Кинофантастика





Conquest of the Pole 1912 Melies.jpg


Кинофанта́стика — направление и жанр художественной кинематографии, который можно охарактеризовать повышенным уровнем условности. Образы, события и антураж фантастических фильмов часто намеренно отстранены от обыденной реальности — это может делаться как для достижения специфических художественных задач, добиться которых создателям фильма удобнее средствами фантастики, чем средствами реалистического кино, так и просто для развлечения зрителя (последнее характерно прежде всего для жанрового кино). Характер условности зависит от конкретного направления или жанра — научная фантастика, фэнтези, фильм ужасов, фантасмагория, — однако все они могут широко пониматься как кинофантастика. Существует также более узкое представление о кинофантастике как о массовом чисто коммерческом жанре кинематографа; согласно такому представлению кинофантастикой не является, например, «Космическая одиссея 2001». В настоящей статье используется широкое понимание кинофантастики, которое позволяет дать более полное представление о предмете.


Эволюция кинофантастики во многом следовала за эволюцией гораздо более динамично развивающейся фантастической литературы. Однако кинематограф с самого начала обладал свойством визуальности, которого письменная литература практически лишена. Движущееся изображение воспринимается зрителем как достоверное, существующее здесь и сейчас, причём ощущение достоверности не зависит от того, насколько фантастично разворачивающееся на экране действие. Это свойство восприятия зрителем кинематографа приобрело особое значение после появления спецэффектов.


В XXI веке кинофантастика — один из самых популярных и прибыльных жанров кино[1]. Фантастические фильмы, такие как «Аватар», «Звёздные войны: Пробуждение Силы» и «Мир юрского периода», составляют большинство в числе самых кассовых блокбастеров в истории[2].


По кинофантастике и смежным сферам существуют номинации в 14 наградах: премия по хоррору «Черное перо» (видеоролик), премия «Хьюго» (фильмы и телесериалы), премия читателей журнала «Science Fiction Chronicle», премия Лорда Рутвена, премия Брэма Стокера, Небьюла, Британская премия фэнтези, Балрог, Зал славы научной фантастики и фэнтези, немецкая фантастическая премия, японская премия Сэйун, российская «Сигма-Ф», 12 номинаций в премии «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» и премия «Парсес» (видео-формат).




Содержание






  • 1 Связь кинофантастики и мифологии


  • 2 История


    • 2.1 Кинофантастика 1990-х годов


      • 2.1.1 Неоготика


      • 2.1.2 «Виртуальность»




    • 2.2 Кинофантастика 2000-х и 2010-х


      • 2.2.1 Киноциклы


      • 2.2.2 Другие фильмы






  • 3 Культовые и значимые фантастические фильмы


  • 4 Другие фантастические фильмы


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Источники





Связь кинофантастики и мифологии |


Кинофантастика активно использует мифологию технической эры[3]. Мифология — один из основных структурных компонентов кинофантастики, она играет более важную роль, чем, собственно идеи, пришедшие из науки. Датский философ и фантастиковед Пер Шельд в своей книге «Андроиды, гуманоиды и другие фольклорные монстры»[4] отметил это, как отличие фантастического кино от научно-фантастической литературы, которая всё-таки сохраняет связь с наукой. Мария Галина обратила внимание, что опора на древние мифолгические образы и архетипы характерна скорее для массовой жанровой кинофантастики, чем для элитарного арт-хауса. К примеру, океан Соляриса не опирается на какие-либо фольклорные представления, и этот фильм Тарковского так и не стал частью социального контекста эпохи, в то время как название другого фантастического фильма Андрея Арсеньевича — Сталкер превратилось с одной стороны — в имя нарицательное, а с другой — в продаваемый бренд массовой культуры. Это можно объяснить тем, что враждебное пространство, которое можно умилостивить за счёт ритуалов, таких как разбрасывание гаек — архетипический образ, вполне традиционный для мифологии[5].



История |





Кинофантастика 1990-х годов |




Фантастический «мейнстрим»

«Вспомнить всё» (1990), «Терминатор 2: Судный день» (1991), «Универсальный солдат» (1992), «Парк Юрского периода» (1993), «День независимости» (1996), «Пятый элемент» (1997), «Звёздный десант» (1997), «Люди в чёрном» (1997), «Чужой 4: Воскрешение» (1997), «Универсальный солдат 2: Возвращение» (1999) и пр.



Экранизации комиксов

серия про «Бэтмен» (1989, 1992, 1995, 1997) и другие экранизации комиксов «DC», «Ракетчик» (1991), «Маска» (1994), «Ворон» (1994), «Спаун» (1997), «Люди в чёрном» (1997), и пр.



