Бенуа, Леонтий Николаевич
Леонтий Николаевич Бенуа | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Основные сведения | |||||||
Страна |
| ||||||
Дата рождения | 11 (23) августа 1856 | ||||||
Место рождения |
| ||||||
Дата смерти | 8 февраля 1928(1928-02-08)[1](71 год) | ||||||
Место смерти |
| ||||||
Работы и достижения | |||||||
Учёба |
| ||||||
Работал в городах | Санкт-Петербург, Гусь-Хрустальный, Москва, Варшава | ||||||
Архитектурный стиль | историзм | ||||||
Важнейшие постройки | Георгиевский собор, Придворная певческая капелла, Храм Лурдской Богоматери, Корпус Бенуа, Дом Бенуа | ||||||
Награды | |||||||
Звания | академик ИАХ (1885) профессор ИАХ (1892) действительный член ИАХ (1893) | ||||||
Леонтий Николаевич Бенуа на Викискладе |
Лео́нтий (Людвиг) Никола́евич Бенуа́ (11 (23) августа 1856, Петергоф, близ Санкт-Петербурга — 8 февраля 1928, Ленинград) — русский[2]архитектор периода эклектики, крупный педагог. Член-основатель (1903) и почётный председатель Общества архитекторов-художников, редактор журнала «Зодчий» (1892—1895). Представитель художественной династии Бенуа. Последний частный владелец «Мадонны Бенуа» и имения Котлы.
Содержание
1 Биография
2 Творчество
3 Награды и звания
4 Проекты
5 Семья
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Биография |
Сын видного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Кавос. Учился в петербургской Академии художеств (1875—1879) у А. И. Резанова, Д. И. Гримма, А. И. Кракау. В период обучения плучал награды Академии художеств: малая поощрительная медаль (1877), большая серебряная (1878). Завершил курс обучения в Академии (1878), за год до положенного срока. Получил большую золотую медаль (1879) за программу «Инвалидный дом на 1000 человек нижних чинов и 50 офицеров».[3]
По окончании Академии художеств женился на Марии Александровне Сапожниковой, дочери состоятельного астраханского купца-рыботорговца. Именно от тестя получил во владение работу Леонардо да Винчи, ныне известную как «Мадонна Бенуа», а от тёщи — половину дворянского имения Котлы.
В 1883 году Леонтий Бенуа был принят на должность адъюнкт-профессора в Институт гражданских инженеров. В 1885 году был удостоен звания академика, а в 1892 году — профессора архитектуры (за проект церкви Св. Георгия в Гусь-Хрустальном). В 1893 году приглашён в Академию художеств на должность руководителя одной из мастерских архитектурного отделения Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. В училище он восстановил занятия акварельным рисунком для архитекторов, ввел лепку, предлагал учредить мастерскую монументальной живописи и начать преподавание технологии художественных работ.
Преподавать Л. Н. Бенуа начал еще студентом в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1879—1884). В дальнейшем преподавал в Институте гражданских инженеров (1884—1892, также 1920—1927), в Академии художеств (профессор с 1892 года; в 1903—1906 и 1911—1917 годах также был ректором Высшего художественного училища), в Свободных художественных мастерских (профессор с 1918 года). С 1905 года — действительный статский советник[4].
Среди учеников Л. Н. Бенуа — В. Г. Гельфрейх, В. И. Дубенецкий, Ф. И. Лидваль, М. С. Лялевич, О. Р. Мунц, В. А. Покровский, Л. В. Руднев, И. А. Фомин, С. Е. Чернышёв, Э. Е. Шталберг, В. А. Щуко, А. В. Щусев.
13 августа 1921 года Л. Н. Бенуа был арестован с сыном Владимиром и дочерьми Ниной и Екатериной по делу «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Обвинялся «в сношениях с английской и финляндской разведкой» (поводом для обвинения стала переписка с дочерьми Ниной и Ольгой, тайно выехавшими в Выборг). В 1922 году по ходатайству юридического отдела «Помполита» был освобожден из тюрьмы.[5]
Леонтий Николаевич Бенуа скончался 8 февраля 1928 года, был похоронен в некрополе Новодевичьего монастыря. В конце 1950-х годов его прах был перенесён на Литераторские мостки Волковского кладбища (фото могилы).
Творчество |
Еще будучи студентом, Л. Н. Бенуа в 1877 году создал в Озерках свои первые постройки: деревянную башню-бельведер и концертный зал (не сохранились). В «Записках о моей деятельности» Бенуа вспоминал, что, проектируя башню, придерживался принципов деревянных конструкций готики и швейцарских построек, где все ясно и логично.[6] Таким образом, с самого начала творческой деятельности проявилось характерное для зодчего стремление использовать рациональные методы строительных приемов. Рационалист по своему художественному мировоззрению, Бенуа был также и одним из крупнейших представителей плеяды архитекторов-энциклопедистов — знатоков стилей прошлого.
