Кинофантастика
Кинофанта́стика — направление и жанр художественной кинематографии, который можно охарактеризовать повышенным уровнем условности. Образы, события и антураж фантастических фильмов часто намеренно отстранены от обыденной реальности — это может делаться как для достижения специфических художественных задач, добиться которых создателям фильма удобнее средствами фантастики, чем средствами реалистического кино, так и просто для развлечения зрителя (последнее характерно прежде всего для жанрового кино). Характер условности зависит от конкретного направления или жанра — научная фантастика, фэнтези, фильм ужасов, фантасмагория, — однако все они могут широко пониматься как кинофантастика. Существует также более узкое представление о кинофантастике как о массовом чисто коммерческом жанре кинематографа; согласно такому представлению кинофантастикой не является, например, «Космическая одиссея 2001». В настоящей статье используется широкое понимание кинофантастики, которое позволяет дать более полное представление о предмете.
Эволюция кинофантастики во многом следовала за эволюцией гораздо более динамично развивающейся фантастической литературы. Однако кинематограф с самого начала обладал свойством визуальности, которого письменная литература практически лишена. Движущееся изображение воспринимается зрителем как достоверное, существующее здесь и сейчас, причём ощущение достоверности не зависит от того, насколько фантастично разворачивающееся на экране действие. Это свойство восприятия зрителем кинематографа приобрело особое значение после появления спецэффектов.
В XXI веке кинофантастика — один из самых популярных и прибыльных жанров кино[1]. Фантастические фильмы, такие как «Аватар», «Звёздные войны: Пробуждение Силы» и «Мир юрского периода», составляют большинство в числе самых кассовых блокбастеров в истории[2].
По кинофантастике и смежным сферам существуют номинации в 14 наградах: премия по хоррору «Черное перо» (видеоролик), премия «Хьюго» (фильмы и телесериалы), премия читателей журнала «Science Fiction Chronicle», премия Лорда Рутвена, премия Брэма Стокера, Небьюла, Британская премия фэнтези, Балрог, Зал славы научной фантастики и фэнтези, немецкая фантастическая премия, японская премия Сэйун, российская «Сигма-Ф», 12 номинаций в премии «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» и премия «Парсес» (видео-формат).
Содержание
1 Связь кинофантастики и мифологии
2 История
2.1 Кинофантастика 1990-х годов
2.1.1 Неоготика
2.1.2 «Виртуальность»
2.2 Кинофантастика 2000-х и 2010-х
2.2.1 Киноциклы
2.2.2 Другие фильмы
3 Культовые и значимые фантастические фильмы
4 Другие фантастические фильмы
5 См. также
6 Примечания
7 Литература
8 Источники
Связь кинофантастики и мифологии |
Кинофантастика активно использует мифологию технической эры[3]. Мифология — один из основных структурных компонентов кинофантастики, она играет более важную роль, чем, собственно идеи, пришедшие из науки. Датский философ и фантастиковед Пер Шельд в своей книге «Андроиды, гуманоиды и другие фольклорные монстры»[4] отметил это, как отличие фантастического кино от научно-фантастической литературы, которая всё-таки сохраняет связь с наукой. Мария Галина обратила внимание, что опора на древние мифолгические образы и архетипы характерна скорее для массовой жанровой кинофантастики, чем для элитарного арт-хауса. К примеру, океан Соляриса не опирается на какие-либо фольклорные представления, и этот фильм Тарковского так и не стал частью социального контекста эпохи, в то время как название другого фантастического фильма Андрея Арсеньевича — Сталкер превратилось с одной стороны — в имя нарицательное, а с другой — в продаваемый бренд массовой культуры. Это можно объяснить тем, что враждебное пространство, которое можно умилостивить за счёт ритуалов, таких как разбрасывание гаек — архетипический образ, вполне традиционный для мифологии[5].
История |
Кинофантастика 1990-х годов |
- Фантастический «мейнстрим»
- «Вспомнить всё» (1990), «Терминатор 2: Судный день» (1991), «Универсальный солдат» (1992), «Парк Юрского периода» (1993), «День независимости» (1996), «Пятый элемент» (1997), «Звёздный десант» (1997), «Люди в чёрном» (1997), «Чужой 4: Воскрешение» (1997), «Универсальный солдат 2: Возвращение» (1999) и пр.
- Экранизации комиксов
- серия про «Бэтмен» (1989, 1992, 1995, 1997) и другие экранизации комиксов «DC», «Ракетчик» (1991), «Маска» (1994), «Ворон» (1994), «Спаун» (1997), «Люди в чёрном» (1997), и пр.