Фильмы о скрытном инопланетном вторжении

«Кукловоды» (1994), «Особь» (1995), «Нечто» (1982/2011), «Чужие среди нас» (They Live, 1988), «Секретные материалы» (1993—2002, 2008) и пр.


Философские притчи

«Господин Судьба» (1990), «День сурка» (1993), «Шоу Трумана» (1998), «Плезантвиль» (1998), «Быть Джоном Малковичем» (1999)



Развитие классических сюжетов

«Франкенштейн освобождённый» (1990), «Волк» (1994), «Побег из Лос-Анджелеса» (1996)



Артхаус

«Эдвард Руки-ножницы» (1990), «Семейка Аддамс» (1991), «Деликатесы» (1991), «Куб» (1997) и пр.



Фильмы ужасов

«Страшилы» (1995), «Шестое чувство» (1999)



Неоготика |


В 1990-х оформилось и обрело силу совершенно новое направление в фантастическом кинематографе, которое начали называть «неоготикой» («новой готикой»). Фильмы этого направления обычно использовали мотивы и антураж классической готики, однако изощрённое мастерство операторов и художников создавало на экране совершенно новое эстетическое пространство, которое невозможно соотнести с прежними готическими фильмами, тяготевшими к изобразительному аскетизму и нуару. В неоготику влились витиеватость фэнтезийных иллюстраций Фразетты и Уилэна, изобразительный фотогламур, художественные находки авторов паропанка и возможности современных технологий создания спецэффектов.



  • «Дракула» (Dracula, 1992)

  • «Интервью с вампиром» (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles, 1994)

  • «Франкенштейн» (Frankenstein, 1994)

  • «Сонная лощина» (Sleepy Hollow, 1999)

  • «Видок» (Vidocq, 2001)

  • «Ван Хельсинг» (Van Helsing, 2004)


Неоготика, взаимодействуя с усиливающимися традициями экранизаций комиксов, вскоре породила ещё одно направление, для которого характерные для готики мотивы сочетаются с современным (в основном) антуражем. Взаимодействие этих эстетик впервые эффективно продемонстрировало «Интервью с вампиром», а наиболее яркими примерами такого кино являются фильмы «Блэйд» (Blade, 1998) и «Другой мир» (Underworld, 2003).



«Виртуальность» |


По мере того, как возникший в 1980-х годах киберпанк закреплялся и становился общепризнанным направлением в литературной фантастике и массовой культуре вообще, интерес к его образному ряду стал проявлять и кинематограф. Первым среди крупнобюджетных фильмов, сознательно сделанных в рамках этого направления, стал фильм Роберта Лонго «Джонни-мнемоник» (1995), поставленный по мотивам одноимённого рассказа классика киберпанка Уильяма Гибсона. Из-за целого ряда компромиссных и половинчатых решений, продиктованных коммерческим характером проекта, фильм, в отличие от оригинального рассказа, получился недостаточно радикальным и был раскритикован поклонниками киберпанка и весьма сдержанно воспринят массовым зрителем. Тем не менее, сейчас этот фильм признаётся существенной вехой в жанровом кинематографе, а его влияние на последующие более успешные проекты заметно хотя бы в том, что исполнивший в нём главную роль Киану Ривз был впоследствии приглашён на роль Нео в кинотрилогии «Матрица».



  • «Трон» (Tron, 1982)

  • «Газонокосильщик» (The Lawnmower Man, 1992)

  • «Нирвана» (Nirvana, 1997)

  • «Матрица» (The Matrix, 1999)

  • «Тринадцатый этаж» (The Thirteenth Floor, 1999)



Кинофантастика 2000-х и 2010-х |



Киноциклы |



  • «Люди Икс» (киноцикл, 2000—2014)

    • «Люди Икс» (англ. X-Men, 2000)[6]

    • «Люди Икс 2» (X2, 2003)

    • «Люди Икс: Последняя битва» (X-Men: The Last Stand, 2006)

    • «Люди Икс: Начало. Росомаха» (X-Men Origins: Wolverine, 2009)

    • «Люди Икс: Первый Класс» (X-Men: First Class, 2011)

    • «Росомаха: Бессмертный» (Wolverine: Immortal, 2013)

    • «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (X-Men: Days of Future Past, 2014)[7][8]



  • «Человек-паук» (киноцикл, 2002—2012)

    • «Человек-паук» (Spider-Man, 2002)

    • «Человек-паук 2» (Spider-Man II, 2004)

    • «Человек-паук 3» (Spider-Man 3, 2007)

    • «Новый человек-паук» (Amazing spider-man, 2012)



  • «Другой мир» (киноцикл, 2003—2012)

    • «Другой мир» (Underworld, 2003)

    • «Другой мир: Эволюция» (Underworld: Evolution, 2006)