Будучи последователем историзма в архитектуре, Леонтий Николаевич Бенуа испытал в ранних работах влияние стиля Людовика XVI, который являлся перифразировкой русской и французской архитектуры раннего классицизма, сочетая в себе строгость и живописность, и считался предпочтительным в Академии художеств, за что был назван «академическим». Пример — Придворная певческая капелла в Санкт-Петербурге (1886—1889), при проектировании которой зодчий проявил незаурядное композиционное мастерство, а кроме того, трактовал дворовое пространство как важный коммуникативный элемент здания, что было новаторским и рациональным приемом, который только в 1910-х годах вошел в практику городского строительства.
В конце XIX века Л. Н. Бенуа спроектировал ряд культовых сооружений в неорусском стиле (церковь Св. Георгия в Гусь-Хрустальном, 1892—1901; русская капелла в Дармштадте, 1897—1899, собор Александра Невского в Варшаве, 1894—1912), в поисках национального стиля во многом оставаясь рационалистом. В то время церкви, возводившиеся на территориях национальных окраин российского государства или за границей, как правило, строились в русском стиле, что имело задачу распространения и утверждения православно-имперской политики монархии. Бенуа, безусловно, учитывал эти требования, но когда он проектировал для Санкт-Петербурга, местные традиции классических стилей предопределяли иной выбор образного содержания сооружений. Так, в 1897—1899 годах он перестроил в стиле барокко церковь св. Захария и Елизаветы для Кавалергардского полка и завершил в барочно-ренессансном духе строительство Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1896—1908).
С наибольшей последовательностью рационализм Бенуа проявился при постройке особняка Е. Ц. Кавоса (1896—1897, угол Каменноостровского проспекта и Большой Монетной улицы). Здание проектировалось под впечатлением от знакомства с современной западноевропейской архитектурой, которую зодчий изучал в путешествиях по Австрии, Италии, Франции, Бельгии, Англии, везде осматривая и зарисовывая древние и новейшие постройки. Это сооружение во многом подвело итог развитию рациональной ветви русской эклектики и стало предвестником архитектуры начала XX века.
От эклектизма в середине 1900-х годов Л. Н. Бенуа перешёл к неоклассицизму. Мотивы классицизма наглядно проявились при создании архитектором комплекса зданий Клинического повивально-гинекологического института на Менделеевской линии (1901—1904), позже — доходного дома Первого Российского страхового общества (1911—1914) и Дворца выставок в Санкт-Петербурге.
Для творчества Л. Н. Бенуа неизменно характерны чёткая архитектурная композиция, продуманность художественного ансамбля, элегантность форм. Он один из создателей проекта крупномасштабной реконструкции Санкт-Петербурга (1910—1913, совместно с архитектором М. М. Перетятковичем и инженером Ф. Е. Енакиевым), включавшего строительство сети метрополитена.[7]
В проекте храма Лурдской Богоматери (1903—1919, совместно с М. М. Перетятковичем) Бенуа переосмыслил романское наследие в направлении, близком к модерну. Модерн оказал влияние и на другие проекты Бенуа, что наиболее последовательно отразилось в пятиэтажном здании Московского купеческого банка на Невском проспекте (д. № 46).
Также Л. Н. Бенуа участвовал во многих реконструкциях интерьеров и внешнего облика зданий Санкт-Петербурга (фойе Эрмитажного театра, 1902—1904; Белый зал заседаний Мариинского дворца, 1907—1908; фасад Финской церкви), неизменно отличаясь бережным и тактичным отношением к работе предшественников.
Награды и звания |
Академик архитектуры (1885), действительный член (1893) Императорской Академии художеств.
Орден Святого Владимира 3-й степени (1907);
Орден Святого Станислава 1-й степени (1908);- Высочайшая благодарность (1912);
Орден Святой Анны 1-й степени (1913).
Медаль «В память царствования императора Александра III»;
Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых»;- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
Иностранные:
- гессенский Орден Филиппа Великодушного командорского креста 2-го кл.;
- греческий Орден Спасителя, командор.
Проекты |
По состоянию на 2015 год известно около 60 архитектурных работ Л. Н. Бенуа (включая интерьерные работы), большинство из которых были разработаны и осуществлены в Санкт-Петербурге. Сохранилось около 40 сооружений и архитектурных комплексов, возведённых по проектам Л. Н. Бенуа. Большинство из этих построек являются объектами культурного наследия и находятся под охраной государства.
Семья |
В браке (с 17 февраля 1880 года) с дочерью коммерции советника, почётного гражданина и астраханского купца 1-й гильдии А. А. Сапожникова[8], Марией Александровной (25.09.1858 — 30.09.1938, Берлин[9]) имел детей:
Нина (29.12.1880[10]—1959), вышла замуж за мозаичиста В. А. Фролова, в их браке родился сын Александр (1917—1971).
