Донской монастырь
Монастырь | |||
Донской монастырь | |||
---|---|---|---|
Западная стена Донского монастыря, на заднем плане — надвратная колокольня, 2010 год
| |||
55°42′52″ с. ш. 37°36′07,50″ в. д.HGЯO | |||
Страна | Россия | ||
Город | Москва, ЮАО, Донской район, Донская площадь, 1 | ||
Конфессия | Православие | ||
Епархия | Московская | ||
Тип | мужской | ||
Дата основания | 1591 год | ||
Наместник | Епископ Парамон (Голубка) | ||
Статус | Охраняется государством | ||
Состояние | Действует | ||
Сайт | donskoi.org | ||
Донской монастырь на Викискладе |
Донско́й монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в Москве. Был основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея. Монастырь закрыли в 1918-м в связи с изменением государственного строя. Возрождён в 1991 году[1][2].
Содержание
1 История
1.1 XVI—XVII века
1.2 XVIII—XIX века
1.3 XX век
1.4 Современность
2 Архитектурный ансамбль
3 Некрополь
4 Служители монастыря
5 Примечания
6 Литература
История |
XVI—XVII века |
Донской монастырь был основан царём Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий. Название обитель получила в честь Донской иконы Божией Матери, написанной, предположительно, в XIV веке Феофаном Греком. По преданию, этим образом преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву[1].
Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Божией Матери, называемый Старым или Малым. Его выполнили, предположительно, по проекту архитектора Фёдора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трёхступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений[3][4][5].
В Смутное время Малый собор был разграблен, историк Иван Забелин писал об этом времени: .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Вскоре после смерти царя Фёдора Иоанновича наступило Смутное время нашей истории, время самозванства и междоцарствования, бедственное для всего государства и, особенно, для Москвы. Тогда престольная почти вся была сожжена и разорена поляками, так что современники очень справедливо обзывали это время — Московскою разрухою. Не избежал злого бедствия и новоучреждённый монастырь, который подвергся общей участи разрушения и опустошения. Так как он был собственно государевым строением, то в это безгосударственное время некому было о нём помнить; он был забыт и оставлен на попечение своей скудной братии[6]..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
С восхождением на царствование Михаила Фёдоровича обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году её приписали к Андреевскому монастырю. В 1673-м к Малому собору пристроили трапезную часть. Через пять лет, в память о победе над турками под Чигирином, были возведены два придела, увенчанные луковичными главами: южный — в честь преподобного Сергия Радонежского, северный — в память великомученика Фёдора Стратилата. В 1679 году храм расписали изографы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев[7]. В 1683-м к Донскому монастырю были приписаны Шаровкин Успенский и Жиздринский Троицкий монастыри, а также Тихонова пустынь. В 1687-м в обители восстановили игуменство и изначальную самостоятельность[8].
Строительство Большого собора началось в 1684 году. В 1686-м он был возведён до глав, но затем работы приостановились из-за Крымского похода и истощения монастырской казны. Второй этап стройки начался через два года и был закончен к 1698-му. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. Резной семиярусный иконостас «фряжского письма» и иконы создавали резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа — Карп Золотарёв, Григорий Махотня, Родион Спиридонов, Андрей Михайлов и другие[4][9].
XVIII—XIX века |
В течение XVIII века сформировался величественный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью[10][2]. В 1714-м над северными вратами обители построили церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году и велось под наблюдением трёх русских зодчих: с 1730 по 1733 год — Пьетро Антонио Трезини, в 1749-м — Дмитрия Ухтомского, достраивал колокольню архитектор Алексей Евлашев в 1750—1753 годах. После окончания работ на неё подняли колокола и установили часы. Через два года по прошению графини Софьи Головиной в ней освятили церковь во имя Захария и Елизаветы. Её устроили в четверике, а в восьмерике были созданы сквозные арки для колоколов. Во втором ярусе находился престол церкви Сергия[4].
В 1758—1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий[11]. В 1771-м во время Чумного бунта в монастыре погиб архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Опасаясь эпидемии, он приказал убрать от Варварских ворот Китай-города Боголюбскую икону Божией Матери, что привело толпу в ярость, и скрывшегося в монастыре архиепископа убили. Его погребли в Старом Донском соборе[4].
В 1782—1785 годах итальянский художник Антон Клаудо расписал стены Большого собора евангельскими и библейскими сюжетами[12]. В конце XVIII века внешний облик храма был изменён: надстроили основной объём четверика, скрыли ряды кокошников, кровля получила четырёхскатное завершение. Под шатровой колокольней и в трапезной части основного объёма и приделов были созданы места для погребения настоятелей[13].