    • «Другой мир: Восстание ликанов» (Underworld: Rise of the Lycans, 2009)

    • «Другой мир: Пробуждение» (Underworld: Awakening, 2012)



  • «Бэтмен» (киноцикл, 2005—2012)

    • «Бэтмен: Начало» (Batman Begins, 2005)

    • «Тёмный рыцарь» (The Dark Knight, 2008)

    • «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (The Dark Knight Rises, 2012)





Другие фильмы |




  • «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (англ. Crouching Tiger, Hidden Dragon, 2000)[6]

  • «D: Жажда крови» (англ. Vampire Hunter D, 2000)[6]

  • «Королевская битва» ( (яп. バトル・ロワイアル батору ровайару), 2000)[6]

  • «Властелин Колец: Братство Кольца» (англ. The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring, 2001)[6]

  • «Шрек» (англ. Shrek, 2001)[6]

  • «Донни Дарко» (англ. Donnie Darko, 2001)

  • «Светлячок (телесериал)» (англ. Firefly, 2002)

  • «Я, робот» (англ. I, Robot, 2004)

  • «Ван Хелсинг» (англ. Van Helsing, 2004)

  • «Детонатор» (англ. Primer, 2004)

  • «Небесный Капитан и мир будущего» (англ. Sky Captain and the World of Tomorrow, 2004)

  • «Вечное сияние чистого разума» (англ. Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004)

  • «Послезавтра» (англ. The Day After Tomorrow, 2004)

  • «Эффект бабочки» (англ. The Butterfly Effect, 2004)

  • «Зеркальная маска» (англ. Mirror Mask, 2005)

  • «Лабиринт Фавна» (англ. el Laberinto del Faun, 2006)

  • «Дитя человеческое» (англ. Children of Men, 2006)

  • «Престиж» (англ. The Prestige, 2006)

  • «Фонтан» (англ. The Fountain, 2006)

  • «Вторжение» (англ. The Invasion, 2007)

  • «Монстро» (англ. Cloverfield, 2008)

  • «Знамение» (англ. Knowing, 2009)

  • «Луна 2112» (англ. Moon, 2009)

  • «Пандорум» (англ. Pandorum, 2009)

  • «Прометей» (англ. Prometheus, 2012)

  • «Обливион» (англ. Oblivion, 2013)

  • «Интерстеллар» (англ. Interstellar, 2014)[7][8]

  • «Чем дальше в лес» (англ. Into the Woods, 2014)[7]

  • «Побудь в моей шкуре» (англ. Under the Skin, 2014)[7]

  • «Планета обезьян: Революция» (англ. Dawn of the Planet of the Apes, 2014)[7][8]

  • «Стражи Галактики» (англ. Guardians of the Galaxy, 2014)[7][8]

  • «Хоббит: Битва пяти воинств» (англ. The Hobbit: The Battle of the Five Armies, 2014)[7][8]

  • «Город героев» (англ. Big Hero 6, 2014)[7][8]

  • «Лего. Фильм» (англ. The Lego Movie, 2014)[7][8]

  • «Семейка монстров» (англ. The Boxtrolls, 2014)[7]

  • «Как приручить дракона 2» (англ. How to Train Your Dragon 2, 2014)[7][8]

  • «Малефисента»[8]

  • «Ной»[8]

  • «Первый мститель: Другая война»[8]

  • «Космический пират Харлок»[8]

  • «Грань будущего»[8]

  • «Бегущий в лабиринте»[8]

  • «Робокоп»[8]

  • «Выживут только любовники»[8]

  • «Двойник»[8]

  • «Побудь в моей шкуре»[8]

  • «Сквозь снег»[8]

  • «Вий»[8]

  • «Вычислитель»[8]

  • «Трудно быть богом»[8]

  • «Трансформеры: Эпоха истребления»[8]

  • «Годзилла»[8]

  • «Геракл: Начало»[8]

  • «Черепашки-ниндзя»[8]

  • «Патруль времени»[8]

  • «Последний друид: Войны гармов» (англ. Garm Wars: The Last Druid, 2014)

  • «Кунг Фьюри»[9]

  • «Из машины»[10]

  • «Робот по имени Чаппи»[11]

  • «Багровый пик»[12]




Культовые и значимые фантастические фильмы |



  • Космическая одиссея 2001

  • Планета обезьян

  • Чужой

  • Звёздный путь

  • Звёздные войны

  • Солярис

  • Сталкер

  • Бегущий по лезвию

  • Инопланетянин

  • Терминатор

  • Нечто

  • Назад в будущее

  • Робокоп

  • Вспомнить всё

  • Парк юрского периода

  • Пятый элемент

  • Люди в чёрном

  • Матрица

  • Чёрная дыра

  • Знаки

  • Район № 9

  • Гравитация

  • Интерстеллар

  • Марсианин

  • Хищник



Другие фантастические фильмы |



  • «Чёрная дыра» («Pitch Black») — один из немногих фильмов с сюжетом, построенным вокруг затмения нескольких солнц одновременно.

