Вавилонский плен




















⚙️  История еврейского народа

Star of David.svg     Menora.svg

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм





Периоды еврейской истории:

















Категории:



История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме



Вавило́нский плен или Вавилонское пленение (ивр. ‏גָּלוּת בָּבֶל‏‎, галут Бавел) — период в истории еврейского народа с 597 по 539 год до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения Иудейского царства во времена правления Навуходоносора II.


Эти изгнания происходили на протяжении 16 лет (598—582 гг. до н. э.) и были карательными мерами в ответ на антивавилонские восстания в Иудее. Этот период завершился с возвращением части евреев в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царём Киром Великим.


Вавилонское пленение привело к появлению крупной еврейской диаспоры[1] и стало поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального сознания[2].




Содержание






  • 1 Вавилонское изгнание и персидское господство


    • 1.1 Вавилонский плен


    • 1.2 Правление Кира Великого


    • 1.3 Хронология


      • 1.3.1 Исторические гипотезы о событиях Пурима






  • 2 См. также


  • 3 Примечания


  • 4 Ссылки


  • 5 Литература





Вавилонское изгнание и персидское господство |



Вавилонский плен |





Дж. Тиссо. Бегство пленников. 1896—1902 годы. Еврейский музей. Нью-Йорк


Стремясь обезопасить пограничные с Египтом земли, в июле 586 года до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор II захватил и уничтожил Иерусалим. При этом был разрушен храм Яхве (Первый Храм). Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных, составившее примерно десятую часть от общего населения страны. Среди пленников был и царь Иудеи Седекия (Цидкийаху), пытавшийся бежать. Иудейская государственность была уничтожена, и для евреев начался великий плен, который продолжался почти 70 лет[3]. В составе Ново-Вавилонского царства еврейские переселенцы образовывали родовые группы, не забывавшие о своей родине и поддерживавшие с ней связи.


В 556 году до н. э. в результате заговора вавилонским царем стал арамейский сановник Набонид. Его правление отмечено попыткой ослабить влияние гражданско-храмовых общин Вавилонии и сделать своих соплеменников-арамеев главной опорой государства. С этой целью в качестве верховного государственного божества в его правление выдвигался харранский Син, особо почитавшийся арамеями. Важный религиозный ритуал Новогодия, требовавший личного участия царя, игнорировался, поскольку царь подолгу находился вне Вавилона, в аравийской Тейме (в отсутствие царя страной управлял его старший сын, царевич Валтасар), культовые изображения богов перевозились из их святилищ в Вавилон, жречество вавилонских храмов заменялось новым, лояльным Набониду. Такая политика встретила всеобщую враждебность, и когда в Вавилонию вторгся персидский царь Кир II, вавилоняне приветствовали его как освободителя. Вавилонское царство покорилось персам и вошло в состав Ахеменидской державы, сохранив свою автономию.



Правление Кира Великого |



Кир II оказывал покровительство народам, входившим в Вавилонское царство, стремясь заручиться их поддержкой. В частности, в первый год своего царствования он издал эдикт, разрешающий депортированным в Вавилонию евреям вернуться на родину. Как следует из Книги Ездры, после эдикта Кира в Иудею отправилось 42360 евреев. Это сделало возможным восстановление иерусалимского храма (Второй Храм), которое было завершено в 516 г. до н. э. Многие евреи предпочли остаться в Месопотамии.



Хронология |



В нижеследующей таблице приведены основные даты и события данного периода по библейской и современной исторической датировкам.





















































































































































































Еврейская традиция
Историческая хронология
Событие
от Сотворения мира (до н. э.)
до н. э.
Событие

Навуходоносор II (Невухаднецар) становится царём Вавилонской империи.
3318 (442)
605[4]

Навуходоносор II (Невухаднецар) становится царём Вавилонской империи.

Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иоакима (Иегоакима).
3319 (441)
603[4]

Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иоакима (Иегоакима).

Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи.
3327 (433)
597[4]

Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи.

Навуходоносор разрушает Иерусалимский храм и изгоняет евреев из Земли Израиля.
3338 (422)
586[5]

Навуходоносор разрушает Иерусалимский храм и изгоняет евреев из Земли Израиля.
Смерть Навуходоносора. Трон занимает его сын Амал-Мардук (Эвель Меродах).
3364 (396)
562
Смерть Навуходоносора. Трон занимает его сын Амель-Мардук (Эвель Меродах).

