Сатурн (мифология)

























Сатурн
GiorcesBardo6.jpg
Сатурн. Римская скульптура II века, Бардо, Тунис
Мифология
древнеримская религия
Пол
мужской
Дети
Янус, Юпитер, Плутон, Нептун, veritas[d], Hymnus[d], Феликс[d], Faustus[d], Церера, Юнона и Веста
В иных культурах
Хронос и Крон
Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе

Сату́рн (лат. Saturnus) — один из древнейших древнеримских богов[1], культ которого был одним из самых распространённых в Италии. Верховное божество соответствует греческому Кроносу[2][3] — богу земледелия, который, по мифическому сюжету, пожирал своих детей. Его именем названа планета[4], входящая в Солнечную систему. Символом Сатурна был серп — знак земледелия[5].




Содержание






  • 1 Мифология


  • 2 Культ


  • 3 Праздник сатурналии


  • 4 Монеты


  • 5 В искусстве


  • 6 Примечания


  • 7 Литература





Мифология |


Как явствует из этимологии слова (Saturnus от satus — посев), Сатурн был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию, доисторическим царём страны, переселившимся из Греции в Италию.


Рассказывали, что Сатурн, низвергнутый с трона Юпитером, после долгих скитаний по морю прибыл в Лаций. По Вергилию, это бог, пришедший с Олимпа в Италию[6]. В Риме существовало предание, что Сатурн на корабле доплыл по Тибру до Яникула, здесь нашёл у Януса дружественный приём и затем основал себе убежище на другом берегу реки, у подошвы Капитолия, который раньше назывался холмом Сатурна. Исконное население Лация называлось Сатурновым; о поселянах, живших мирным трудом своих рук на лоне природы, говорили впоследствии как об остатке Сатурнова поколения. По Аврелию Виктору, он прибыл в Италию при Янусе, воздвиг город Сатурнию[7].


Оттого же древнейший безыскусный национальный стихотворный размер назывался сатурническим стихом, сатурновым или фавновым, им были сложены изречения и произведения древнейших поэтов.


С именем Сатурна было связано представление о золотом веке, когда народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, сословных неравенств и собственности. В его время жизнь была изобильна[8], всё было общим[9]. Когда Сатурн, подобно другим добрым царям и благодетелям человечества в римской мифологии, исчез, с ним исчез и чудный век, оставивший о себе лишь воспоминания.



Культ |




Руины храма Сатурна (восемь колонн справа), три колонны храма Веспасиана и Тита (слева), триумфальная арка Септимия Севера (в центре)


Святилища Сатурна можно было встретить всюду; многие местечки и города полуострова названы по имени бога; сама Италия, по преданию, именовалась в древности Сатурновой землёй (лат. Saturnia tellus).


В самом Риме святилище Сатурна, основанное, по преданию, Янусом (по др. Геркулесом), находилось у подошвы Капитолийского холма и считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация.


Учредителем культа Сатурна считается Тулл Гостилий; постройка храма на месте древнего святилища относится к первым временам Республики.


Под храмом, который был воздвигнут совместно в честь Сатурна и его супруги, богини Опс, находилось римское казначейство (aerarium Saturni), состоявшее как бы под охраной бога, при котором человечество знало изобилие и счастье. Изображение Сатурна в течение целого года, за исключением декабрьских празднеств, у подножия было увито шерстяными лентами и как бы заковано, чтобы исходящая от бога благодать вечно была связана с городом и народом.


Обряд богослужения в честь Сатурна совершался по древнеримскому чину, хотя при священнодействии жрец и молящиеся стояли с открытой головой (это называлось lucem facere), вероятно — вследствие влияния греческой обрядности и, в частности, по указанию Сивиллиных книг.



Праздник сатурналии |



Праздник Сатурна назывался сатурналии, и проводился ежегодно 17 декабря. Его первоначальный характер неизвестен, в 217 до н. э. был преобразован по образцу греческих кроний[10]. Праздник растягивался до 5-7 дней. В эти дни отпускали на свободу рабов, господа и слуги менялись своими обязанностями, школьники освобождались от наказаний[11]. Люди обменивались подарками, светильниками и глиняными фигурками, жгли свечи, выбирали «королеву бала» и шуточного «царя сатурналий», царило безудержное веселье[1][11].


В IV веке н. э. сатурналии были приурочены к празднованиям Рождества и Нового года[12]. Многое из обрядов вошло в христианские Святки[11].



Монеты |




Сатурн, правящий квадригой, на реверсе динария выпущенного Сатурнином


В 104 г. до н. э., народный трибун Луций Аппулей Сатурнин издал динарий, изображавший Сатурна, правящего квадригой — колесницей с четырьмя лошадьми, которая ассоциировалась с правителями, полководцами-триумфаторами и солнечными богами. На лицевой стороне монеты был профиль богини Рома. Сатурнин был политиком-популяром, он предлагал распределение зерна по сниженной цене для бедных слоев населения Рима. Обыгрывалась связь образа Сатурна с именем трибуна, и его намерением изменить социальную иерархию в свою пользу, основывая свою политическую поддержку на простых людях (плебсе), а не сенаторской элите.[13]



В искусстве |





Сатурн, пожирающий своего сына. Картина Франсиско Гойи, 1819—1823.





Сатурн, пожирающий своего сына[en] (Рубенс), 1636


Образ Сатурна , Кроноса, пожирающего своих детей, изображён на одноимённых картинах Питера Рубенса 1636 года, и Франсиско Гойи 1819—1823 годов.



Примечания |





  1. 12 МНМ, 1988.


  2. Сатурн (бог) // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.


  3. Ливий Андроник, фр. 2 Уормингтон; Овидий. Метаморфозы I 113


  4. Нонн. Деяния Диониса II 173


  5. О Граде Божьем, 7:19


  6. Вергилий. Энеида VIII 319


  7. Аврелий Виктор. Происхождение римского народа III 1


  8. Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 36, 1; Вергилий. Георгики II 548


  9. Юстин. Эпитома Помпея Трога XLIII 1, 3


  10. МНМ, 1988, со ссылкой на Liv. XXII 1, 19.


  11. 123 Мифологический словарь. Книга для учителя, 1985.


  12. Сатурн // Кто есть кто в античном мире / авт.-сост. Р. Бетти.


  13. Versnel, 1993, 1994, p. 162.




Литература |



  • Обнорский Н. П. Сатурн, бог // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Кронос // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.

  • Сатурн / Е. М. Штаерман // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 901.

  • Сатурн // Мифологический словарь / авт.-сост. М. Н. Ботвинник, М. А. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 1985. — С. 128.

  • H.S. Versnel. Saturnus and the Saturnalia // Inconsistencies in Greek and Roman Religion: Transition and Reversal in Myth and Ritual. — Brill, 1993, 1994.










Popular posts from this blog

Арзамасский приборостроительный завод

Zurdera