Киев-Пассажирский
памятник архитектуры
Станция Киев-Пассажирский Київ-Пасажирський | |
---|---|
Юго-Западная железная дорога | |
Отделение ж. д. | Киевская дирекция ЮЗЖД |
Оператор | Украинская железная дорога |
Дата открытия | 1870[1] |
Количество путей | 14 |
Тип платформ | боковые, островные |
Архитекторы | А. М. Вербицкий [2] |
Выход к | Вокзальная площадь, ул. С. Петлюры, ул. Ползунова |
Расположение | Киев, Соломенский район, Вокзальная пл., 1 |
Пересадка на станции | Вокзальная |
Пересадка на | А 5, 7, 114а, 114; 24 МТ 181, 198, 223, 322, 368, 401, 465, 480, 507, 539, 558, 597, 805 |
Код в АСУЖТ | 320308 |
Код в «Экспресс-3» | 2200001 |
Киев-Пассажирский на Викискладе |
Ки́ев-Пассажи́рский (укр. Ки́їв-Пасажи́рський) — главная пассажирская железнодорожная станция Киева. Относится к Юго-Западной железной дороге. На ней размещён пассажирский вокзал, состоящий из Центрального, Южного и Пригородного железнодорожных вокзалов.
На территории станции также находятся локомотивное и вагонное депо.
В одном здании с Пригородным вокзалом расположен вестибюль станции метро «Вокзальная». Возле Южного вокзала расположен Киевский электровагоноремонтный завод (КЭВРЗ) и Музей подвижного состава Юго-Западной железной дороги.
В 1894 году к вокзалу была построена трамвайная линия маршрута № 5, а 2 июня 1936 года — троллейбусная.
В 1996 году трамвайная линия по улице Коминтерна была демонтирована, в настоящее время вокзал обслуживает линия по улице Старовокзальной (маршруты трамвая № 1, 3, 15, 18).
С центром и Печерском железнодорожный вокзал связывает 14-й маршрут троллейбуса, с центром и районом Батыевой горы — троллейбус № 3. Также к вокзалу подходят многочисленные маршрутные такси, как городские, так и пригородные.
С 27 августа 2015 года продлён троллейбусный маршрут № 12 до железнодорожного вокзала "Центральный"[3].
Содержание
1 История
2 Изображения
3 Примечания
4 Ссылки
5 См. также
История |
Открыта в 1870 году. Киевская железнодорожная станция была построена в 1868—1870 годах для обслуживания двух железнодорожных веток — Киево-Балтской и Курско-Киевской.
Вторая к 1868 году была доведена до левого берега Днепра, но ещё два года под руководством инженера Аманда Струве продолжалось строительство моста через Днепр.[4]
Первый поезд со стороны Курска на станцию прибыл 18 февраля (2 марта) 1870 года.
Первый железнодорожный вокзал в Киеве был сооружён по проекту архитектора Н. Вишневского в 1868—1870 годах, и представлял собой двухэтажное здание из жёлтого кирпича в стиле староанглийской готики[5]. Его длина — 133 метра — была немногим меньше размеров пассажирской платформы, которая тянулась на 144 метра. Для «высочайших особ» предназначались специальные, роскошно обустроенные помещения, а грязные и тесные залы ожиданий принимали пассажиров третьего, низшего класса.
11 (23) августа 1877 год в здании железнодорожного вокзала Киева произошёл сильный пожар. Сооружение восстановили, но ввиду расширения железнодорожного сообщения было решено провести реконструкцию и вокзала, и всей станции, которая должна была улучшить качество обслуживания пассажиров и расширить возможности всего железнодорожного узла.
К 1899 году управление Юго-Западной железной дороги разработало проект комплексной перестройки Киевского узла. Так, станцию Киев-Товарный перенесли на значительное для того времени расстояние от станции Киев-Пассажирский, выстроив там новое здание в стиле технического модерна. А на территории станции Киев-Пассажирский оставили главные железнодорожные мастерские, паровозное депо и поворотный круг. Здесь же предполагалось возвести грандиозное сооружение нового вокзального комплекса.
Проект Управления ЮЗЖД (автор — петербургский архитектор В. А. Щуко) предполагал строительство двух вокзалов, соединённых вместе в виде буквы «Н» (идея воплотилась в жизнь только в 2001 году с постройкой Южного вокзала).
Главное здание комплекса должно было быть решено в романских формах. Планировалось, что поезда дальнего следования всех четырёх направлений и пригородного восточного направления принимаются и отправляются с путей, расположенных параллельно длинной оси здания вокзала. Пригородные же поезда западного направления — с тупиковых путей, расположенных к западу от вокзала.
В районе нынешней конечной скоростного трамвая на Старовокзальной улице, в 1908 году был построен временный одноэтажный деревянный пассажирский павильон[6] (который в результате прослужил почти четверть века).
К 1913 году старое вокзальное здание было снесено, а в 1914 году был заложен фундамент нового здания вокзала. Реализацию проекта В. Щуко остановила Первая мировая война и Октябрьская социалистическая революция.
К идее сооружения капитального здания вокзала возвратились в середине 1920-х годов.
Новое здание железнодорожного вокзала в стиле украинского барокко с элементами конструктивизма было сооружено в 1928—1932 годах по проекту, разработанному профессором архитектуры А. М. Вербицким и архитектором П. Ф. Алёшиным. Старшим техником на строительстве работал учившийся в то время и ставший знаменитым впоследствии И. Ю. Каракис[7][8].
В период Великой Отечественной войны здание киевского вокзала было частично разрушено[9]. В 1945—1949 годах по проекту, разработанному под руководством архитектора Г. Ф. Домашенко, вокзал был восстановлен[10].
