Шива
Ши́ва (санскр. शिव, śiva IAST, «благой», «милостивый») — индуистское божество, верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти. Истоки культа Шивы уходят в доведийский и ведийский периоды[2].
Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной.
В поздний период развития мифологического мировоззрения Индии (период Пуран, приблизительно 300—1200 гг.), Шива объединился с творцом Брахмой и поддержателем Вишну в верховную триаду (тримурти)[3] в качестве разрушительного начала вселенной. В то же время, в некоторых традициях Индии, как например кашмирский шиваизм, Шива является абсолютным божеством, выполняющим функции и созидания, и разрушения.
В «Махабхарате» (1.1.20) Ишана (одно из имен Шивы) называется «изначальным мужем (адья пуруша), единственно нетленным и вечным» и отождествляется с Брахмой и Вишну-Хари.[4]
Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. В индуизме имеет эпитет Махадев, что переводится как величайший из богов (девов). Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами Рудра, Шанкара[5], Шамбху[6], Махадева, Махешвара. Основная мантра Шивы «Ом намах Шивая», впервые в Ведах встречается в гимне «Яджур-веды» «Шатарудрия» или «Гимн ста Рудрам».
Шива (Сива) — отображен в буддийской Типитаке, где он является одним из второстепенных небесных дэвапутт. Рудра (Исана) является одним из четырёх властителей мира Таватимсы, наряду с буддийскими Индрой (Саккой), Варуной и Паджапати[7][8][9][10][11].
Содержание
1 История
1.1 Доарийский период (1500 до н. э. и ранее)
1.2 Ведийский период (1500 до н. э. — 600 до н. э.)
1.3 Период упанишад (600 до н. э. — 300 н. э.)
1.4 Период Пуран
2 Изображение
3 Атрибуты
4 Семья
5 Функции
6 Имена и эпитеты
7 Происхождение имени
8 Ритуал
9 Праздники
10 Народные поверия
11 См. также
12 Примечания
13 Литература
14 Ссылки
История |
Доарийский период (1500 до н. э. и ранее) |
Многие исследователи, среди которых Р. Н. Дандекар и Мирча Элиаде, считают артефакты из Мохенджо-Даро, Хараппа и других археологических площадок северо-западной Индии и Пакистана, указывающими на раннюю форму поклонения Шиве и Шакти. Эти артефакты включают лингамы и «Печать Пашупати», описанную во множестве исследований. Индская цивилизация достигла своего пика около 2500—2000 до н. э., пришла в упадок к 1800 до н. э., и исчезла к 1500 до н. э.[12] По мнению Р. Н. Дандекара шиваизм является древнейшей из ныне существующих религий цивилизованного мира.[13]. Ряд исследователей полагают, что йога была именно доарийским наследием, связанным с культом прото-Шивы. В противовес теории доарийского возникновения шиваизма, существует теория исхода из Индии, согласно которой миграции ариев в Индию не было, а Индская цивилизация (и, соответственно, культ прото-Шивы) была индоарийской. Гипотеза о «протоиндийском» происхождении шиваизма не одобрена большинством ученых[14].
Ведийский период (1500 до н. э. — 600 до н. э.) |
С одной стороны в древнейшей из Вед — Риг-веде поклоняющиеся лингаму упоминаются в негативном контексте: «Пусть членопоклонники не просочатся в наш обряд!»[15], «Когда, не встречающий сопротивления, в измененном облике он овладел Имуществом стовратного, убивая членопоклонников»[16]. С другой стороны — Риг-Веды обращается к Рудре около 75 раз в различных гимнах[17]; напрямую к нему обращено 3 (или 4[18]) гимна:
I, 43. — К Рудре (и Соме)[19].
I, 114. — К Рудре.
II, 33. — К Рудре.
VII, 46. — К Рудре.
