Спектакль




Спектакль (фр. spectacle, из лат. spectaculum «зрелище») — театральное зрелище, представление[1][2], произведение театрального, сценического искусства[3][4]; может ставиться как на театральной сцене, так и на радио (радиоспектакль) и на телевидении (телевизионный спектакль, фильм-спектакль), в кинематографе (фильмы-спектакли, кинооперы и др.).




Содержание






  • 1 Театральный спектакль


  • 2 Фильм-спектакль


    • 2.1 Фильм-спектакль на телевидении




  • 3 Радиоспектакль


  • 4 Телевизионный спектакль


  • 5 Примечания


  • 6 Литература





Театральный спектакль |




Сцена из спектакля «Дни Турбиных» (МХАТ, 1926)


Изначально спектаклем называлось произведение театрального искусства, в создании которого участвует театральный коллектив: актёры, художник-декоратор, композитор, гримёры, бутафоры и другие[4]. В процессе эволюции спектакля как художественной формы, с одной стороны, происходило разделение творческих функций между его создателями, с другой — по мере роста сценической культуры постепенно утверждался принцип ансамблевости, предполагавший согласованность игры всех исполнителей и обдуманное использование выразительных средств[5]. В современном драматическом театре созданием спектакля, в соответствии с собственным замыслом, руководит режиссёр-постановщик, объединяющий усилия всех участников постановки[6]; режиссёрский замысел конкретизируется в работе с художником и композитором. В музыкальном театре постановкой спектакля часто руководит дирижёр (в опере и оперетте) или балетмейстер (в балете)[7][8].


В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение — пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре — сочинение музыкально-драматическое: опера, балет, оперетта, мюзикл[5].


Работа над созданием спектакля включает в себя: выбор и адаптацию пьесы или музыкально-драматического произведения; распределение ролей в труппе с учётом возможностей актёров и их амплуа; определение мизансценического рисунка спектакля; работу режиссёров (дирижёра, балетмейстера) с актёрами в процессе репетиций; подготовку декорационного оформления спектакля, костюмов, реквизита, грима; подготовку музыкального и светового сопровождения.


Завершающим этапом работы над созданием спектакля является генеральная репетиция, которая проводится с использованием полного декорационного, музыкального (шумового) и светового оформления, заготовленного реквизита, в костюмах и гриме и, в отличие от всех предшествующих репетиций, на публике. Генеральная репетиция позволяет участникам спектакля понять, насколько достигнуты поставленные ими цели[4].



Фильм-спектакль |



Существует множество видеозаписей театральных постановок и фильмов, основанных на театральных спектаклях, к которым нередко применяется понятие «фильм-спектакль»[9][10]. Согласно изданию «Кино: Энциклопедический словарь», фильм-спектакль является экранизацией своего театрального прототипа, при которой активно используются средства кино: в первую очередь монтаж, студийные и натурные съёмки. Фильм-спектакль при использовании монтажа и разбивки на планы требует иной техники актёрского исполнения, чем в театре[11]. Так же называют фильмом-спектаклем театральный спектакль, снятый на видео- или кинопленку многокамерным способом, независимо от того, присутствуют ли в нём монтаж и натурные съёмки[12]. В каталоге Гостелерадиофонда «фильмами-спектаклями» именуются любые видеозаписи театральных постановок, включая записи по трансляции со сцены театра[13].


Первые фильмы-спектакли в России создавались ещё до революции. Это «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915 год), «Ревизор» (1916 год, спектакль московского Малого театра). Особыми видами фильма-спектакля являются киноопера и кинобалет[11].


В СССР в 50-е годы фильмы-спектакли, демонстрировавшиеся в кинотеатрах, не уступали бестселлерам кинопроката по количеству зрителей. Так, безусловными рекордсменами проката тех лет, считались фильмы, собравшие более 40 миллионов зрителей[14]. Например широко известный художественный фильм «Весна» (1947 год, Л. Орлова, Ф. Раневская, Р. Плятт) собрал в прокате чуть больше 16 миллионов зрителей[15], а фильм-спектакль по Лопе де Вега «Учитель танцев» (1952 год) Татьяны Лукашевич собрал 27 миллионов 900 тысяч зрителей, фильм-спектакль по Льву Толстому «Живой труп» Владимира Венгерова (1952 год) 27 миллионов 500 тысяч[16], «Любовь Яровая» (1953 год) — 46 миллионов 400 тысяч зрителей, «Свадьба с приданым» (1953 год) — 45 миллионов 400 тысяч, «Анна Каренина» (1953 год) — 34 миллиона 700 тысяч зрителей[17].



