Моисей



















































































Моисей
מֹשֶׁה — Моше
Philippe de Champaigne - Moses with the Ten Commandments - WGA04717.jpg
Моисей с Десятью заповедями.
Художник Филипп де Шампань
Пол
мужской
Период жизни
XIV-XIII век до н. э.[1]
Толкование имени
«взятый (спасённый) из воды»
Имя на других языках
греч. Mωυσής
лат. Moyses

В иных культурах
Муса (ислам)
Местность
Египет, Аравийский п-ов, Синайский п-ов
Занятие
первый Судья Израиля, пророк, пастух
Происхождение
колено Левия
Упоминания
Пятикнижие (Тора), Евангелие нагорная проповедь
Отец
Амрам
Мать
Иохаведа
Супруг(а)
Сепфора, дочь Иофора
Дети
Гирсам и Елиезер
Место погребения
долина у горы Нево хребта Аварим
Связанные понятия
Неопалимая купина, Десять казней египетских, Исход, Золотой телец, Медный змий, манна небесная, Станы Исхода, Десять заповедей, гора Синай, песах, Шаббат, иудаизм, скиния, менора
Связанные события
Исход
Связанные персонажи
Аарон и Мириам (брат и сестра), Иисус Навин
Атрибуты
Скрижали Завета, посох, рожки (cornuta)

Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике
Commons-logo.svg Файлы на Викискладе

Запрос «Моше» перенаправляется сюда, о других носителях имени см. Моисей (имя)

Моисе́й (ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎, Моше́, «взятый (спасённый) из воды»; араб. موسىٰМуса, др.-греч. Mωυσής, лат. Moyses) (XIII век до н. э.)[2], в Пятикнижии — еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.


Согласно Книге Исхода, Моисей родился в то время, когда его народ увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков, мать Моисея, Иохаведа спрятала его в корзинке и пустила её по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребёнка.


Когда Моисей вырос, он увидел притеснение своих соплеменников. Он убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина, и сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины), к нему обратился Бог, который повелел Моисею вернуться обратно в Египет и просить освобождения израильтян. После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта через Чермное море[3], после чего они остановились у горы Синай, где Моисей получил десять заповедей.
После сорока лет скитаний по пустыне и долгожданного прихода израильского народа на землю Ханаанскую, Моисей умер на горе Нево[4], которая находится на стороне нынешней Иордании, не входя в Землю Обетованную.


Существование Моисея, а также достоверность его жизнеописания в Библии является предметом споров среди библеистов и историков. Библеисты обычно датируют его жизнь XVI—XII вв. до н. э., в основном связывая с фараонами Нового царства.




Содержание






  • 1 Имя


  • 2 Жизнеописание


    • 2.1 Библейский рассказ


      • 2.1.1 Семья


      • 2.1.2 Откровение


      • 2.1.3 Исход


      • 2.1.4 Смерть




    • 2.2 Античная традиция


    • 2.3 Египетские источники




  • 3 Моисей в авраамических религиях


    • 3.1 В иудаизме


    • 3.2 В христианстве


    • 3.3 В исламе




  • 4 Историчность Моисея


    • 4.1 Моисей и фараон: версии


    • 4.2 Моисей и Эхнатон




  • 5 В искусстве


    • 5.1 Иконопись




  • 6 См. также


  • 7 Примечания


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки





Имя |






Моисей
в иероглифах





<







F31 S29 S29
>



Согласно Библии, значение имени Моисей связано со спасением из вод Нила («вытянутый»). Это имя Моисею дала дочь фараона (Исх. 2:10). Здесь игра слов может также быть намеком на роль Моисея, который вывел израильтян из Египта. Античный историк Иосиф Флавий повторяет библейское толкование, утверждая, что имя Моисей состоит из двух слов: «спасенный» и египетского слова «Мои», означающего воду[5]. Семитологи выводят происхождение имени от египетского корня msy, означающего «сын» или «рождать»[6].



