Кирилл Александрийский
Кирилл Александрийский | |
---|---|
др.-греч. Κύριλλος Α΄ Ἀλεξανδρείας | |
Кирилл Александрийский | |
Рождение | 376(0376)
|
Смерть | 27 июня 444(0444-06-27)
|
Почитается | в Православной, Нехалкидонских и Католической церквях |
В лике | святителей |
День памяти | 18 (31) января 9 (22) июня |
Кирилл Александрийский в Викитеке | |
Категория на Викискладе |
Кири́лл Александри́йский (др.-греч. Κύριλλος Α΄ Ἀλεξανδρείας) (376 — 27 июня 444) — Отец Церкви, христианский египетский экзегет и полемист, возглавивший оппозицию несторианству. Представитель александрийской богословской школы.
Жизнеописание |
Точных сведений о дате рождения Кирилла Александрийского нет. Неизвестно также, где и у кого он учился[1].
Кирилл был одним из представителей александрийской архиепископской «династии», начавшейся с Афанасия Александрийского, в которой александрийская кафедра переходила от дяди к племяннику: преемником Афанасия стал его племянник Пётр, которого на александрийской кафедре сменил дядя Кирилла Феофил; преемником Кирилла, в свою очередь, стал его племянник Диоскор.
Александрийская архиепископская «династия» в IV—V веках соперничала с Константинопольским патриархатом: так, дядя Феофила Пётр отказался признать константинопольское архиепископство Григория Назианзина (Григория Богослова), Феофил же выступил против константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, обличавшего злоупотребления клира, созвав в Халкидоне «собор под дубом», на котором Иоанн был осуждён и отправлен в изгнание. Кирилл в 403 году в чине диакона сопровождал своего дядю на этот собор, унаследовав вражду к Иоанну — когда в 407 году тело Златоуста, умершего в изгнании, было привезено в Константинополь, Кирилл заявил: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда — не апостол?»[2]. Неприязнь к святителю Иоанну Златоусту у него проявлялась ещё в 417 году, когда он осудил решение архиепископа Аттика внести имя святителя Иоанна в диптихи, но в 418 году святителя Кирилла переубедил преподобный Исидор Пелусиот, и Кирилл внёс его имя в диптихи, а на III Вселенском Соборе ссылался на его сочинения[3].
В дальнейшем Кирилл выступил против константинопольского патриарха Нестория и отстаиваемых им крайностей антиохийской богословской школы (несторианства).
В 412 году, после смерти Феофила Кирилл занял место дяди, причём его интронизация сопровождалась беспорядками и вмешательством войск[1], во время интронизации Кирилл вступил в конфликт со светскими властями Александрии и, став александрийским епископом, стал претендовать не только на духовную, но и на светскую власть; по словам Сократа Схоластика:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Кирилл … вступил на епископство с большей властью, чем Феофил, ибо с его времени александрийское епископство выступило за пределы священнического сана и начало самовластно распоряжаться делами.
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. VII, гл. 7[4]
Став епископом, Кирилл закрыл церкви новациан и конфисковал их священную утварь[5].
Кирилл всеми мерами боролся за религиозно-политическую власть в Александрии, преследуя язычников, иудеев и христиан — противников его епископата, что неоднократно приводило к кровопролитию[1]; в конфликтах с властями и населением города он опирался на нитрийских монахов, вооружённых его дядей и предшественником по александрийскому епископату Феофилом против гермопольского епископа Диоскора (Диоскор порицал Феофила за корыстолюбие)[6].
Борьба Кирилла с обширной иудейской общиной Александрии шла вразрез с политикой римской власти и сделала его врагом префекта Ореста. Обострение этого конфликта наступило после обращения иудейской общины к префекту с жалобой на христианина, последователя Кирилла, устроившего беспорядки во время традиционных театральных представлений иудеев. Римские власти осудили его действия и подвергли пыткам[7].
