Первосвященник
Первосвяще́нник (ивр. הַכֹּהֵן הַגָּדוֹל, ха-коэн ха-гадол — досл. «великий священник»; иногда сокращённо ивр. הַכֹּהֵן, ха-коэн — «священник») — в иудаизме священнослужитель, возглавлявший службу в Скинии, затем в Первом и Втором Иерусалимском храме. К первосвященникам, как и к царям, применялся эпитет «Машиах» (משיח, «помазанник», Мессия), так как посвящение в этот сан сопровождалось помазанием елеем (Лев. 4:3,5,16 и др.).
Содержание
1 В Ветхом Завете
1.1 Наследственная должность
1.2 Облачение
1.3 Ритуальная чистота
1.4 Обязанности
1.5 Список Ветхозаветного периода
1.6 Список последующих первосвященников
2 В Новом Завете
3 См. также
4 Примечания
5 Ссылки
В Ветхом Завете |
В Библии в качестве первосвященника впервые упоминается царь Салимский Мелхиседек (Быт. 14:18). Позже, при Исходе из Египта, Бог избрал Аарона, брата Моисея, и лишь его потомки по мужской линии имели законное право занимать этот пост (как и быть священниками вообще). Первосвященник времён царей Давида и Соломона Садок (Цадок) был родоначальником династии первосвященников (Цадокиды), занимавших этот пост (возможно, с перерывами) вплоть до прихода к власти Хасмонеев. Позже династия трансформировалась в секту саддукеев.
Институт ветхозаветного первосвященничества перестал существовать со времени разрушения Иерусалимского храма (70 год).
Наследственная должность |
Должность первосвященника давалась, как правило, пожизненно и переходила по наследству к старшему сыну. Первым первосвященником израильского народа был Аарон, его наследниками стали сначала Елеазар, а затем Пинхас (в Синодальном переводе Библии - Финеес) (Чис. 20:26; Втор. 10:6; Суд. 20:28). До Илии или начиная с него этот пост по неустановленной причине перешёл к роду Ифамара, младшего сына Аарона (1Цар. 1:9; 1Пар. 24:1-6). Во времена Давида его совместно занимали Авиафар и Садок. Однако после того как Соломон сослал Авиафара в Анафоф, эта должность, начиная с Садока, стала исключительно привилегией потомков Елеазара (3Цар. 2:26,35).
Облачение |
Первосвященник назван в Библии «священником» (Исх. 29:30), «помазанным священником» (Лев. 4:3, 5:16) или великим священником «из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящён, чтобы облачаться в священные одежды» (Лев. 21:10). Описание священных одежд, которые Моисей повелел изготовить для Аарона, дано в Исх. 28:2-39. Одежды состояли из наперсника, ефода, верхней ризы, льняного тканого хитона (нижней одежды), головного убора (кидара) и пояса, который, согласно преданию, был очень длинным. Видимо, ефод служил прежде всего для закрепления и ношения наперсника. Верхняя риза не имела рукавов и, вероятно, была длиной до пят. Её подол был украшен гранатами, сделанными из разноцветных шерстяных нитей, и золотыми бубенчиками. Под ризой священник носил хитон с рукавами, который также был длиной до пят. Верхняя риза была сделана из голубой шерсти и надевалась поверх хитона, но под ефод. Её надевали через голову, горловину обшивали тканым кантом, «подобно отверстию брони» (Исх. 28:31). В Исх. 39:22 есть указание на то, что верхняя риза была тканой. Гранаты на подоле должны были напоминать первосвященнику о заповедях (см. Чис. 15:38-41), которые надлежало соблюдать и ему, а звон бубенцов, согласно Исх. 28:35 (ср. ст. 43), — о том, что священник мог без опасности для жизни приближаться к Господу, когда был одет точно в соответствии с Его предписаниями. Предположение, что звук бубенцов должен был разгонять злых духов, не находит подтверждения в Библии. Верхняя риза имела назначение указывать как её носителю, так и Господу на славу, величие и святость первосвященника. На кидаре первосвященник носил укреплённую на голубом шнуре пластинку из чистого золота[en] (Циц), на которой было выгравировано «Святыня Господня» (ивр. קדש לה', Кадош ЛеАшем). Пластинка всегда прикрывала лоб Аарона и всех последующих первосвященников (Исх. 28:36-38). Эта золотая пластинка должна была возместить несовершенство святых даров народа. Но прежде всего первосвященник был отмечен ею как освящённая собственность Господа. Кидар первосвященника, вероятно, представлял собой свитый из ткани тюрбан и отличался от головных уборов остальных священников названием. В великий день искупления первосвященник должен был надевать хитон, нижнее платье, пояс и кидар, изготовленные только из льняной ткани (Лев. 16:4).