Жизнеописание |



Библейский рассказ |




Нахождение Моисея. Ф. Гудолл, 1862


Основной источник сведений о Моисее — библейское повествование на древнееврейском языке. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.


Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Левия (Исх. 2:1). Моисей родился в Египте (Исх. 2:2) в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх. 1:8), бывшего первым вельможей при одном из его предшественников. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил евреев в рабов.


Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын (Исх. 2:2). Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев (Исх. 2:3). Не имея более возможности его прятать, она положила младенца в тростниковую корзину, обмазанную снаружи асфальтом и смолой, и оставила в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание (Исх. 2:5).





Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 2-я треть XVI в. Картинная галерея. Дрезден


Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх. 2:6), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам (Исх. 15:20), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его (Исх. 2:7-9). Дочь фараона назвала ребёнка Моисей («вынутый из воды») «потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2:10). В Библии не упоминается, как долго Моисей жил у своего родного отца и матери, предположительно, он оставался с ними два или три года (Жена зачала и родила сына, и видя, что он очень красив, скрывала его три месяца Исх. 2:2). В книге Исход говорится, что «вырос младенец» у родителей, но какого возраста он достиг, неизвестно.
«И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх. 2:10). Вскармливала своего же сына Моисея мать, нанятая дочерью фараона. А когда отняла от груди, отдала. И был Моисей как сын дочери фараона (Исх. 2:10).
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
















Согласно новозаветной книге «Деяния святых апостолов», когда Моисей был отдан дочери фараона, его стали обучать «всей мудрости египтян» (Деян. 7:22).


Моисей вырос как приемный сын в семье фараона. Однажды Моисей вышел из царских покоев к простолюдинам. Он был глубоко огорчен рабским положением родного народа. Увидев египтянина, бившего еврея, Моисей убил воина и закопал в песке, а бывший обиженный назавтра рассказал всем евреям об этом случае. Затем Моисей пытался помирить ссорящихся между собой двух евреев.[7] Но обижавший другого еврея еврей сказал Моисею: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?» Вскорости евреи довели информацию и до египтян. Фараон узнал об этом, и Моисей бежал из Египта в землю Мадиамскую, опасаясь за свою жизнь.[8].



Семья |




Моисей защищает дочерей Иофора


Моисей, бежав из Египта в землю Мадиамскую[8], остановился у священника Иофора[9] (Рагуила[10]). Жил у Иофора, пас его скот и женился на его дочери Сепфоре. Она родила ему сыновей Гирсама (Исх. 2:22; Исх. 18:3) и Елиезера[11]. После Исхода евреев из Египта Моисей собрал многотысячную армию и истребил мадианитян (народ своей жены).[12]


В книге Числа (Чис. 12:1) упоминается, что сестра Мириам и брат Аарон упрекали Моисея за то, что его жена — эфиопка (кушитка[13]). По мнениям библеистов, это могла быть не Сепфора, а ещё одна жена, которую он взял после Исхода евреев из Египта.



Откровение |


Выпасая скот у горы Хорив (Синай), он из неопалимой купины получил призыв Бога, открывшего ему своё Имя (Яхве (ивр. יהוה), «Аз есмь сущий») к освобождению своего народа. Моисей спросил, что ему делать, если израильтяне ему не поверят. В ответ Бог дал Моисею возможность творить знамения: он превратил посох Моисея в змея, а змея — снова в посох; затем Моисей положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул её, и рука была здорова.


Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами» (Исх. 4:16), так как Моисей ссылался на своё косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта. Причём сначала Моисей и Аарон от имени Яхве просили фараона отпустить евреев в пустыню на три дня для принесения жертв.


Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию пёсьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня (Исх. 12:31), и евреи, взяв скот и останки Иакова и Иосифа Прекрасного, ушли из Египта в пустыню Сур.



Исход |





Переход евреев через Красное море. И. К. Айвазовский. 1891


Бог показывал беглецам путь: он шёл перед ними днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх. 13:21-22). Сыны Израиля перешли через Чермное море, которое расступилось перед ними, но потопило армию фараона, которая преследовала израильтян. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу (Исх. 15:1-21).


