Синедрион
Синедрио́н (греч. συνέδριον — «собрание»[1][2][3], букв. «совместное заседание»; ивр. סנהדרין, Санhедри́н) — в Древней Иудее — высшее религиозное учреждение, а также высший судебный орган в каждом городе. Термин имеет греческое происхождение[4]. В Иудее получил распространение в эпоху эллинизма.[источник не указан 1330 дней] Подробное описание полномочий, процедур заседаний и других аспектов, связанных с отправлением правосудия в иудаизме, дано в трактате Санхедрин в четвёртом разделе (Незики́н) Мишны, которая является составной частью Талмуда.[5]
Содержание
1 Малый Синедрион и Великий Синедрион
2 Синедрион и христианство
2.1 Синедрион в Новом Завете
2.2 Иисус в Синедрионе по Талмуду
2.3 Иисус и Синедрион в современных еврейских источниках
3 Попытки восстановления Синедриона
4 Примечания
5 Ссылки
Малый Синедрион и Великий Синедрион |
В отличие от обычного суда из трёх человек, малый Синедрион из 23 человек имел право проводить уголовные процессы с казнью или поркой[6], смертный приговор требовал большинства не менее, чем в два голоса, и выносился обязательно наутро после завершения дела. Множество нарочито строгих процессуальных требований делало смертный приговор довольно редким.[7] Существенным требованием для смертного приговора было наличие Великого Синедриона при Храме.
В Иерусалиме существовал также Великий Синедрион — высшее государственное учреждение (совет) и высший судебный институт иудеев, состоявший из 71 члена[8]. По своему составу синедрион представлял собой вид аристократического сената, члены которого назначались, по-видимому, кооптацией из учеников членов Синедриона, членами могли являться кохены, левиты или евреи с родословной. Прозелиты не допускались.[9] Член Синедриона не должен был также обладать увечьями, помимо Торы обязательно было знание языков, основ наук и ремёсел, а также обычаев астрологов и колдунов[10] Председателем Синедриона был «наси» (ивр. נשיא), созывавший собрания, им мог быть первосвященник. Местом собрания был особый зал (ивр. לשכת הגזית — Зал из тёсаных камней)[11] при Иерусалимском храме[12], но в особенных и крайних случаях собирались в доме «наси».[13]. Места заседавших располагались в виде полуокружности, чтобы председательствующий мог видеть всех.[14]
В древний период до 191 года до нового летоисчисления пост «наси», видимо, занимал первосвященник, затем мудрецы по списку:
- Йоси бен Иоезер из Цереды
- Иеошуа бен Перахия
- Иеуда бен Таббай
- Шемайя
Гиллель, в дальнейшем все главы Синедриона — его потомки, за одним исключением- Шимон бен Гиллель (ум. ок. 30)
Раббан Гамлиэль I (ум. ок. 68)- Шимон бен Гамлиэль (ум. ок. 70)
- Раббан Иоханан бен Заккай (не потомок Гиллеля)
- Гамлиэль II из Явне, (ум. ок. 110) параллельно с р. Элазаром бен Азария
Восстание Бар-Кохбы, междувластие- Шимон бен Гамлиэль II (ум. ок. 165)
Иехуда I ха-Наси (ум. ок. 217) — кодификатор Мишны
- Гамлиэль III (ум. ок. 225)
- Иехуда II Насиа (ум. ок. 250)
- Гамлиэль IV (ум. ок. 265)
- Иехуда III ха-Наси (ум. ок. 330)
- Гиллель Насиа (ум. ок. 365)
- Гамлиэль V (ум. ок. 380)
- Иехуда IV Насиа (ум. ок. 400)
- Гамлиэль VI, (ум. ок. 425) прекращение деятельности Синедриона по приказу императора
До покорения Иудеи римлянами Синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя. Согласно Талмуду уже за сорок лет до разрушения Храма Синедрион покинул Храм[15][16], и казни прекратились, хотя поздний комментарий к Талмуду не исключает, что в отдельных случаях Синедрион возвращался на место[17]. Синедрион, по Талмудическому преданию 10 раз сменил место пребывания.[18]
По разрушении Иерусалима Синедрион был восстановлен раббаном Йохананом бен Заккай в Явне уже не судилищем, а школой или академией Закона с законодательными функциями. Известен, например, список постановлений Синедриона в городе Уша. Последний глава Синедриона, Гамалиэль VI, при Феодосии II был лишён всех прав, и с его смертью в 425 г. исчез последний след древнего Синедриона.