Во время вторжении французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки[14]. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора[15].
В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию. В монастыре находилась также иконописная палата имени Н. Д. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам[16][17].
XX век |
В 1914 году на территории Нового Донского кладбища монастыря освятили храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской. В 1927-м его преобразовали в крематорий[4].
После Октябрьской революции, в 1918 году, в связи с изменением государственного строя Донской монастырь, как и многие другие религиозные учреждения, закрыли. С 1922-го в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря содержался под арестом Патриарх Московский и всея Руси Тихон. В декабре 1924 года на него было совершено покушение, во время которого убили его келейника Якова Полозова. Тихон скончался через год, 25 марта, в клинике Бакуниных на Остоженке и был погребён в Малом соборе[4].
Вскоре после ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, в 1925 году, в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория состоялось совещание десятерых архиереев, образовавшее «Временный высший церковный совет», что положило начало григорианскому расколу[18].
К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929-м музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. Ценные документы XVIII—XIX веков из архива монастыря были перемещены в государственные архивы — в Российский государственный архив древних актов и Центральный исторический архив Москвы[19].
В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. В него свезли детали, скульптурные фрагменты многих сносимых сооружений, в том числе храма Христа Спасителя, Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке[20]. В церкви Архангела Михаила, в которой находилась усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры. В 1936-м в обитель привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Белорусского вокзала. Их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967-м[21][2].
С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе. Во время хрущевских гонений храм было предложено закрыть, однако митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену удалось его сохранить, объединив с храмом Ризположения на Донской. После этого он стал действовать по праздникам и в дни Великого поста[10].
Современность |
В 1991 году обитель передали Русской православной церкви, а музей закрыли. Первым наместником назначили архимандрита Агафодора (Маркевича). В том же году в честь 400-летия монастыря в нём состоялся крестный ход во главе с патриархом Алексием II[22][23]. В феврале 1992-го во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с мощами патриарха Тихона. Его причислили к лику святых, а останки перенесли в раку в Большой собор[4]. В 1998-м возобновили богослужение в храме Серафима Саровского[24].
В 1990-х годах, по мнению исследователей, исторически сложившийся облик обители был искажён поставленной сразу за входными вратами бронетехникой, уцелевшей в Великой Отечественной войне, и новыми постройками[25]. В конце 1990-х — начале 2000-х годов при наместнике Агафодоре интерьер трапезной Малого собора расписал художник Алексей Россаль-Воронов. За эти росписи художник был удостоен патриаршей награды — медали преподобного Сергия Радонежского[источник не указан 106 дней].
В 2014—2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объёмов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Фасады окрасили в цвет, обнаруженный при натурном обследовании, воссоздали растёсанные окна XVI века[5][26].
Мелхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями. Скульптор Александр Логановский
Встреча Давида, победившего Голиафа. Скульптор Александр Логановский
Воин Георгий. Скульптор Николай Рамазанов
Мириам, воспевающая победу своего народа над врагами. Скульптор Александр Логановский
Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями. Скульптор Александр Логановский
Архитектурный ансамбль |
- Малый собор Донской иконы Божией Матери
Древнейший храм-памятник русскому воинству в монастыре, возведённый в формах московской архитектуры XVI века[4]. В первоначальном виде в плане он был почти квадратным, с тремя округлыми апсидами. Его объём завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом. Позднее к собору, по распоряжению царя Фёдора Алексеевича, пристроили с севера и юга два придела — великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия. В том же году с запада возвели трапезную, в 1679-м была сооружена шатровая колокольня, а шлемовидный купол заменили существующей главой. В конце XVII века собор и приделы расписывали мастера Оружейной палаты живописцы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев. Под храмом находятся ряд захоронений, среди них — чугунная плита над прахом фельдмаршала Николая Репнина[27]. Основной объём постройки перекрыт трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершающейся куполом на стройном барабане. Реставрационные работы, проведённые в 1950—1952 годах по проекту искусствоведа Николая Соболева, вернули храму первоначальные формы обрамления порталов и окон[28][29][30].
- Большой собор Донского монастыря
Является архитектурной доминантой монастыря. Был возведён в 1698 году и освящён митрополитом Сарским и Подонским Тихоном (Воиновым). Под алтарём собора в 1712-м имеретинским царём Арчилом был создан придельный храм Сретения Господня — усыпальница царей Имеретинских, царевичей и князей грузинских Дадианов и Багратионов. В 1748 году по чертежу Василия Обухова к собору с юга пристроили двухэтажную ризницу с характерными для того времени барочными наличникам. В 1752-м на вклады купца Кузьмы Замятина в храме были устроены чугунные полы излитых плит с шаблонным орнаментом, которые сохранились до настоящего времени[31][32].