Моисей повел свой народ в Землю Обетованную через Синайскую пустыню. Сначала три дня они шли пустыней Сур и не находили воды кроме горькой, но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в неё указанное им дерево (Исх. 15:24-25). В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих сорока лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну.


В Рефидиме Моисей по повелению Бога извёл воду из скалы горы Хорива, ударив в неё своим жезлом. Здесь на евреев напали амаликитяне, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх. 17:11-12).


В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Так был заключен завет между Богом и избранным народом. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и о законах богослужения.





Моисей, разбивающий Скрижали Завета. Рембрандт, 1659 год


Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по сорок дней. Во время его первого отсутствия народ согрешил, нарушив только что заключенный завет: сделал Золотого тельца, которому евреи начали поклоняться как Богу, выведшему их из Египта. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца (Семнадцатое тамуза). После этого опять на сорок дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с лицом, осиянным светом Божьим, и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния.


Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе — Бог дал указание сказать слова скале, но по маловерию они ударили в скалу два раза[14].


В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.



Смерть |


Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную. Господь перед смертью призвал его на хребет Аварим[15]: «И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана» (Втор. 34:1). Там он и умер. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6).


Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина.[16]


Жил Моисей 120 лет.[17] Из которых сорок лет провёл в странствиях по Синайской пустыне.



Античная традиция |


О Моисее упоминали греческие и латинские авторы.


По свидетельству римского историка Иосифа Флавия, египетский историк Манефон (IV—III вв. до н. э.) сообщал, что фараон приказал переселить в каменоломни всех прокажённых и больных другими болезнями. Прокажённые избрали своим предводителем гелиопольского жреца Осарсифа (имя в честь бога Осириса), который после изгнания сменил имя на Моисей. Осарсиф (Моисей) установил для сообщества изгнанных законы и повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой. Он также возглавил войну против фараона. Однако в войне переселенцы потерпели поражение, и армия фараона преследовала разбитых врагов до пределов Сирии[18]. Однако Иосиф Флавий называет сведения Манефона «вздорными и лживыми»[19]. По мнению Флавия, Моисей был сделан начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их[20].


По Херемону, Моисея звали Тисифен, он был современником Иосифа, которого звали Петесеф[21]. Тацит называет его законодателем иудеев[22]. Источник, использованный Помпеем Трогом, называет Моисея сыном Иосифа и отцом Арруаса, царём иудеев[23].



Египетские источники |


Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее.



Моисей в авраамических религиях |



В иудаизме |


Моисей (ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎, «Моше») — главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных. Так в книге Второзаконие сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор. 34:10). Также о нём говорится: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Чис. 12:6-8). Однако в Книге Исход Моисею запрещено видеть лицо Бога: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20).


На основе повествования Книги Исход иудеи считают, что свод религиозных законов иудаизма (тора) был дан Моисею Богом на горе Синай. Однако, когда Моисей, спустившись с горы, увидел, как евреи поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил скрижали. После этого Моисей вернулся на вершину горы и написал заповеди своей рукой.


В каббале раскрывается соответствие Моисея (Моше) и сфиры нецах.
[24] А также то, что Моисей — это кругооборот (гилгул) души Авеля[25].


Обычно иудеи упоминают Моисея как Моше Рабейну, то есть «наш учитель».



В христианстве |




Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е гг.


Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.


В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа в Нагорной проповеди — Новый Завет.


Согласно синоптическим евангелиям, во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия.


Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.


Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 17 сентября (нов. ст.).


Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка.



В исламе |



В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (араб. موسى‎). Он — один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора). В Коране Муса (Моисей) упоминается 136 раз. В суре 28-й Корана рассказывается о рождении и спасении Мусы из вод Нила (Коран, 28: 3 - 45 и др.)


Муса — пророк в исламе, один из потомков пророка Якуба. Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал Фираун (Фараон), который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу, который в это время владел Мадьяном.