Наиболее кровавым эпизодом этой борьбы было организованное Кириллом изгнание евреев из Александрии 414—415 года[5] названная евреями Александрийское Изгнание («Alexandria Expulsion»)[8][9], что явилось одним из первых изгнаний евреев из христианских стран[10], описанное Сократом Схоластиком:
В то же самое время епископу Кириллу пришлось изгнать из Александрии и племя иудеев, — по следующей причине. … Я расскажу о главнейшей, которая была причиной изгнания их из Александрии. Сговорившись, чтобы каждый носил с собой, как отличительный знак, сделанное из коры пальмового дерева кольцо, они задумали напасть ночью на христиан, и в одну ночь послали некоторых людей кричать по всем концам города, будто горит церковь соименная Александру. Услышав это, христиане, для спасения церкви, сбегались со всех сторон, а иудеи тотчас нападали и умерщвляли их. Друг друга они не трогали, потому что каждый показывал другому кольцо, а встречавшихся христиан убивали. С наступлением дня это злодейство обнаружилось. Раздраженный им, Кирилл с великим множеством народа идет к иудейским синагогам, … — и синагоги у них отнимает, а самих изгоняет из города, имущество же их отдает народу на разграбление. Таким образом, иудеи, жившие в городе со времен Александра Македонского, тогда все и без ничего оставили город и рассеялись по разным странам.
— Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. VII, гл. 13[11].
А также упомянутое историком Гиббоном в его труде История упадка и разрушения Римской империи (глава 47) [12].
Для поддержки Кирилла в Александрию прибыли монахи из Нитрийской пустыни. Настроенные против Ореста, считая префекта, крещёного архиепископом Константинополя, язычником, они напали на римского чиновника. Его охрана бежала, сам префект был ранен монахом Аммонием. По приказу выжившего Ореста монах был казнен. Кирилл представлял события с противоположной стороны, и при похоронах Аммония он назвал его Фавмасием, что указывало на мученическую кончину. Однако набожные люди, зная об обстоятельствах смерти, не признали Аммония мучеником. Вскоре и Кирилл предал память Аммония забвению[7][13].
С 428 года боролся против учения Нестория, тогдашнего архиепископа Константинопольского. В 431 год организовал III Вселенский собор, на котором было осуждено учение Нестория и утверждено почитание Девы Марии Богородицей.
Кирилл и Гипатия |
Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея большое влияние на главу города, префекта Ореста.
Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом, так как христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте.
В 415 году группа египетских христиан, вероятно, скандально известных парабаланов[14], сторонников епископа Кирилла, напала на Гипатию и убила её[15]. Впрочем, как у некоторых современников тех событий, так и у современных исследователей возникали сомнения в причастности христиан к этому убийству, так как по форме оно напоминало обычное языческое жертвоприношение[16].
Сам же Кирилл неоднократно высказывался против насильственного решения религиозных противоречий[17].
Современник святого Кирилла, христианский историк Сократ Схоластик пишет, что убийство Гипатии людьми «с горячими головами под начальством некоего Петра <…> причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской Церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову»[18].
Несмотря на это утверждение Сократа Схоластика, позднейшие авторы вину за смерть Гипатии часто возлагают на Кирилла Александрийского. Из ранних авторов известен антихристиански настроенный языческий философ Дамасций, живший на 130 лет позже святителя Кирилла, изгнанный во время императора Юстиниана. Он обвиняет святителя Кирилла в побуждении черни к убийству. Однако его сведения содержат крупные недостоверности: судя по его рассказу, святитель Кирилл узнал о её существовании лишь случайно, тогда как и Кирилл, и Гипатия были знаменитыми уроженцами Александрии и вполне были известны друг другу[19].
У авторов, близких к современности, обвинительные утверждения встречаются нередко. Первым из авторов Нового времени, обвинивших Кирилла, был антиклерикально настроенный Джон Толанд. В сборнике «Реформаторы церкви» (1970), наряду с упоминанием Кирилла как одного из величайших святых, отмечается: «Он, по крайней мере морально, ответствен за подлое убийство благородной язычницы Ипатии». Немецкий писатель и критик религии Карлхайнц Дешнер в книге «Криминальная история христианства» приводит следующие слова немецкого византиниста Ф. Тиннефельда: «Можно быть уверенным, что благородная и высокообразованная женщина была самой знаменитой жертвой фанатичного епископа»[20]. Пётр Преображенский отмечает: «…Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого признанного авторитета клеймо погромщика… По странной иронии судьбы Кирилл, этот ревностный и неутомимый борец за достоинство христианской богоматери, как девы и матери не человека, а именно бога, оказался идеологическим вдохновителем гнусного растерзания девушки, правда, „языческой“»[21]. Такую же версию поддерживают ряд других источников[22][23][24][25].