Собор лепестковой формы венчают вызолоченные пять глав — большая в центре и четыре вокруг, ориентированные по сторонам света. Основной объём окружен широкой двухъярусной арочной галереей. К ней с запада, севера и юга примыкают три лестничные паперти, выстроенные на сводах, опирающихся на двойные столбы в арках[33][34].
Восьмиярусный иконостас Большого собора был создан в несколько этапов. В 1695 году Карп Золотарёв создал два нижних ряда, через год Абросим Андреев и Григорий Алексеев воздвигли «апостольский» ярус с резными декорами. В 1699-м иконостас был завершён этими же мастерами. Бо́льшая часть икон относится к XVII веку, за исключением Донской Богоматери конца XV столетия[35].
- Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери
Главный вход в церковь расположен напротив Большого собора, с северной стороны ограды. По мнению историка Игоря Грабаря, её архитектором был Иван Зарудный. Выполненная в стиле московское барокко, она имеет звёздообразный план и четыре яруса. Верхний уровень отделён от внутреннего пространства сводами с открытыми арками и предназначен для звонницы[36]. В этом храме было разрешено молиться патриарху Тихону во время заточения[37]. Около паперти сохранилась чугунная кованая решётка начала XVIII века. Иконостас поставлен в 1782 году на средства Аграфены Татищевой[источник не указан 106 дней].
- Храм праведников Захарии и Елисаветы
Первое упоминание об устройстве колокольни относится к марту 1730 года, когда настоятель монастыря архимандрит Илларион (Рогалевский) обратился к императрице Анне Иоанновне с прошением выделить средств на строительство. К 1753-му были завершены основные работы по отделке проездных ворот, собора и колокольни. В 1755 году в нижнем ярусе колокольни освятили храм во имя праведных Захария и Елизаветы. После разорения монастыря французскими войсками в 1812 году он был упразднён, а в его помещении расположился архив монастыря[38].
В 1980-е годы Музеем архитектуры была проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания получили первоначальный барочный облик XVIII века. В середине 1990-х храм восстановили. Тогда же в проездной арке ворот художница Н. П. Ермакова выполнила росписи с сюжетами из истории монастыря[38].
- Храм преподобного Александра Свирского
Возведён в 1786—1789 годах в честь небесного покровителя графа Николая Зубова. Выполнен в стиле классицизм, фасады украшают пилястры. К 1950-му интерьер был полностью утрачен, его восстановили 1996 году, заново расписав и установив новый иконостас[39].
- Храм преподобного Иоанна Лествичника
Построен в 1898 году в стиле русский историзм на средства генерал-майора И. Ф. Терещенко. Первоначально это была часовня-усыпальница для его семьи, позже переоборудованная в церковь. С западной части к храму примыкает закрытое крыльцо-паперть. Стены украшены декоративными орнаментами из формового кирпича и лепными деталями. Фасады были отреставрированы в 1989-м, через год восстановили росписи интерьера. В середине 1990-х годов в храме установили новый иконостас[40][41].
- Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины
Выполнена в византийском стиле по проекту Альфонса Венсана в 1888—1891 годах на средства Е. А. Первушиной, в память мужа Ивана Андреевича, как родовая усыпальница. Возведение храма происходило под руководством архитекторов Владимира Шера, В. П. Гаврилина и М. П. Иванова. В нижнем ярусе в 1897-м освящена придельная церковь великомученицы Екатерины. В 1980-е годы внутри размещались фототека и фонды Музея архитектуры[42][43].
- Храм преподобного Серафима Саровского и Анны Кашинской
Построен по проекту Зиновия Иванова в 1904 году на Новом кладбище с тремя престолами и звонницей над западным входом. В 1927-м был переделан в крематорий под руководством Дмитрия Осипова[43].
- Храм Георгия Победоносца
Построен в 2000 году, расписан в 2001-м в технике сухой фрески. Представляет собой восьмерик, декорированный плоскими пилястрами. Увенчан округлой крышей и ярусом колокольного звона[44].
- Церковь святителя Тихона, патриарха Всероссийского
Была основана в 1997 году по благословению патриарха Алексия II. Выполнена из кирпича, покрыта кровлей на восемь скатов. Храм увенчан луковичной главой на высоком барабане, декорированном в нижней части кокошниками. Интерьер расписан в 1998-м художницей Н. П. Ермаковой. В цокольной части находится крипта с приделом в честь благоверного князя Вячеслава Чешского[45].