В Яджур-Веде к Рудре обращено уже значительное количество гимнов и впервые встречается маха-мантра «Ом намах Шивая». Значительное количество гимнов также можно найти и в Атхарва-веде.
В период становления ведийской религии, многие элементы шиваизма уходят в неофициальную среду — Шраману, которая подразумевает некую оппозицию ведийскому брахманизму, сильно ритуализированного внешне. В ведийском брахманизме Рудре-Шиве не поклоняются, а просят удалиться и не вредить[20][21].
Атрибутом в некоторых течениях шиваизма является череп убитого Брахмана (ведийского священника)[22].
Период упанишад (600 до н. э. — 300 н. э.) |
Ведийская религия теряет свою монополию под натиском различных факторов. Неудовлетворенность людей сложной брахманской ритуальностью, кастовой изоляцией, отсутствием возможности достижения спасения человеком не брахманского происхождения, вызывает глубокие реформы индуизма. Появляются течения порвавшие с ведизмом (буддизм, адживики), но некоторые начинают утверждаться в рамках ведийской философии, в виде упанишад, — комментариев к Ведам.
По мнению учёных, «Шветашватара-упанишада»[23] представляет собой самый древний текст, в котором была изложена философия шиваизма.[24] Согласно Гэвину Фладу, в тексте этой упанишады представлено:
… богословие, которое возносит Рудру до статуса Верховного Бога, Всевышнего (на санскрите — Īśa IAST) который, как и Шива в более поздних традициях, выполняет космологические функции, оставаясь при этом трансцендентным.[25]
По мнению Дандекара, «Шветашватара-упанишада» является для шиваитов тем же самым, что «Бхагавад-гита» для васудэвизма-кришнаизма, хотя «Шветашватара-упанишада» древнее, и именно её идеи легли в основу, и нашли дальнейшее развитие в «Бхагавад-гите».[26]
Период Пуран |
Во время правления Гуптов (320—500 года н. э.) развилась пураническая религия и шиваизм быстро распространился по всему индийскому субконтиненту.[27]
Изображение |
Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути), который получают из навоза коров или сожженных трупов.
Одно из популярных изображений Шивы — Ардханари или Ардханаришвара, когда он предстает гермафродитом. Левая сторона представляет собой его женскую ипостась (супругу, Парвати). Правая — мужскую. Символически может изображаться в виде лингама (поставленного вертикально фаллоса) или йонилингама (лингам, помещенный в «вагину», образ женского начала).
Атрибуты |
Атрибуты Шивы в его различных обликах (как в благих, так и в яростных):
Название | Деванагари, транслитерация, перевод | Значение, символика |
---|---|---|
Агни | санскр. अग्नि agni IAST | Огонь. |
Аджагава | санскр. अजगव ajagava IAST | Собственное имя лука Шивы. |
Акшамала | санскр. अक्षमाला akṣamālā IAST, «чётки» | Чётки из плодов дерева рудракши. |
Анкуша | санскр. अङ्कुश aṅkuśa IAST, «крюк» | Стрекало для управления слоном. Символ того, что Шива погоняет садхака в садхане. |
Бхасма | санскр. विभूति vibhūti IAST, «пепел» | Символ отрешённости от мира. См. также Вибхути. |
Бхиндипала | санскр. भिन्दिपाल bhindipāla IAST, «копьё» | Вид короткого копья или стрелы, метаемого рукой или выстреливаемого через трубку. |
Вибхути | санскр. विभूति vibhūti IAST, «пепел» | Символ отрешённости от мира. См. также Бхасма. |
Вина | санскр. वीणा vīṇā IAST | Музыкальный инструмент, вид лютни. См. также Рудра-вина[en] (англ.) |