Виновность Кирилла в убийстве исключали католический исследователь Йосеф Копаллик и святитель Филарет (Гумилевский)[26].
По сведениям священника Тимофея Лященко, существует мнение, что сообщение Сократа Схоластика содержит намёки на вину святителя Кирилла, но он побоялся открыто назвать его имя. В ответ Лященко возражает, что в других случаях Сократ не боялся приписывать Кириллу небезупречные деяния, а реакция Кирилла не могла привести к серьёзным последствиям для жителей Константинополя. Сомнительно участие парабаланов в убийстве: Сократ, будучи юристом, не употребил этот устоявшийся в текстах законов термин. Пётр-чтец, будучи анагностом, мог быть оглашенным и не принадлежать к клиру. Но, если бы он и был клириком, то несправедливо возлагать ответственность за отдельную личность на главу клира, а тем более на весь клир, хотя авторитет Александрийской Церкви закономерно пострадал. «Люди с горячими головами» — это александрийская толпа, известная склонностью к беспорядкам и насилию, а мотив зависти следует приписывать не святителю Кириллу, а, скорее, народу, завидующему влиянию Гипатии на Ореста. Вероятно, к этому примешивался мотив суеверия: астрономы часто занимались астрологией и магией, и вышеназванное влияние приписано колдовству[27].
К доказательствам невиновности святителя Кирилла Лященко относил: 1) депутацию александрийцев к императору Феодосию с просьбой пресечь производимые парабаланами беспорядки, усилившиеся во время отъезда Кирилла, причём император усомнился в способности предстоятеля Церкви справиться в одиночку — из чего следует, что влияние архиепископа на парабаланов было недостаточным, тем более во время вынужденного отъезда; 2) Орест, стремившийся очернить архиепископа, не смог предоставить большего обвинения, чем слабость надзора; 3) трудно допустить, что Церковь единодушно почтила бы совершившего нераскаянный смертный грех, при том, что в окружении Кирилла было много ревнителей благочестия (напр., святой Исидор Пелусиот) и откровенных недоброжелателей и клеветников, особенно из числа несториан[28].
Сергей Аверинцев отмечал, что Гипатия могла быть принята за мага, что и стало причиной её смерти: «Одного нельзя сказать <…> о трагической и несправедливой смерти Ипатии: нельзя сказать, что суеверные современники по невежеству приняли учёных за магов. Учёные сами выдавали себя за магов, и притом с глубоким внутренним убеждением. Конечно, они были жертвами суеверия, однако того суеверия, которое сами обосновывали и распространяли. Чем они не были, так это мучениками науки. В лучшем случае они были мучениками языческой религии»[29].
Александр Мень отмечает, что «Кирилл не был непосредственным виновником этих преступлений, но нитрийцы ссылались на его авторитет»[1]. Александр Дворкин в «Очерках по истории Вселенской Православной Церкви» указывает на отсутствие документальных источников, подтверждающих версию об ответственности святителя Кирилла за гибель Ипатии: «Многие историки обвиняют в этом Кирилла, но нет ни малейших доказательств того, что это убийство произошло с его ведома и одобрения. Скорее всего, нет, ибо, при всем своем горячем темпераменте, он был против ничем не спровоцированного самосуда толпы»[30].
Интересно, что в «Житиях святых» святитель Димитрий Ростовский не говорит ни о каких разногласиях между Кириллом и Гипатией, при этом характеризуя Гипатию как благочестивую христианку-философа.[31]
Учение и литературная деятельность |
Кирилл Александрийский — один из наиболее значительных богословов своего времени, продолжатель традиций Александрийской школы, создатель христологической доктрины, синтезировавшей христологические идеи Афанасия Александрийского, каппадокийцев и Аполлинария Лаодикийского. Он автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике[32].
Кирилл написал многочисленные полемические сочинений против Нестория, в которых утверждалось нераздельное соединение природ в Христе, начиная с момента его рождения в мир; в этих сочинениях был введен термин «ипостасное единство».