Ритуальная чистота |
Должность первосвященника была весьма почётной и передавалась по наследству. К первосвященнику предъявлялись особо строгие требования в отношении обрядовой чистоты (Лев. 21:10-15). Даже в случае смерти отца или матери он, в отличие от остальных священников, не имел права осквернить себя прикосновением к умершему. Ему запрещалось обнажать в знак траура голову и раздирать одежду, что позволялось другим священникам (Лев. 10:6). В это время первосвященник не должен был покидать святилище (ст. 7). Первосвященник не мог жениться на вдове или на отверженной, он имел право взять в жены только израильтянку-девственницу, в то время как остальным священникам не возбранялось жениться на вдовах.
Обязанности |
Обязанностью первосвященника было присматривать за всем, что касалось храма, богослужения и священства. Он должен был приносить жертвы как за свои грехи (Лев. 4:3-12), так и за грехи всего народа (ст. 13-21); ему полагалось совершать предписанные жертвоприношения в День искупления (гл. 16). Кроме того, в особо ответственных случаях первосвященник должен был испрашивать волю Господа при помощи урима и туммима (Лев. 8:8). Первосвященник мог исполнять любые священнические обязанности и позднее стал приносить жертвы по случаю субботы, новолуния и больших праздников.
Во время вавилонского плена (587—538 гг. до н. э.) обязанности первосвященника не исполнялись.
В послепленное время институт первосвященства был восстановлен. Первосвященник стал пользоваться все возрастающим авторитетом и властью, поскольку царей в Израиле тогда не было. Впоследствии Хасмонеи, маккавейские цари-священники, объединяли власть царя и первосвященника в одном лице; это продолжалось до тех пор, пока Иудея сохраняла при них свою независимость. Во времена Иисуса первосвященник председательствовал в синедрионе и в политическом плане являлся верховным вождём народа, правда, подконтрольным оккупационным римским властям.
Список Ветхозаветного периода |
Дата | Царь | Первосвященник[1] | Ветхий Завет[1] | Значение имени | «Седер Олам Зута» | Иосиф Флавий | Первосвященник | Ветхий Завет |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Первый Храм | ||||||||
1. Аарон | «[Господь Моисею] Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх. 7:1); «возьми к себе Аарона… чтоб он был священником Мне» (Исх. 28:1) | «высокий», «гора», «гора света» | ||||||
2. Елеазар (Элеазар) | «[Господь Моисею] сними с Аарона одежды его, и облеки в них Елеазара, сына его, и пусть Аарон отойдет и умрет там» (Чис. 20:26) | «Бог помог» | ||||||
3. Финеес (Пинехас) | «[Господь Моисею] скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного» (Чис. 25:11—12) | «негр»; «медные уста» | ||||||
4. Авишуй (Авиуд; Абишуа) | «Аарон же и сыновья его […] совершали всякое священнодействие во Святом Святых и для очищения Израиля» (1Пар. 6:49—50) «Финеес родил Авишуя» (1Пар. 6:5) | «отец счастья» | ||||||
5. Буккий (Букки) | «Авишуй родил Буккия» (1Пар. 6:5) | «опустошение» | ||||||
6. Озия (Уззий; Уззи) | «Буккий родил Озию» (1Пар. 6:5) | «сила Божия» | ||||||
а) линия Елеазара (сын Аарона) | От линии Елеазара первосвященство переходит к линии Ифамара[1] => | б) линия Ифамара (Итамар; сын Аарона) | ||||||
Зерахия (Зерахья; Зераия) | «Озия родил Зерахию» (1Пар. 6:6) | «свет Иеговы» | 7. Илий (Эли; «Бог есть высок») | «… в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень» (1Цар. 1:9) | ||||
Мераиоф | «Зерахия родил Мераиофа» (1Пар. 6:6) | «откровения» | 8. Ахитув (Ахитуб; «дорогой друг/брат») | (сын Финееса и внук Илия)[2]; 1Цар. 14:3 | ||||
Саул | Амария (Амариас) | «Мераиоф родил Амарию» (1Пар. 6:7) | «Богом обещанный» | 9. Ахия (Ахиагу; «друг Иеговы») | «священник Господа в Силоме, носивший ефод» (1Цар. 14:3) | |||
Давид | Ахитув (сын Амарии) | «Амария родил Ахитува» (1Пар. 6:11) | «брат благости» | 10. Ахимелех («брат царя») | «И сказал Давид Ахимелеху священнику» (1Цар. 21:2) | |||
