Палестинцы
Палестинцы | |
---|---|
Численность и ареал | |
Всего: около 6 млн. чел | |
Палестинская национальная администрация — 4,245 млн чел[1] Пакистан — 500 чел | |
Язык | арабский (палестинский диалект) |
Религия | ислам суннитского толка, христианство |
Входит в | Семиты |
Палести́нцы (араб. الفلسطينيون, al-filasṭīnīyyūn, ивр. פלסטינים), или палестинские арабы, — часть арабского этноса, проживающая на территории исторической Палестины на Западном берегу реки Иордан, в секторе Газа, Галилее и в Заиорданье. Общая численность составляет 9,6 млн человек[уточнить] (по состоянию на 2003 год), из них 4,8 миллиона проживает в диаспоре[2].
Палестинцы составляют основную часть населения на территории, контролируемой Палестинской национальной администрацией (ПНА) (3,761 млн) и в Иордании (1,9 млн). Кроме того, они проживают в Израиле (израильские арабы — 1,54 млн) и остальных государствах ближневосточного региона — Сирии (573 тыс.), Ливане (405 тыс.) и др.
Придерживаются мусульманского и частично[сколько?][уточнить]христианского вероисповеданий.
В то же время, есть популярная точка зрения, что «палестинцы» — географическое понятие.mw-parser-output .ts-Переход img{margin-left:.285714em}..mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Нет такой нации как палестинцы, они никогда не существовали. До 1948 года мы [евреи] были палестинцами..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— Голда Меир, 15 июня 1969
Содержание
1 Самоопределение
2 Группы палестинцев
2.1 Палестинские племена
3 Предположения о происхождении палестинцев
4 Отрицание существования палестинского народа
5 Беженцы
6 ООН
7 Образование
8 Традиционная одежда палестинцев
9 Примечания
10 Ссылки
11 Литература
Самоопределение |
Согласно утверждению Организации освобождения Палестины (ООП) политической организации, претендующей на представление интересов арабов, живших на территории подмандатной Палестины до Арабо-израильской войны (1947—1949), и их потомков, данному в палестинской Хартии:
Параграф 5. Палестинцами считаются арабские граждане, постоянно проживавшие в Палестине до 1948 года, вне зависимости от того, были они выселены или остались там, Все рождённые от палестинского отца после этой даты в Палестине или за её пределами также являются палестинцами.
Параграф 6. Евреи, традиционно проживавшие в Палестине до сионистского вторжения, также должны рассматриваться как палестинцы[3].
Группы палестинцев |
Этот раздел не завершён. |
- Израильские арабы
- Израильские друзы
- Израильские черкесы
- Самаритяне
- Бедуины
Палестинцы-мусульмане (англ. Palestinian Muslims)
- Мусульмане-ахмади
- Мусульмане-ахмади
Палестинцы-христиане (включая маронитов)- Палестинские курды
- Цыгане (навар)
- Афро-палестинцы
Палестинские племена |
Палестинское общество на Западном берегу и в секторе Газа выделяется тремя формами семейных связей, а именно: племена, род и видные семьи. Каждый из этих видов имеет схожий и широкий характер внутриклановых отношений. Также это касается обязательств, определённых форм этики (особенным образом это касается мужской части населения), неофициальных форм отношений и культурных рамок. Эти составляющие элементы внутриклановых отношений имеют отличительный характер[4].
Южную часть Палестины населяли четыре арабских племени, включающие большое количество родов и распределяющихся по округу Бир ас-Саба, или Беэр-Шева, что в переводе на русский означает «семь колодцев», а также большую часть пустыни Негев. Эти племена жили достаточно закрытой общностью и по этой причине сохранили древние арабские традиции. Эти четыре племени носят следующие названия:[5][неавторитетный источник?]
Аль-Джаббарат — берёт своё начала из Аль-Хириййиса, племени Джузам.
Аль-Таййахи — уходит корнями в племена Аус и Хазрадж.
Аль-Тарабин — происходит от курейшитов.
Аль-Азазиме — берёт начало от племени аль-Шарарат от Бану Кальб[5].[неавторитетный источник?]
