Трубецкой, Евгений Николаевич
Евгений Николаевич Трубецкой | |
---|---|
Дата рождения | 23 сентября (5 октября) 1863(1863-10-05) |
Место рождения | Москва |
Дата смерти | 5[1].2.1920 |
Место смерти | Новороссийск |
Страна | Российская империя |
Научная сфера | русская философия, публицист, всеединство |
Место работы | Московский университет |
Альма-матер | ИМУ (1885) |
Учёная степень | доктор права (1897) |
Цитаты в Викицитатнике | |
Евгений Николаевич Трубецкой на Викискладе |
Князь Евге́ний Никола́евич Трубецко́й (23 сентября (5 октября) 1863 года, Москва — 5 февраля 1920, Новороссийск) — русский философ, правовед, публицист, общественный деятель из рода Трубецких. Сын музыковеда Николая Петровича Трубецкого, брат князей Петра, Сергея и Григория Николаевичей.
Содержание
1 Биография
2 Миросозерцание
3 Список произведений
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
Биография |
Из старинного княжеского рода Гедиминовичей. Сын Н. П. Трубецкого.[2] В семье Н. П. Трубецкого было 12[3] детей (трое — от первого брака, остальные — от второго, с Софьей Алексеевной Лопухиной)[4]. Жизнь Евгения Трубецкого была тесно связана с жизнью его старшего брата (оба от второго брака) — Сергея Николаевича. В 1874 году оба брата поступили в 3-й класс частной гимназии Креймана, в 1877 году — в 5-й класс гимназии в Калуге, куда их отец был назначен вице-губернатором. Огромные духовные сокровища были вложены в жизнь семьи матерью — С. А. Лопухиной[5]: .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
…с тех пор врезалась мне в сознание эта интуиция всевидения <Бога>, которому до дна все светло…
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
Сильное влияние на формирование религиозной настроенности в семье оказали монастыри, располагавшиеся неподалеку от усадьбы Трубецких — Ахтырки. В тринадцати вёрстах от неё находится Троице-Сергиева лавра и в пяти вёрстах — Хотьковский женский монастырь[6]:
Хотьковом и Лаврой полны все наши ахтырские воспоминания. В Лавру совершались нами, детьми, частые паломничества, там же похоронили и дедушку Трубецкого, а образ святого Сергия висел над каждой из наших детских кроватей.
В 1879 году оба брата, увлечённые идеями Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера, Томаса Бокля, Людвига Бюхнера, Виссариона Белинского, Николая Добролюбова и Дмитрия Писарева, пережили острый религиозный кризис[7]. Этот кризис братья преодолели довольно быстро, благодаря книге Куно Фишера «История новой философии» из гимназической библиотеки, чтение которой положило начало серьёзного изучения ими философии[8]. Теперь предметом их изучения стали произведения Платона, Канта, Фихте, Шеллинга[9]. Затем последовали Алексей Хомяков, Владимир Соловьёв, роман «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского. Неожиданное откровение было дано Трубецкому при исполнении 9-й симфонии Бетховена под управлением Антона Рубинштейна[8].
Восприятие Бетховенской симфонии привело его к вере, которая открылась ему как источник высшей радости[10].
В 1881 году братья Трубецкие поступили на юридический факультет Московского университета. По окончании университета весной 1885 года Евгений Трубецкой поступил в качестве вольноопределяющегося в стоявший в Калуге Киевский гренадерский полк; в сентябре сдал офицерские экзамены и уже в апреле 1886 года получил в Демидовском лицее звание приват-доцента, защитив диссертацию «О рабстве в древней Греции»[8] и приступил к работе 22 июля.
В 1886 году Трубецкой во время одной из «сред» в доме Льва Лопатина познакомился с Владимиром Соловьёвым[11]. Будучи учеником и продолжателем Соловьёва, Трубецкой не соглашался со многими аспектами его учения, особенно — с его экуменическими идеями. Он был «даже не соловьёвец, но активный и часто непобедимый его противник»[12].
В 1889 году[13] Трубецкой женился на княжне Вере Щербатовой, дочери бывшего первого выборного московского городского головы князя Александра Щербатова. От этого брака у них родилось трое детей: Сергей, Александр и Софья. Лето семья почти всегда проводила в Наре (Верейского уезда), в имении Щербатова.
С 4 июля 1892 году перемещён на службу в Киевский университет Святого Владимира[14] на должность приват-доцента. Перед этим в Императорском Московском университете защитил магистерскую диссертацию «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина». Евгений Трубецкой в 1897 году после защиты там же 17 мая работы «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов — его современников» стал профессором в своём университете.
