Право Древней Греции




Древнегреческое право по своему влиянию на дальнейшее юридическое развитие Европы ни в каком отношении не может идти в сравнение с правом другого главного представителя древнего мира, Рима. Не разработанное теоретически греческими юристами, не получившее вследствие раздробленности Греции значения единого греческого права, оно не вылилось в стройную систему норм, годную для рецепции в других странах. Этим объясняется и несравненно меньшая доля внимания, которая выпала на его долю со стороны западных юристов. Законодательство играло чрезвычайно малую роль в создании греческого права. Спарта совсем не имела писанных законов, а Афины хотя и имели их, но, составленные в весьма отдаленное время, они в подлиннике до нас не дошли. Развитое греческое право времени ораторов никогда не было кодифицировано в сколько-нибудь полном виде. Греция не оставила нам и записей права в трудах своих юристов, которых (в нашем или римском смысле) она совсем не знала.


Поэтому наши сведения о древнегреческом праве черпаются только из:



  1. отрывочных известий о нём у различных греческих писателей — известий далеко не равной цены и достоверности,

  2. дошедших до нас надписей.


Среди первых наиболее важны сочинения ораторов и между ними в особенности юридические речи Демосфена, сообщающие ряд фактов о современном ему состоянии древнегреческого права и его история, Исея, дающего ценные сведения преимущественно о наследственном праве, Лисия, Исократа и Эсхина. Платон, Аристотель, Феофраст дают в своих сочинениях целую массу сведений о положительном праве Греции, которое, несомненно, коренным образом повлияло и на их философские представления о законах. За философами и моралистами следуют поэты (Гомер, Гесиод,Еврипид, Аристофан), историки (Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Полибий) и лексикографы, у которых, однако, в общем все-таки меньше сведений о праве, чем можно было бы ожидать. Главный недостаток этих сведений тот, что все они, за немногими исключениями, — не точная передача норм права, а их субъективный пересказ. Что касается надписей, то содержащийся в них материал богаче и лишён указанного сейчас недостатка. Их собрание оживило изучение греческого права, а новые открытия, подобные, например, Гортинским законам (см. т. IX, 340), вскрывают перед нами неведомые страницы греческой юридической жизни. Большинство надписей, однако, — частные записи различных юридических сделок, далеко не обнимающие всей системы греческого права.




Содержание






  • 1 Правовые нормы и источники права


  • 2 Особенности права


  • 3 Источники


  • 4 Литература





Правовые нормы и источники права |


Общие морально-религиозные принципы в  были сформулированы греками в виде Заповедей Хирона (чтить богов, родителей, уважать гостя). Божественная справедливость в философский период переосмыслялась как порядок, гармония вещей. Формируются гуманистические принципы и противопоставляются хаосу.


Неписаные правовые обычаи были источником права во всех полисах Древней Греции (яркий пример неписанные законы Ликурга в Спарте). Источником права для правовых обычаев выводилась религия (согласно легенде, Большая Ретра была дана Ликургу оракулом Аполлона).


Несмотря на равнодушное отношение к систематизации правовых норм, запись законов (кодификация) велась в политических целях: остановить смуту в полисе можно письменной фиксацией законов, удачный свод законов соседнего полиса можно сделать своей политической программой, слабым полисам нужно навязать свой закон. Яркий пример: драконовские законы в Афинах были составлены как инструмент выхода из смуты. Кодификация законодательств Залевка (в Южной Италии) и Харона (Сицилия) связывается с победой демоса.


Наиболее полно обычаи письменно были закреплены в правовых нормах Афинской демократии.


В результате реформ Салона в Афинах формулируются правовые принципы:



  1. принцип приоритета закона (перед приоритетом авторитета толкователя);

  2. право на публичный иск;

  3. право апелляции решений исполнительной власти (архонтов), судов фил и родовых судов, в народном суде (гелиэя).


В дошедших до нас речах ораторов используется прием прокламирования принципов права:



  1. исономии (равенства перед законом),

  2. исегории (равного права на выступление),

  3. исангелии (права на защиту демократии)


В Афинах же было и осознано, что закон обязан быть закреплен в письменной форме.


Правовые нормы в Афинах выражались в двух основных формах:




  1. Номос - решения народного собрания, которое стало государственным законом.


  2. Псефизм - решения суда, которые касаются каких-либо отдельных лиц.


Противоречие между Номосом и Псефизмом становятся важной философско-политической проблемой: что важнее суверенитет народного собрания или верховенство закона? Развитие права в Афинах привело к пониманию, что данное противоречие можно снять составлением "именных законов" (специальных законодательных норм для выделенной псефизмом группы лиц).


В дошедших до нас речах ораторы указывают так же на такие формы и источники права как:



  1. политические соглашения между партиями внутри полиса и союзнические соглашения между полисами;

  2. международные торговые соглашения;

  3. клятвы (особенно клятвы вступления в должность).


Ораторы в судебных речах так же апеллируют к известным прецедентам.[1]



Особенности права |


Практический смысл греков, оживленные торговые сношения, развитая промышленность содействовали образованию в Греции юридических норм, отличных от римского типа и во многих отношениях более прогрессивных. Среди наиболее ярких отличий древнегреческого права от древнеримского:



  • более мягкие формы отцовской власти, принявшие скорее характер защиты и покровительства подвластным, чем действительной власти;

  • признание сыновей полноправными вместе с совершеннолетием;

  • независимое в значительной степени имущественное положение жены;

  • значительно большая близость общинных форм владения землею (констатируемых с достаточной убедительностью в поэмах Гомера) к историческому периоду греческой истории;

  • несомненное и сильное воздействие общественного начала на организацию частной собственности, по отношению к недвижимости доходившее иногда до запрещения продажи наследственных участков земли, разделенных между семьями коренных граждан;

  • гораздо более свободные, чем в Риме, формы обязательственных отношений, выражавшихся по преимуществу в свободном (неформальном) договоре;

  • отсутствие или, по крайней мере, значительное ограничение завещательного права и, наконец, целый ряд специфических юридических образований, неизвестных Риму, лишь позднее некоторые из них реципировавшему (например, ипотечная система), — таковы основные материальные отличия греческого права от римского, обыкновенно подчеркиваемые исследователями.


Наряду с ними существует и ряд формальных отличий (аналогичных, как и многие из вышеуказанных, германскому праву):



  • отсутствие строгого юридического различия между собственностью и владением;

  • свободная передача как титул приобретения собственности и рядом с нею ряд публичных гарантий вещных прав, достигаемых записью сделок на мраморных столбах.


Значение этих особенностей не следует преувеличивать, наряду с различиями существуют и исторические аналогии греческого и римского права. К ним относят постоянную опеку женщин и огромное развитие индивидуализма в сфере имущественных отношений частных лиц. Поэтому научный интерес изучение древнегреческого права состоит не в констатации его национальных основ, а в указании, что и в древнем мире возможна была другая комбинация составляющих элементов правообразования, и римское право не может даже в древности считаться типичным представителем системы гражданского права.



Источники |





  1. И.Е. Суриков. Проблемы раннего Афинского законодательства.. — 2004.




Литература |


  • Нечаев В. М. Древне-греческое право // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.










Popular posts from this blog

浄心駅

カンタス航空