Ахтырка (усадьба)
«Ахты́рка» — усадебно-парковый комплекс, стоявший на берегу реки Воря в одноимённой деревне Сергиево-Посадского района Московской области. Классический памятник московского ампира, единственный по чистоте стиля во всём Подмосковье[1][2]. С 1734 по 1879 гг. принадлежал князьям Трубецким. Основная часть построек, включая деревянный господский дом, уничтожена в советское время.
Содержание
1 История
2 Дом-вилла Трубецких
3 Примечания
4 Источники
5 Ссылки
История |
Село «Денисово, Дуткино тож» близ Хотькова, в XVII веке владение рода Паниных, стало собственностью Трубецких в середине XVIII века, когда князь Иван Юрьевич приобрёл его у Василия Татищева. В 1772 г. в селе была выстроена деревянная церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери и оно стало называться по храму — Ахтыркой.
В первой четверти XIX века по заказу князя И. Н. Трубецкого был выстроен новый усадебный комплекс в стиле московского ампира: дворец, флигели, новый каменный храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери, который был освящен 20 сентября 1825 года митрополитом Филаретом. В те же годы были выстроены плотина и пристань на реке Воря, разбит парк с эоловой арфой в беседке «Эрмитаж»; возведены многочисленные служебные здания. Соседний лес получил наименование верхнего (пейзажного) парка.
Ахтырский храм спроектировал А. С. Кутепов, один из учеников Жилярди. Ему же приписываются и остальные усадебные строения:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Кутепов превосходно воспроизвел здесь тот тип усадебного зодчества, который был найден и осуществлен отцом и главой московского классицизма М. Ф. Казаковым в безвременно погибших Кузьминках. Не слишком выдающийся мастер, Кутепов в доме Ахтырки создал тот meisterwerk, который всё же хоть раз в жизни выпадает на долю и малого мастера[3]..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
Наиболее полное представление о виде усадебного комплекса даёт литография середины XIX века, впрочем, не вполне точно отражающая действительность. «Верно, нравилась усадьба её владельцу и устроителю, раз решил он увековечить её <…> изобразив и то, чего не было в действительности, то, что ещё только рисовалось мысленно владельцу как будущее украшение любимой подмосковной» (А. Греч)[1]. Изображённая на литографии пристань с обелисками в египетском стиле в реальности не была построена.
В 1852 году родительское имение унаследовал генерал Пётр Иванович Трубецкой, здесь родились его сын Николай Петрович и внуки — Сергей и Евгений, впоследствии религиозные философы, описавшие быт Ахтырки в своих мемуарах[4]. Генерал Трубецкой запомнился жителям Ахтырки своим крутым нравом. Он требовал, чтобы при въезде барина над куполом усадьбы тотчас же взвивался флаг, а в память о матушке установил на территории усадьбы колонну.
Следующий владелец, Николай Петрович, был человеком гораздо более мягким. При нём Ахтырка превратилась в место встреч московской дворянской интеллигенции. Поскольку Н. П. Трубецкой стоял у истоков Московской консерватории, к нему в гости часто наведывался его коллега Н. Г. Рубинштейн. Часто бывали там и другие профессора консерватории — виолончелисты Бернхард Коссман и Вильгельм Фитценхаген, скрипачи Фердинанд Лауб и Иван Гржимали[5]; в 1867 г. имение посетил П. И. Чайковский[5][6]. По замечанию А. Греча, «Ахтырка никогда не славилась роскошью празднеств, великолепием убранства, причудами владельцев, — здесь жизнь текла ровно и покойно, в атмосфере истинной культурности»[1].
Широкая благотворительность привела к истощению состояния Н. П. Трубецкого. Чтобы поддержать проигравшегося в карты брата Ивана, Николай Петрович был вынужден продать Ахтырку московскому мировому судье И. М. Матвееву. Последним хозяином усадьбы был его сын Сергей Иванович Матвеев, учёный-цветовод[5][6], при котором в оранжереях Ахтырки круглый год пестрели цветы. Стиль ампир создавал неповторимый образ старины, который привлекал в Ахтырку режиссёров из киностудии Ханжонкова, снимавших здесь фильмы с участием Веры Холодной («Лунная красавица», «Дети века»).