На рубеже веков стал членом земского кружка «Беседа», протопартийного объединения. Затем вступил в Союз освобождения. Во время «банкетной кампании» союза — собраний для распространения решений первого легального Земского съезда за конституцию — держал речь на самом большом банкете, который состоялся в Киеве и собрал более тысячи участников. После образования в октябре 1905 года Конституционно-демократической партии он в её рядах. В конце 1905 года граф Сергей Витте, формировавший новый Совет министров, предложил Трубецкому пост министра народного просвещения[15], но при встрече последний тотчас же отказался от портфеля и в открытом письме констатировал, что в таком правительстве он, как член партии, не сможет выполнить свою программу в настоящее смутное время.
В ноябре 1905 года было зарегистрировано Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва. Среди учредителей был и Трубецкой.
В начале 1906 года баллотировался в Первую Государственную думу от Партии народной свободы, то есть кадетов. С 1906 года Трубецкой — профессор энциклопедии и истории философии права в Московском университете. В конце мая 1905 года он познакомился с меценаткой Маргаритой Морозовой, когда тридцатидвухлетняя вдова с четырьмя детьми предоставила свой дом делегатам Всероссийского земского съезда, где выступали и братья Сергей и Евгений Трубецкие[16]. На её средства Трубецкой стал издавать общественно-политический журнал «Московский еженедельник». Выдающимся итогом этой «беззаконной любви» было московское книгоиздательство Морозовой «Путь», где, кроме работ Трубецкого, были напечатаны труды Сергея Булгакова, Владимира Эрна, Павла Флоренского[17].
Первоначально Трубецкой был одним из видных членов и основателей кадетской партии, затем вышел из-за её нежелания сотрудничать с правительством. Он стал одним из создателей, на основе фракции «мирного обновления» в 1-й Государственной думе, Партии мирного обновления, неофициальным органом которой стал «Московский еженедельник». Более трёхсот передовых статей Трубецкого было напечатано здесь. Уже в 1907 году в статье «Два зверя» Трубецкой предчувствовал надвигающуюся катастрофу Российской империи: «При первом внешнем потрясении Россия может оказаться колоссом на глиняных ногах. Класс восстанет против класса, племя против племени, окраины против центра. Первый зверь проснётся с новою, нездешней силой и превратит Россию в ад»[9].
В 1907—1908 годах (а затем — в 1915—1917-м) он — член Государственного совета.
В 1911 году Евгений Трубецкой вместе с большой группой профессоров покинул Московский университет в знак несогласия с нарушением правительством принципов университетской автономии. В связи с этим семья Трубецких переселилась в Калужскую губернию — в имение Бегичево. Здесь Трубецкой занимался ведением хозяйства, а также писал философские статьи для издательств «Путь» и «Русская мысль». В Москву он приезжал лишь для чтения лекций в народном университете имени Шанявского и участия в некоторых заседаниях Религиозно-философского и Психологического обществ.
В 1914 году в связи с начавшейся мировой войной он, испытав патриотическое воодушевление, задумался о смысле жизни, что проявилось в статьях и книгах этого периода. В это же время под влиянием впечатлений от выставки древнерусской живописи из коллекции Ильи Остроухова он написал три очерка о русской иконе: «Умозрение в красках» (1915), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916) и «Россия в её иконе» (1917).
Во время власти Временного правительства из-за неспокойной обстановки в деревне был вынужден покинуть своё имение Бегичево. В 1917—1918 годах Трубецкой принимал участие в работе Всероссийского Поместного собора в качестве товарища (помощника) Председателя.
19 мая 1918 года Трубецкой был официальным оппонентом на защите диссертации Ивана Ильина на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»[18]. В это же время в рядах антибольшевистской организации действовал Правый центр[19]. Непосредственная угроза ареста вынудила Трубецкого покинуть Москву, и 24 сентября 1918 года он выехал в Киев. Там вошёл в состав Совета государственного объединения России (СГОР), а затем и в его бюро. В начале декабря того же года покинул осаждённый войсками Симона Петлюры Киев и в конце этого месяца перебрался в Одессу, куда уже переместилось руководство СГОР. В группе его членов был командирован в Екатеринодар к Антону Деникину договориться о форме управления Юго-Западным краем с большей автономией от Добровольческой армии. Попытка оказалась неудачной. В марте 1919 года в Екатеринодаре[20].
В 1919 году на белом юге России принимал участие в создании единого управления Русской православной церкви до освобождения Москвы и соединения с Патриархом. Участвовал в созванном «Юго-восточном русском церковном соборе», который работал с 19 по 23 мая 1919 года в Ставрополе. На соборе было принято положение о высшем церковном управлении в регионе, которому было дано название «Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России»[21].