Предположения о происхождении палестинцев |
Некоторые авторы утверждают, что палестинцы являются потомками коренных жителей Палестины, проживавших здесь ещё до заселения земли евреями, произошедшем в XIII веке до нашей эры[6]. Такого мнения придерживается и левый израильский политик и журналист Ури Авнери[7]. Согласно этим авторам, палестинцы — это потомки ханаанцев и филистимлян, смешанные с потомками других народов, вторгавшихся в Ханаан в течение истории — вавилонян, хеттов, египтян, евреев, персов, греков, римлян, арабов и турок. По этой версии в 7 веке после вторжения арабов, местное население приняло ислам и постепенно перешло на арабский язык.
Ясир Арафат заявлял, что он потомок древнего доеврейского населения Ханаана[8]. Это по мнению палестинцев доказывает их право на Палестину, поскольку по этой версии они появились в стране ещё раньше появления евреев, пришедших из Египта[7].
Большинство генетических исследований указывает на высокое сходство между генами евреев и палестинцев[9]. По мнению некоторых исследователей, до 85 % палестинцев имеют еврейские корни, и среди них ещё недавно были распространены иудейские обычаи[10]. Однако другие исследователи указывают на то, что у арабов вообще (а не только палестинцев) генетическое сходство с евреями ещё сильнее, чем у палестинских арабов в частности. При этом, они предлагают рассматривать генетическую близость евреев и палестинских арабов в контексте генетической близости евреев и арабов в целом.[источник не указан 1029 дней]
Джеймс Паркес[11], один из специалистов по истории Палестины, отрицает отнесение палестинцев какому-либо одному определённому народу, включая арабов. Он писал в книге «Чья земля?»[12], что «до 1914 года основная часть населения Палестины не имела никаких чувств принадлежности к чему-либо более существенному, чем к своей деревне, клану или конфедерации кланов. […] до этого момента невозможно было говорить о принадлежности [их] к какой-то национальности, и что слово „араб“ надо было использовать осторожно. Оно было применимо к бедуинам и к части горожан и знати, однако не годилось для описания основной массы сельского населения крестьян-фаллахов».
Согласно Паркесу, в XIX веке было собрано достаточно «надежной информации об их обычаях, религии и происхождении». Оказалось, что «древнейшим элементом среди фаллахов были не арабы; когда арабы пришли в Палестину, фаллахи уже были там». Это доказывается, по словам Паркеса, «наличием обычаев, которые не были продуктом ислама, а напоминали в некоторых случаях пра-израэлитскую религию, а в некоторых случаях — фрагментарный еврейский свод законов»
Паркес писал: «Пришельцы (арабы) никогда не были достаточно многочисленны, чтобы вытеснить существующее население. … можно с полным основанием сказать, что древнейший элемент палестинских крестьян состоит в основном из бывших евреев и бывших христиан. …Существуют целые деревни, которые сегодня мусульманские, но на протяжении двух последних веков были христианскими и еврейскими.»[13]
В период османского владычества (1517—1917 гг.) национальной самоидентификации населения Палестины не уделялось никакого внимания. Все регистрационные записи этого периода делались исключительно по религиозным признакам, без упоминания национальной принадлежности. Этот же критерий был использован Британским мандатом (1923—1948 гг.)[14].
Отрицание существования палестинского народа |
Ряд источников отрицают существование палестинского народа как такового. Существование палестинского народа не признают также некоторые арабы, как, к примеру Джозеф Фара, американский журналист, христианин арабского происхождения, известен как один из самых преданных друзей Израиля в мире[15][16], и американец арабо-палестинского происхождения, по собственному признанию бывший член ООП и террорист Валид Шебат[17][18].
Аргументы сторонников этого подхода следующие[19][20][21][22]:
- до 1967 года не известны упоминания палестинцев в качестве отдельного народа;
- не существует и не существовало прежде ни палестинского языка, ни палестинской культуры, ни каких либо иных признаков, по которым палестинских арабов можно было отличить от арабов Египта, Ливана или Иордании;
- даже в то время, когда эта территория находилась под арабским контролем, не существовало государства, называемого «Палестина» и управляемого палестинцами. По этому поводу один из крупнейших востоковедов Бернард Льюис сказал[21]:
С конца существования Еврейского государства в древности и вплоть до Британского мандата регион, ныне обозначаемый как Палестина, никогда не был страной и не имел четких границ, только административные пределы
- После Первой Мировой войны в Иерусалиме издавалась арабская газета «Южная Сирия»[23].
Существование палестинского народа отрицали также лидеры арабских националистов. В частности, 1937 году арабские лидеры заявили членам британской Комиссии Пиля, что термин «Палестина» — это вообще «выдумка сионистов»[21].
