Всеобщее
















Гегельянство

Гегель


Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Основные понятия

абсолютный дух
национальный дух
абсолютная идея

всеобщее, диалектика
антитезис, снятие
несчастное сознание


Тексты

Феноменология духа
Наука логики
✰ Энциклопедия философских наук
Философия права
Течения

младогегельянцы

тюбингенская школа
русское гегельянство
актуальный идеализм


Люди

Штраус, Бауэр, Маркс

Грин, Брэдли, Мак-Таггарт
Кроче, Джентиле
Кожев



Всео́бщее (нем. Allgemeinheit) — абстрактное единство предметов согласно определенному свойству или отношению, благодаря которому они мысленно объединяются в некоторое множество, класс, род или вид.


Всеобщим является такой вид общего, который не позволяет отличить один материальный объект от другого, и, следовательно, не может выступать в роли особенного. Этот вид общего присущ всем предметам и явлениям реального мира и называется всеобщим[1].


Термин введен Г. В. Ф. Гегелем и использовался преимущественно гегельянцами, однако он имеет древнюю историю.




Содержание






  • 1 Всеобщее в истории философии


  • 2 Всеобщее в философии Гегеля


  • 3 Всеобщее в диалектическом материализме


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература





Всеобщее в истории философии |



По мнению Ильенкова, проблема всеобщего поднимается еще в античной философии. Всеобщее усматривалось в первоначале. В классической философии всеобщее отождествлялось одновременно с абстракцией и сущностью вещей (например, идеи Платона или рода сущего у Аристотеля). В средневековой философии проблема всеобщего раскрывалась в спорах об универсалиях. Британские философы усматривали во всеобщем чистую абстракцию и игру воображения. Кант отождествлял всеобщее и априорное.



Всеобщее в философии Гегеля |


В философии Гегеля всеобщее рассматривается в соотношении с единичным и особенным. Все единичное конечно и познается опытным путём. Сфера особенного - это законы явлений. Гегель утверждает, что если нет всеобщего, то не может быть ни чувственно-воспринимаемого единичного, ни одного особенного закона естествознания. Без всеобщего вообще не может быть ни одной мысли. Но всеобщее в опыте не дано. Высшим содержанием понятия всеобщего является единство мышления и бытия, природы и духа, которое составляет предмет философии[2].


Гегель отличал подлинно всеобщее (идею) от просто общего или абстрактно всеобщего (формы человеческого представления). Абстрактно всеобщее есть словесно зафиксированное тождество ряда явлений друг другу, совпадающее с тем, что у Канта называется «понятием рассудка». Подлинное (конкретное) всеобщее есть прежде всего закон существования и изменения бесконечного ряда единичных и особенных явлений. Такое всеобщее уже нельзя понимать как простое сходство и тождество ряда явлений друг другу. В качестве закона, управляющего процессом превращения единичных и особенных явлений друг в друга, конкретное всеобщее есть «душа единичного». Всеобщее есть субстанция единичного.



Всеобщее в диалектическом материализме |


Отвергнув гегелевское толкование всеобщего как порождение абсолютной идеи, классики марксизма-ленинизма показали, что категория всеобщего есть отражение реально всеобщего, то есть объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человека. Объективно всеобщее отражается в мышлении в форме системы понятий, определений.



См. также |



  • Единичное (философия)

  • Особенное

  • Общее (философия)



Примечания |





  1. Шептулин, 1973, с. 132.


  2. Поволокина Н. А. Философия Гегеля и проблема гуманизации высшего образования // Гуманитарная подготовка студентов негуманитарных вузов и специалистов гуманитарного профиля. М., 1992. С. 349-350.




Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «всеобщее»


Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «всё»


Литература |




  • Ильенков Э. В. «Всеобщее.» // Философская энциклопедия, т. 1, с. 301-304

  • Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. — М.: Высшая школа, 1973. — 272 с.




Popular posts from this blog

浄心駅

カンタス航空