- Церковь Михаила Архангела
Построена на средства княгини Анны Голицыной в 1806—1809 годах на месте обветшавшей церкви во имя Евфимия Великого, возведённой в 1714-м. Выполнена в стиле русский ампир по проекту Ивана Евготова и представляет собой кубический объём, увенчанный главой на широком барабане. С запада прежнего храма была больница, обращённая при перестройке в трапезную. В 1894 году по проекту архитектора М. П. Иванова к храму пристроили каменные тамбуры для входа в усыпальницу с северного и южного фасадов. В ней похоронены участники Отечественной войны 1812-го — князья Дмитрий и Николай Голицыны, Алексей Щербатов. В 1990-х годах была проведена реставрация: раскрыли росписи, в центральном барабане восстановили изображение Христа Пантократора, в простенках окон — изображения ангелов, а на парусах — образы евангелистов[46][47].
Церковь в честь князя Александра Невского возведена в 2006 году на месте бывших монастырских огородов. Венчается барабаном и луковичной главой[48].
Часовня-усыпальница Левченко построена в начале XX века в неорусском стиле по проекту архитектора Романа Клейна[24].
Иконостас Большого собора, 2010 год
Иконостас церкви Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины, 1890 год
Храм Святителя Тихона, 2010 год
Храм Михаила Архангела, 2010 год
Мозаичная икона Спасителя у входа в Донской монастырь, 2010 год
Некрополь |
Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нём похоронены писатели, поэты, архитекторы, учёные: Александо Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели. Уникальным надгробием барочного типа является саркофаг генерал-поручика Александра Брюса. Образцом надгробия позднего классицизма является памятник на могиле княжны Анны Петровны Кожуховой — «Скорбящий гений», выполненный из меди скульптором Иваном Мартосом[49][4].
К началу XX века монастырский некрополь был переполнен. Московские власти приняли решение отвести территорию к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором продолжались на протяжении почти всего XX столетия. На старом кладбище новые захоронения разрешены лишь в порядке исключения[источник не указан 114 дней].
В 2000-х годах в монастырском некрополе был перезахоронен прах выдающихся деятелей белой эмиграции: Ивана Шмелёва, Антона Деникина, Ивана Ильина[50], Владимира Каппеля[51]. В 2008-м за алтарём храма Иоанна Лествичника похоронили писателя и общественного деятеля Александра Солженицына[52].
Грузинские царские могилы, 1913 год
Могила Авдотьи Семеновны Бове, 2013 год
Надгробие Матвея Дмитриева-Мамонова, 2013 год
Могила Платона Голубкова, 2013 год
Могила Василия Иловайского, 2013 год
Служители монастыря |
- Архимандриты
- архимандрит Антоний (Одинович) (7 июля 1689—1705)
- архимандрит Лаврентий Грузинец (1705—1720)
- архимандрит Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
- архимандрит Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728—1732)
- архимандрит Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
- архимандрит Иоанн (Козлович) (8 мая 1748—1753)
- архимандрит Варлаам (Лещевский) (ум. в 1774)
- архимандрит Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
- архимандрит Аввакум (Миланкович) (1779 — 1 марта 1792)
- архимандрит Иакинф (Карпинский) (1795—1797)
- архимандрит Евлампий (Введенский) (1798—1801)
- архимандрит Виктор (Антонский-Прокопович) (1801—1809)
- архимандрит Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
- архимандрит Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 27 февраля 1816)
- архимандрит Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (7 марта 1816 — 15 июля 1817)
- архимандрит Евгений (Казанцев) (1817—1818)
- архимандрит Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
- архиепископ Дионисий (Цветаев) (21 июля 1821—1823)
- архимандрит Афанасий (Петриев) (1823—1832)
- архимандрит Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
- архимандрит Симеон (Авдуловский) (1848 — 21 февраля 1852)
- архиепископ Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)
- епископ Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
Иннокентий (Ястребов) (1915—1917)
Никон (Пурлевский) (1918—1920)- архимандрит Алексий (Палицын) (1922—1924)
- Наместники
- архимандрит Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
- епископ Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
- игумен Парамон (Голубка) (с 26 июля 2012)[источник не указан 106 дней]
Примечания |
↑ 12 Погосбекян, 1988, с. 5.
↑ 123 Донской монастырь (неопр.). Православие.ru. Проверено 19 июля 2018.
↑ Вострышев, 2012.
↑ 123456789 Мудрова, 2010.
