой пассажиропоток
61,6 млн (2017)[1][2]
Сайт
tashmetro.uz
Маршрутная сеть
Число линий
3
Число станций

29
Длина сети
36,2 км
Подвижной состав
Число вагонов в составе
3—4
Число депо

3
Технические данные
Ширина колеи
1524 мм (русская колея)
Электрификация
825 В, контактный рельс
Средняя скорость
45 км/ч



Схема линий

Toshkent metropoliteni.svg


Commons-logo.svg Ташкентский метрополитен на Викискладе

Ташке́нтский метрополите́н (узб. Тошкент метрополитени, Toshkent metropoliteni) — система линий метрополитена в Ташкенте (Узбекистан). Обслуживался ассоциацией «Ташгорпасстранс» («Тошшаҳартрансхизмат», «Toshshahartransxizmat»), с 28 октября 2016 года вошёл в состав Узбекских железных дорог[3]. Первый метрополитен в Центральной Азии. С 1980 года до начала 1990-х официально назывался «Ташкентский метрополитен имени В. И. Ленина»[4].


По длине эксплуатируемых линий занимает 108-е место в мире и седьмое — среди метрополитенов бывшего СССР (после Московского, Петербургского, Киевского, Харьковского, Минского и Бакинского).




Содержание






  • 1 История строительства


  • 2 Современное состояние


  • 3 Линии Ташкентского метрополитена


  • 4 Подвижной состав


    • 4.1 Пассажирский подвижной состав


    • 4.2 Электродепо




  • 5 Галерея


  • 6 См. также


  • 7 Примечания


  • 8 Ссылки





История строительства |


Строительство Ташкентского метрополитена началось в 1968—1970 годах, и первая линия (получившая позже название Чиланзарская) длиной 12,2 км с 9 станциями была запущена в 1977 году[5].


У истоков строительства стоял тоннельный отряд № 2, закончивший строительство тоннелей в Сибири и деривационного тоннеля в Андижане. Проектирование осуществлял специально созданный для строительства метро Ташкентский филиал Метрогипротранса (ныне Ташметропроект). В кратчайшие сроки была создана вся необходимая производственная база, организован выпуск бетонных конструкций и производство чугунных тюбингов[6].




Станция «Площадь Ленина» (ныне «Мустакиллик майдони») на марке СССР, 1979 год


Первый пусковой участок был сдан в эксплуатацию в ноябре 1977 года. Метрополитен в Ташкенте целиком мелкого заложения, большая часть перегонных тоннелей построена закрытым способом (щитовой проходкой). С самого начала сооружения метрополитена строились с учётом высокой сейсмичности региона (утверждается, что конструкции рассчитаны на противостояние землетрясениям до 9 баллов по шкале MSK-64). Конечно, столь разрушительных землетрясений, как произошедшее в 1966 году, с тех пор в Ташкенте не было, но более слабые толчки, регулярно случающиеся в этом районе, метрополитен выдержал. Работа метрополитена ни разу не прерывалась с момента открытия первого участка[7].


По описаниям строительства, при проходке перегонных тоннелей строители столкнулись со сложным поведением лёссовых грунтов (которыми в основном и представлена геология Ташкента).


При работе механизированных щитов из-за вибрации механизмов происходило уплотнение массива (и соответственно уменьшение занимаемого грунтом объёма). В результате щиты неоднократно проваливались ниже проектной отметки и проводились сложные и дорогостоящие работы по их возврату на траекторию. В связи с этим явлением скорость проходки механизированными комплексами оказалась намного меньше скорости немеханизированных щитов, и в конечном итоге большая часть перегонных тоннелей была построена немеханизированными щитами.


Также установлена эвакуационная система пассажиров. В случае землетрясения все составы как можно быстрее достигают пункта назначения, после чего все пассажиры покидают составы, затем и саму станцию. Все действия сопровождаются работниками станций во избежание паники[8].



Современное состояние |




Жетоны Ташкентского метрополитена


В настоящее время протяжённость трёх линий метро с 29 станциями составляет 36,2 км. В Ташкентском метрополитене действует линейная система движения поездов с тремя пересадочными станциями. В 2017 году метрополитеном было перевезено 62 млн пассажиров[2]. Учитывая, что Ташкент занимает площадь 334,8 км² и насчитывает более двух с половиной миллионов жителей, метрополитен является стратегически важной, но недостаточно загруженной транспортной системой. По всей очевидности это происходит из-за того, что все ветки метро не доведены до наиболее населённых спальных жилых микрорайонов Ташкента, которые расположены на окраинах города: Каракамыш на северо-западе, Юнусабад на севере, Карасу и Феруза на северо-востоке, Янгиабад на юго-востоке, Сергели на юге. Жители этих районов в целях экономии средств, чтобы избежать пересадки, используют автобусы и маршрутное такси.


Наземных станций в метрополитене нет, однако есть три коротких наземных участка с метромостами через ташкентские каналы. Самый длинный метромост проложен между станциями Новза и Миллий бог, второй — между станциями Хамида Алимджана и Пушкинской. Оба метромоста — на Чиланзарской линии. Третий метромост расположен на Юнусабадской линии между станциями Бадамзар и Шахристан.