- Фильмы о скрытном инопланетном вторжении
- «Кукловоды» (1994), «Особь» (1995), «Нечто» (1982/2011), «Чужие среди нас» (They Live, 1988), «Секретные материалы» (1993—2002, 2008) и пр.
- Философские притчи
«Господин Судьба» (1990), «День сурка» (1993), «Шоу Трумана» (1998), «Плезантвиль» (1998), «Быть Джоном Малковичем» (1999)
- Развитие классических сюжетов
- «Франкенштейн освобождённый» (1990), «Волк» (1994), «Побег из Лос-Анджелеса» (1996)
- Артхаус
- «Эдвард Руки-ножницы» (1990), «Семейка Аддамс» (1991), «Деликатесы» (1991), «Куб» (1997) и пр.
- Фильмы ужасов
- «Страшилы» (1995), «Шестое чувство» (1999)
Неоготика |
В 1990-х оформилось и обрело силу совершенно новое направление в фантастическом кинематографе, которое начали называть «неоготикой» («новой готикой»). Фильмы этого направления обычно использовали мотивы и антураж классической готики, однако изощрённое мастерство операторов и художников создавало на экране совершенно новое эстетическое пространство, которое невозможно соотнести с прежними готическими фильмами, тяготевшими к изобразительному аскетизму и нуару. В неоготику влились витиеватость фэнтезийных иллюстраций Фразетты и Уилэна, изобразительный фотогламур, художественные находки авторов паропанка и возможности современных технологий создания спецэффектов.
- «Дракула» (Dracula, 1992)
- «Интервью с вампиром» (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles, 1994)
- «Франкенштейн» (Frankenstein, 1994)
- «Сонная лощина» (Sleepy Hollow, 1999)
- «Видок» (Vidocq, 2001)
- «Ван Хельсинг» (Van Helsing, 2004)
Неоготика, взаимодействуя с усиливающимися традициями экранизаций комиксов, вскоре породила ещё одно направление, для которого характерные для готики мотивы сочетаются с современным (в основном) антуражем. Взаимодействие этих эстетик впервые эффективно продемонстрировало «Интервью с вампиром», а наиболее яркими примерами такого кино являются фильмы «Блэйд» (Blade, 1998) и «Другой мир» (Underworld, 2003).
«Виртуальность» |
По мере того, как возникший в 1980-х годах киберпанк закреплялся и становился общепризнанным направлением в литературной фантастике и массовой культуре вообще, интерес к его образному ряду стал проявлять и кинематограф. Первым среди крупнобюджетных фильмов, сознательно сделанных в рамках этого направления, стал фильм Роберта Лонго «Джонни-мнемоник» (1995), поставленный по мотивам одноимённого рассказа классика киберпанка Уильяма Гибсона. Из-за целого ряда компромиссных и половинчатых решений, продиктованных коммерческим характером проекта, фильм, в отличие от оригинального рассказа, получился недостаточно радикальным и был раскритикован поклонниками киберпанка и весьма сдержанно воспринят массовым зрителем. Тем не менее, сейчас этот фильм признаётся существенной вехой в жанровом кинематографе, а его влияние на последующие более успешные проекты заметно хотя бы в том, что исполнивший в нём главную роль Киану Ривз был впоследствии приглашён на роль Нео в кинотрилогии «Матрица».
