Фотографическая широта




Фотографическая широта — предельный диапазон яркостей, которые фотоматериал способен воспроизводить без искажений[1][2].
Фотографическая широта считается одной из важнейших сенситометрических характеристик фотоматериала и количественно выражается в виде интервала логарифмов экспозиций, в пределах которого обеспечивается пропорциональная передача яркостей объекта съёмки без изменения контраста[3]. Применительно к электронным способам регистрации изображений та же характеристика носит название динамический диапазон, и описывает возможности вакуумных передающих трубок или полупроводниковых фотоматриц. В этом случае широта измеряется в децибелах, выражающих диапазон между мощностью сигнала, соответствующего самым тёмным и самым светлым участкам изображения. В цифровой фотографии широта количественно выражается в экспозиционных ступенях[4].




Содержание






  • 1 Ограничения


  • 2 Особенности цифровой фотографии


  • 3 Увеличение фотографической широты


    • 3.1 Технология HDR


    • 3.2 Матрицы SuperCCD


    • 3.3 SIMD-матрица




  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Ограничения |




Фотографическая широта L определяется длиной прямолинейного участка 1—2 характеристической кривой и измеряется по оси логарифмов экспозиции lg H


Фотографическая широта в химической фотографии ограничивается максимальной оптической плотностью, которую способен обеспечить фотоматериал, и уровнем вуали, ниже которого изменения плотности не зависят от полученной экспозиции. Математически фотографическая широта может быть описана выражением[2]:


L = lg(H2/H1) = lgH2 - lgH1

где L — фотографическая широта, а H — экспозиция. Точки 1 и 2 соответствуют концам прямолинейного участка характеристической кривой, ограничивающим область правильных экспозиций[5]. За пределами этого отрезка кривая изгибается, снижая контраст изображения. Это приводит к искажениям при отображении полутонов объекта съёмки и снижению качества изображения[6]. Поэтому фотографическая широта всегда меньше полного интервала экспозиций L max, охватывающего отрезок между минимальной и максимальной оптическими плотностями фотоматериала[7].


В практической фотографии широта определяет возможность получения качественного снимка сюжетов с большим диапазоном яркостей, когда остаются различимы детали как в самых ярких света́х, так и в глубоких тенях. Кроме качества изображения от широты зависит величина погрешности, допустимой при определении экспозиции[3][8]. Поэтому при производстве негативных фотоматериалов (как чёрно-белых, так и цветных) в них закладывается максимально возможная фотографическая широта, которая может достигать значения 2,0[9]. Широта чёрно-белых негативных фото- и киноплёнок допускает ошибки до 4 ступеней экспозиции: 3 в области передержек, и 1 в сторону недодержки. Цветные негативные плёнки в силу сложного строения и чувствительности к нарушениям цветового баланса допускают лишь 1 ступень передержки. За счёт большой широты негативных плёнок при оптической печати возможна проработка деталей отдельных участков снимка путём их затенения или дополнительной «пропечатки» с помощью масок[10].


Большой широтой также обладают фотокиноплёнки для контратипирования, чтобы сохранить как можно больше деталей при копировании. Позитивные фотоматериалы при высоком контрасте напротив, обладают ограниченной широтой, практически не допуская ошибок экспонирования[11]. Аналогичной чувствительностью к ошибкам обладают обращаемые фотоматериалы, фотографическая широта которых меньше, чем у негативных[12].



Особенности цифровой фотографии |




Эффект клиппинга ярких областей неба A при критической недодержке теней B на цифровом снимке


Главным отличием электронных способов преобразования света от химического считаются разные возможности отображения светов и теней. Если в аналоговой фотографии в случае экспозиционных ошибок главная опасность заключается в получении «пустых» теней негатива при недодержке, то в цифровой фотографии следует опасаться «пробитых» светов (клиппинга) из-за передержки. Причина кроется в «эффекте насыщения» полупроводниковых преобразователей, когда любое увеличение экспозиции не приводит к изменению выходного сигнала. Учитывая аналогичное фотографической вуали ограничение по шумам, затрудняющее регистрацию полутонов в области теней, фотографическая широта цифровых фотоаппаратов в большинстве случаев меньше, чем цветных, и тем более чёрно-белых негативных плёнок, но сопоставима с цветным слайдом.