Гада | санскр. गदा gadā IAST | Булава-жезл |
Ганга | санскр. गंगा gaṅgā IAST | Небесная река, грозившая разрушить своим течением Землю. Шива подставил под её поток голову и опутал её волосами, усмирив тем самым течение. |
Дамару | санскр. डमरु ḍamaru IAST, «барабан» | Маленький барабанчик, символизирующий изначальный звук вселенной. Символ изначального звука или первичной вибрации, из которой получены все другие вибрации, составляющие творение. Некоторые традиции используют его как символ Бога, велящего творению появиться. Здесь Шива пробуждает творение появиться на его барабане, религиозно символизируемом как звук «дама дама дама дама». Этот звук вечно отражается в космосе, проявляя творение. |
Данда | санскр. दण्ड daṇḍa IAST, «посох», «трость» | Посох в одной из правых рук Шивы — специальное приспособление, которое йогины используют в практике (в том числе и для смены свары). |
Джата | санскр. जट jaṭa IAST | Тип причёски: скрученные в пучок волосы на макушке. Отсюда имя-эпитет Шивы — Джатадхара (санскр. जटाधर jaTaadhara IAST, «носящий джату») |
Капала | санскр. कपाल kapāla IAST | Чаша из черепа. Один из символов аскезы. |
Капаламала | санскр. कपालमाला kapālamālā IAST | Ожерелье из черепов или костей, которые обтачиваются в виде черепов; чётки в виде черепов. Существует несколько видов: три черепа символизируют Тримурти; восемь черепов — Локапалы; пятьдесят черепов — буквы санскрита (согласные). |
Капарда | санскр. कपर्द kaparda IAST | Тип причёски: скрученные в пучок волосы на макушке. См. также Джата. Отсюда имя-эпитет Шивы — Капардин (санскр. कपर्दिन् kapardin IAST, «носящий капарду») |
Каумуди | санскр. कौमुदी kaumudī IAST, «полумесяц» | Сосуд с сомой, нектаром бессмертия. Символизирует контроль над умом. |
Кришнамрига | санскр. कृष्णमृग kṛṣṇamṛga IAST, «чёрная антилопа» | Антилопа или лань — символ постоянного движения человеческого ума. Шива держит её в одной из правых рук, что символизирует успокоение человеческого разума. |
Кунда | санскр. कुण्ड kuṇḍa IAST, «кувшин» | Кувшин с водой. Символ амриты. В Вамачара-тантре — символ йони. |
Кхадга | санскр. खड्ग khaḍga IAST, «меч» | Тип меча. Символ духовной мудрости. По своим функциям близок к анкуше. |
Кхатванга | санскр. खट्वाङ्ग khaṭvāṅga IAST | Вид дубины с черепом на вершине. |
Кхетака | санскр. खेटक kheṭaka IAST, «щит» | Вид щита. Символизирует ашта-аварану (санскр. अष्ट-आवरण aSTa-āvaraNa, «восемь защит») шиваизма: Гуру, Лингам, отрешённость (вайрагья, авадхута), святую воду, освящённую пищу, священный пепел, зёрна для ритуальных предметов и Панчакшара-мантру. |
Лингам | санскр. लिङ्ग, liṅga IAST, «метка», «знак» | Символ бесформенности Абсолюта и творческое начало. |
Мудра | санскр. मुद्रा mudrā IAST, «печать, знак» | Символическое и/или ритуальное расположение кисти руки (кистей рук). Чаще всего изображаются мудры бесстрашия или преподнесения даров. |
Нага | санскр. नाग nāga IAST, «кобра» | На голове, шее, на руках и ногах, на поясе, перекинутой через плечо (вместо брахманского шнура). Символизирует контроль внутренней энергии; также символ мудрости и вечности. |
Нандин | санскр. नन्दिन् nandī IAST, «счастливый» | Белый бык, ездовое животное (вахана) Шивы. Символизирует управляемое мужество и преданность. Также он — символ истинной или чистой (белой) дхармы, которая приносит порядок обществу и вселенной. Нанди стоит на четырёх ногах: строгость, чистота тела и ума, сострадание и следование истине. |
