Платоническая любовь














Межличностные отношения
Типы отношений


  • Агамия

  • Брак

  • Вдовство

  • Гражданское партнёрство

  • Дружба

  • Броманс

  • Значимый другой

  • Моногамия

  • Побратимство

  • Поливерность

  • Полиамория


  • Полигамия

    • Многожёнство

    • Многомужество



  • Родство

  • Семья

  • Сожительство

  • Отношения для секса

  • Поощрительное спаривание


События

  • Личная жизнь


  • Ухаживание

  • Флирт

  • Свидание

  • Предложение

  • Помолвка

  • Свадьба

  • Супружеская измена

  • Расставание

  • Развод


Чувства и эмоции


  • Близкая связь

  • Влечение

  • Комперсия

  • Влюблённость


  • Любовь

    • эрос

    • филия

    • сторге

    • агапэ



  • Привязанность

  • Ревность

  • Платоническая любовь

  • Романтика

  • Романтическая любовь

  • Страсть

  • Увлечение


Насилие в отношениях


  • В семье

  • Над взрослыми

  • Над детьми

  • Подростковое насилие



Платони́ческая любо́вь — в современном значении выражения, возвышенные отношения, основанные на духовном влечении и романтической чувственности (о чувстве любви)[1], без низменно чувственного физического влечения[2].




Содержание






  • 1 История


  • 2 См. также


  • 3 Примечания


  • 4 Ссылки





История |


Выражение происходит от имени древнегреческого философа Платона (427—348 до н. э.), который в своём сочинении в виде диалога под названием «Пир» вложил рассуждения о такого рода любви в уста персонажа по имени Павзаний. Последний разумеет под ней любовь «идеальную» — сугубо духовную.


Он объясняет возможности почувствовать зарождающуюся любовь и как она развивается во своей двойственной природе: половое влечение и асексуальность. Частичное значение монолога Сократа, относящееся к идее платонической любви, можно отнести к пророчице Диотиме, которая показала ее значение как восхождение к созерцанию божественного. Для Диотимы и Платона, как правило, самый правильный способ применения любви других людей — это направить свой разум на божественную любовь.


Коротко, с подлинной платонической любовью красота или любящий другого человека вдохновляет свой разум и душу и обращает своё внимание на мир духовный. Сократ поясняет «Симпозиум» Платона, есть два вида любви: Эрос — обыкновенная любовь, или любовь земная, и любовь божественная. Обыкновенная любовь не имеет ничего кроме физического привлечения красивого тела для физического наслаждения и репродукции. Любовь божественная начинается с физического влечения, то есть с привлекательности красоты тела, но постепенно переходит в любовь Высшей Красоты. Это определение любви божественной позже стало определением платонической любви. Этот термин также существует в суфизме, хотя слово часто используется для определения его как Ishq-e-Haqeeqi[3].


В Средние века возник новый интерес к Платону, его философии и к его взгляду на любовь. Это произошло из-за Гергиуса Гемистоса Плетона во время Канцлерства Феррары и Флоренции в 1438—1439 годах. Позже, в 1469 году Марсилио Фицино развил теорию о неоплатонической любви, где он определяет любовь как индивидуальную способность человека, которая ведет его душу к космическим процессам и высоким духовным ценностям, и к идее о рае[4].


Английский термин восходит к критике «Любители Платона» Уильяма Девинанта (издана в 1635 году); критика философии платонической любви была популярна при дворе Карла I. Она получена из концепции любви «Симпозиума» Платона, как идея о доброте, которая лежит у корней благодетели и правды. В краткий период времени платоническая любовь была модным явлением при английском королевском дворе, особенно в кругу общения Королевы Генриетты Марии, жены Короля Карла I. Платоническая любовь была темой некоторых вежливых масок, появившихся в Каролинскую Эпоху, хотя мода вскоре сошла на нет под давлением социальных и политических изменений[5].



См. также |



  • Платонизм

  • Добродетель



Примечания |





  1. Толковый словарь русского языка Ушакова


  2. Платоническая любовь // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.


  3. Dall'Orto, Giovanni (January 1989). “'Socratic Love' as a Disguise for Same-Sex Love in the Italian Renaissance”. Journal of Homosexuality. 16 (1—2): 33—66. DOI:10.1300/J082v16n01_03..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output q{quotes:"""""""'""'"}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:inherit;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-lock-free a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Lock-green.svg/9px-Lock-green.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .cs1-lock-registration a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg/9px-Lock-gray-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-subscription a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Lock-red-alt-2.svg/9px-Lock-red-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}


  4. Gerard, Kent. The Pursuit of Sodomy: Male Homosexuality in Renaissance and Enlightenment Europe. — New York : Harrington Park Press, 1989. — ISBN 978-0-918393-49-4.


  5. K. Sharpe, Criticism and Compliment (Cambridge, 1987), ch. 2.




Ссылки |



  • Русский и греческий тексты диалога «Пир» Платона

  • О платонической любви в поэзии




Popular posts from this blog

浄心駅

カンタス航空