Валтасар (Бальшецар), сын Амель-Мардука становится царём Вавилонской империи.
3386 (374)
Ок. 550

Валтасар (Бел-шарр-уцур), сын Набонида, становится соправителем Вавилонской империи.

Валтасар, вёдший отсчёт «70 лет господства Вавилона» от восхождения на трон Навуходоносора, устраивает празднество и погибает. Вавилонская империя была разрушена персами и мидийцами в год её семидесятилетия.
3389 (371)
539
Смерть Валтасара.
Начало правления Дария I.
3389 (371)




539

Кир II Великий (Кореш) становится царём Вавилонской империи. Декларация Кира о восстановлении Иерусалимского храма. Первый караван переселенцев, возглавляемый Зоровавелем (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг Земли Израиля. Начато строительство Второго Храма. Однако вскоре работы были приостановлены.

Кир II Великий (Кореш) становится царём Вавилонской империи. Он приказывает евреям восстановить Храм. Первый караван переселенцев, возглавляемый Зоровавелем (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг Земли Израиля. В этот год минуло 70 лет с начала изгнания, произошедшего во времена правления Иоакима (Иегоякима). Начато строительство Второго Храма. Однако вскоре работы были приостановлены.
3390 (370)




522
Начало правления Дария I.


520
Продолжение восстановления Второго Храма.


516
Закончено восстановление Второго Храма.
Артаксеркс (Ахашверош) становится царём. Восстановление Иерусалимского храма приостановлено.
3392 (368)
486

Ксеркс I становится царём.
Ахашверош на третьем году своего правления решает, что назначенные 70 лет уже прошли (со времён изгнания царя Иехонии; хотя, согласно календарю, прошло только 67 лет, Ахашверош, следуя древнему обычаю, считает неполный год царствования за целый год).
3394 (366)
483

События Пурима.
3405 (355)
473



465

Артаксеркс I


458
Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Ездрой (Эзрой).


445
Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Неемией (Нехемией).



Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима
Ахашверош умирает, и ему наследует Дарий II, который в еврейской традиции считается сыном Эсфири.
3406 (354)
423

Дарий II становится царём.
Дарий приказывает возобновить восстановление Храма. Прошло 70 лет со дня разрушения Иерусалима. Исполнилось пророчество Даниила.
3408 (352)
420

Закончено восстановление Второго Храма
3412 (348)
416

Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Ездрой (Эзрой).
3413 (347)


Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Неемией (Нехемией).
3426 (334)


Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима
3428 (332)




359

Артаксеркс III


336

Дарий III


Исторические гипотезы о событиях Пурима |














































Еврейская традиция
Версия I[6]
Версия II[7]
Версия III[8]
Версия IV[9]

Артаксеркс (Ахашверош)
368

Ксеркс I
486

Артаксеркс I
465

Артаксеркс II
404

Артаксеркс III
359
События Пурима
355

473

452



343

Дарий
354

Дарий II
423

Дарий II
423



Дарий III
336


См. также |



  • Ассирийский плен

  • Мене, мене, текел, упарсин



Примечания |





  1. Тюменев, 1922, с. 59-70.


  2. Штереншис, 2008, с. 116-117.


  3. Вавилонское пленение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  4. 123 Штереншис, 2008, с. 111.


  5. Штереншис, 2008, с. 113.


  6. Юлиус Опперт (1825—1905) — крупнейший французский ассиролог; Лопухин А. П., «Толковая Библия». Стокгольм, 1987, книга 1, том 3, с. 416; Дандамаев М. А., Луконин В. Г. «Культура и экономика древнего Ирана». М.: Наука, 1980, с. 22; Jewish Encyclopedia


  7. Греческий перевод Книги Эсфирь в Септуагинте; Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XI, 6:1


  8. Абу-ль-Фарадж бин Харун (Бар-Эбрей); Якоб Хошандер (Jacob Hoschander) — современный исследователь.


  9. Александр Топаллер, «Загадки библейской истории». Издательство «Исрадон», 2006




Ссылки |



  • Пленение вавилонское — статья из Электронной еврейской энциклопедии

  • Вавилонский плен



Литература |



  • Тюменев А. И. Глава 5. Вавилонский плен и начало диаспоры // Евреи в древности и в Средние века. — Петербург: Госиздат, 1922. — С. 59-70. — 400 с.

  • Штереншис М. Евреи: история нации. — Герцлия: Исрадон, 2008. — 560 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-94467-064-9.




Popular posts from this blog

Арзамасский приборостроительный завод

Zurdera

Крыжановский, Сергей Ефимович