Парашу | санскр. परशु paraśu IAST, «топор» | Боевой топор. |
Паригха | санскр. परिघ parigha IAST, «дубина» | Дубинка с железными зубьями. |
Паша | санскр. पाश pāśa IAST, «петля», «природа» | Петля-аркан, символ власти Шивы над дживой. |
Пустака | санскр. पुस्तक pustaka IAST, «книга» | Книга или свиток. Символизирует Веды как изначальное знание или шайва-джняну. |
Рудракша | санскр. रूद्राक्ष rudrākṣa IAST, «глаз (слеза) Рудры» | Семена голубого кипариса, по легенде, появившиеся из слез Шивы (см. Рудракша-джабала-упанишада). Почитаются священными, носятся в виде малы или как отдельные бусины на шее, голове, ушах, руках, поясе. Чтобы носить рудракшу, необязательно быть вегетарианцем. |
Слоновья шкура | Слон символически представляет гордыню, поэтому одеяние из шкуры слона символически показывает на то, что Шива преодолел гордыню. Согласно Пуранам, шкура принадлежала убитому Шивой асуру, который притеснял богов. | |
Тигровая шкура | Тигр символизирует похоть и тигровая шкура, носимая Шивой, указывает на его целомудрие. Была взята Шивой у животного, насланного на него мудрецами, разгневавшимися из-за того, что их жены воспылали к Шиве страстью. | |
Тришула | санскр. त्रिशूल triśūla IAST, «трезубец» | Один из основных и важнейших атрибутов Шивы. Символизирует три стадии эволюции мира (создание, поддержание и разрушение), три времени (прошлое, настоящее и будущее), три гуны и т. д. |
Трипундра | санскр. त्रिपुण्ड्र tripuṇḍra IAST, «три черты» | Три линии из священного пепла (Вибхути). |
Чиллум | chillum IAST | Ритуальная трубка для курения чараса (высококачественного гашиша), Шива курит чиллум и медитирует, созерцая высшую истину. В тот момент, когда он выходит из своей медитации, то начинает танцевать свой всеразрушающий танец, которым он уничтожает всю материальную вселенную. |
Шакти | санскр. शक्ति śakti IAST, «мощь», «сила» | Энергия, Супруга Шивы. |
Шанкха | санскр. शाङ्ख zaaGkha IAST, «раковина» | раковина |
Шива часто изображают танцующим, что символизирует вечный танец Вселенной — тандава. Танец осуществляется над телом убитого асура Апасмары.
Свиту Шивы составляют ганы — духи и демоны.
Семья |
Сати (санскр. सती, также Дакшаяни) — дочь Дакши и жена Шивы, описываемая в пуранической литературе индуизма. После того, как Дакша оскорбил Шиву, отказавшись пригласить его на великое жертвоприношение (яджну), она отреклась от отца, испепелив своё тело йогическим пламенем (по другой версии мифа, взошла на жертвенный огонь яджны Дакши). Позднее родилась в семье Химавата (олицетворение гималайского горного массива) под именем Парвати (букв. «горянка», «дочь гор») и великими аскезами снова завоевала любовь Шивы. Сыновья Шивы и Парвати — бог войны Сканда и бог учёности Ганеша. Изображение всей семьи вместе называется Шива Паривар — обычно изображаются четырёхрукими, с основными атрибутами и ваханами; тройственность Шива-Парвати-Ганеша может символизировать в индийской народной вере идеальный тип божественной семьи. Также есть несколько упоминаний в упа-пуранах о дочери Шивы — Манаси.
Гангу (сестру Парвати) также иногда называют супругой Шивы.
В ведийских гимнах Амбика — сестра Рудры (Шивы), но впоследствии произошло её отождествление с Парвати, супругой Шивы.
