Ташкентский метрополитен
Ташкентский метрополитен | |||
---|---|---|---|
Тошкент метрополитени | |||
Описание | |||
Тип | метрополитен | ||
Страна | Узбекистан | ||
Расположение | Ташкент | ||
Дата открытия | 6 ноября 1977 года | ||
Дневной пассажиропоток | ▲ 168 тыс. (2017)[1] | ||
Годовой пассажиропоток | ▲ 61,6 млн (2017)[1][2] | ||
Сайт | tashmetro.uz | ||
Маршрутная сеть | |||
Число линий | 3 | ||
Число станций | 29 | ||
Длина сети | 36,2 км | ||
Подвижной состав | |||
Число вагонов в составе | 3—4 | ||
Число депо | 3 | ||
Технические данные | |||
Ширина колеи | 1524 мм (русская колея) | ||
Электрификация | 825 В, контактный рельс | ||
Средняя скорость | 45 км/ч | ||
| |||
Ташкентский метрополитен на Викискладе |
Ташке́нтский метрополите́н (узб. Тошкент метрополитени, Toshkent metropoliteni) — система линий метрополитена в Ташкенте (Узбекистан). Обслуживался ассоциацией «Ташгорпасстранс» («Тошшаҳартрансхизмат», «Toshshahartransxizmat»), с 28 октября 2016 года вошёл в состав Узбекских железных дорог[3]. Первый метрополитен в Центральной Азии. С 1980 года до начала 1990-х официально назывался «Ташкентский метрополитен имени В. И. Ленина»[4].
По длине эксплуатируемых линий занимает 108-е место в мире и седьмое — среди метрополитенов бывшего СССР (после Московского, Петербургского, Киевского, Харьковского, Минского и Бакинского).
Содержание
1 История строительства
2 Современное состояние
3 Линии Ташкентского метрополитена
4 Подвижной состав
4.1 Пассажирский подвижной состав
4.2 Электродепо
5 Галерея
6 См. также
7 Примечания
8 Ссылки
История строительства |
Строительство Ташкентского метрополитена началось в 1968—1970 годах, и первая линия (получившая позже название Чиланзарская) длиной 12,2 км с 9 станциями была запущена в 1977 году[5].
У истоков строительства стоял тоннельный отряд № 2, закончивший строительство тоннелей в Сибири и деривационного тоннеля в Андижане. Проектирование осуществлял специально созданный для строительства метро Ташкентский филиал Метрогипротранса (ныне Ташметропроект). В кратчайшие сроки была создана вся необходимая производственная база, организован выпуск бетонных конструкций и производство чугунных тюбингов[6].
Первый пусковой участок был сдан в эксплуатацию в ноябре 1977 года. Метрополитен в Ташкенте целиком мелкого заложения, большая часть перегонных тоннелей построена закрытым способом (щитовой проходкой). С самого начала сооружения метрополитена строились с учётом высокой сейсмичности региона (утверждается, что конструкции рассчитаны на противостояние землетрясениям до 9 баллов по шкале MSK-64). Конечно, столь разрушительных землетрясений, как произошедшее в 1966 году, с тех пор в Ташкенте не было, но более слабые толчки, регулярно случающиеся в этом районе, метрополитен выдержал. Работа метрополитена ни разу не прерывалась с момента открытия первого участка[7].
По описаниям строительства, при проходке перегонных тоннелей строители столкнулись со сложным поведением лёссовых грунтов (которыми в основном и представлена геология Ташкента).
При работе механизированных щитов из-за вибрации механизмов происходило уплотнение массива (и соответственно уменьшение занимаемого грунтом объёма). В результате щиты неоднократно проваливались ниже проектной отметки и проводились сложные и дорогостоящие работы по их возврату на траекторию. В связи с этим явлением скорость проходки механизированными комплексами оказалась намного меньше скорости немеханизированных щитов, и в конечном итоге большая часть перегонных тоннелей была построена немеханизированными щитами.
Также установлена эвакуационная система пассажиров. В случае землетрясения все составы как можно быстрее достигают пункта назначения, после чего все пассажиры покидают составы, затем и саму станцию. Все действия сопровождаются работниками станций во избежание паники[8].
Современное состояние |
В настоящее время протяжённость трёх линий метро с 29 станциями составляет 36,2 км. В Ташкентском метрополитене действует линейная система движения поездов с тремя пересадочными станциями. В 2017 году метрополитеном было перевезено 62 млн пассажиров[2]. Учитывая, что Ташкент занимает площадь 334,8 км² и насчитывает более двух с половиной миллионов жителей, метрополитен является стратегически важной, но недостаточно загруженной транспортной системой. По всей очевидности это происходит из-за того, что все ветки метро не доведены до наиболее населённых спальных жилых микрорайонов Ташкента, которые расположены на окраинах города: Каракамыш на северо-западе, Юнусабад на севере, Карасу и Феруза на северо-востоке, Янгиабад на юго-востоке, Сергели на юге. Жители этих районов в целях экономии средств, чтобы избежать пересадки, используют автобусы и маршрутное такси.
Наземных станций в метрополитене нет, однако есть три коротких наземных участка с метромостами через ташкентские каналы. Самый длинный метромост проложен между станциями Новза и Миллий бог, второй — между станциями Хамида Алимджана и Пушкинской. Оба метромоста — на Чиланзарской линии. Третий метромост расположен на Юнусабадской линии между станциями Бадамзар и Шахристан.