Историчность Моисея |


Существование Моисея и его роль в ранней истории Израиля — предмет давних споров. Первые сомнения в историчности Моисея и достоверности его жизнеописания были высказаны ещё в Новое время. В современную эру ряд историков и библеистов приводит доводы в пользу того, чтобы считать Моисея легендарной фигурой. Они отмечают, что древневосточные (включая древнеегипетские) письменные источники и археологические памятники не содержат никаких сведений о Моисее или событиях исхода[26][27][28][29]. Их оппоненты указывают на дефицит исторических памятников и утверждают, что события исхода, связанные с Моисеем имеют минимальные шансы на отражение в памятниках бронзового и раннего железного веков.[30] Однако и те и другие признают, что записи сказаний о Моисее предшествовала длительная устная традиция, которая могла видоизменить, переиначить, исказить или дополнить первоначальные предания. Этим точкам зрения противостоят сторонники школы «библейского минимализма», которые полагают, что Ветхий Завет был написан иудейскими жрецами около IV—II веков до н. э. и подавляющее большинство событий и фигур этой части Библии являются вымышленными.


Сторонники документальной гипотезы рассматривают Пятикнижие как результат компиляции нескольких источников, четыре из которых (Яхвист, Элохист, Священнический кодекс и Девторономист) составляют основной массив текста. Они отмечают, что фигура Моисея и его роль в каждом источнике отличается. Так в Яхвисте Моисей безоговорочный лидер исхода. Жреческий кодекс стремится преуменьшить роль Моисея и акцентирует внимание на роли брата Моисея Аарона, к которому возводили свою родословную иерусалимские священники. Элохист в противовес Аарону подчеркивает роль Иисуса Навина, который оказался верен слову Бога более Моисея. Наконец Девторономист подчеркивает роль Моисея как пророка и законодателя. Из этих наблюдений делается вывод, что предания о Моисее сложились постепенно и их версии в разных традициях отличались[31]. Эти выводы оспариваются критиками документальной гипотезы.


Библеисты также отмечают, что в текстах об исходе, которые считают более ранними, чем основной массив Пятикнижия (ранние пророки, псалмы, «песнь моря») Моисей не упоминается. На этом основании выдвигается предположение о том, что в ранних устных традициях Моисей или не был героем исхода или имел незначительную роль. И только позднее составители письменного предания построили весь рассказ вокруг фигуры Моисея, от которого они вели свою родословную[31]. Такие заключения также оспариваются на том основании, что предполагаемые упоминания об исходе являются краткими и Моисей в них мог быть не упомянут по желанию авторов.



Моисей и фараон: версии |


Предпринималось множество попыток установить, к какому периоду истории Древнего Египта Библия относит события исхода евреев, и о каком фараоне в ней говорится. Существует несколько версий того, когда, предположительно, произошел исход евреев, и, следовательно, когда жил Моисей. Большинство версий связывают исход с фараонами Нового царства. Это подразумевает, что деятельность Моисея приходится на промежуток XVI—XII веков до н. э.


Библия не называет упоминаемого фараона по имени, хотя в ней именам часто уделяется много внимания[32]. Так, в Исходе упомянуты имена двух повитух, которых фараон призвал к себе, но не имя фараона (Исх. 1:15). Согласно Исходу, после бегства Моисея из Египта в Мадиамскую землю фараон умер («спустя долгое время, умер царь Египетский») (Исх. 2:23). Таким образом, в Исходе фигурируют не менее двух фараонов.


Различные библеисты пытались идентифицировать фараона Книги Исход со следующими фараонами:


Яхмос I (1550—1525 до н. э.)
Тутмос III (1479—1425 до н. э.)
Рамсес II (1279—1213 до н. э.)
Мернептах (1212—1202 до н. э.)
Сетнахт (1189—1186 до н. э.)