  • «Остров» — антиутопия о клонировании

  • «Шестой день» — фильм о клонировании с Арнольдом Шварценеггером

  • «Окончательный монтаж» — антиутопия о цензуре, правящей человеческую память

  • «Особое мнение» — антиутопия о предотвращении преступлений

  • «Эквилибриум» — антиутопия

  • «Аватар» — научная фантастика

  • «Трон: Наследие» (Tron: Legacy, 2010) — научная фантастика

  • «Авалон» — киберпанк

  • «2035: Город Призрак» (Nightmare City 2035) — киберпанк

  • «Торговец сном» — киберпанк

  • «Эон Флакс» — антиутопия

  • «Бессмертные: Война миров», франц. Immortel (Ad Vitam)

  • «Пиджак» — The Jacket, продолжение темы «Эффекта бабочки» и «Мертвой зоны», немного похоже на «Особое мнение»: путешествия во времени и возможность изменить прошлое-настоящее-будущее



См. также |



  • Премия Хьюго за лучшую постановку

  • Премия Американской академии кинофантастики «Сатурн»

  • Международный фестиваль фантастических фильмов Фантаспорто

  • Международный фестиваль фантастических фильмов в Авориазе

  • Международный фестиваль фантастических фильмов в Жерармере

  • Международный фестиваль фантастических фильмов в Брюсселе

  • Научная фантастика



Примечания |





  1. Почему фантастика приносит миллиарды


  2. All Time Worldwide Box Office Grosses — Box Office Mojo


  3. Ханютин, 1977.


  4. Per Schelde. Androids, Humanoids, and Other Folklore Monsters: Science and Soul in Science Fiction Films. — NYU Press, 1993. — 292 с. — ISBN 9780814779309.


  5. Галина, 1996.


  6. 123456 ПРЕДЧУВСТВИЕ НАДЕЖДЫ ФАНТАСТИКА 2000-Х ГОДОВ


  7. 1234567891011 Премия BAFTA не любит фантастику Архивная копия от 13 января 2015 на Wayback Machine


  8. 123456789101112131415161718192021222324252627 Итоги-2014: лучшие фантастические фильмы


  9. 10 лучших фантастических фильмов 2015 года Комедия года


  10. 10 лучших фантастических фильмов 2015 года Независимый фильм года


  11. 10 лучших фантастических фильмов 2015 года Самый недооценённый фильм


  12. 10 лучших фантастических фильмов 2015 года Мистика/ужасы года




Литература |


на русском языке


  • Барканов С., Гуров А., Власенко А., Терехин В. Ужас: Аннотированный каталог зарубежных фильмов ужасов и мистики. — М.: НПКЦ «ИНТЕХ», 1994. — 608 с. — ISBN 5-8095-0004-8.

  • Галина М. С. Мифология и кинофантастика // Общественные науки и современность. — 1996. — № 5. — С. 167—175.


  • Попов, Михаил История кино. Фантастическое кино XX века // Мир фантастики. — № 29. — 24.01.2006.

  • Фантастическое кино. Эпизод первый: Сборник статей / Сост. Наталья Самутина. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 408. — ISBN 5-86793-441-1.


  • Фёдоров А. В. Герменевтический анализ советской кинофантастики рубежа 1950-х — 1960-х годов и её американской экранной трансформации // Инновации в образовании. 2011. № 9. С. 47-69.

  • Ханютин Ю. М. Реальность фантастического мира: Проблемы западной кинофантастики. — М.: Искусство, 1977.

  • Харитонов Е., Щербак-Жуков А. На экране - чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002 гг.): Материалы к популярной энциклопедии. — М.: В. Секачёв, 2003. — С. 320.


на других языках


  • Frederik Pohl, Frederik Pohl IV. Science Fiction Studies in Film. — Reissue edition. — Ace Books, 1984. — С. 346. — ISBN 0-441-75434-1.

  • David G. Skal. The Monster Show: A Cultural History of Horror. — Faber & Faber, 2001. — С. 432. — ISBN 0-571-19996-8.

  • Phil Hardy. The Overlook Film Encyclopedia: Science Fiction. — New York: William Morrow and Company, 1995. — С. 512. — ISBN 0-87951-626-7.



Источники |



  • Мир фантастики — Видеодром — История кино









Popular posts from this blog

Арзамасский приборостроительный завод

Zurdera

Крыжановский, Сергей Ефимович