В сентябре 2001 года стала действовать новая, третья линия метро — Юнусабадская. Строительство этой линии протяжённостью 6,4 км с шестью подземными станциями было завершено в конце августа. Первоначально новая линия метро ежедневно перевозила до 60 тыс. пассажиров, а общий ежедневный пассажирооборот достигал в начале 2000-х 450 тыс. человек. К настоящему времени он снизился в 3 раза и едва дотягивает до 150 тыс. человек.


В апреле 2011 года на некоторых станциях ташкентского метрополитена стали устанавливать металлодетекторы[9], но вскоре они были демонтированы[10].


С 1 апреля 2016 года тариф за проезд в метрополитене установлен в размере 1200 сумов[11].


В сентябре 2016 года в интернете появилась информация о дальнейшем развитии метрополитена, отображённая на его новой схеме. Согласно данной схеме, планируется строительство более 20 новых станций. Юнусабадская линия будет продлена до массива Юнусабад с одной стороны, и до Южного вокзала — с другой; Узбекистанская — до рынка Куйлюк и массива Каракамыш; Чиланзарская — до рынка Ипподром и массива ТТЗ соответственно.


В 2017 году начато строительство четвёртой линии — Сергелийской[12], это будет полностью надземная ветка метрополитена протяженностью 7,1 километров от конечной станции Чиланзарской линии «Алмазар» до массива Спутник.


В том же году развернулось строительство Кольцевой линии. По длине она превзойдёт весь ныне существующий Ташкентский метрополитен.


С 1 июня 2018 года в метро официально разрешена фото и видеосъемка[13].



Линии Ташкентского метрополитена |





















































Название Год открытия Год открытия последней станции Длина, км Число станций Время проезда по линии, мин. Режим работы станций[14]
Маршрутная карта

1

Чиланзарская линия

1977

1980
15,5
12
23
05:00—00:00







2

Узбекистанская линия

1984

1991
14,3
11
21
05:00—00:00







3

Юнусабадская линия

2001

2001
6,4
6
10
06:00—23:00







Всего:

36,2

29


Подвижной состав |



Пассажирский подвижной состав |


В качестве подвижного состава используются различные модификации вагонов моделей 81-717/714 и более новые вагоны моделей 81-718/719. Обслуживает подвижной состав два депо: ТЧ-1 «Чиланзар» и ТЧ-2 «Узбекистан».


В начале сентября 2001 года российское ЗАО «Метровагонмаш» поставило «Ташгорпасстрансу» 20 вагонов модели 81-718/719 и запасных частей к ним для эксплуатации третьей линии Ташкентского метрополитена на $10,7 млн.


В 2012—2013 годах планировалась поставка новых вагонов типа 81-717.6/714.6.[15], но этого не произошло. Было решено провести капитально-восстановительный ремонт старых вагонов 81-717/714 на Ташкентском вагоноремонтном заводе. Первые модернизированные вагоны появились летом 2015 года на Чиланзарской линии.


На Чиланзарской и Узбекистанской линиях используются составы из 4 вагонов, на Юнусабадской линии с 2018 года используются составы из 3 вагонов.



Электродепо |



























Действующие
депо
Дата
открытия
Линии Пассажирский
парк
Координаты Примечание
ТЧ-1 «Чиланзар» 6 ноября 1977 Чиланзарская 81-717/714 41°14′56″ с. ш. 69°11′58″ в. д.HGЯOL Депо соединяется подъездным путём с железнодорожной линией Хаваст — Ташкент
ТЧ-2 «Узбекистан» 7 ноября 1987 Узбекистанская,
Юнусабадская

81-717/714,
81-718/719
41°17′11″ с. ш. 69°19′20″ в. д.HGЯOL Депо не соединяется с железнодорожной линией


Галерея |




См. также |


  • Список станций Ташкентского метрополитена


Примечания |





  1. 12 [1]


  2. 12 Ташкентский метрополитен впервые вышел на прибыль, Газета.uz (1 февраля 2018). Проверено 16 июня 2018.


  3. Ташкентский метрополитен вошел в структуру «Узбекистон темир йуллари»


  4. Библиотека / Метрополитены / Ташкентский метрополитен


  5. Ташкентский Метрополитен


  6. Bishkek Hotels — hotel booking in Bishkek, Kyrgyzstan


  7. Ташкентский метрополитен опустел почти на 10 % / Новости Узбекистана | Свежие новости | UZ24.uz


  8. Открытие первого метро в Средней Азии / Тарихий саналар / Fikr.uz


  9. В ташкентском метрополитене принимаются дополнительные меры безопасности


  10. Из ташкентского метро исчезли металлодетекторы — UzNews.net


  11. Проезд в общественном транспорте подорожает


  12. АО «Узбекистон темир йуллари» — Метрополитен: подземная и надземная артерия столицы (неопр.). railway.uz. Проверено 9 января 2018.


  13. В метро разрешили снимать фото и видео (ru-UZ), Газета.uz (4 июня 2018). Проверено 4 июня 2018.


  14. Метро Ташкента: схема, описание, фото


  15. В Ташкентском метрополитене появятся новые вагоны из России




Ссылки |



  • Неофициальный сайт Ташкентского метрополитена

  • Подземная артерия столицы

  • Схема путевого развития Ташкентского метрополитена

  • Ташкентский метрополитен на meta.metro.ru

  • Метро в Узбекистане, Ташкент. Фоторепортаж










Popular posts from this blog

浄心駅

カンタス航空