Высказывание с утверждением, что Палестина принадлежит Сирии, а никакого «палестинского народа» не существует делал также президент Сирии Хафез Асад[24]. «Все знают, что Палестина есть не что иное, как южная часть Сирии» утверждал в 1956 году, перед Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций основатель и первый глава ООП Ахмед Шукейри, в то время представитель Саудовской Аравии в ООН[21].
Генерал-лейтенант румынской разведки Ион Михай Пачепа, сбежавший на Запад, писал:
Сначала на свет появился изобретённый Советами так называемый «палестинский народ», который якобы «нуждался в самоопределении». Данный термин, «палестинский народ», сфабрикованный мастерами советской дезинформации в 1964 году, когда была создана Организация Освобождения Палестины (ООП), по замыслу его авторов, подразумевал арабов, живущих на территории Палестины. Впервые он был употреблен во вводной части палестинской хартии (декларации политических требований), написанной в Москве в том же 1964 году. Хартию утвердили 422 члена палестинского национального Совета, тщательный отбор которых производился в КГБ[25].
Палестинские лидеры не раз открыто заявляли, что палестинцы — не отдельный, особый народ. Так, 14 марта 1977 года, в интервью журналу Newsweek глава Политбюро ООП Фарук Каддуми сказал: «Иорданцы и палестинцы рассматриваются ООП как единый народ»[26].
Бывший глава военного отдела и член Исполнительного Совета ООП, в то время стоявшей на позициях панарабизма, Зухейр Мохсен (Захир Мухсейн)ruen, в 1977 году в интервью голландской газете «Трау» отрицал существование палестинского народа, а создание палестинского государства рассматривал только как «средство продолжения нашей борьбы против государства Израиль за арабское единство»:
«На самом деле нет никакого различия между иорданцами, палестинцами, сирийцами и ливанцами. Все они — часть одной (арабской) нации. […] По тактическим соображениям не может Иордания, которая является государством с определёнными границами, предъявить претензии на Хайфу и Яффо. Но в качестве палестинца я, безусловно, могу требовать Хайфу, Яффо, Беэр-Шеву и Иерусалим. Однако в тот момент, как мы вернём себе наши права на всю Палестину, мы не будем мешкать ни минуты, чтобы объединить Палестину с Иорданией.»[26][27][28][29][30][31]
Король Иордании Хуссейн на заседании Лиги арабских государств в Аммане в ноябре 1987 года заявил: «Возникновение палестинской национальной общности как народа стало ответом на притязания, что Палестина принадлежит евреям»[26].
По словам премьер-министра Израиля Голды Меир, до провозглашения государства Израиль в 1948 году палестинцами называли проживающих в Палестине евреев[32]. Об этом же писал в своей книге «Место под солнцем» ещё один премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху[27]. При этом «Palestine Post» была еврейской газетой[33], а Палестинский филармонический оркестр — еврейским коллективом[34]. Британцы называли палестинцами еврейских солдат британской армии, в частности бойцов «Еврейской бригады». В литературе первой половины XX века евреев на территории Палестины называют «палестинцами», а арабов — «арабами». Так же они названы в частности в романе известного американского писателя Леона Юриса «Эксодус»[35]. Более того, палестинцами называли даже евреев, живущих в Европе, подчёркивая их чужеродность. Так, Иммануил Кант писал о европейских евреях как о «палестинцах живущих среди нас»[36].
Лозунг «Свободу Палестине!» («Free Palestine!») в 30-х годах 20-го века выдвинули американские сионисты авторы пьесы «Рождение флага» — Бен Гехт и Гилель Кук. Они создали в 1944 году Американскую лигу освобождения Палестины. Под этим лозунгом изгонялись британские колониалисты, а затем войска арабских стран во время Войны за Независимость Израиля[37].