На Яхмоса I указывали те, кто полагали, что израильтяне покинули Египет после изгнания гиксосов. Яхмос I успешно воевал с гиксосами и захватил их столицу — Аварис. Те, кто пытались установить дату исхода на основе библейского летоисчисления, приходили к заключению, что исход приходится на правление Тутмоса III. В Рамсесе II, ведшего обширные строительные работы с привлечением большого числа людей, видели фараона-угнетателя. При Мернептахе, сыне Рамсеса II, Египет начал слабеть, поэтому правление Мернептаха считали более вероятным временем для исхода. Отсутствие мумии этого фараона также служило поводом для спекуляций до того времени, когда мумия была обнаружена.




Моисей и Эхнатон |


В 1939 году в своей работе «Моисей и монотеизм» Зигмунд Фрейд связал учение Моисея с религией, которую в Египте насаждал во время своего правления фараон Эхнатон (правил приблизительно в 1351—1334 годах до н. э.). Эта религия предполагала поклонение только одному божеству — диску солнца Атону. В монотеизме (или генотеизме) Эхнатона Фрейд усматривал истоки единобожия иудаизма. Основываясь на сведениях Манефона, Фрейд высказывает догадку, что после провала этой религии в Египте один из учеников Эхнатона (Осарсиф) предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 г. до н. э.


На сегодняшний день догадка Фрейда представляет интерес лишь для историков психоанализа.[33]



В искусстве |





Эдвин Лонг Нахождение Моисея (1886)


изобразительное искусство:


  • Моисей (Микеланджело)

  • Моисей (фонтан в Берне)

  • Смерть и завещание Моисея


литература:


  • Поэма И. Я. Франко «Моисей»


  • Зигмунд Фрейд написал книгу «Моисей и монотеизм» (З.Фрейд: Этот человек Моисей), посвященную психоаналитическому исследованию жизненного пути Моисея и его отношений с народом.


музыка:



  • опера Джоаккино Россини;

  • опера Арнольда Шёнберга;


  • опера Мирослава Скорика;

  • американский негритянский спиричуэлс «Go Down Moses».


кинематограф:


  • Персонаж на imdb.com

  • Мультфильм «Принц Египта» (1998)

  • Фильм «Десять заповедей» (1923) и его одноименный римейк (1956)

  • Фильм «Моисей» (1974)

  • Фильм «Пророк Моисей: Вождь-освободитель» (1995)

  • Фильм «Исход: Цари и боги» (2014)

  • Теленовела «Десять заповедей (порт.)» (2015)



Иконопись |


Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея:.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}








Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силён. Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и далее); сверху — ефод, то есть длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове — покрывало, на ногах — сапоги. В руках у него — жезл и две скрижали с 10 заповедями.


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}



Кроме скрижалей изображали и свиток с надписью:




  • «Кто есмь аз, яко да пойду к фараону царю египетскому, и яко да изведу сыны израилевы от земли египетския.» (Исх. 3:11).

  • Иногда приводится другой текст: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его» (Исх. 15:1).


Существует также традиция изображать пророка ещё достаточно молодым («средовеком»): это иконы с изображением пророка при Купине неопалимой, изувающим сапоги от ног своих (Исх. 3:5), или получающим от Господа скрижали[34].



См. также |






















  • Авторство Библии


  • Операция «Моисей» — военная операция Израиля по спасению эфиопских евреев из Судана в Израиль, проведённая с осени 1984 по январь 1985 г.


  • Holy Moses — немецкая трэш-метал группа.


  • Этот человек Моисей — поздняя работа Зигмунда Фрейда, посвящённая психоанатилическому и историческому анализу формирования монотеизма у евреев.




Примечания |





  1. Moses, Hebrew prophet (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.


  2. По иудейским верованиям, родился в Египте 7-го адара 2368 года по еврейскому календарю (1392 г. до н. э.), а умер 7-го адара 2488 (1272 г. до н. э.).


  3. Чермное море // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.

    Из-за сходства названий Чермное море часто путают с Чёрным морем. Чермное море не является универсальным названием. Его использует синодальный перевод Библии. В септуагинте водоем отождествляется с Красным морем. В еврейском тексте используется название «Море камышей».