Кириллу Александрийскому принадлежат также толкования на ряд ветхозаветных книг, собрание трактатов о Троице —"Θησαυρός" («Сокровище») и апологетическое сочинение, осуждавшее «Речи против христиан» Юлиана Отступника. Среди антиохийских богословов его основным противником был Феодорит Кирский.
Экзегетическая деятельность |
- Толкования на Пятикнижие: «О поклонении и служении в Духе и Истине» (17 книг) и «Глафиры» (13 книг). Содержат аллегорическое толкование обрядов, законов и событий Пятикнижия, в них доказывается, что они являются прообразами Новозаветных событий, указывают на Христа[33], а ветхозаветный закон отменен буквально, но духовное его понимание сохранено.[3]
- Толкования на книги пророка Исаии и малых пророков. Пророчества толкуются в двух смыслах: как история вразумления древнего Израиля и как пророчества о Христе и Новом Завете.[33]
- Толкования на книги Царств, Псалмы, Притчи, Песнь Песней, Иеремию, Иезекииля, Даниила. Сохранились фрагментарно, в катенах.[3]
- Толкование на Евангелие от Матфея. Сохранилось фрагментарно.[3]
- Беседы на Евангелие от Луки — содержат противонесторианскую полемику.[3]
- Толкование на Евангелие от Иоанна (12 книг).[3] — имеет догматико-полемический характер, против ариан, евномиан и некоторых представителей Антиохийской школы богословия. Составлено до распространения несторианства.[3]
Понимание Кириллом «μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη» |
Эта статья должна быть полностью переписана. |
В полемике с несторианством свт. Кирилл употребил выражение «единая природа Бога Слова воплощённая» (др.-греч. «μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρκωμένη»). Это выражение было заимствовано из сочинения, надписанного именем свт. Афанасия Александрийского, однако фактически принадлежавшего предшественнику монофизитства Аполлинарию Лаодикийскому. Различное понимание этой христологической формулы привело к отделению от Церкви несториан и монофизитов. Православное толкование использует в качестве доказательств другие тексты самого свт. Кирилла, и окончательно было сформулировано в VI веке. По нему, свт. Кирилл признавал 2 совершенные природы во Христе: Божественную и человеческую, а формулировкой «единая природа» стремился выразить ипостасное единство, отсутствие отдельной ипостаси у человеческой природы Христа. Свт. Кирилл имеет в виду аналогию соединения Божества с человечеством с соединением души и тела, составляющими единого человека. В доказательство такого понимания свт. Леонтий Иерусалимский цитирует те сочинения, в которых сам же свт. Кирилл толкует данную формулу:[34]
Когда используется именование «единение», оно означает схождение не чего-то одного, но двух и более вещей, отличающихся друг от друга по природе. Итак, когда мы говорим о единении, мы исповедуем единение плоти, наделенной разумной душой, и Слова; а те, что говорят о двух природах, думают также, разве что, когда исповедуется единство, соединяемые [вещи] не отстоят друг от друга, но отныне один Сын, одна Его природа как Слова воплощенного. Это исповедали и анатолийцы.
— Письмо 44, к пресвитеру Евлогию[34]
Если бы мы, сказав об одной природе Слова, замолчали, не прибавляя: «воплощенная», но отбросили бы, так сказать, домостроительство, то они, может, и имели бы правдоподобное основание, чтобы ставить придуманные ими вопросы: «А где же совершенное человечество?», или: «Как осуществилась [по воплощении] наша сущность?». Однако поскольку совершенство природы и наша сущность была ясно введена словом «воплощенная», пусть они умолкнут.
— Второе письмо к Суккенсу[34]
Таким образом, заключает прп. Иоанн Дамаскин, если бы выражение «единая природа» относилось бы к целой Ипостаси Христа, то не было бы необходимости присоединять слово «воплощенная». Итак, «выражение: естество Слова, — не обозначает ни одной только ипостаси, ни совокупности ипостасей, но общее естество, всецело созерцаемое в ипостаси Слова.»[35]
Из вышеприведённых цитат ясно, что свт. Кириллу самому пришлось опровергать оппонентов, которые пытались представить его слова как исповедание смешения природ[34].