↑ 12 Донской монастырь (неопр.). Узнай Москву. Проверено 19 июля 2018.
↑ Каршилов, 2012, с. 23.
↑ Никон, 2014, с. 4—5.
↑ Владимирова, 2012, с. 25.
↑ Каршилов, 2012, с. 46.
↑ 12 Паламарчук, 1992, с. 244—251.
↑ Кириллова, 2008.
↑ Погосбекян, 1988, с. 8.
↑ Никон, 2014, с. 6.
↑ Кириллова, 2016, с. 35—50.
↑ Каршилов, 2012, с. 31.
↑ Донской монастырь (неопр.). Moscow.org. Проверено 19 июля 2018.
↑ Каршилов, 2012, с. 32.
↑ Архивные материалы о приходе и общине Сретенского монастыря в 1925 году (неопр.). Православие.ru. Проверено 19 июля 2018.
↑ Постернак, 2005, с. 114—132.
↑ Владимирова, 2012, с. 26.
↑ Домбровский, 2007, с. 10.
↑ Каршилов, 2012, с. 85.
↑ Домбровский, 2007, с. 11.
↑ 12 Донской ставропигиальный мужской монастырь (неопр.). Patriarchia.ru. Проверено 19 июля 2018.
↑ Обитель строгого режима. Донской монастырь перестает быть общенародным достоянием (неопр.). Независимая газета (18 августа 2004). Проверено 29 июля 2018. Архивировано 4 июня 2012 года.
↑ Исторический очерк, 1997, с. 15—16.
↑ Паламарчук, 1992, с. 251—253.
↑ Погосбекян, 1988, с. 6.
↑ Каршилов, 2012, с. 43.
↑ Домбровский, 2007, с. 87.
↑ Никон, 2014, с. 8—10.
↑ Каршилов, 2012, с. 47.
↑ Паламарчук, 1992, с. 253—255.
↑ Домбровский, 2007, с. 21.
↑ Погосбекян, 1988, с. 7.
↑ Погосбекян, 1988, с. 9.
↑ Никон, 2014, с. 15.
↑ 12 Никон, 2014, с. 16.
↑ Никон, 2014, с. 19.
↑ Никон, 2014, с. 20.
↑ Паламарчук, 1992, с. 257—260.
↑ Никон, 2014, с. 21.
↑ 12 Паламарчук, 1992, с. 257—261.
↑ Никон, 2014, с. 23.
↑ Никон, 2014, с. 22.
↑ Домбровский, 2007, с. 15.
↑ Никон, 2014, с. 18—19.
↑ Никон, 2014, с. 24.
↑ Погосбекян, 1988, с. 12—13.
↑ Церемония перезахоронения праха генерала Деникина и философа Ильина (неопр.). Patriarchia.ru (3 октября 2005). Проверено 29 июля 2018.
↑ На могиле генерала Каппеля в Донском монастыре установлен крест (неопр.). Patriarchia.ru (2007-09-0). Проверено 29 июля 2018.
↑ Александр Солженицын похоронен на кладбище Донского монастыря (неопр.). Православие.ru. Проверено 6 августа 2008.
Литература |
- Аренкова Ю., Мехова Г. Донской монастырь. — М.: Искусство, 1970. — 160 с.
- Артюшенко М. Московский Донской монастырь в Отечественную войну 1812 г. // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». — 2016. — С. 35—50.
- Владимирова Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
- Вострышев М. Москва православная. Все храмы и часовни. — М.: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
- Домбровский И. Некрополь Донского монастыря. — М.: Минувшее, 2007. — 266 с.
- Донской монастырь: исторический очерк. — М.: Авиаиздат, 1997. — 20 с.
- Каршилов Е. Донской монастырь. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь УКИНО «Духовное преображение», 2012. — 94 с.
- Кириллова Г. Сторож-монастырь и его тайны // Московская перспектива. — 2008. — № 62.
- Мудрова И. Великие монастыри. 100 святынь православия. — М.: Центрполиграф, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-227-02076-5.
- Никон (Головко), Божутина Т., Стародубцев О. Донской ставропигиальный мужской монастырь. Донской ставропигиальный мужской монастырь: путеводитель. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь, 2014. — 32 с.
- Погосбекян М. Донской монастырь: (Метод. рекомендации к экскурсии). — М., 1988. — 29 с.
- Постернак О. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920-1930-е годы // Вест. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2005. — № 4. — С. 114—132.
- Сорок Сороков. Кремль и монастыри / под ред. П. Паламарчука. — М.: Кром, 1992. — Т. 1. — 415 с.