Дополнительным ограничителем выступают свойства аналогово-цифровых преобразователей, определяющих математический предел количества отображаемых градаций серого по каждому из цветовых каналов. Файлы JPEG, получаемые на выходе любого цифрового фотоаппарата, ограничены самим стандартом, не допускающим глубину цвета, отличную от 8-битного. В этом случае максимальное количество отображаемых полутонов не превышает 256 по каждому из трёх цветоделённых каналов. В фотоаппаратах профессионального и полупрофессионального классов используются более совершенные АЦП, кодирующие файлы RAW по 12 и даже 14-битному алгоритму[4]. В этом случае регистрируется значительно больше полутонов, в последнем случае 16384 в каждом канале. Поэтому при конвертации этих файлов на внешнем компьютере, есть шанс отобразить в конечном 8-битном JPEG участки снимка, лишённые деталей при автоматической внутрикамерной конвертации[13][14].



Увеличение фотографической широты |


Недостаточную фотографическую широту можно искусственно увеличивать с помощью специальных технологий. Наиболее широкую известность получил процесс под названием HDR[4].



Технология HDR |



Получение изображений объектов большего диапазона яркостей, чем фотографическая широта конкретного светочувствительного материала, возможно путём многократной съёмки объекта с разными значениями экспозиции. Полученные таким способом изображения отображают разные участки шкалы яркостей, захватывая кроме средних полутонов глубокие тени и яркие света́. В фотолюбительской практике для такой съёмки применяется термин эксповилка, или «брекетинг» — калька с соответствующего английского термина англ. bracketing. После получения двух и более снимков, сделанных в одних и тех же условиях с разной экспозицией, эти снимки объединяются в один общий, отображающий всю необходимую шкалу полутонов[15]. В некоторых цифровых фотоаппаратах и даже камерафонах этот процесс может выполняться непосредственно после съёмки самой камерой.
Недостаток технологии заключается в её пригодности только для неподвижных объектов.



Матрицы SuperCCD |


В этих матрицах для увеличения фотографической широты используется наличие на одной и той же матрице элементов различной площади и различной эффективной чувствительности. Передача низких уровней яркости обеспечивается элементами большой чувствительности, а высоких яркостей — низкой[16].



SIMD-матрица |


Цифровая SIMD-матрица (сокр. от англ. Single Instruction, Multiple Data) нашла применение в камерах видеонаблюдения. В таких матрицах доступна настройка оптимального времени считывания для каждого пикселя в зависимости от уровня освещенности в данном участке кадра. Для этих технологий в данный момент применяется термин «Широкий динамический диапазон» (англ. Wide Dynamic Range).[17].



См. также |



  • Зонная теория Адамса

  • Гамма-коррекция



Примечания |





  1. Техника фотографии, 1973, с. 79.


  2. 12 Справочник кинооператора, 1979, с. 366.


  3. 12 Фотокинотехника, 1981, с. 362.


  4. 123 Динамический диапазон в цифровой фотографии (рус.). Cambridge in Colour. Проверено 30 декабря 2018.


  5. Общий курс фотографии, 1987, с. 94.


  6. Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 97.


  7. Основы чёрно-белых и цветных фотопроцессов, 1990, с. 97.


  8. Общий курс фотографии, 1987, с. 125.


  9. Справочник кинооператора, 1979, с. 371.


  10. Обработка фотографических материалов, 1975, с. 118.


  11. Техника фотографии, 1973, с. 80.


  12. Справочник кинооператора, 1979, с. 370.


  13. Foto&video, 2007, с. 74.


  14. JPEG ИЛИ RAW В ЧЁМ ЛУЧШЕ СНИМАТЬ? (рус.). Авторский проект Владимира Соболева (26 ноября 2011). Проверено 10 июля 2017.


  15. программа для изготовления HDR изображений


  16. Описание матрицы Super-CCD с картинками


  17. описание WDR камеры Pelco CCC5000 Pixim




Литература |


  • Гордийчук, И. Б. Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. — М. : Искусство, 1979. — 440 с.

  • Е. А. Иофис. Техника фотографии. — М.: «Искусство», 1973. — 349 с.

  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 362. — 447 с. — 100 000 экз.

  • Л. Я. Крауш. Обработка фотографических материалов / Е. А. Иофис. — М.: «Искусство», 1975. — 192 с. — 100 000 экз.

  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. III. Фотоматериалы // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — С. 90—122. — 367 с. — 100 000 экз.

  • А. В. Редько. Основы чёрно-белых и цветных фотопроцессов / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1990. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-210-00390-6.

  • Фомин А. В. Глава IV. Сенситометрия // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 75—107. — 256 с. — 50 000 экз.

  • Майк Шелхорн. Переработка сырья (рус.) // «Foto&video» : журнал. — 2007. — № 1. — С. 68—74.


Ссылки |



  • DxOMark camera sensor database








Popular posts from this blog

浄心駅

カンタス航空