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Al Hekma TV (Egipt) | |
Фатхи Хамад:«Половина палестинцев — египтяне, а вторая половина — саудовцы!» |
Министр в правительстве Хамаса в Газе Фатхи Хамад:
…Слава Аллаху, у нас всех есть арабские корни, каждый палестинец в Газе и на Западном берегу может похвастаться предками из Саудовской Аравии, Йемена или ещё откуда-нибудь. Мы все связаны кровными узами. <> Я про себя расскажу. Я — наполовину египтянин. В Газе живёт 30 кланов с фамилией аль-Масри (египетский). Братья! Половина палестинцев — египтяне, а вторая половина — саудовцы! Кто такие палестинцы? Да это люди, чьи предки перебрались сюда из Каира, Александрии, из Асуана, из Верхнего Египта. Мы все египтяне!…[38]
Беженцы |
В ходе Арабо-израильской войны 1947—1949 годов значительная часть арабов — жителей Палестины, по призыву своих духовных лидеров[39][40][41], а также, по принуждению израильских войск[42], покинули места своего проживания, находящиеся на территории, определённой для еврейского государства, согласно резолюции ООН о разделе Палестины, и части территории, определённой под арабское государство и переселились на территории, определённые той же резолюцией для арабского государства: оккупированный Иорданией Западный берег реки Иордан и оккупированный Египтом Сектор Газа. Часть палестинских арабов также эмигрировала в другие арабские государства, в частности в Сирию и Ливан. Ни одно арабское государство, за исключением Иордании, не предоставило переселившимся на её территорию палестинским арабам гражданства и сопутствующих прав, и не приняло усилий для их абсорбции, несмотря на их тяжёлое гуманитарное положение в первые годы.
Созданное ООН в декабре 1949 года Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) признаёт в качестве беженцев перемещённых во время войн палестинцев и их потомков (более 4 млн человек). Это единственная группа вынужденных мигрантов в мире, к которой применяется правило признания беженцами потомков, родившихся за пределами страны.
По данным ООН численность зарегистрированных БАПОР палестинских беженцев (на 31 марта 2006) — 4 375 050 человек. В том числе в Иордании — 1 835 704, в Сирии — 434 896, в Ливане — 405 425, на Западном берегу реки Иордан — 705 207, в секторе Газа — 993 818[43].
ООН |
По предложению Генеральной Ассамблеи ООН начиная с 1978 г. 29 ноября отмечается Международный день солидарности с палестинским народом. В этот день в 1947 году Генеральная Ассамблея рекомендовала план раздела Палестины.
Политические права палестинского народа были впервые четко изложены в резолюции Генеральной Ассамблеи 3236 (XXIX) от 22 ноября 1974 года, которая до сих пор является главным подтверждением основных прав палестинского народа.[44]
Образование |
В 1970 году соотношение студентов палестинских университетов к общему количеству населения была значительно выше, чем среди арабского населения и даже превосходила некоторые из самых высокоразвитых европейских сообществ.[45]
Традиционная одежда палестинцев |
В прошлом по внешнему виду можно было понять, богат ли человек, так как чем проще он был одет, тем беднее был. Основной же частью одежды при любом материальном положении оставался камиз (или шальвар-камиз). Цвет его также говорил о социальном положении: белый камиз носили наиболее богатые, а феллахи и бедуины — темно-синий. Пояс (зинар) мог быть как из кожи, так и из верблюжьего волоса, и являлся вторым по значимости элементом одежды, особенно для феллахов и бедуинов — за него можно было подоткнуть камиз таким образом, что образовывался карман, куда можно было класть различные предметы.[46]
Примечания |
↑ Palestinians grow by a million in decade Jerusalem post 02/09/2016
↑ Statistical Abstract of Palestine No. (5) Palestinian Central Bureau of Statistics
↑ Текст Палестинской Хартии. Викитека.
↑ http://www.alzaytouna.net/arabic/data/attachments/TransZ/Palestinian_Tribes_30.pdf
↑ 12 العائلات والقبائل الفلسطينه- ملف شامل عن العشائر الفلسطينيه — منتديات قصيمي نت
↑ A History of the Israeli-Palestinian conflict By Mark A. Tessler стр.69
↑ 12 ТАК ЧЬЯ ЖЕ АКРА? Ури Авнери
↑ When Israel and the Arabs Were Allies, By Peter Feinman, 12-22-08
↑ Jewish and Middle Eastern non-Jewish populations share a common pool of Y-chromosome biallelic haplotypes
↑ 10 потерянных колен Израиля ищут не там, где следовало? (неопр.). mignews.com (10 августа 2009). Проверено 26 февраля 2019. Архивировано 12 августа 2009 года.
↑ James William Parkes
↑ Whose land?: A history of the peoples of Palestine
↑ Борис Шустеф. Kто они палестинские арабы?