Ольга (1882—1973), в замужестве Штейнер. С 1918 года в эмиграции (Финляндия, Германия, Англия). Автор воспоминаний о семье Бенуа (1956)[11]
Екатерина (02.09.1883[12]—1970), вышла замуж за архитектора Людвига Шрётера; в браке родились: Мариана (1902—1982) — архитектор, жена архитектора А. Н. Виноградова; Галя (1906—2001) — художник-мозаичист, в замужестве Войцкевич; Логин (1908—1988) — архитектор; Михаил (1908—1988) — архитектор.
Николай (1885—1961), капитан лейб-гвардии Финляндского полка. После революции был заключен в Кронштадтскую тюрьму, из которой бежал в Финляндию, затем переехал во Францию. Незадолго до начала Второй мировой войны женился и переехал в Германию, в конце войны — в Канаду.[13]
- Елизавета (1889—?)[14]
Надежда (1896—1975), художница, после эмиграции в Англию работала сценографом; в браке с бароном Ионой Устиновым, их сын Питер Устинов (1921—2004), известный актёр и драматург. Внук Надежды Леонтьевны — Игорь Устинов (род. 1956), скульптор, создатель статуэтки-приза фестиваля «Benois de la Danse», названного в честь художника А. Н. Бенуа — брата Л. Н. Бенуа.
Александр (1891—1919), в Первую мировую войну — штабс-капитан лейб-гвардии Преображенского полка, командир 15-й роты. Участник Белого движения в составе Добровольческой армии и ВСЮР. Убит в бою у деревни Дремайловки 24 сентября 1919 года, был похоронен в Покровском монастыре.[15][16]
Владимир (1880-е—?)
Леонтий (Луи Жюль) Бенуа (1772—1822) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Михаил Леонтьевич Бенуа (1799—1867) | Леонтий Леонтьевич Бенуа (1801—1885) | Николай Леонтьевич Бенуа (1813—1898) | Юлий Леонтьевич Бенуа (1820—1898) | Александр Леонтьевич Бенуа (1817—1875) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Александр Михайлович Бенуа (1862—1944) | Алексей Леонтьевич Бенуа (1838—1902) | Екатерина Николаевна Бенуа-Лансере (1850—1933) | Альберт Николаевич Бенуа (1852—1936) | Леонтий Николаевич Бенуа (1856—1928) | Михаил Николаевич Бенуа (1862—1931) | Александр Николаевич Бенуа (1870—1960) | Юлий Юльевич Бенуа (1852—1929) | Александр Александрович Бенуа (1852–1928) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зинаида Серебрякова (1884—1967) | Альберт Альбертович Бенуа (1879—1930) | Надежда Леонтьевна Бенуа-Устинова (1895—1975) | Константин Михайлович Бенуа (1885—1950) | Николай Александрович Бенуа (1901—1988) | Альберт Александрович Бенуа (1888—1960) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Питер А. Устинов (1921—2004) | Михаил Константинович Бенуа (1912—1955) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания |
↑ 12 Бенуа Леонтий Николаевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>
↑ Бенуа Леонтий Николаевич — статья из Большой советской энциклопедии.
↑ Справочник Императорской Академии художеств, 1915, с. 293.
↑ Список гражданским чинам первых четырёх классов. — Пг., 1914. — С. 627.
↑ Книга памяти. Бенуа
↑ Гид по Санкт-Петербургу. Шувалово-Озерки Архивировано 23 февраля 2015 года.
↑ История петербургского метрополитена
↑ Метрическая запись о венчании в Екатерининской церкви
↑ Кладбище Тегель. Мария Александровна Бенуа
↑ Метрическая запись о крещении (09.01.1881 )
↑ Банников А. П. Заметки о мемуарах Ольги Леонтьевны Штейнер Архивировано 16 апреля 2015 года.
↑ Метрическая запись о крещении (25.09.1883)
↑ Николай Леонтьевич (Людвигович) Бенуа
↑ Метрическая запись о рождении
↑ Киевлянин, № 34. — 1-го октября 1919 г. — С. 1.
↑ Зубов Ю. В. Лейб-гвардии Преображенский полк: с полком прадедов и дедов в великую войну 1914—1917 гг. — М., 2014. — С. 242.
Литература |
- Лисовский В. Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов. — СПб.: Коло, 2006. — 400 с.
- Леонтий Бенуа и его время / Ред.-составитель В. А. Фролов. — СПб.: Российский институт истории искусств, 2008. — 400 с.
- С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 293. — 454 с.
- Сочинения Л. Н. Бенуа
- Записки о моей деятельности // Невский архив. М.; СПб., 1993.
Ссылки |
Деятели России : 1906 г. / Ред.-изд. А. М. Шампаньер. — СПб., 1906. — 340 с. разд. паг. : ил.; стр. 210.- Бенуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бенуа-Лансере-Серебряковы
- Бенуа Леонтий Николаевич
- В. А. Фролов. Леонтий Бенуа