На белом Юге князь принял участие в работе Освага – органе информации и пропаганды на территории, подконтрольной Добровольческой армии[22].
Попав вместе с отступавшей армией в Новороссийск, Трубецкой заболел здесь сыпным тифом и умер 23 января 1920 года. Протоиерей Сергий Булгаков в некрологе написал: «Среди интеллигенции, духовно-тёмной и мёртвой, князь Евгений Николаевич Трубецкой являлся нелицемерным и верным исповедником христианской веры».
Миросозерцание |
Этот раздел не завершён. |
Историческому христианству Трубецкой приписывал организующую роль в политической жизни современных культурных народов; но поскольку средневековые отцы церкви смешивали благодатный порядок с порядком правовым, постольку их вероучение являлось для него обречённым на утрату своей силы. Миросозерцание блаженного Августина он считал типичной феноменологией христианского самосознания. Центральным положением религиозно-политического учения Григория VII Трубецкой считал идею всемирного царского священства, долженствующего обнять собой не только клир, но и мир. Несмотря на внутренние партийные распри, западная церковь, по убеждению Трубецкого, вносила нередко мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства. Он считал, что эту высокую миссию христианская церковь должна была сохранить за собой, но для этого требовалось сбросить с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти, вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа, бесстрашно обличавшего правительственную неправду.
Трубецкой — один из основных представителей метафизики всеединства, созданной В. С. Соловьёвым. Он критически пересматривает философию Соловьёва, определяет некоторое ядро и ставит задачу развития из этого ядра цельной и систематической философии Богочеловечества. Вне ядра оказываются прежде всего такие «утопии» Соловьёва: резкое преувеличение роли в Богочеловеческом процессе отдельных частных сфер и явлений: католицизма, теократии. Центральным объектом и одновременно главным орудием исследования в философии Трубецкого является концепция Абсолютного сознания. Возникает она в ходе гносеологического анализа. Согласно идеям Трубецкого, всякий акт познания направлен к установлению некоторого безусловного и общеобязательного (а значит, транссубъективного, сверхпсихологического) содержания — смысла или же истины — и, следовательно, предполагает существование такового; в любом сущем должна существовать истина. Истина же, по своей природе не есть ни сущее, ни бытие, но именно содержание сознания, притом характеризующееся безусловностью и сверхпсихологичностью.
Список произведений |
- О рабстве в древней Греции. Диссертация князя Евгения Трубецкого. Ярославль: Тип. Г. В. Фальк, 1886.
- Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание блаженного Августина. Москва, 1892 (магистерская диссертация).
- История философии права (древней, новой, новейшей): Лекции — Киев, 1893—1899[23].
- Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов — его современников. Киев, 1897 (докторская диссертация)
- История философии права (древней). — 1-е изд. — Киев: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1899. — 179 с.
Философия Ницше: Критический очерк. М.: Типолитография Товарищества И. Н. Кушнерев и К, 1904, на сайте «Руниверс».- статьи в газете «Право»: № 15 — «Церковь и освободительное движение», № 39 — «Война и бюрократия», «Ответ губернских предводителей», «Крах».
- Trubetzkoi, E. Die Universitätsfrage. In: Melnik, J. (1906): Russen über Russland. Frankfurt a. M., Rütten & Loening, S. 16-54.
Партия "мирного обновления". - М. : Tип. т-ва И. Д. Сытина, 1906. - 11 с.- статьи в журнале «Вопросы философии и психологии»: «Политические идеалы Платона и Аристотеля», «Философия христианской теократии», «Философия права профессора Л. И. Петражицкого», «Свобода и бессмертие», «Владимир Соловьев и его дело» (1910 год).
Энциклопедия права. — 1-е изд. — М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1908. — 223 с. (5 изданий)[23][24].
Социальная утопия Платона — М., 1908[23][24].
Миросозерцание В. С. Соловьева. Издательство «ПУТЬ», М., 1913.- Смысл войны, М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914
- Смысл жизни, М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914
- Война и мировая задача России, М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1915, на сайте «Руниверс»
Национальный вопрос, Константинополь и святая София: Публичная лекция — М., 1915[24].- Два мира в древнерусской иконописи. 1916 г.
- Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1916
- Анархия и контрреволюция — М., 1917[24].
- Революция и национальный подъем — М.,1917[24].
- Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства, М.: Типография «Русская печатня», 1917, на сайте «Руниверс»
- Из прошлого — М., 1917 [24]; (2-е изд. Вена: Русь, 1923).