- «Трон» (Tron, 1982)
- «Газонокосильщик» (The Lawnmower Man, 1992)
- «Нирвана» (Nirvana, 1997)
- «Матрица» (The Matrix, 1999)
- «Тринадцатый этаж» (The Thirteenth Floor, 1999)
Кинофантастика 2000-х и 2010-х |
Киноциклы |
- «Люди Икс» (киноцикл, 2000—2014)
- «Люди Икс» (англ. X-Men, 2000)[6]
- «Люди Икс 2» (X2, 2003)
- «Люди Икс: Последняя битва» (X-Men: The Last Stand, 2006)
- «Люди Икс: Начало. Росомаха» (X-Men Origins: Wolverine, 2009)
- «Люди Икс: Первый Класс» (X-Men: First Class, 2011)
- «Росомаха: Бессмертный» (Wolverine: Immortal, 2013)
- «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (X-Men: Days of Future Past, 2014)[7][8]
- «Люди Икс» (англ. X-Men, 2000)[6]
- «Человек-паук» (киноцикл, 2002—2012)
- «Человек-паук» (Spider-Man, 2002)
- «Человек-паук 2» (Spider-Man II, 2004)
- «Человек-паук 3» (Spider-Man 3, 2007)
- «Новый человек-паук» (Amazing spider-man, 2012)
- «Другой мир» (киноцикл, 2003—2012)
- «Другой мир» (Underworld, 2003)
- «Другой мир: Эволюция» (Underworld: Evolution, 2006)
- «Другой мир: Восстание ликанов» (Underworld: Rise of the Lycans, 2009)
- «Другой мир: Пробуждение» (Underworld: Awakening, 2012)
- «Бэтмен» (киноцикл, 2005—2012)
- «Бэтмен: Начало» (Batman Begins, 2005)
- «Тёмный рыцарь» (The Dark Knight, 2008)
- «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (The Dark Knight Rises, 2012)
Другие фильмы |
- «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (англ. Crouching Tiger, Hidden Dragon, 2000)[6]
- «D: Жажда крови» (англ. Vampire Hunter D, 2000)[6]
- «Королевская битва» ( (яп. バトル・ロワイアル батору ровайару), 2000)[6]
- «Властелин Колец: Братство Кольца» (англ. The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring, 2001)[6]
- «Шрек» (англ. Shrek, 2001)[6]
- «Донни Дарко» (англ. Donnie Darko, 2001)
- «Светлячок (телесериал)» (англ. Firefly, 2002)
- «Я, робот» (англ. I, Robot, 2004)
- «Ван Хелсинг» (англ. Van Helsing, 2004)
- «Детонатор» (англ. Primer, 2004)
- «Небесный Капитан и мир будущего» (англ. Sky Captain and the World of Tomorrow, 2004)
- «Вечное сияние чистого разума» (англ. Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004)
- «Послезавтра» (англ. The Day After Tomorrow, 2004)
- «Эффект бабочки» (англ. The Butterfly Effect, 2004)
- «Зеркальная маска» (англ. Mirror Mask, 2005)
- «Лабиринт Фавна» (англ. el Laberinto del Faun, 2006)
- «Дитя человеческое» (англ. Children of Men, 2006)
- «Престиж» (англ. The Prestige, 2006)
- «Фонтан» (англ. The Fountain, 2006)
- «Вторжение» (англ. The Invasion, 2007)
- «Монстро» (англ. Cloverfield, 2008)
- «Знамение» (англ. Knowing, 2009)
- «Луна 2112» (англ. Moon, 2009)
- «Пандорум» (англ. Pandorum, 2009)
- «Прометей» (англ. Prometheus, 2012)
- «Обливион» (англ. Oblivion, 2013)
- «Интерстеллар» (англ. Interstellar, 2014)[7][8]
- «Чем дальше в лес» (англ. Into the Woods, 2014)[7]
- «Побудь в моей шкуре» (англ. Under the Skin, 2014)[7]
- «Планета обезьян: Революция» (англ. Dawn of the Planet of the Apes, 2014)[7][8]
- «Стражи Галактики» (англ. Guardians of the Galaxy, 2014)[7][8]
- «Хоббит: Битва пяти воинств» (англ. The Hobbit: The Battle of the Five Armies, 2014)[7][8]
- «Город героев» (англ. Big Hero 6, 2014)[7][8]
- «Лего. Фильм» (англ. The Lego Movie, 2014)[7][8]
- «Семейка монстров» (англ. The Boxtrolls, 2014)[7]
- «Как приручить дракона 2» (англ. How to Train Your Dragon 2, 2014)[7][8]
- «Малефисента»[8]
- «Ной»[8]
- «Первый мститель: Другая война»[8]
- «Космический пират Харлок»[8]
- «Грань будущего»[8]
- «Бегущий в лабиринте»[8]
- «Робокоп»[8]
- «Выживут только любовники»[8]
- «Двойник»[8]
- «Побудь в моей шкуре»[8]
- «Сквозь снег»[8]
- «Вий»[8]
- «Вычислитель»[8]
- «Трудно быть богом»[8]
- «Трансформеры: Эпоха истребления»[8]
- «Годзилла»[8]
- «Геракл: Начало»[8]
- «Черепашки-ниндзя»[8]
- «Патруль времени»[8]
- «Последний друид: Войны гармов» (англ. Garm Wars: The Last Druid, 2014)
- «Кунг Фьюри»[9]
- «Из машины»[10]
- «Робот по имени Чаппи»[11]
- «Багровый пик»[12]
Культовые и значимые фантастические фильмы |
- Космическая одиссея 2001
- Планета обезьян
- Чужой
- Звёздный путь
- Звёздные войны
- Солярис
- Сталкер
- Бегущий по лезвию
- Инопланетянин
- Терминатор
- Нечто
- Назад в будущее
- Робокоп
- Вспомнить всё
- Парк юрского периода
- Пятый элемент
- Люди в чёрном
- Матрица
- Чёрная дыра
- Знаки
- Район № 9
- Гравитация
- Интерстеллар
- Марсианин
- Хищник
Другие фантастические фильмы |
- «Чёрная дыра» («Pitch Black») — один из немногих фильмов с сюжетом, построенным вокруг затмения нескольких солнц одновременно.