Фильм-спектакль на телевидении |


В СССР до начала 50-х годов театральные спектакли, как и отдельные сцены из них, разыгрывались непосредственно в телевизионной студии; 16 апреля 1951 года состоялась первая внестудийная трансляция — оперы А. Рубинштейна «Демон» из Большого театра[18]. Тогда же, в начале 50-х, поскольку появилась возможность записывать театральные постановки с помощью кинорегистраторов, была разработана программа создания фонда снятых на киноплёнку и предназначенных для массового зрителя — для демонстрации по телевидению, а в 50-е годы, когда телевизор был ещё редкостью, и в кинотеатрах — лучших, по мнению инициаторов, спектаклей советских театров[19]. Первыми этой чести удостоились спектакли Малого театра — «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Васса Железнова» А. М. Горького, спектакли МХАТа — «Анна Каренина» (по Л. Толстому) и «Школа злословия» Р. Шеридана и два спектакля Ленинградского Большого драматического театра — «Разлом» Б. Лавренёва и «Любовь Яровая» К. Тренёва[9].


Виды записи театральных постановок, пишет Б. С. Каплан, могли быть различными: «Это была трансляция из театрального зала со зрителями, или съёмка со сцены театра в пустом зале, или съёмка в телевизионной студии, естественно, без зрителей, но в декорациях театра. Были записи с подсъёмкой натуры или со вставками кинохроники»[20].


В конце 1970 года в Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения был создан отдел фондовых театральных спектаклей, с тем чтобы сохранить лучшие театральные работы[19]. Спектакли снимали специальные телевизионные режиссёры, иногда при участии создателей театральных постановок[21]. Отдел фондовых спектаклей за 20 лет своего существования запечатлел на киноплёнке около 200 спектаклей различных театров[21]. Правда, делал это нередко для архива, по телевидению в 60—70-е годы спектакли ведущих московских и ленинградских театров демонстрировались редко: администраторы театров именно с расширением телевизионной аудитории и демонстрацией спектаклей по телевидению связывали падение кассовых сборов[21][22].


Фильмы-спектакли на телевидении ставили такие известные режиссёры, как Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Евгений Радомысленский, и многие другие[23][24][25].


В годы реформ отдел прекратил своё существование; но трансляции театральных постановок по телевидению (на телеканале «Культура») впоследствии возобновились; видеозаписи по трансляции создаются и в настоящее время[26].



Радиоспектакль |



В СССР радиотрансляции театральных постановок, прежде всего оперных спектаклей Большого театра, начались ещё в 20-х годах[27], и датой рождения радиотеатра считается 25 декабря 1925 года, когда в студии Московского радио состоялась премьера первой советской радиопьесы — «Вечер у Марии Волконской»; хотя тот радиотеатр, который любили в СССР в 40—70-х годах, сформировался позже[28][29].


Один из самых известных в мире радиоспектаклей — «Война миров» Орсона Уэллса (по одноимённому роману Герберта Уэллса): поставленный в форме репортажа и вышедший в эфир 30 октября 1938 года, спектакль вызвал панику в Соединённых Штатах[30].


Спектакли на радио ставили и театральные режиссёры, в том числе Всеволод Мейерхольд, и даже кинорежиссёры, как, например, Андрей Тарковский — «Полный поворот кругом» по новелле У. Фолкнера (1965)[31], но гораздо чаще — специальные радиорежиссёры, в совершенстве владевшие спецификой радиотеатра, как легендарная Роза Иоффе или Осип Абдулов, на счету которого более 200 режиссёрских работ на радио[28]. Мейерхольд после первой попытки исполнить перед микрофоном фрагменты из спектаклей ГосТиМа признал: «Этому в день не научишься»[28]. Чтобы адаптировать к радиовещанию спектакль «Дама с камелиями», начать пришлось с переработки самой пьесы. Радиоспектакль предъявлял особые требования и актёру, в распоряжении которого оставалось только одно средство выразительности — его голос, и режиссёру; как говорила Р. Иоффе, «слушатель должен увидеть то, что мы ему играем»[28].


Радиотеатр рождал свои шедевры, по большей части забытые в постсоветскую эпоху. Большой популярностью на протяжении нескольких десятилетий пользовались, в частности, радиосериалы «Клуб знаменитых капитанов», созданный ещё в 1945 году, и «КОАПП».



Телевизионный спектакль |



С развитием телевидения появился жанр телевизионного спектакля, или телеспектакля[9].


Редакция литературно-драматического вещания созданной в 1951 году Центральной студии телевидения[32] знакомила зрителей со спектаклями, идущими на сценах известных театров[33]. Некоторые из этих спектаклей шли в прямой трансляции со сцены или из телевизионной студии. Некоторые записывались и адаптировались в соответствии с телевизионной спецификой[34].mw-parser-output .ts-Переход img{margin-left:.285714em}[⇦]. Помимо них она и сама стала готовить спектакли-телепостановки, которые позже стали называться телеспектаклями. Сначала они шли в прямом эфире (иногда одновременно с эфиром велась запись с экрана кинескопа), а позднее стали преимущественно записываться на пленку, монтироваться, озвучиваться.[33]



Примечания |





  1. Е. П. Снегова, 2012, с. 155-156.


  2. Виленкин В. Спектакль // Большая советская энциклопедия, изд. 1-е, в 66 т.. — М.: Полиграфкнига, 1947. — Т. 52.