Примечательно, что сам свт. Кирилл в «Толковании на Евангелие от Луки» Лк. 2:4 говорит о неизменности двух природ и использует термины, позже использованные отцами Халкидонского собора (ср. «ἐκ δύο φύσεων [ἐν δύο φύσεσιν], ἀσυγχύτως, ἀτρέπτως ἀδιαιρέτως, ἀχωρίστως»):
…Ὁρῶμεν γὰρ ὅτι δύο φύσεις συνῆλθον ἀλλήλαις κάθ' ἕνωσιν ἀδιασπάστως, ἀσυγχύτως καὶ ἀδιαιρέτως…
— Τοῦ Ἁγίου Κυρίλλου Ἀρχιεπισκόπου Ἀλεξανδρείας Ἐξήγησις εἰς τὸ κατὰ Λουκᾶν Εὺαγγέλιον[36]
По мнению Лурье В. М., у свт. Кирилла «единая природа Бога Слова воплощённая» (др.-греч. «μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη») включает в себя не только индивидуальное человечество Иисуса, но и всю полноту обоженного человечества — всех спасённых и спасаемых, то есть всю церковь. В этом состоит радикальное отличие Кирилла от последующего миафизитства, которое свело понятие человечества внутри «единой природы» (др.-греч. «μία φύσις») к индивидуальному человечеству Христа.[37]
В официальном исповедании веры, обращённом к императору Феодосию II, Кирилл пишет, в частности, следующее:
Один и Тот же есть и Единородный и Перворожденный.
Единородный Он есть как Бог, и Перворожденным Он стал за нас, Перворождённым из многих братий — по причине таинства соединения с человеческой природой.
Логос Божий стал человеком, да (станем) и мы, яко (пребывающие) в Нем и через Него, сынами Божиими природно же и по благодати (др.-греч. φυσικῶς τε καὶ κατὰ χάριν), причём, природно — потому что в Нем и только в Нем, причаственно же и по благодати мы (пребываем) через Него в Духе.
— «Увещание о правой вере к Феодосию II, 30, 1»[37]
Память |
В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Кирилла Александрийского кратеру на видимой стороне Луны.
Образ Кирилла Александрийского в искусстве |
В кино |
Агора (2009), режиссёр Алехандро Аменабар.
Примечания |
↑ 1234 Кирилл Александрийский // Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.
↑ Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие, Гл. 10.
↑ 1234567 Восточные отцы и учители церкви V века
↑ Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. VII, гл. 7. / пер. СПбДА под ред. И. В. Кривушина. — М.: РОССПЭН, 1996. — ISBN 5-86004-071-7.
↑ 12 Кирилл Александрийский // Энциклопедия «Кругосвет».
↑ Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. VII, гл. 14. / пер. СПбДА под ред. И. В. Кривушина. — М.: РОССПЭН, 1996. — ISBN 5-86004-071-7.
↑ 12 Дженкинс Ф. Войны за Иисуса: Как церковь решала, во что верить. Гл. «Александрийские фараоны». — М.: Эксмо, 2012.
↑ Cyril of Alexandria, Against Julian: Critical edition of books 1-10 ,page 503 (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 18 сентября 2017. Архивировано 2 ноября 2011 года.
↑ Alexandria in Late Antiquity: Topography and Social Conflict By Christopher Haas, JHU Press, Nov 4, 2002 — History — 520 pages, Part IV «Jewish Community»
↑ Александрия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
↑ Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. VII, гл. 13. / пер. СПбДА под ред. И. В. Кривушина. — М.: РОССПЭН, 1996. — ISBN 5-86004-071-7.
↑ Edward Gibbon. Decline and Fall of the Roman Empire
↑ Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. VII, гл. 14
↑ Гипатия. // Энциклопедия «Религия».
↑ Edward Jay Watts. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. — University of California Press, 2006. — P. 197—198.
↑ Янг, Френсис М. От Никеи до Халкидона: Введение в греческую патристическую литературу и её исторический контекст. — М., 2013. — С. 483.
↑ Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. На Бытие. Еще о Иакове (5.3); Беседы на Евангелие от Луки, №148
↑ Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. VII, гл. 15. / пер. СПбДА под ред. И. В. Кривушина. — М.: РОССПЭН, 1996. — ISBN 5-86004-071-7.
