Трест




Трест (от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.
Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или главной компании.


Наиболее широко были распространены в XIX веке.


Первый в США трест (1879 год) — Standard Oil Рокфеллера[1].




Содержание






  • 1 В РСФСР и СССР


  • 2 См. также


  • 3 Примечания


  • 4 Литература


  • 5 Ссылки





В РСФСР и СССР |


В РСФСР и позднее в СССР тресты создавались в рамках Новой экономической политики как объединения государственных предприятий одной отрасли, действовавшие на принципах хозрасчёта. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 10 апреля 1923 определял трест следующим образом:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}






… государственное промышленное предприятие, которому предоставлена самостоятельность в производстве своих операций согласно утверждённому для них уставу и который действует на началах коммерческого расчёта с целью извлечения прибыли.


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}



С точки зрения государственного управления промышленностью, трест рассматривался советскими властями как государственный орган, функция которого заключалась в контроле за рыночными процессами. Этот подход к деятельности трестов был документально оформлен в соответствующих руководящих документах — в частности, в «Типовом положении о трестах», уставах трестов и т. п. Государство в свою очередь осуществляло по отношению к трестам надзорно-контролирующие функции. Тресты обладали определённой степенью экономической свободы в части принятия решений о том, что производить и где и кому реализовывать свою продукцию. Вместе с тем, каждый трест был обязан выполнять государственные задания и предоставлять государству и кооперативным организациям преимущественное право, при прочих равных условиях, покупки продукции треста. Предприятия, входившие в трест, как правило, снимались с государственного снабжения и закупали сырье на рынке. Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».


К концу 1922 года около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест. К лету 1923 года насчитывалось 478 трестов, из которых только 40 % относились к ведению ВСНХ СССР и иных центральных органов управления, а остальные — местного подчинения. На предприятиях трестов работало 5/6 всего числа рабочих государственной промышленности. В целом в СССР преобладали мелкие тресты: 63 % их общего числа объединяли в среднем около семи предприятий и 359 рабочих, тогда как крупные тресты (13—14 предприятий и 12,5 тыс. рабочих) составляли всего 11 % и были сосредоточены в текстильной и металлургической промышленности[2]. Не менее 20 % прибыли тресты должны были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине уставного капитала (вскоре этот норматив снизили до 10 % прибыли до тех пор, пока он не достигал трети первоначального капитала). Резервный капитал использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. От размеров прибыли зависели премии, получаемые членами правления и рабочими треста. К примеру, в состав образованного в 1922 году Свердловского горно-металлургического треста входило более 20 металлургических заводов, рудники, торфяники и заводские лесосеки. При тресте действовало 6 совхозов по выращиванию зерновых культур и овощей. Общее число работающих на предприятиях треста составляла 9 тысяч человек, а уставной капитал в середине 1923 года оценивался в 28,3 млн золотых рублей[3].


Тресты объединялись в синдикаты — добровольные кооперативные объединения трестов, занимавшиеся снабжением, сбытом готовой продукции, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К концу 1922 года 80 % трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 года в СССР насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов. Тресты обладали свободой в части определения доли своего снабжения и сбыта, передаваемого в ведение синдиката.


«Положение о государственных промышленных трестах» от 29 июня 1927 года и совместный декрет ЦИК СССР и СНК СССР от 27 июля того же года предусматривали предоставление государственным предприятиям большей самостоятельности путём внедрения в их деятельность хозяйственного расчёта. Однако массовое внедрение хозрасчёта не было реализовано и реформа управления промышленностью пошла в сторону усиления централизованного административного управления и свёртывания рынка, что привело к снижению эффективности производства на предприятиях[3]. К середине 1-й пятилетки (1929—1934) тресты превратились в промежуточное звено административного управления.


Трест, как форма объединения родственных по виду деятельности предприятий продолжал применяться до конца существования СССР, особенно в области капитального строительства и монтажа оборудования[4]. Эти тресты однако не имели управленческих функции в системе государственного управления СССР, и их экономическая деятельность целиком подчинялась союзным и республиканским министерствам и государственным комитетам.


После распада СССР некоторые приватизированные, а также вновь созданные строительные компании часто в своём названии содержат слово «трест», как, например, «Союзстройтрест» или «Строительный трест № 10», но к их названиям добавлялась форма собственности (ЗАО, ОАО, ООО).



См. также |



  • Картель

  • Синдикат

  • Концерн



Примечания |





  1. Введенский Б. А. . Большая советская энциклопедия Том 40 — Большая Советская Энциклопедия Второе издание


  2. «На новых путях» Вып. III. М., 1923. стр. 31-27, «На новых путях» Вып. III. М" 1923. стр. 31, «Народное хозяйство» 1922. № 2. стр. 14, «Управление народным хозяйством СССР. 1917—1940 гг.»: Сб. докум. М., 1968. стр. 103, Цыперович Г. В. «Синдикаты и тресты в дореволюционной России и в СССР. Из истории организационных форм промышленности за последние 50 лет». стр. 436.


  3. 12 Мельников А. В. Гормет // Энциклопедия Екатеринбурга. EdwART, 2010.


  4. Приборостроение — статья из Большой советской энциклопедии. 




Литература |



  • Богомолова Е. В. Хозрасчётные тресты — основное звено хозяйствования // Хозяйственный механизм периода новой экономической политики (По материалам 1920-х годов). Сб. обзоров. М., 1990.

  • Законодательство о трестах и синдикатах. М.—Л., 1926.

  • Ильин-Кряжин А. Н. Что такое трест, синдикат и акционерное общество / М.—Л., 1927.

  • Лютов Л. Н. Государственная промышленность в годы нэпа (1921—1929) / Саратов, 1996.



Ссылки |


  • Трэсты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.









Popular posts from this blog

浄心駅

カンタス航空