- «Остров» — антиутопия о клонировании
- «Шестой день» — фильм о клонировании с Арнольдом Шварценеггером
- «Окончательный монтаж» — антиутопия о цензуре, правящей человеческую память
- «Особое мнение» — антиутопия о предотвращении преступлений
- «Эквилибриум» — антиутопия
- «Аватар» — научная фантастика
- «Трон: Наследие» (Tron: Legacy, 2010) — научная фантастика
- «Авалон» — киберпанк
- «2035: Город Призрак» (Nightmare City 2035) — киберпанк
- «Торговец сном» — киберпанк
- «Эон Флакс» — антиутопия
- «Бессмертные: Война миров», франц. Immortel (Ad Vitam)
- «Пиджак» — The Jacket, продолжение темы «Эффекта бабочки» и «Мертвой зоны», немного похоже на «Особое мнение»: путешествия во времени и возможность изменить прошлое-настоящее-будущее
См. также |
- Премия Хьюго за лучшую постановку
- Премия Американской академии кинофантастики «Сатурн»
- Международный фестиваль фантастических фильмов Фантаспорто
- Международный фестиваль фантастических фильмов в Авориазе
- Международный фестиваль фантастических фильмов в Жерармере
- Международный фестиваль фантастических фильмов в Брюсселе
- Научная фантастика
Примечания |
↑ Почему фантастика приносит миллиарды
↑ All Time Worldwide Box Office Grosses — Box Office Mojo
↑ Ханютин, 1977.
↑ Per Schelde. Androids, Humanoids, and Other Folklore Monsters: Science and Soul in Science Fiction Films. — NYU Press, 1993. — 292 с. — ISBN 9780814779309.
↑ Галина, 1996.
↑ 123456 ПРЕДЧУВСТВИЕ НАДЕЖДЫ ФАНТАСТИКА 2000-Х ГОДОВ
↑ 1234567891011 Премия BAFTA не любит фантастику Архивная копия от 13 января 2015 на Wayback Machine
↑ 123456789101112131415161718192021222324252627 Итоги-2014: лучшие фантастические фильмы
↑ 10 лучших фантастических фильмов 2015 года Комедия года
↑ 10 лучших фантастических фильмов 2015 года Независимый фильм года
↑ 10 лучших фантастических фильмов 2015 года Самый недооценённый фильм
↑ 10 лучших фантастических фильмов 2015 года Мистика/ужасы года
Литература |
- на русском языке
- Барканов С., Гуров А., Власенко А., Терехин В. Ужас: Аннотированный каталог зарубежных фильмов ужасов и мистики. — М.: НПКЦ «ИНТЕХ», 1994. — 608 с. — ISBN 5-8095-0004-8.
- Галина М. С. Мифология и кинофантастика // Общественные науки и современность. — 1996. — № 5. — С. 167—175.
Попов, Михаил История кино. Фантастическое кино XX века // Мир фантастики. — № 29. — 24.01.2006.- Фантастическое кино. Эпизод первый: Сборник статей / Сост. Наталья Самутина. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 408. — ISBN 5-86793-441-1.
Фёдоров А. В. Герменевтический анализ советской кинофантастики рубежа 1950-х — 1960-х годов и её американской экранной трансформации // Инновации в образовании. 2011. № 9. С. 47-69.- Ханютин Ю. М. Реальность фантастического мира: Проблемы западной кинофантастики. — М.: Искусство, 1977.
- Харитонов Е., Щербак-Жуков А. На экране - чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002 гг.): Материалы к популярной энциклопедии. — М.: В. Секачёв, 2003. — С. 320.
- на других языках
- Frederik Pohl, Frederik Pohl IV. Science Fiction Studies in Film. — Reissue edition. — Ace Books, 1984. — С. 346. — ISBN 0-441-75434-1.
- David G. Skal. The Monster Show: A Cultural History of Horror. — Faber & Faber, 2001. — С. 432. — ISBN 0-571-19996-8.
- Phil Hardy. The Overlook Film Encyclopedia: Science Fiction. — New York: William Morrow and Company, 1995. — С. 512. — ISBN 0-87951-626-7.
Источники |
Мир фантастики — Видеодром — История кино