В сентябре 2001 года стала действовать новая, третья линия метро — Юнусабадская. Строительство этой линии протяжённостью 6,4 км с шестью подземными станциями было завершено в конце августа. Первоначально новая линия метро ежедневно перевозила до 60 тыс. пассажиров, а общий ежедневный пассажирооборот достигал в начале 2000-х 450 тыс. человек. К настоящему времени он снизился в 3 раза и едва дотягивает до 150 тыс. человек.
В апреле 2011 года на некоторых станциях ташкентского метрополитена стали устанавливать металлодетекторы[9], но вскоре они были демонтированы[10].
С 1 апреля 2016 года тариф за проезд в метрополитене установлен в размере 1200 сумов[11].
В сентябре 2016 года в интернете появилась информация о дальнейшем развитии метрополитена, отображённая на его новой схеме. Согласно данной схеме, планируется строительство более 20 новых станций. Юнусабадская линия будет продлена до массива Юнусабад с одной стороны, и до Южного вокзала — с другой; Узбекистанская — до рынка Куйлюк и массива Каракамыш; Чиланзарская — до рынка Ипподром и массива ТТЗ соответственно.
В 2017 году начато строительство четвёртой линии — Сергелийской[12], это будет полностью надземная ветка метрополитена протяженностью 7,1 километров от конечной станции Чиланзарской линии «Алмазар» до массива Спутник.
В том же году развернулось строительство Кольцевой линии. По длине она превзойдёт весь ныне существующий Ташкентский метрополитен.
С 1 июня 2018 года в метро официально разрешена фото и видеосъемка[13].
Линии Ташкентского метрополитена |
№ | Название | Год открытия | Год открытия последней станции | Длина, км | Число станций | Время проезда по линии, мин. | Режим работы станций[14] | Маршрутная карта |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Чиланзарская линия | 1977 | 1980 | 15,5 | 12 | 23 | 05:00—00:00 | |
2 | Узбекистанская линия | 1984 | 1991 | 14,3 | 11 | 21 | 05:00—00:00 | |
3 | Юнусабадская линия | 2001 | 2001 | 6,4 | 6 | 10 | 06:00—23:00 | |
Всего: | 36,2 | 29 |
Подвижной состав |
Пассажирский подвижной состав |
В качестве подвижного состава используются различные модификации вагонов моделей 81-717/714 и более новые вагоны моделей 81-718/719. Обслуживает подвижной состав два депо: ТЧ-1 «Чиланзар» и ТЧ-2 «Узбекистан».
В начале сентября 2001 года российское ЗАО «Метровагонмаш» поставило «Ташгорпасстрансу» 20 вагонов модели 81-718/719 и запасных частей к ним для эксплуатации третьей линии Ташкентского метрополитена на $10,7 млн.
В 2012—2013 годах планировалась поставка новых вагонов типа 81-717.6/714.6.[15], но этого не произошло. Было решено провести капитально-восстановительный ремонт старых вагонов 81-717/714 на Ташкентском вагоноремонтном заводе. Первые модернизированные вагоны появились летом 2015 года на Чиланзарской линии.
На Чиланзарской и Узбекистанской линиях используются составы из 4 вагонов, на Юнусабадской линии с 2018 года используются составы из 3 вагонов.
Электродепо |
Действующие депо | Дата открытия | Линии | Пассажирский парк | Координаты | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
ТЧ-1 «Чиланзар» | 6 ноября 1977 | Чиланзарская | 81-717/714 | 41°14′56″ с. ш. 69°11′58″ в. д.HGЯOL | Депо соединяется подъездным путём с железнодорожной линией Хаваст — Ташкент |
ТЧ-2 «Узбекистан» | 7 ноября 1987 | Узбекистанская, Юнусабадская | 81-717/714, 81-718/719 | 41°17′11″ с. ш. 69°19′20″ в. д.HGЯOL | Депо не соединяется с железнодорожной линией |
Галерея |
Станция «Хамид Алимджан»
Станция «Дружба народов».
Станция метро Чкаловская
См. также |
- Список станций Ташкентского метрополитена
Примечания |
↑ 12 [1]
↑ 12 Ташкентский метрополитен впервые вышел на прибыль, Газета.uz (1 февраля 2018). Проверено 16 июня 2018.
↑ Ташкентский метрополитен вошел в структуру «Узбекистон темир йуллари»
↑ Библиотека / Метрополитены / Ташкентский метрополитен
↑ Ташкентский Метрополитен
↑ Bishkek Hotels — hotel booking in Bishkek, Kyrgyzstan
↑ Ташкентский метрополитен опустел почти на 10 % / Новости Узбекистана | Свежие новости | UZ24.uz
↑ Открытие первого метро в Средней Азии / Тарихий саналар / Fikr.uz
↑ В ташкентском метрополитене принимаются дополнительные меры безопасности
↑ Из ташкентского метро исчезли металлодетекторы — UzNews.net
↑ Проезд в общественном транспорте подорожает
↑ АО «Узбекистон темир йуллари» — Метрополитен: подземная и надземная артерия столицы (неопр.). railway.uz. Проверено 9 января 2018.
↑ В метро разрешили снимать фото и видео (ru-UZ), Газета.uz (4 июня 2018). Проверено 4 июня 2018.
↑ Метро Ташкента: схема, описание, фото
↑ В Ташкентском метрополитене появятся новые вагоны из России
Ссылки |
- Неофициальный сайт Ташкентского метрополитена
- Подземная артерия столицы
- Схема путевого развития Ташкентского метрополитена
- Ташкентский метрополитен на meta.metro.ru
- Метро в Узбекистане, Ташкент. Фоторепортаж