↑ Лященко Т. Св. Кирилл Александрийский, его жизнь и деятельность. — С. 155—156.
↑ Дешнер К.. Криминальная история христианства : в 4 кн. — Кн. 2. — М., 1999. — С. 178.
↑ Преображенский П. Ф. Вступление. // Кингсли Ч., Маутнер Ф. Ипатия. — Харьков: Паритет, 1994.
↑ Соловьёв В. С. Гипатия. // Толковый словарь по философии.
↑ Штекли А. Э. Гипатия, дочь Теона. — М.: Мол. гвардия, 1971.
↑ Гипатия, Ипатия. / Атеистический словарь. // под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1985. — С. 108.
↑ Гипатия — статья из Большой советской энциклопедии.
↑ Миролюбов А. Проповеди св. Кирилла Александрийского.
↑ Лященко Т. Св. Кирилл Александрийский, его жизнь и деятельность. — С. 156—161.
↑ Лященко Т. Св. Кирилл Александрийский, его жизнь и деятельность. — С. 161—164
↑ Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли // Культура Византии. IV — первая половина VII века. — М., 1984. — С. 59.
↑ Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. — Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. кн. Александра Невского, 2005.
↑ Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского
↑ Шабуров H. В. Кирилл Александрийский // Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000.
↑ 12 Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет
↑ 1234 Беневич, Г. И. Свт. Кирилл Александрийский // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. — М., СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5)
↑ Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры, 3.11
↑ Migne. t.72. p. 483
↑ 12 Лурье В. М.. История византийской философии. Формативный период. — СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-901410-13-0 Оглавление, Раздел 2, гл. 2, с. 110—113.
Литература |
Творения |
- «О святой христианской религии против безбожного Юлиана» (сохранилась не полностью). На основании этого труда можно реконструировать значительную часть трактата императора Юлиана «Против галилеян».
Труды, посвященные полемике с арианами |
- «Сокровищница»,
- «О святой и неразделенной Троице» и др.
Труды, посвященные полемике с Несторием |
- «Главы (или анафематизмы)»
- «Схолии о воплощении Единородного»,
- «О правой вере»,
- «Слово против нежелающих исповедовать Святую Деву Богородицей»,
- «О том, что един Христос» и др.
Русские переводы |
- Толкование на пророка Малахию. СПб., 1842. 118 стр.
- 1. Слово против тех, которые не хотят исповедовать Св. Деву Богородицей. 2. Разговор с Несторием о том, что Св. Дева — Богородица. — 1915
- Творения. Ч. 1-15. М., 1880—1912. (переиздаются, начиная с 2000 года)
- Ч. 1. О поклонении и служении в духе и истине. Кн. 1-6. 1880. 369 стр.
- Ч. 2. То же. Кн. 7-12. 1882. 385 стр.
- Ч. 3. То же. Кн. 13-17. 1884. 303 стр.
- Ч. 4. Глафира, или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия. Кн. 1-7. 1886. 421 стр.
- Ч. 5. Глафира, или искусные объяснения избранных мест из книги Исход, Левит, Чисел, Второзакония. 1887. 326 стр.
- Ч. 6. Толкование на пророка Исаию. 1887. 545 стр.
- Ч. 7. То же. 1889. 507 стр.
- Ч. 8. То же. Отрывки толкования на Иеремию, Варуха, Иезекииля и Даниила. 1890. 535 стр.
- Ч. 9. Толкования на пророков Осию, Иоиля, Амоса. 1891. 543 стр.
- Ч. 10. Толкования на пророков Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софонию, Аггея, 1893. 448 стр.
- Ч. 11. Толкования на пророков Захарию, Малахию. 1897—1898. 336 стр.
- Ч. 12. Толкования на евангелие от Иоанна. Кн. 1-3. 1899—1901. 502 стр.
- Книга 1
- Книга 2
- Книга 3
- Книга 4
- Ч. 13. То же. Кн. 4-6. 1902—1906. 501 стр.
- Ч. 14. То же. Кн. 7-10. 1906—1909. 422 стр.
- Ч. 15. То же. Кн. 11-12. Указатель. 1912. 582 стр.