  4. Richard C. Steiner. The Mountains of Ararat, Mount Lubar and הר הקדם // Journal of Jewish Studies. — 1991-10-01. — Т. 42, вып. 2. — С. 247–249. — ISSN 2056-6689 0022-2097, 2056-6689. — DOI:10.18647/1605/jjs-1991.


  5. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа I 31 http://khazarzar.skeptik.net/books/flavius/02.html


  6. Mark S. Smith. Exodus. Volume 3 (The New Collegeville Bible Commentary); Collegeville, MN: The Liturgical Press, 2011.


  7. Исх. 2:11-14«Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьёю над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.»


  8. 12 Исх. 2:15«И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя.»


  9. Исх. 3:1«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.»


  10. Исх. 2:17«И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их.»


  11. Исх. 18:4«а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова.»


  12. Чис. 31


  13. др.-евр. כשי‏ в Чис. 12:1 // Подстрочный перевод Ветхого и Нового Заветов на русский язык.


  14. Чис. 14:22-23: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её;»


  15. Втор. 32:49, Чис. 27:12


  16. Втор. 34:9


  17. Втор. 34:7


  18. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа I 26 http://khazarzar.skeptik.net/books/flavius/02.html


  19. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа I 27 http://khazarzar.skeptik.net/books/flavius/02.html


  20. (Древ. кн. II, гл. 10)


  21. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа I 32


  22. Тацит. История V 3-4


  23. Юстин. Эпитома Помпея Трога XXXVI 2, 11-16


  24. «Введение в каббалу. Десять сфирот»


  25. Книга Зоар. Пункт 285 «Эвель — Моше»


  26. Who Were the Early Israelites? by William G. Dever (William B. Eerdmans Publishing, Grand Rapids, MI, 2003)


  27. The Bible Unearthed by Neil Asher Silberman and Israel Finkelstein (Simon and Schuster, New York, 2001)


  28. ''False Testament''by Daniel Lazare (Harper's Magazine, New York, May 2002). Harpers.org. Проверено 11 октября 2010.


  29. Archaeology and the Hebrew Scriptures.


  30. Hoffmeier, James K. 'Moses and the Exodus.' In: Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition, New York: Oxford University Press, 1996.


  31. 12 Фридман Р.[en]. Как создавалась Библия / Пер. с англ. Г. Ястребова. — М.: Эксмо, 2011. — 400 с. — ISBN 978-5-699-48351-8.


  32. Ранович А. Очерк истории древнееврейской религии. — М.: ОГИЗ., 1937.


  33. Harl Kenneth W. The Great Courses: Origins of Great Ancient Civilizations. THE TEACHING COMPANY, 2005


  34. Архимандрит Николай (Погребняк). Иконография пророческого служения




Литература |



  • Бернфельд С. Моисей бен-Амрам // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.

  • Моисей // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.


  • Asch, Sholem. Moses. New York: Putnam, 1958. ISBN 0-7426-9137-3.


  • Assmann, Jan. Moses the Egyptian: The Memory of Egypt in Western Monotheism. Harvard University Press, 1997. ISBN 0-674-58738-3.

  • Peter Barenboim, «Biblical Roots of Separation of Powers», Moscow, 2005, ISBN 5-94381-123-0,


  • Баренбойм, Петр. Образ Моисея в творчестве Микеланджело, М.: ЛУМ, 2017. ISBN 978-5-906072-25-2.


  • П. Баренбойм, А. Гусейнов, А. Недель, С. Шиян. Моисей. Первый философ права. Человек, который видел Бога (сборник статей), М.: ЛУМ, 2017. ISBN 978-5-906072-28-3.

  • Barzel, Hillel. «Moses: Tragedy and Sublimity.» In Literary Interpretations of Biblical Narratives. Edited by Kenneth R.R. Gros Louis, with James S. Ackerman & Thayer S. Warshaw, 120-40. Nashville: Abingdon Press, 1974. ISBN 0-687-22131-5.


