Илия Печерский
Илия Печерский | |
---|---|
Икона преп. Ильи Муромца | |
Рождение | ? (1150—1165) Муром |
Смерть | ? (1203) |
Монашеское имя | Илия Муромец |
В лике | преподобных |
Главная святыня | мощи в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры |
День памяти | 19 декабря (по юлианскому календарю) |
Атрибуты | иноческое одеяние, меч |
Категория на Викискладе |
Илия́ Пече́рский — инок Киево-Печерского монастыря. Святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер) и 19 декабря.
Считается возможным прототипом былинного Ильи Муромца[1][2].
Содержание
1 Былинный Илия Муромец или святой Илия Киево-Печерский
2 Мощи Илии Печерского
3 Факты
4 Примечания
5 Литература
Былинный Илия Муромец или святой Илия Киево-Печерский |
Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями и русским православием считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из села Карачарова близ Мурома. Некоторые историки XIX века также высказывали предположение, что его родиной могли быть Карачев и Моровск[3]. Чоботок принял монашество в Киево-Печерской лавре под именем Илия и был причислен к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году).
Угодник Божий Преподобный Илия Муромец жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января.
Первые письменные сведения о нём относятся к 1630-м годам; ранняя традиция относит жизнь Илии к XII веку; XI—XII веками датируют погребение исследователи. В 1594 году посол римского (германского) императора Эрих Лассота сообщает в своих записях об Илие Муромце и Чоботке как о разных людях; скорее всего, увидев разрушенную гробницу и мощи в пещере, он не предположил, что они могут принадлежать одному и тому же человеку. Ему рассказали, что Чоботок был богатырём и носил своё прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов чоботом[4] — то есть сапогом.
В советское время предпринимались усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в воплощение секулярного идеала героя-воина. Так, например, был искажён известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят «калики перехожие», которые в итоге и исцеляют Илию. Кто они — во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины указано, что «каликами» были Христос с двумя апостолами[5].
В Муроме существуют многочисленные предания об Илие; его потомками считаются муромчане Гущины, наследственно обладающие недюжинной силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX века, даже было запрещено участвовать в кулачных боях). Изба Илии, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илия по преданию сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка[6].
Мощи Илии Печерского |
Местное почитание преподобного Илии началось в конце XVII века, когда печерский архимандрит Варлаам (Ясинский) установил празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер[7]. Общецерковное почитание началось после разрешения Святейшего Синода во второй половине XVIII века включать в общецерковные месяцесловы имена ряда киевских святых[7].
В настоящее время мощи Илии Печерского покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Часть мощей Ильи — средний перст шуйцы (левой руки) — находится в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома, Владимирской области.
В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40—55 лет.
Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем 2 января 1203 года, сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг.
В самой Киево-Печерской лавре придерживаются предположения, что после тяжёлого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра).
Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени.
Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив пальцы правой руки двоеперстно. Противники реформ Никона этот факт используют как аргумент в пользу старого двоеперстного сложения[7].
Настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов, посетив Киев проездом на пути в Иерусалим в 1711 году, так описывает мощи преподобного:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Февраля во 2 день, в праздник Сретения Господня, поидохом в Печорской монастырь …; и поидохом во Антониеву пещеру, … Тут же видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке; а правая его рука изображена крестное знамение.
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— Путешествие в святую землю Священника Иоанна Лукьянова // «Русский архив», вып. 1—12 за 1863 г., кол. 42—43
Факты |
- Святой Илья Муромец является покровителем Российских ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России.
- В честь святого названы несколько православных храмов, в том числе церковь в пос. Власиха (Одинцово-10) в Московской области.
- Храм в честь преподобного Илии Муромца Печерского находится в Днепре (Украина).
Примечания |
↑ Миллер В. Илья Муромец // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIIa. — С. 949—951.
↑ Богатыри // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
↑ «В связи с былинными отношениями И. к Чернигову и со старинными прозвищами И. Муромца (Murawlenin y Кмиты Чернобыльского 1574 г., Morowlin y Ляссоты, Murawitz y Луиса де Кастильо и пр., о чем см. „Этнографическое Обозрение“, III, 204; V, 248) высказано было предположение о древнейшем прикреплении И. Муромца к черниг. городу Моровску (Маровийску) и к г. Карачеву (см. „Экскурсы“, стр. 181—190), предшествовавшем приурочению богатыря к Мурому и с. Карачарову.» / Илья Муромец // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Чобот, чоботы — сапоги; мужская и женская обувь, высокий башмак, по щиколотки, ботики с острыми кверху носками. Словарь В. И. Даля. // Чоботы мн. местн. — обувь типа глубоких башмаков или сапог на каблуках, с острыми, загнутыми кверху носками; любая разношенная обувь. Новый словарь русского языка. Составитель Т. Ф. Ефремова. Москва: Русский язык, 2000 год.
↑ Илья Муромец: Святой богатырь на сайте Православие.Ru
↑ Память легендарного богатыря св. Илии Муромца почтили литургией в церквях и храмах древнего Мурома [1]
↑ 123 Илья Печерский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXII. — С. 307—315. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
Литература |
Сергей Хведченя. Страсти по Илье // Вокруг света, № 1 (2640), Январь 1994
Самодержавие духа СПб, Издательство «Царское Дело», 1996.