Функции |
- в шиваизме является верховным богом — Парашива — творцом, поддержателем и разрушителем, защитником праведности, победителем демонов, подателем всех благ и управителем всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;
- в других направлениях индуизме на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла — махаюги, с целью создания пространства для нового творения;
- считается создателем сакрального звука («ом») и санскрита, языка культа;
- имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа);
- его свита — духи и демоны, которые сопровождают его по своей собственной воле.
Имена и эпитеты |
В тантрах, пуранах и Махабхарате приведены несколько списков из 108 имён (сахасранама) Шивы. Ниже приведены некоторые из имён Шивы с приблизительным переводом.
- Шива — благой, приносящий счастье;
Амарнатх — Владыка бессмертия (есть одноимённое священное место — Амарнатх);
Бахурупа — Обладающий Многими Формами;
Бхайрава (санскр. भैरव, bhairava IAST) — «ужасный», жестокое проявление Шивы, связанное с уничтожением;
Бхоленатх — «покровитель (владыка) простых». Так как слово «бхола» значит и «простой, нелицемерный» и «простой, наивный, простак, дурак», то Бхоленатх часто понимается в значении «Владыка простаков»;
Бхутапати, Бхутешвар — Владыка бхутов (нежити);
Вамадева — Прекрасный бог;
Вирабхадра — Прекрасный герой; яростная форма Шивы;
Вишванатх — Господь Вселенной;
Гангадхара — Держащий Гангу;
Гангаприйа — Любящий Гангу / Любимый Гангой;
Гириша — Владыка Гор;
Дурвасас — Неодетый, Плохо одетый;
Ишана (санскр. ईशान, īśāna IAST) — Властвующий;
Кайлаш Васин — Живущий на горе Кайласа;
Капалималин — Носящий гирлянду из черепов;
Капардин — Носящий Капарду (причёску узлом в форме раковины);
Лингараджа — Царь лингама;
Махадэва (санскр. महदेव , mahadeva IAST) — Великий Бог;- Махешвара (санскр. महेश्वर, maheśvara IAST) — Верховный Властитель;
Мритйунджа — Побеждающий смерть;
Натараджа (санскр. नटराज, naṭarāja IAST) — Царь танца;
Нилагрива или Нилакантха (санскр. नीलग्रीवा, nīlagrīvā IAST) — синешеий (по преданию, проглотил яд, способный отравить все мироздание и задержал в своём горле; по другой версии горло посинело из-за того, что Парвати сжала руками горло Шивы, чтобы тот не проглотил смертельный яд);
Пашупати — Владыка Тварей;
Рамешвара — Бог Рамы (согласно Рамайане, Рама перед атакой на Ланку совершил поклонение Шиве, прося у него защиты и поддержки, что и принесло ему успех в битве);
Стхану — Стойкий, Непоколебимый;
Трайамбака — Трёхглазый;
Трипурантака, Трипурари — Разрушитель трёх городов;
Тришулдхара — Держащий Трезубец;
Тьягараджа — Царь аскезы;
Хара — Разрушитель;
Шанкара (санскр. शङ्कर, śaṇkara IAST) — Приносящий Благо;
Шарва — Стрелок;
Шриканта — «Прекрасношеий».
Происхождение имени |
Самое первое упоминание имени Шивы в Ведах, встречается в Рудра-сукте — в пятой главе четвёртой песни Тайттирия-самхиты Кришна Яджурведы. Предполагается, что Шива или Сива (Сиван) было божество доарийского населения Индии. Впоследствии был отождествлен с ведийским Рудрой.[источник не указан 296 дней]
Ритуал |
[31]Панчабрахма-мантры — довольно широко используются в Шивапудже самых разных школ и на них постоянно ссылаются различные руководства по шиваитским ритуалам. Все они относятся к Тайттирия-араньяке (X.17-21) Кришна-яджур веды. Десятая глава Тайттирия араньяки также именуется Маханараяна упанишада — поэтому про Панчабрахма мантры говорится, что они принадлежат Маханараяна-упанишаде.
