Галаха




Галаха́ или Алаха́ (ивр. ‏הֲלָכָה‏‎) — традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев. В более узком смысле — совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, а также каждый из этих законов (галахот) в отдельности.


Галахист — изучающий Галаху, законодательную часть Талмуда; в отличие от агадиста, изучающего другую часть — Аггаду.




Содержание






  • 1 Происхождение названия


  • 2 Различия в интерпретации


  • 3 Содержание галахи


  • 4 Источники галахи


  • 5 Развитие галахи


    • 5.1 Ранний период


    • 5.2 Период таннаев




  • 6 Официальный статус в Государстве Израиль


  • 7 См. также


  • 8 Примечания


  • 9 Ссылки





Происхождение названия |


Термин галаха происходит от еврейского глагола הלך (hалах), «ходить», и обозначает «путь действия», «поведение», «руководство». На такое употребление слова «ходить» указывает Псалом 14, где праведным называется «тот, кто ходит непорочно» (Пс. 14:2).


В грамматически прямой форме впервые применён в Мишне, а в сопряжённой форме (ивр. ‏סמיכות‏‎, смихут) встречается в арамейском переводе Танаха Онкелоса (Таргум Онкелос), где фраза «по праву дочерей» (Исх. 21:9) звучит по-арамейски «ке-хилхат бнат Исраэль».


Понимаемый вначале как постановление, решение по конкретному поводу, термин галаха, сохраняя первоначально узкий смысл, стал со временем служить обозначением и всей правовой и религиозной системы иудаизма.



Различия в интерпретации |


В то время, как ортодоксальные евреи воспринимают галаху как твердо установленный закон, некоторые другие деноминации внутри иудаизма (например, представители реформистского иудаизма) считают возможным интерпретирование галахи и изменение законов и установлений под влиянием новых моделей поведения и окружающего общества.



Содержание галахи |


Поскольку жизнь ортодоксальных евреев во всех своих проявлениях регулируется религиозным законом, галаха включает в себя все религиозные заповеди и законодательные установления иудаизма и многие дополнения к ним. Кроме того, в сферу галахи входят правовые решения различных раввинов, устанавливающие нормы религиозного поведения или утверждающие отдельные законы.



Источники галахи |


В еврейском галахическом праве можно выделить пять групп законов



  1. Полученные объяснения (ивр. ‏פירושים מקובלים‏‎), то есть законы, написанные в Торе (Письменном Законе) и понимаемые в соответствии с устной традицией, полученной Моше на Синае.

  2. Законы, не имеющие оснований в Письменной Торе, но по преданию полученные Моше одновременно с ней. Их называют — галаха, полученная Моше на Синае (ивр. ‏הלכה למשה מסיני‏‎) или сокращенно галаха от Синая.

  3. Законы, установленные мудрецами на основе анализа текста Письменной Торы, при использовании определенных методов толкования Торы (ивр. ‏פירושים מחודשים‏‎). Статус этой группы законов приравнен к законам, написанным в Торе напрямую.

  4. Законы, установленные мудрецами с целью оградить евреев от нарушения законов Торы (ивр. ‏גזירות‏‎).

  5. Установления мудрецов, регулирующие жизнь еврейских общин (ивр. ‏תקנות‏‎).



Развитие галахи |


Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному.


Согласно ортодоксальной традиции, галаха была дана Богом Моисею на горе Синай как составная часть истолкования Торы. Кроме того, уже Моисей, а вслед за ним и мудрецы следующих поколений, устанавливают законы, которые становятся частью галахи. Общий комплекс галахи в составе Устной Торы передавался изустно из поколения в поколение, пока не был записан в Мишне.


Развитие галахи начинается во времена Эзры (Ездры), когда евреи приняли всю Тору как обязательное руководство в жизни.


Развитие галахи диктовалось тем, что законы, записанные в Торе, нуждались в истолковании, и в точном определении их конкретного применения в различных и меняющихся социальных и бытовых условиях.


Процесс развития галахи, продолжающийся и в наши дни, можно условно разделить на ряд периодов.



Ранний период |


Устное толкование Торы, по-видимому, началось вскоре после её объявления Письменным Законом (между серединой V в. до н. э. и началом IV в. до н. э.). Основоположником устного толкования предписаний Торы традиция считает Эзру, основываясь на свидетельстве Библии о его деятельности (Езд. 7:10,11). Однако о ходе развития галахи до эпохи Хасмонеев мало что известно.


Видимо, значительную роль в этом процессе играли мужи Великого собрания (аншей кнесет а-гдола). Им приписывается получение Закона от пророков и вручение его последующим законоучителям (Мишна, Авот 1:1), а также введение самих понятий Мидраш (в широком смысле изучения Закона), галаха и Агада и установление ряда религиозных обычаев. Существенной была и роль софрим, — по мнению некоторых исследователей, основателей Великого Собора. Их деятельность состояла в изложении галахических норм и традиций и в извлечении новых галахот из текста Священного Писания в ходе его толкования, что было тесно связано с их занятиями по обучению Торе.



Период таннаев |


Древнейшие учителя галахи назывались таннаи и амораи и занимались толкованием галахи. Гиллель и рабби Шимон бен Гамлиель сформулировали правила толкования, посредством которых галаха выводилась из библейских текстов и, следовательно, восходила к «Синайскому Откровению». Мишна, составленная рабби Иехудой ха-Наси, стала основным текстом галахи, и всё дальнейшее развитие еврейского закона опирается на Мишну или комментарии к ней. Более поздние законоучители назывались савораи, гаоны и софрим.



Официальный статус в Государстве Израиль |


В современном Израиле Тора и Талмуд признаются одним из источников (гражданского) права, на которые опираются суды, в том числе и при толковании применения законодательства, принятого Кнессетом.


10 ноября 2009 года министр юстиции Израиля Яаков Нееман заявил, в частности: «Шаг за шагом мы будем даровать гражданам Израиля законы Торы и сделаем Галаху основным законом страны. Мы должны вернуть народу наследие отцов. Тора даёт ответы абсолютно на все вопросы, встающие перед нами.»[1][2]



См. также |



  • Талмуд

  • Шулхан Арух

  • Еврейское право



Примечания |





  1. Et si la Torah se substituait à la loi israélienne… Le Figaro 10 ноября 2009.


  2. галаха может стать основным израильским законом NEWSru 11 декабря 2009.




Ссылки |



Логотип Викитеки
В Викитеке есть тексты по теме
Галаха


  • Галаха — статья из Электронной еврейской энциклопедии


  • галаха. Аудио уроки. (недоступная ссылка)

  • Вавилонский Талмуд (Сончино)

  • Rambam In Russian

  • галаха — еврейский закон


  • возможность задать раввину на вопросы по еврейскому закону (галохе) on-line (недоступная ссылка)

  • Хафец Хаим «Краткая книга заповедей»

  • М. Пантелят. «Царица суббота». Законы субботы

  • М. Пантелят. «Путеводитель по кашруту»

  • Мордехай Элиягу. «Пути чистоты». Законы чистоты семейных отношений

  • Комментарии и уроки рава И. Зельмана.









Popular posts from this blog

Арзамасский приборостроительный завод

Zurdera

Крыжановский, Сергей Ефимович