Обсуждению Синедриона подлежали важнейшие дела (менее важные решались в низших судилищах, которые были в многих городах), например вопросы о войне и мире, о замещении правительственных должностей, установление календаря, учреждения богослужебные, суждения о дееспособности священников, дело о ложном пророке, о расширении Иерусалима, перестройке Храма, суд над целым городом и т. п. Влияние Синедриона простиралось и на царя. Хотя о царе и говорится, что он не судим и не подлежит суду, но в принципе Синедрион удерживал свою судебную власть и касательно царя. Без его согласия царь не мог начинать войны.
Синедрион и христианство |
Синедрион в Новом Завете |
Согласно Новому Завету, Синедрион во главе с первосвященниками Анной и Каиафой осудил на смерть Иисуса Христа; этот приговор, после первоначальных колебаний, был утверждён римским префектом Понтием Пилатом.
Среди членов Синедриона были люди, с симпатией относившиеся к Христу и канонизированные в христианстве: Новый Завет называет Никодима, Иосифа Аримафейского и Гамалиила. Последний был учителем апостола Павла. Правда, никаких доказательств присутствия Гамалиила на суде нет.
Иисус в Синедрионе по Талмуду |
Талмудические места об Иисусе обычно подвергались в христианских странах цензуре или самоцензуре. В Талмуде Иисус называется Ешу (ивр. ישו), по-видимому, из-за того, что на севере Палестины гортанная буква «айн» не произносилась, так что последнее «а» исчезало.[19][20] Вторая буква «хей» (ивр. ה), которая есть в имени «Иеошуа» (ивр. יְהוֹשֻׁעַ, см. Йехошуа бин-Нун) могла отсутствовать и в написании, как в книге Нехемии: Иешуа (ивр. יֵשׁוּעַ Неем. 8:17). Его связь с евангельским Иисусом Христом доподлинно не доказана. В Ветхом завете есть пророчества о пришествии Мессии, которые в христианстве толкуются относительно Иисуса Христа, как сына Божьего. Поэтому, нельзя точно сказать, что иудейский Иешуа и Иисус являются одной личностью.
По разрозненным немногочисленным талмудическом источникам создаётся биография Ешу, резко отличающаяся от евангельского. По Талмуду, он родился от внебрачной связи его матери с неким человеком по имени Пандира[21]. Аналогичное утверждение содержится и в антихристианском сочинении «Правдивое слово» античного философа Цельса (см. Иисус бен Пантира). Ешу был учеником рабби Иеошуа бен Перахия (англ. Joshua ben Perachyah), бежал вместе с ним в Египет[22], откуда он вывез приёмы колдовства. Талмуд осуждает Иеошуа бен Перахия, что он слишком сильно оттолкнул ученика после ссоры[21][23]. Слово «Евангелие» Талмуд пишет через букву «айн», что не характерно для заимствованных слов, и видимо, переводит как «листы греха» (авон гилаён)[24].
Суд над Ешу в Талмуде происходит перед судом Санхедрина, римляне не упомянуты, метод казни — побиение камнями за совращения на идолопоклонство вместе с пятью учениками[25]. Единственные совпадающие с евангелическим рассказом детали: время Песаха и имя одного ученика: Маттай. По-видимому, по Талмуду годы жизни Ешу: от 89 года до нового летоисчисления и до 53 до н.л.[26] В другом месте Талмуда сообщается, что Онкелос вызвал дух Ешу и выяснил, что тот наказывается унизительным образом в загробном мире за насмешки над словами Мудрецов[27].
Все эти источники относятся к Агаде и не имеют догматического характера.