X век до н. э. | Давид и Соломон | 12. Садок (Цадок) | «Ахитув родил Садока» (1Пар. 6:8) «И распределил их Давид — Садока из сыновей Елеазара, и Ахимелеха из сыновей Ифамара, поочередно на службу их» (1Пар. 24:3) | «праведный» | 11. Авиафар (Абиатар; Эбиатар; «полнота») | «Давид… сказал священнику Авиафару: принеси ефод» (1Цар. 23:9) | ||
13. Ахимаас (Ахимаац) | «Садок родил Ахимааса» (1Пар. 6:8) «Ахимаас, сын Садока» (2Цар. 15:36) | «брат гнева» | Jonathan (1Парал. VI, 8, 15) | |||||
ок. 928—911 год до н. э. | Соломон и Ровоам | 14. Азария I | «Ахимаас родил Азарию, Азария родил Иоанана; Иоанан родил Азарию, — это тот, который был священником в храме, построенном Соломоном в Иерусалиме» (1Пар. 6:9—10) «Азария, сын Садока священника» (3Цар. 4:2) | «помощь Господа» | ||||
Иоаш (Joash) | 15. Иорам (Joram) | |||||||
16. Иоиарив (Иегоиарив[3]; Иегояриб) | 1Пар. 9:10; 24:7 | «которого защитит Господь/Иегова» | Иегоиарив | Иисус (Isos) | ||||
Иегошафат | 17. Аксиорам (Axioram) | |||||||
ок. 842—820 до н. э. | Иоас | 18. Иодай (Иегояда) | «И вызвал Иодай священник начальников сотен» (2Пар. 23:14) | «Бог печётся о нём»; «хранимый Богом» | Иодай | |||
Педаия (Pedayah) | 19. Фидея (Phideas) | |||||||
Амасия | Цидкия (Tsedeqyah) | 20. Судея (Sudéas) | ||||||
ок. 770 до н. э. | Озия | 21. Азария II | «Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних» (2Пар. 26:17) «Азария первосвященник» (2Пар. 26:20) | «помощь Господа» | Иоель | |||
Иотам | 22. Иотам | |||||||
ок. 732 до н. э. | Ахаз | 23. Урия | «послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертёж» (4Цар. 16:10) | «свет Божий»; «пламень Божий»; «Бог есть свет» | Урия | Урия | ||
ок. 630 до н. э. | 24. Азария III | «Азария первосвященник из дома Садокова» (2Пар. 31:10) | «помощь Господа» | Neriah | Нерия | |||
Ошаия (Hoshaiah) | 25. Одия (Odeas) | |||||||
ок. 642—640 до н. э. | Амон | 26. Селлум (Шаллум) | «Садок родил Селлума» (1Пар. 6:12) | «воздаяние», «возмездие» | Shallum | Shallum | ||
ок. 622 до н. э. | Иосия | 27. Хелкия (Хилкия) | В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь […] пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро (4Цар. 22:4) | «наследие Божие» | Hilqiahou | Elcias | ||
28. Азария IV | «Хелкия родил Азарию» (1Пар. 6:13) | «помощь Господа» | Azariah IV | |||||
ок. 586 до н. э. | Седекия | 29. Сераия | «Азария родил Сераию»(1Пар. 6:14) «взял начальник телохранителей Сераию первосвященника» (4Цар. 25:18) | «воин/вождь Иеговы» | Zeraiah | Сарея (Sareas) | ||
30. Иоседек (Иегоцадак) | «Сераия родил Иоседека» (1Пар. 6:14) | «Иегова/Господь праведен» | Yéhotsedeq | Иоседек (Josedek) | ||||
ВТОРОЙ ХРАМ (после Вавилонского плена) | ||||||||
ок. 515—490 до н. э. | Дарий I (наместник Зоровавель) | 31. Иисус (Иешуа) | «Во 2-й год царя Дария, в 6-й месяц, в 1-й день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю […] и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею» (Агг. 1:1) | Иисус (Древн., XI, 3, § 10) | ||||
ок. 490—470 до н. э. | 32. Иоаким (Иояким) | «Иисус родил Иоакима» (Неем. 12:10) | Иояким (Иуд. война, XI, 5, § 6) | |||||
ок. 470—433 до н. э. | Ксеркс I | 33. Елияшив (Элиашиб) | «встал Елияшив, великий священник, и братья его священники и построили Овечьи ворота» (Неем. 3:1) | Элиашиб (Иуд. война, XI, 5, § 5) | ||||
ок. 433—410 до н. э. | 34. Иоаида (Иояда) | «во дни Елиашива, Иоиады…» (Неем. 12:22) | Иуда (Древн. ХI, 7, § 1) | |||||
ок. 410—371 до н. э. | Артаксеркс I (наместник Неемия) | 35. Иоханан | «во дни Елиашива, Иоиады, Иоханана…» (Неем. 12:22) | Иоанн (Древн. ХI, 7, § 1) | ||||
ок. 371—320 до н. э. | Александр Македонский | 36. Иаддуй (Иаддуа) | «во дни Елиашива, Иоиады, Иоханана и Иаддуя» (Неем. 12:22) | |||||
ок. 320—280 до н. э. | 37. Ониас I (Оний I) (Иуд. Древн., XIII, 2, § 5) |
Список последующих первосвященников |
Манассия - первосвященник Иудеи (276 до н.э. - 250 до н.э).