В 1922 году дворец сгорел, подсобные сооружения постепенно разрушились. Матвеевых выселили в 1927 г. Храм сохранился, он был закрыт с 1937 года, а в 1941 г. разграблен; некоторое время он использовался под овощехранилище, а в 70-х годах XX века был востребован художниками из Абрамцева: скульптор С. Д. Тавасиев создавал в нём конную скульптуру Салавата Юлаева[6].
В 1980 г. Абрамцевский музей-заповедник добился решения о реставрации храма (проект архитектора-реставратора Н. В. Шемшуриной). В 1991 церковь была передана общине верующих, возобновились службы[6][7]. Храм отнесен к памятникам архитектуры федерального значения. Существовал и проект восстановления усадьбы, однако от него пришлось отказаться, так как её место занято несколькими строениями.
Дом-вилла Трубецких |
Двухэтажный усадебный дом с шестиколонным портиком ионического ордера, крытый большим куполом, был удачно поставлен на холме, откуда по склону можно было спуститься к деревянной пристани на запруженной реке. Противоположная сторона дома была обработана полукруглой колоннадой с балконом и террасой. Оба одноэтажных флигеля, соединённые с главным домом низкими галереями, в миниатюре повторяли мажорные ампирные мотивы главного дома:
Лепной фриз узкой полосой обрамлял карниз портика и полуротонды; лепной герб Трубецких, увитый лентами, заполнял поле фронтона; лепные венки украшали стены над окнами первого этажа, а барельефные медальоны с гирляндами и факелами, помещенные на стене за торжественной колоннадой, завершали убранство центральной части этого дома[8]. |
Краевед Д. С. Ганешин, посетивший Ахтырку в 1921 году, описывает «главные въездные ворота в виде двух рустованных кирпичных столбов, увенчанных каменными шарами» и «длинную прямую аллею, обсаженную вековыми липами». По его словам, «вид через пруд с правого берега реки на величественный усадебный дом-дворец с замечательной жилярдиевской верандой-полуротондой, на садовые портики флигелей, на изящную пристань и прекрасно разделанный парк был запоминающе красив».
Вместе с тем Евгений Трубецкой отмечал, что дом его предков был плохо приспособлен для повседневной жизни, а для многочисленного семейства его отца и попросту тесен, ибо «жилых комнат было мало и были они частью проходные, низенькие и весьма неудобные»[9].
Примечания |
↑ 123 А. Н. Греч. Венок усадьбам Архивировано 2 октября 2013 года..
↑ А. Ю. Низовский. Самые знаменитые усадьбы России. Вече, 2001. Стр. 22.
↑ Памятники Отечества. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, 1994. Стр. 126.
↑ Усадьба Ахтырка Архивировано 2 августа 2009 года.
↑ 123 Село Ахтырка (неизв.). Воскресение (№ 4, 1996). Проверено 17 июля 2009. Архивировано 3 апреля 2012 года.
↑ 1234 Сергиев Посад, информационно-новостной сервер. Ахтырка.
↑ Русские церкви. В честь Ахтырской иконы Божией Матери церковь.
↑ Н. Я. Тихомиров. Архитектура подмосковных усадеб. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955. Стр. 268.
↑ Ахтырка. Поместье Трубецких. | Интернет-журнал Сергиев.ru — r. Сергиев Посад
Источники |
Трубецкой Е. Н. Из прошлого. — М., 1918.
Тихомиров Н. Я. Архитектура подмосковных усадеб. — М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1955.
Ганешин Д. С. Ахтырка. Записки краеведа // Панорама искусств. Выпуск 4. — М.: Советский художник, 1981. — С. 384—418.
Смирнова Т. В. Усадьба Ахтырка и князья Трубецкие. — Сергиев Посад: Все для Вас, 2006.
Ссылки |
На Викискладе есть медиафайлы по теме Усадебная церковь в Ахтырке