Иисус и Синедрион в современных еврейских источниках |
В новое время некоторые еврейские историки, как Давид Флюссер и Hyam Maccoby (Хиам Маккоби), пытались произвести реконструкцию событий ближе к Евангелиям. Они отмечали тенденцию евангелистов доказать, что Ешу отверг еврейский закон, в то время как по самим деяниям, этого практически не видно. Флюссер объяснил почти все нарушения Галахи у евангельского Иисуса, как мнимые нарушения. Другая тенденция евангелистов — оправдывать римлян и осуждать евреев, объясняется упомянутыми историками политическими соображениями — стремлением получить легитимацию христианства у римских властей.
Подробное исследование процесса над Иисусом проделал известный израильский юрист Haim Cohen (Хаим Коэн, был министром юстиции и членом Верховного суда). Отметив всевозможные нарушения процессуальных норм в суде, как он описан в Евангелиях (самооговор, отсутствие свидетелей, ночное время и др.), он пришёл к выводу, что Санхедрин оправдал Иисуса. Отклонения от процедуры, по его теории, были сделаны, чтобы спасти Иисуса от казни.[28][29] Хаим Коэн отвергает как неосновательную и апологетическую версию, что Синедрион того времени был в руках саддукеев, что, согласно свидетельству Талмуда[30] и Иосифа Флавия[31] имело место в определённые исторические периоды.
Попытки восстановления Синедриона |
В XVI веке рабби Jacob Berab (рав Яаков Берав) сделал неудачную попытку восстановления раввинской ординации (Смиха) и Синедриона в Цфате.
При Наполеоне I в Париже заседал Великий Синедрион[fr] (фр. le Grand Sanhedrin, 9 февраля 1807 — 9 марта 1807), включавший как раввинов, так и мирян, как консультативный орган по разработке гражданского законодательства Франции, касающегося евреев[32].
Осенью 2004 года группа раввинов объявила в израильском городе Тверии, где был распущен исторический Синедрион, о восстановлении этого органа в составе 72 человек. Бо́льшая часть членов нового Синедриона анонимна, однако его председатель и ещё 7 членов несколько раз делали публичные заявления. Этот Синедрион, однако, не признаётся ни правительством Израиля, ни большинством иудейских общин в мире. Среди приверженцев традиционного иудаизма сам факт его существования малоизвестен.
Примечания |
↑ Синедрион // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940. — Т. 4 : С — Ящурный. — Стб. 185.
↑ Электронная еврейская энциклопедия
↑ Энциклопедия Кольера.
↑ Наиболее известен «Синедрион эллинов» — верховный орган власти Эллинского союза, образовавшегося в 224 году до н. э.. В исключительную компетенцию синедриона входило объявление войны и заключение мира.
↑ Сангедрин. Вавилонский Талмуд
↑ Талмуд. Мишна трактата Санхедрин 1:5
↑ Мишна Макот 1:11
↑ По образцу собрание, собранного Моисеем в книге Чисел 11:16
↑ Мишна Санхедрин
↑ Маймонид, Мишне Тора, Законы о Синедрионе
↑ Мишна Мидот 2:8
↑ По стиху из Второзакония 17:8
↑ Мф. XXVI, 3; Иоан. XVIII, 24
↑ Вавилонский Талмуд, Санхедрин 36А
↑ Трактат Шабат 15А
↑ Трактат Авода Зара 38Б
↑ Тосфот к Санхедрин 14Б
↑ Тракта Рош Ашана 31А, там же одиночное мнение, что только 6
↑ Иерусалимской Талмуд, Берахот, глава 2, 16Б
↑ Вавилонский Талмуд, Эрувин 53А
↑ 12 Вавилонский Талмуд, Шабат 104Б
↑ Вавилонский Талмуд, Санхедрин 107Б
↑ Вавилонский Талмуд, Сота, 47A
↑ Вавилонский Талмуд,Шабат 116Б
↑ Вавилонский Талмуд, Санхедрин 43А
↑ Ивритская Вики
↑ Вавилонский Талмуд, Гитин, 57А
↑ Суд над Иисусом: взгляд Хаима Коэна
↑ Хаим Коэн. Иисус — суд и распятие. Иерусалим: Иерусалимский издательский центр, 1997. С. 374.
↑ Вавилонский Талмуд Санхедрин 52Б
↑ «Иудейские древности», XIII, 10
↑ Синедрион 1807 года // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
Ссылки |
- Синедрион // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Синедрион великий // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Синедрион — статья из Электронной еврейской энциклопедии