Смысл жизни. Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1918; (2 — е изд. Берлин, 1922[24]).
Великая революция и кризис патриотизма — Омск, 1919[24]).
Звериное царство и грядущее возрождение России — Ростов на Дону, 1919[24]).- Этюды по русской иконописи — М., 1921[24]).
Иное царство и его искатели в русской народной сказке — М., 1922[24]).- Воспоминания — София, 1922.
- Из путевых заметок беженца. // Архив русской революции. — 1926. — Т. 18
- Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в её иконе — М.: ИнфорАрт, 1991. — 112 с.
- Миросозерцание В. С. Соловьева. В 2 т. (Том 1, Том 2.) — М., 1994—1995.
Примечания |
↑ Половинкин С. М. Князь Е.Н Трубецкой. Жизненный и творческий путь: Биография. — Москва, 2010. С.107.
↑ Императорский Московский университет, 2010, с. 725.
↑ Ряд источников приводит цифру — 13.
↑ Генеалогия Трубецких (англ.)
↑ Носов А. А. Политик в философии // Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьёва. — М., 1995. — Т. I. — С. V.
↑ Из прошлого, 2000.
↑ Сапов В. В., 1995, с. 435.
↑ 123 см. Трубецкой Е. Н. Воспоминания. — София, 1922.
↑ 12 Елисеев С., 1999.
↑ Левицкий С. А., 1981, с. 10.
↑ Сапов В. В., 1995, с. 437.
↑ Лосев А. Ф. Владимир Соловьёв.
↑ Половинкин С. М. Князь Е.Н Трубецкой. Жизненный и творческий путь: Биография. — Москва: Синтаксис, 2010. С.20.
↑ Трубецкой, Евгений Николаевич. Биография. Философские воззрения.
↑ Витте С. Ю. Царствование Николая Второго. Том 2. Главы 34—45. (неизв.). "Собрание классики" Библиотеки Мошкова (1922 (2004)). Проверено 12 сентября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
↑ Носов А. А., 1993.
↑ Сапов В. В., 1995, с. 441.
↑ Лисица Ю..
↑ Думова Н. Г. Кадетская контрреволюция и её разгром. — М.: Наука, 1982.
↑ Маргулиес М. С. Год интервенции. — Кн. 1 — Берлин: Изд-во З. И. Гржебина, 1923. — С. 112—281.
↑ Молчанов Л. А. Мы не… дали верующим всего того, что должны были дать (Временное высшее церковное управление на Юге России).
↑ Журналы заседаний Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными Силами на Юге России А.И. Деникине. М.: РОССПЭН, 2008. С.931.
↑ 123 Скачать труд можно — здесь
↑ 1234567891011 Основные научные труды.
Литература |
- Трубецкой Е. Н. / Л. В. Фирсова // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
- Трубецкой, Евгений Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Сапов В. В. Князь Е. Н. Трубецкой. Очерк жизни и творчества // Избранное. — М.: Канон, 1995. — С. 480. — ISBN 5-88373-052-3.
- Левицкий С. А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. — Франкфурт-на-Майне, 1981.
- Лосев А. Ф. Владимир Соловьёв. — М.: Молодая гвардия, 2009. — С. 656. — ISBN 978-5-235-03148-7.
- Носов А. А. Наша любовь нужна России… // Новый мир. — М., 1993. — № 9.
- Трубецкой Е. Н. Из прошлого. Воспоминания. Из путевых заметок беженца. — Томск: Водолей, 2000. — С. 352. — ISBN 5-7137-0151-4.
- Елисеев С. Гносеологические и метафизические предпосылки теодицеи князя Е. Н. Трубецкого. — Сергиев Посад, 1999.
Половинкин С. М. Князь Е.Н Трубецкой. Жизненный и творческий путь: Биография. — Москва, 2010.
Трубецкой С. Е. Минувшее. — Москва, «ДЭМ», 1991.- Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь / А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 725—726. — 894 с. — 2 000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Трубецкой, Евгений Николаевич в Викицитатнике | |
Трубецкой, Евгений Николаевич на Викискладе | |
Трубецкой, Евгений Николаевич в Викиновостях |
Ссылки |
- Лисица Ю. Ильин Иван Александрович (неизв.). Хронос. Проверено 12 сентября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
- Основные научные труды Е. Н. Трубецкого (неизв.) (01.01.2008). Проверено 12 сентября 2011. Архивировано 19 мая 2012 года.
- Трубецкой Евгений Николаевич (неизв.). Летопись Московского университета. Проверено 31 октября 2017.
- Трубецкой, Евгений Николаевич на «Родоводе». Дерево предков и потомков