  3. Рудницкий К. Л. Спектакль // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 24, кн. 1.



  4. 123 Рудницкий К. Л. Спектакль // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4. — С. 1058.


  5. 12 Театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5.


  6. Режиссёр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А.. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.


  7. Рацер E. Я. Дирижирование // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — С. 251—256.


  8. Балетмейстер // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1.


  9. 123 Кисунько В. Г. Телевизионное искусство // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 25.


  10. Лапин С. Г. Телевидение // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 25.


  11. 12 Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — 100 000 экз.


  12. Кацев И. Г. О литературно-драматических передачах на ТВ (неопр.). История. Музей телевидения и радио. Проверено 27 октября 2016.


  13. Из архива Государственного фонда телевизионных и радиопрограмм (неопр.). Архивы. Музей телевидения и радио. Проверено 25 октября 2016.


  14. Фёдор Раззаков, 2012, с. 83.


  15. Фёдор Раззаков, 2012, с. 93.


  16. Фёдор Раззаков, 2012, с. 86.


  17. Фёдор Раззаков, 2012, с. 98.


  18. Развитие техники ТВ-вещания. Справочник / Лейтес Л. С.. — М.: ИД Святогор», 2005. — 224 с.


  19. 12 Маркова М. Театральные спектакли — в фонд телевидения (неопр.). История. Музей телевидения и радио. Проверено 23 октября 2016.


  20. Каплан Б.С. Литдрама (неопр.). История. Музей телевидения и радио. Проверено 23 октября 2016.


  21. 123 Маркова М. А. Воспоминания о литдраме 50-80-х годов (неопр.). История. Музей телевидения и радио. Проверено 23 октября 2016.


  22. Козловский В. Н. Литературно-драматическая редакция ЦТ (неопр.). История. Музей телевидения и радио. Проверено 26 октября 2016.


  23. Поэтика телевизионного театра, 1979, с. 112.


  24. А. А. Новикова, 2010, с. 51-54.


  25. Улица Шолом-Алейхема, дом 40 (неопр.). Телевидение и радиовещание (1987). Проверено 25 февраля 2017.


  26. Театральные премьеры на телеканале «Культура» (неопр.). Новости. Телеканал «Культура» (официальный сайт) (30 декабря 2015). Проверено 23 октября 2016.


  27. Лапин С. Г. Радиовещание // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 21.


  28. 1234 Шерель А. А. В студии на телеграфе // В студии радиотеатра. — М. : Знание, 1978.


  29. Микрюков М. П. Радиоискусство // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 21.


  30. Bill Virgin. Radio Beat: Oct. 30, 1938 -- The broadcast that scared a nation (неопр.). Seattlepi (October 22, 2003).


  31. Фолкнер У. (А. Тарковский) — Полный поворот кругом (неопр.). Старое радио. Проверено 2 сентября 2015.


  32. С 1957 г. — Главная редакция литературно-драматических программ в составе Центрального телевидения.


  33. 12 Каплан Б.С. Литдрама (неопр.). История. Музей телевидения и радио. Проверено 23 октября 2016.


  34. А. А. Новикова, 2010, с. 36-39.




Литература |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}















  • Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. — Л., 1988. — 201 с.

  • Горчаков Н. М. Работа режиссёра над спектаклем. — М., 1956.

  • Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. — М., 1959.

  • Юровский А. Специфика телевидения. — М., 1960.

  • Тамарин Б. Показ театральных спектаклей из телевизионной студии. — М., 1960.

  • Товстоногов Г. А. О профессии режиссёра. — М.: ВТО, 1967. — 360 с.

  • Коноплёв Б. Н. Многокамерные способы электронных съёмок // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — М.: Искусство, 1975. — С. 180. — 448 с.

  • Новикова А. А. Телевидение и театр: пересечения закономерностей / предисловие А. А. Шереля. — 2-е изд. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 176 с. — ISBN 978-5-354-01257-2.

  • Фёдор Раззаков. Как обуздать еврейство. Все тайны сталинского закулисья. — 2012. — 530 с. — ISBN 978-5-4438-0146-9.

  • Е. П. Снегова. От позорища до перфоманса: Номинации со значением «представление развлекательного характера» в русском языке XVII-XXI вв. // Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова, Российская акад. наук Эволюция понятий в свете русской культуры : книга. — Москва: Языки славянских культу, 2012. — С. 151-167. — ISBN 978-5-9551-0558-1.

  • Липков А. Проблемы телефильма-спектакля // Поэтика телевизионного театра : Сборник статей / ВНИИ искусствознания; Отв. ред. Ю. Богомолов, Ан. Вартанов, А. Липков. — М.: Искусство, 1979. — С. 239.

  • З. Люстрова, Л. Скворцов, В. Дерягин. Как правильно? // Наука и жизнь. — 1981. — Сентябрь (№ 9). — С. 88.




Popular posts from this blog

浄心駅

カンタス航空