Ония II - первосвященник Иудеи (250 до н.э - 218 до н.э).
Симон II - первосвященник Иудеи (218 до н.э - 192 до н.э).
Ония III - первосвященник Иудеи (192 до н.э. - 175 до н.э.)
Ясон - первосвященник Иудеи (175 до н.э. - 171 до н.э.).
Ония IV - первосвященник Иудеи (171 до н.э.)
Менелай - первосвященник Иудеи (171 до н.э. - 162 до н.э.)
Иуда Маккави (Молот) - первосвященник Иудеи (прет. 165 - 162)
Алким (Алкиной) - первосвященник Иудеи (162 до н.э. - 159 до н.э.)
Ионатан, брат Иуды - первосвященник Иудеи (152 до н.э. - 143 до н.э., прет. с 160 до н.э.)
142 - 37 до Р.Х. правители Иудеи из рода Хасмонеев (Маккавеев).
Ганамел - первосвященник Иудеи (37 до н.э. - 35 до н.э.).
Аристобул - первосвященник Иудеи (35 до н.э.)
Иоазар бен Симон - первосвященник Иудеи (ок. 10 до н.э. - 5 до н.э.)
Элеазар - первосвященник Иудеи (5 до н.э. - 4 до н.э.).
Маттий (Маттйагу) - первосвященник Иудеи (4 до н.э.).
Иосиф бен Эллем - первосвященник Иудеи (4 до н.э.).
Иисус бен Сет - первосвященник Иудеи (4 до н.э. - 6 год).
Анна - первосвященник Иудеи с 6 по 15 год.
Елеазар бен Анна - первосвященник Иудеи в 16−17 годы
Каиафа - первосвященник Иудеи с 18 по 37 год
Ионафан бен Анна - первосвященник Иудеи (37 год)
Феофил бен Анна - первосвященник Иудеи (37−41 годы)
Матиас бен Анна - первосвященник Иудеи (43 год)
Анна бен Анна - первосвященник Иудеи (63 год)
Иисус бен Дамнай - первосвященник Иудеи (62 - 63 годы).
Иисус бен Гамала - первосвященник Иудеи (63 - 65 годы).
Маттиас бен Феофил - первосвященник Иудеи (65 - 66 годы)
Финеес (Фанний) бен Самуил - первосвященник Иудеи (66 - 70)
70 Р.Х. храм разрушен римлянами.
В Новом Завете |
Согласно Евр. 5:5, Христос считается истинным первосвященником Церкви Божьей. В отличие от ветхозаветных первосвященников, каждый год приносивших жертвы за грехи народа, Христос однажды и навсегда взял на Себя человеческие грехи и примирил людей с Богом (Евр. 9:25-28; ср. Ис. 53:11; Ин. 1:29; 1Пет. 2:24), войдя в небесное святилище (Евр. 9:24).
Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Своё] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. (Евр. 5:1-10) |
Первосвященником христиане называют Иисуса Христа.
См. также |
- Коэны
- Каган
- Протоиерей
Примечания |
↑ 123 Первосвященники // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
↑ Ахитув // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
↑ Иегоиарив // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
Ссылки |
- Рамбам о Первосвященнике
- Рамбам об одеждах Первосвященника