  • Buber, Martin. Moses: The Revelation and the Covenant. New York: Harper, 1958.


  • Card, Orson Scott. Stone Tables. Deseret Book Co., 1998. ISBN 1-57345-115-0.

  • Chasidah, Yishai. «Moses.» In Encyclopedia of Biblical Personalities: Anthologized from the Talmud, Midrash and Rabbinic Writings, 340-99. Brooklyn: Shaar Press, 1994.

  • Cohen, Joel. Moses: A Memoir. Mahwah, N.J.: Paulist Press, 2003. ISBN 0-8091-0558-6.


  • Daiches, David. Moses: The Man and his Vision. New York: Praeger, 1975. ISBN 0-275-33740-5.


  • Fast, Howard. Moses, Prince of Egypt. New York: Crown Pubs., 1958.


  • Freud, Sigmund. Moses and Monotheism. New York: Vintage, 1967. ISBN 0-394-70014-7.

  • Gjerman, Corey. Moses: The Father I Never Knew. Portland: Biblical Fantasticals, 2007. ISBN 978-1-4241-7113-2.


  • Halter, Marek. Zipporah, Wife of Moses. New York: Crown, 2005. ISBN 1-4000-5279-3.

  • Hoffmeier, James K. 'Moses and the Exodus.' In: Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition, pp. 135–63. New York: Oxford University Press, 1996.


  • Ingraham, J. H.. The Pillar of Fire: Or Israel in Bondage. New York: A.L. Burt, 1859. Reprinted Ann Arbor, Mich.: Scholarly Publishing Office, University of Michigan Library, 2006. ISBN 1-4255-6491-7.


  • Kirsch, Jonathan. Moses: A Life. New York: Ballantine, 1998. ISBN 0-345-41269-9.

  • Kohn, Rebecca. Seven Days to the Sea: An Epic Novel of the Exodus. New York: Rugged Land, 2006. ISBN 1-59071-049-5.

  • Lehman, S.M. (translator), Freedman, H. (ed.), Midrash Rabbah, 10 volumes, The Soncino Press, London, 1983.


  • Mann, Thomas. «Thou Shalt Have No Other Gods Before Me.» In The Ten Commandments, 3-70. New York: Simon & Schuster, 1943.

  • Salibi, Kamal. The Bible Came from Arabia. London: Jonathan Cape, 1985.

  • Sandmel, Samuel. Alone Atop the Mountain. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1973. ISBN 0-385-03877-1.


  • Southon, Arthur E. On Eagles' Wings. London: Cassell and Co., 1937. Reprinted New York: McGraw-Hill, 1954.


  • Wiesel, Elie. «Moses: Portrait of a Leader.» In Messengers of God: Biblical Portraits & Legends, 174—210. New York: Random House, 1976. ISBN 0-394-49740-6.


  • Wildavsky, Aaron. Moses as Political Leader. Jerusalem: Shalem Press, 2005. ISBN 965-7052-31-9.


  • Wilson, Dorothy Clarke. Prince of Egypt. Philadelphia: Westminster Press, 1949.

  • Van Seters, John. The life of Moses: The Yahwist as Historian in Exodus-Numbers, Kok Pharos Publishing House, 1994

  • K. van der Toorn, Bob Becking, Pieter Willem van der Horst: Dictionary of deities and demons in the Bible


  • Фрейд, Зигмунд. Человек по имени Моисей. Litres, 2017.



Ссылки |



  • Моисей — статья из Электронной еврейской энциклопедии


  • Дороги праотцев  (недоступная ссылка с 14-05-2013 [2036 дней] — история)

  • Леннарт Мёллер. Дело об исходе = Lennart Möller. The Exodus Case. — 2007. — 164 с.


  • Баренбойм П. Д. Библейское начало философии права (HTML-версия статьи в журнале «Законодательство и экономика», № 2, 2012).

  • Пророк Моисей и Исход в русской живописи. Репродукции картин











Popular posts from this blog

浄心駅

カンタス航空