Исследования |
- Artemi, Eirini,Свт. Кирилл Александрийский и его отношения с епархом Орестом и философом Ипатией by EIRINI ARTEMI (Jan 6, 2014) Kindle Purchase, ASIN: B00ENJIJ20.
- Проф. Писарев Л. И. Кирилл, архиепископ Александрийский († 444) Статья из Православной Богословской Энциклопедии под ред. Н. Н. Глубоковского. Том 10. СПб, 1909 г.
- Прот. Георгий Флоровский. Св. Кирилл Александрийский. Париж, 1933 г.
- Святой Кирилл Александрийский. Житие
- Кирилл Александрийский (ок.377-444)
Шабуров Н. В. Кирилл Александрийский и герметизм // Сборник «Мероэ». Вып. 4. М., 1989. С. 220—227.
Миролюбов А. Проповеди св. Кирилла Александрийского. Киев, 1889.
Тихон (Лященко Т. И.) Св. Кирилл, Архиепископ Александрийский: Его жизнь и деятельность. К., 1913
Тихон (Лященко Т. И.) Значение св. Кирилла Александрийского в истории христианского богословия. Киев, 1913.- Вишняков А. Император Юлиан Отступник и полемика с ним св. Кирилла архиепископа Александрийского. Симбирск, 1908;
- Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. М., 1997
- St. Cyril of Alexandria (Catholic Encyclopedia)
- Rehrmann A. Christologie des hi. Cyrill von Alexandrien. Hildesheim, 1902;
- Hebensperger J. H. Die Denkwelt des hi. Cyrill von Alexandrien: Eine Analyse ihres philosophischen Ertrags. Munch., 1924;
- Du Manoir de Juaye H. Dogme et spiritualite chez Saint Cyrille cTAlexandrie. P., 1944;
- Kerrigan A. St. Cyril of Alexandria Interpreter of the Old Testament. Roma, 1952;
- Diepen H. M. Aux origines de 1’antropologie de Saint Cyrille cTAlexandrie. P., 1957;
- Wilkert R. L. Judaism and the Early Christian Mind: A Study of Cyril of Alexandria’s Exegesis and Theology. N. Haven-L, 1971;
- Malley W.E. Hellenism and Christianity: The Conflict between Hellenic and Christian Wisdom in the Contra Galilaeos of the Julian the Apostate and the Contra Julianum of St. Cyril of Alexandria. Roma, 1978.
Богословский, философский и исторический контекст |
- Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.)
- Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-901410-13-0 Оглавление
- Флоровский Г. В. Византийские отцы V—VIII вв. М, 1992, с. 43—73;
- Болотов В. В. «Лекции по истории древней Церкви». Том 4
- Карташёв А. В. Вселенские Соборы. Париж, 1963
- Artemi, Eirini, " The mystery of the incarnation into dialogues «de incarnatione Unigenitii» and «Quod unus sit Christus» of St. Cyril of Alexandria ", Ecclesiastic Faros of Alexandria, ΟΕ (2004), 145—277.
- Artemi, Eirini, " St Cyril of Alexandria and his relations with the ruler Orestes and the philosopher Hypatia ", Ecclesiastic Faros of Alexandria, τ. ΟΗ (2007), 7-15.
- Artemi, Eirini, " The one entity of the Word Incarnate. α). Apollinarius' explanation, β)Cyril’s explanation ", Ecclesiastic Faros of Alexandria, τ. ΟΔ (2003), 293—304.
- Artemi, Eirini , The historical inaccurancies of the film Agora about the murder of Hypatia, Orthodox Press, τεύχ. 1819 (2010), 7.
- Artemi, Eirini , The use of the ancient Greek texts in Cyril’s works, Poreia martyrias, 2010, 114—125
- Artemi, Eirini, The rejection of the term Theotokos by Nestorius Constantinople more and his refutation by Cyril of Alexandria
- Artemi, Eirini,Свт. Кирилл Александрийский и его отношения с епархом Орестом и философом Ипатией by EIRINI ARTEMI (Jan 6, 2014) Kindle Purchase, ASIN: B00ENJIJ20.
Ссылки |
Творения свт. Кирилла Александрийского на сайте Святоотеческое наследие
- Английские переводы сочинений
- Творения свт. Кирилла Александрийского на сайте Тверской епархии