Рудра-сукта — одна из сутр Яджур-веды. Читается во время совершения Линга-абхишеки, домашнего почитания божеств и как самостоятельный ритуально-философский текст.
Праздники |
Махашивара́три («великая ночь Шивы») — переходящий праздник, приходится на ночь перед новолунием последнего лунного цикла зимы, попадает на февраль-март. Праздник «Шиваратри» отмечается несколько раз в году, но этот считается самым главным, отчего носит приставку «маха» — великий, главный. Верующие читают «катха» — истории о Шиве, и поют гимны в его честь. После праздника, который длится сутки, начинается ярмарка на берегах рек и водоёмов. Тем кто бодрствует во время Шиваратри, в Пуранах обещано материальное процветание и место в раю, также любая медитация в эту ночь считается в 100 раз сильнее обычной, это связано с положением Солнца и Луны в это время. Символом данного праздника является лингам.
Народные поверия |
- По повериям Шива с удовольствием предавался курению марихуаны. Поэтому аскеты-садху, почитаемые в индуизме как святые, считают это занятие приближением к Шиве, его благословением. Курением травы садху традиционно встречают праздник Маха-Шиваратри, или Великой ночи Шивы[32].
- Существует легенда, что Шива владел 330 миллионами асан.[33]
См. также |
- Прабхамандала
Примечания |
↑ Hans Loeschner (2012), Victor Mair (Editor), The Stūpa of the Kushan Emperor Kanishka the Great Sino-Platonic Papers, No. 227, pages 11, 19
↑ Гринцер П. А. Шива. // Мифы народов мира. под ред С. А. Токарева.
↑ Majumdar, R. C.[en]: «Evolution of Religio-Philosophic Culture in India», in: Radhakrishnan (CHI, 1956), volume 4, p. 47.
↑ Махабхарата, Адипарва. Перевод В. И. Кальянова
↑ Булич С. К. Шанкара // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Шамбху // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ iisaana // palikanon.com
↑ suttacentral.net
↑ Siva Sutta 2 // theravada.ru
↑ siva // palikanon.com Siva. .mw-parser-output .ts-oq{overflow:auto;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-oq .ref-info{font-size:100%}.mw-parser-output .ts-oq .NavToggle{float:none;position:static;right:auto;text-align:left;margin-left:1em}
Оригинальный текст (англ.)
The name of a god (Cv.xciii. 9, 10). A devaputta, named Siva, is mentioned in the Samyutta (S.i.56) as visiting the Buddha and speaking several verses on the benefit of consorting only with the good. It is interesting that Buddhaghosa makes no particular comment on the name in this context. In the Samantapāsādikā, however, he refers to the worship of the Sivalinga. Sp.iii.626; cf. UdA.351, where mention is made of Khandadeva Sivādi-paricaranam.
↑ Siva Sutta 1 // theravada.ru Комментарий ничего не говорит об этом дэве. По мнению Дост. Бодхи, он мог быть ранним прообразом индуистского бога Шивы.
↑ For dating as fl. 2300—2000 BCE, decline by 1800 BCE, and extinction by 1500 BCE see: Flood (1996), p. 24.
↑ Дандекар, 2002, с. 248.
↑ Индийская Философия. Энциклопедия. РАН. 2009 г. С. 865.
Оригинальный текст (рус.)
Некоторые современные ученые возводят истоки шиваизма к протоиндийской цивилизации (XXV—XVII вв. до н. э.): на одной из печатей, обнаруженных при раскопках, изображено некое рогатое божество, своими обликом и гипотетическими функциями напоминающее более позднего Шиву. Впрочем, гипотеза о столь раннем возникновении шиваизма не получила всеобщего признания среди специалистов.
↑ Риг-веда VII.21
↑ Риг-веда X.99
↑ Подробнее см.: Chakravarti, Mahadev (1994). The Concept of Rudra-Śiva Through The Ages.