В 1954—1955 годах было построено здание Пригородного вокзала[11], проложены подземные тоннели, связывавшие Вокзальную площадь с вокзалом и платформами[12].
В 1967—1969 годах был сооружён навес над первой платформой, а также пешеходная галерея до 10-й платформы шириной 24 метра (взамен двух галерей[13], которые доходили только до 4-й платформы).
В 1978—1980 годах перед Олимпиадой-80 был реконструирован главный вестибюль Центрального вокзала.
В 2001 году, по инициативе тогдашнего Министра транспорта Георгия Кирпы, вокзал был полностью реконструирован, построен Южный вокзал. Были перестроены платформы, реконструированы здание Центрального вокзала (из главного вестибюля убрана статуя Ленина и советская символика) и Вокзальная площадь, подземные пешеходные тоннели, расширенная пешеходная галерея над путями соединила здания Центрального и Южного вокзалов. С начала проектирования до сдачи в эксплуатацию прошло 175 дней[14].
В 2011 году на станции был открыт музей исторического подвижного состава.
Изображения |
Вокзал в XIX веке
Вокзал в сумерках
Южный вокзал
Вестибюль Южного вокзала
Пригородный вокзал
Веерное электровозное депо
Башня над вестибюлем станции метро
Примечания |
↑ Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
↑ Светлана Кохан, Сергій Кілессо О. М. Вербицький - архітектор і педагоги др.
↑ Городской электротранспорт (неопр.). Архивировано 9 сентября 2015 года.
↑ Железнодорожный мост Струве через Днепр в Киеве, 1870-е годы // mik-kiev.livejournal.com
↑ Здание киевского железнодорожного вокзала, построенное в 1867—1870 годах // Веб-сайт «Киев. Фотолетопись»
↑ Здание временного вокзала станции Киев-Пассажирский, 1920-е годы // Веб-сайт «Киев. Фотолетопись»
↑ Смотри стр. 67. Киевский архитектор Иосиф Каракис // Мастера Архитектуры. АРХ3. Архитектура СССР. Май — Июнь 1991. Юрий Бородкин, Татяна Власова, Сергей Нивин. ISSN: 0004-1939 (рус.)
↑ Архiтектор Йосип Юлiйович Каракiс // Йосип Юлiйович Каракiс: Бiблiографiчний покажчик / Ред. Г. А. Войцехвистская, С. С. Артамонова, О. М. Пихур, А. О. Луковська; Отв. за вып. В. М. Чеснок. — 1. — Киев: Укрархбудинформ, 2002. — С. 9. — 52 с. — (Видатнi зодчi України). (укр.)
↑ Полуразрушенное здание киевского вокзала, 1943 год // Веб-сайт «Киев. Фотолетопись»
↑ Центральный вокзал, 1948 год // Фотогалерея «Паровоза ИC» (неопр.). Архивировано 31 января 2013 года.
↑ Пригородный вокзал, 1955 год // Фотогалерея «Паровоза ИC» (неопр.). Архивировано 14 июля 2012 года.
↑ Киев-Пассажирский, 1961 год // Фотогалерея «Паровоза ИC» (неопр.). Архивировано 13 июля 2012 года.
↑ Киев-Пассажирский, 1950-е годы // Коллекция Арутюняна А. М.
↑ Место Южный вокзал Киева: фотогалерея на Gloss.ua
Ссылки |
- Энциклопедический справочник «Киев» / Под ред. А. В. Кудрицкого. — Киев: Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1982. — C. 179.
Веб-энциклопедия Киева (укр.)
Официальный веб-сайт Юго-Западной железной дороги (укр.)
- Неофициальный сайт вокзала Киев-Пассажирский
Карта Киева. — Масштаб 1:20000. — 1918 (нем.)
Схематический план города Киева. — Масштаб 1:25000. — Харьков: Украинская Картографическая Фабрика Всесоюзного Госкартотреста, 1935 (укр.)
Алешин В. Конкурс на фасад здания железнодорожного вокзала в г. Киеве // alyoshin.ru — 2001.
Анисимов А. Вокзал — несгораемый ящик разлук моих, встреч и разлук… // Газета «Кіевскій телеграфЪ». — № 32 (75). — 2001. — 20 августа. (недоступная ссылка)
Анисимов А. Куда летит наш паровоз? // «Кіевскій телеграфЪ». — № 28 (322). — 2006. — 14—20 июля.- Вокзал // zalizyaka.livejournal.com — 2009. — 3 августа.
- Вокзал // zalizyaka.livejournal.com — 2010. — 27 марта.
Кальницкий М. Ты здесь, мы в воздухе одном… // mik-kiev.livejournal.com — 2008. — 05 марта.
Кальницкий М. Киев 135 лет назад // mik-kiev.livejournal.com — 2008. — 25 сентября.
Касьянова И., Москаленко Е., Овсиенко В. Ворота Киева: прошлое и настоящее // «Сегодня». — 2010. — 19 января.- Новый пригородный вокзал в Киеве. Открытие 26 мая // Правда Украины. — 1955. — 28 мая.
Олийник В. Человек, который «воздвиг себе вековечный памятник». Но был благополучно забыт киевлянами // «Зеркало недели». — № 20 (548). — 2005. — 28 мая—3 июня.
Железнодорожный вокзал станции Киев-Пассажирский, 1927—1932 гг. // community.livejournal.com/ru_sovarch — 2010. — 21 ноября.
См. также |
Расписание движения поездов дальнего следования по станции Киев-Пассажирский (укр.)
Стоимость билетов на поезда дальнего следования от станции Киев-Пассажирский (укр.)
Расписание движения пригородных поездов по станции Киев-Пассажирский (укр.)
- История железнодорожного вокзала Киев-Пассажирский (фото)
- Транспортная инфраструктура Киева
|
|
|
|