↑ Palestine’s Population During The Ottoman And The British Mandate Periods, 559
↑ Мифы Ближнего Востока, Джозеф Фара
↑ «Я пользуюсь репутацией одного из самых стойких сторонников Израиля.» (Джозеф Фара)
↑ Нацизм не умер — он принял другую форму
↑ JORG LUYKEN. The Palestinian 'terrorist' turned Zionist (Палестинский «террорист» превратился в сиониста) (англ.) (03/30/2008). — часть источников и он сам, называют его бывшим палестинским террористом, другие ставят под сомнение правдивость рассказов Шебата о своей жизни.. Проверено 12 апреля 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
↑ Когда нет необходимости видеть развитие событий в их дальней перспективе…
↑ Письма из Израиля // Иерусалимский тупик // Палестинский Франкенштейн
↑ 1234 Что такое «Палестина»?
↑ Кандидат в президенты США жестко раскритиковал миф палестинского народа, 10.12.11
↑ Why There are Arabs in Israel
↑
«You do not represent Palestine as much as we do. Never forget this one point: There is no such thing as a Palestinian people, there is no Palestinian entity, there is only Syria. You are an integral part of the Syrian people, Palestine is an integral part of Syria. Therefore it is we, the Syrian authorities, who are the true representatives of the Palestinian people» oh yeah?
↑ Кто изобрел «мирный процесс» и «палестинский народ»?
↑ 123 Мартин Шерман; Перевод Давида Маркова. Палестинцы: ни нации, ни общности, ни отечества… (неопр.) (16/09/2011). Проверено 10 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
↑ 12 Беньямин Нетаниягу Место под солнцем, Глава четвёртая
↑ А если не поощрять? Борис Шустеф, 19.10.2006
↑ Запах дохлой кошки в Израиле, Эли Лихтенштейн 27 февраля 2005 г.
↑ The Real Truth From The PLO
↑ Bush cannot tell us the truth
↑ «Нет такой нации как палестинцы, они никогда не существовали. До 1948 года мы были палестинцами.» Голда Меир, 15 июня 1969
↑ «The Palestine Post»
↑ IPO History
↑ Сай Фрумкин. Газета Vestnik, Выпуски 8-13, 2002, стр. 5
↑ Chad Alan Goldberg. Politicide Revisited (англ.) // Contemporary Sociology. — 2005. — Vol. 34, iss. 3. — P. 230.
↑ Лозунг «Свободу Палестине!» («Free Palestine!») (неопр.). Проверено 7 декабря 2013.
↑ Половина палестинцев -- египтяне, половина -- саудовцы (неопр.). Проверено 20 апреля 2014.
↑ Алек Д. Эпштейн, Израиль и проблема палестинских беженцев: история и политика, 2005 г.
↑ History repeats itself 1948 & 2006 Arabs called to leave Haifa to facilitate the killing of Jews, by Itamar Marcus and Barbara Crook, Aug. 13, 2006
↑ PA daily: Arab leaders caused the refugee problem, by Itamar Marcus and Barbara Crook, Dec. 17, 2006
↑ Morris, Benny (2003). The Birth of the Palestinian Refugee Problem Revisited. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-00967-7 стр.423-436, стр.438, стр.492, стр.538
↑ [1]
↑ Sharif R. The United Nations and Palestinian Rights, 1974—1979 // Journal of Palestine Studies, Vol. 9, No. 1 (Autumn, 1979), p. 24
↑ Hallaj M. The Mission of Palestinian Higher Education// Journal of Palestine Studies, Vol. 9, No. 4 (Summer, 1980), p. 76
↑ E. W. G. Masterman Dress and Personal Adornment in Modern Palestine//The Biblical World, Vol. 18, No. 3 (Sep., 1901), pp. 167—168.
Ссылки |
Вопрос о Палестине и Организация Объединённых Наций (издание Департамента общественной информации ООН, март 2003)- Официальный сайт БАПОР
- Проблема гражданства и правовое положение палестинцев
- Who are the Palestinians?
Мартин Шерман Палестинцы: ни нации, ни общности, ни отечества…, Jerusalem Post
- Почему у палестинцев нет своего государства
Литература |
- Hallaj M. The Mission of Palestinian Higher Education // Journal of Palestine Studies, Vol. 9, No. 4 (Summer, 1980), p. 75-95.
- Sharif R. The United Nations and Palestinian Rights, 1974—1979 // Journal of Palestine Studies, Vol. 9, No. 1 (Autumn, 1979), p. 21-45.