↑ О четырёх ригведийских гимнах к Рудре подробнее см.: Michaels, p. 216 and p. 364, note 50.
↑ стихи 1-6 обращены к Рудре; стихи 7-9 обращены к Соме.
↑ А. Х. Мехакян К вопросу об эволюции образа Рудры-Шивы в текстах Шрути.
Оригинальный текст (рус.)
Он [Рудра] исключен из культа Сомы, но получает бали — подношение пищи, брошенной на землю, и остатки жертвоприношения (vāstu); отсюда его имя Vāstavya (Шбр I. 7. 3. 6-7). В упомянутых брахманах [„Каушитаки“, „Айтарее“ и „Шатапатхе“] приводится целый ряд ритуальных мер предосторожности и защиты от Рудры. Во время ритуала агнихотра („Каушитаки“ II. 1), когда жрец во благо себя и жертвователя приносит жертвы богам, ему предписывается два раза протянуть ковш для подношений к северной стороне, с тем чтобы умилостивить Рудру и дать ему уйти, сделать так, что бы не оказаться во владениях этого страшного бога.
↑ Р. Н. Дандекар От Вед к индуизму. Эволюционирующая мифология.
Оригинальный текст (рус.)
В „Шатарудрии“, этом необычном гимне, мы не найдем ни выражений, связанных с ритуалом, ни отсылок к священному обычаю. Рудра не занимает важного, почетного места в ритуалах шраута. Его либо „прогоняют домой“, как при жертвоприношении агни-хотра (АпастШрС VI.11.3), либо выделяют ему остатки ритуальных возлияний. Ритуалы шраута — ведийские „торжественные“ обряды общественного культа, совершавшиеся обычно жрецами по заказу царя; состояли главным образом в жертвоприношении сомы или возлияниях в жертвенный огонь топленого масла.
↑ Мирча Элиаде — Йога: бессмертие и свобода — ЙОГА И АБОРИГЕННАЯ ИНДИЯ
↑ For dating to 400—200 BCE see: Flood (1996), p. 86.
↑ For Śvetāśvatara IAST Upanishad as a systematic philosophy of Shaivism see: Chakravarti, 1994, p. 9.
↑ Flood (1996), p. 153.
↑ Дандекар, 2002, с. 229.
↑ For Gupta Dynasty (c. 320—500 CE) and Puranic religion as important to the spread across the subcontinent, see: Flood (1996), p. 154.
↑ George Michell. The Hindu Temple: An Introduction to Its Meaning and Forms. — University of Chicago Press, 1977. — P. 25–26. — ISBN 978-0-226-53230-1.
↑ Ronald Morse. Folk Legends from Tono: Japan's Spirits, Deities, and Phantastic Creatures. — Rowman & Littlefield, 2015. — P. 131. — ISBN 978-1-4422-4823-6.
↑ Encyclopedia of Ancient Deities. — Routledge, 2013. — P. 182. — ISBN 978-1-135-96390-3.
↑ .
↑ «Святым людям на празднике Шивы не дают торговать гашишем» // Русская служба Би-би-си, 02.03.2011 г.
↑ Зубков А. Н., Очаповский А. П. Хатха-йога для начинающих. — М.: Медицина, 1991. — 192 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-225-00767-8
Литература |
- Булич С. К. Шива, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Дандекар Р.Н. От Вед к индуизму. Эволюционирующая мифология. — М.: «Восточная литература» РАН, 2002. — ISBN 5-02-016607-3.
Chakravarti, Mahadev (1994), The Concept of Rudra-Śiva Through The Ages (Second Revised ed.), Delhi: Motilal Banarsidass, ISBN 81-208-0053-2
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Изображения на Викискладе |
- SHIVA GLOBAL — 1008 Имён Шивы.
- Шива-Шакти и истории 12 джьотир-лингамов
- Один из крупнейших порталов, посвященных шиваизму, на английском языке
- Библиотека шиваизма и шактизма