Адам и Ева
Адам (ивр. אָדָם — Сын Земли или человек) и жена Ева (ивр. חַוָּה, Хава — живущая или дающая жизнь) — в Библии первые люди на Земле, сотворённые Богом и прародители человеческого рода.
В Пятикнижии (Быт. 2—4) приводится довольно подробное описание жизни первой человеческой пары. Основные сюжетные элементы включают в себя создание Адама и Евы, искушение и грехопадение; изгнание из Эдема; а также последующее расселение людей по миру вне Эдемского сада.
Содержание
1 В Ветхом Завете
1.1 Сотворение
1.2 Грехопадение и изгнание из Эдема
1.3 Жизнь после изгнания из Эдема
2 В искусстве
2.1 В изобразительном искусстве
3 В народных поговорках
4 Примечания
5 Ссылки
В Ветхом Завете |
Сотворение |
В Книге Бытие содержатся два параллельных рассказа о сотворении мира и человека:
- Первый рассказ: 1:26 — 2:3;
- Второй рассказ: 2:4 — 3:24.
Согласно первому варианту (Быт. 1:26-29), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы Богом одновременно после создания всех зверей, птиц и рыб. По Библии, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Священное Писание говорит далее: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27) в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землёй и живыми существами (Быт. 1:27).
Согласно второму варианту, Бог сначала сотворил одного мужчину, затем создал райский сад и поселил в нём мужчину в качестве садовника: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Затем Бог создал всех зверей и птиц и привёл их к человеку, чтобы тот выбрал себе из них помощника (Быт. 2:18-20). Однако подходящего помощника не нашлось, поэтому Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека (Быт. 2:21-22). «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Грехопадение и изгнание из Эдема |
Среди Эдемского сада было два особых дерева: Дерево Жизни и Дерево познания Добра и Зла. Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть.
Змей же (образ Сатаны), который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Женщина отказывается, говоря, что Бог запретил им есть с этого дерева, так как съевший плод умрёт. Змей же отвечает ей, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло». Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму. В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога.
По словам Иоанна Златоуста, изначала Бог создал этого человека самовластным, иначе Он не стал бы наказывать его за преступления заповеди либо награждать за её соблюдение. Грехопадение заключалось в желании человека присвоить себе Божественное право решать, что такое добро и зло. За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом, женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него». Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.
После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».
Жизнь после изгнания из Эдема |
Адам познал свою жену Еву, и та родила Каина. Затем Адам ещё раз познал Еву, и она родила второго сына — Авеля (Быт. 4:1-2). В 130 лет у них родился третий сын — Сиф (Шета), который, будучи предком Ноя, стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; потомки же других сынов Адама и Евы погибли во время Всемирного потопа (Быт. 7:21).
В искусстве |
В изобразительном искусстве |
Традиционно изображение Адама можно встретить в четырёх иконографических схемах:
- Сотворение Адама
- Сотворение Евы
- Грехопадение
- Изгнание из рая
Памятник Адаму и Еве установлен в 2013 году в Краматорске[1]
В народных поговорках |
Часто встречающееся выражение: «Все мы от Адама с Евой», — имеет два смысла:
1. духовный,
2. генетический.
Примечания |
↑ В Краматорске появился памятник первым грешникам Архивировано 2 февраля 2014 года.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Адам и Ева на Викискладе |