Алабяно-Балтийский тоннель
Алабяно-Балтийский тоннель | |
---|---|
Тоннель со стороны улицы Алабяна. | |
Область применения | Автомобильный |
Пролегает под | Ленинградский проспект |
Место |
|
Общая длина |
|
Дата открытия | 6 сентября 2013 года (в одну сторону) 25 декабря 2015 года (полностью) |
Алабяно-Балтийский тоннель на Викискладе |
Алабя́но-Балти́йский тонне́ль (Балти́йский тонне́ль[1]) — автомобильный тоннель в Москве, соединяющий территории районов Сокол, Аэропорт и Коптево; составная часть развязки на Соколе. Тоннель — транзитом через Балтийскую улицу — соединил улицу Алабяна и Большую Академическую улицу.
Алабяно-Балтийский тоннель располагается у станции метро «Сокол»; он был построен в рамках проекта «Большая Ленинградка». Общая длина тоннеля составляет 1935 м, длина его закрытой части — 1565 м, а максимальная глубина — 22,5 м[2]. Он имеет по три полосы движения в каждом направлении[3]. Длина бокового выездного тоннеля составляет 848 м, у него две полосы в одном направлении[4].
Движение по тоннелю со стороны улицы Алабяна в направлении Большой Академической было открыто 6 сентября 2013 года, в обе стороны — 25 декабря 2015 года. Алабяно-Балтийский тоннель стал частью новой строящейся магистрали — Северо-Западной хорды. Согласно планам, тоннель разгрузит движение на Ленинградском и Волоколамском шоссе на 20—25 %[5]. Пропускная способность тоннеля составляет от 4800 до 5100 автомобилей в час[6].
Содержание
1 История
1.1 Предыстория
1.2 Строительство
1.2.1 Происшествия
1.3 Изменение сроков открытия
1.3.1 Частичное открытие
1.4 Полное открытие
2 Стоимость
3 Примечания
4 Ссылки
4.1 Фотографии
История |
Предыстория |
Согласно генеральному плану 1951 года у развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе должна была пройти трасса будущего пятого кольца Москвы[7]. Этот план начал реализовываться: были образованы улицы Алабяна, Балтийская и Большая Академическая, которые должны были стать частью новой кольцевой магистрали. Схема жилищного строительства 1957 года предусматривала, что Балтийскую и Большую Академическую улицы соединит мост над железнодорожными путями[8]. Однако мост так и не был построен, а к идее соединить улицы Алабяна, Балтийскую и Большую Академическую вернулись лишь через 50 лет.
Строительство |
В ходе работы строителям пришлось столкнуться с большим числом трудностей. Тоннель прокладывался под Замоскворецкой линией метро, причём на время строительства движение поездов не прекращалось. Для обеспечения безопасности между тоннелем и линией метро был сделан железобетонный щит весом в несколько тысяч тонн[9]. Для отслеживания деформаций конструкций строителями было установлено 140 датчиков[6].
Кроме того, существовала опасность подтопления тоннеля из-за того, что он проходит под подземной речкой Таракановкой, русло которой перегружено. Было решено совместить строительство тоннеля с работами по очистке русла Таракановки[3]. Сейчас река заключена в новый бетонный коллектор, что облегчило ход работ[10].
Ещё один сложный участок тоннеля находится под путями Рижского направления Московской железной дороги. Его строительство осуществлялось в два этапа: отсекалась одна часть железнодорожных путей, находящихся на железнодорожной станции Подмосковная, и ниже их уровня велось строительство тоннеля[11]. Потом пути восстанавливались, и тогда тоннель строился под другой частью железнодорожной ветки. Строительство тоннеля потребовало переноса главного хода Рижского направления на новые ординаты, что можно видеть по ходу движения электропоезда от платф. Красный Балтиец к платф. Ленинградская[12].
До апреля 2014 года работы осуществляло НПО «Космос». В конце 2009 года на строительстве объекта было задействовано 4700 человек, 40 буровых установок, 29 экскаваторов и более 200 единиц техники[3]. В конце 2011 года на стройплощадке работало 7500 человек, 40 буровых установок, около 30 экскаваторов и более 200 единиц техники[5]. Строительные работы на тоннеле велись круглосуточно[13].
В апреле 2014 года стало известно, что работы приостановлены, а правительство Москвы ищет нового исполнителя в связи с предбанкротным состоянием генерального подрядчика НПО «Космос»[14]. 26 апреля Марат Хуснуллин сообщил, что достраивать тоннель будет «Мосинжпроект»[15]. По данным на сентябрь 2014 года, на строительстве тоннеля были заняты 1100 человек[16].
Происшествия |
- В начале июля 2009 года участок стройплощадки тоннеля на Балтийской улице был полностью затоплен вместе с техникой из-за сильного ливня[17].
- 25 декабря 2011 года, ночью, произошло падение части стены тоннеля на площади 20 м², под завалами обломков стены и породы оказались четыре человека, один из которых погиб[18].
- 29 мая 2014 года тоннель был затоплен после сильного дождя, предположительно по причине негерметичности конструкции[19].
Изменение сроков открытия |
Реализация проекта «Большая Ленинградка», включавшего строительство тоннеля, началась в 2006 году[10]. Изначально планировалось, что он будет состоять из двух частей: первая — между улицами Алабяна и Балтийской; вторая — между Балтийской и Большой Академической улицами. Осенью 2007 года мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что первая часть тоннеля будет открыта в 2009 году[20]. 27 апреля 2009 года руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко сообщил, что движение на первом участке тоннеля в сторону улицы Алабяна откроют до конца 2009 года[21], однако позднее эти планы были скорректированы из-за большой сложности работ[22]. Сроки открытия тоннеля были перенесены на 2011 год.
3 сентября 2010 года Юрий Лужков сообщил, что тоннель будет открыт в 2011 году. По его словам, тоннель должен был стать частью будущего Четвёртого транспортного кольца[10], хотя по первоначальному проекту кольцо должно было идти чуть западнее — вдоль МКЖД[23].
В марте 2011 года в штабе строительства заявили, что Алабяно-Балтийский тоннель не будет открыт ранее конца 2012 года[24]. Однако в начале апреля 2011 года заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин сказал, что строительство тоннеля планируют полностью закончить в 2011 году[25].
11 апреля 2011 года стройплощадку тоннеля посетил мэр Москвы Сергей Собянин. В связи с тем, что в начале 2011 года проект строительства Четвёртого транспортного кольца был серьёзно пересмотрен, мэр заявил, что Алабяно-Балтийский тоннель в будущем станет частью новой транспортной магистрали — Северо-Западной хорды[26]. Пространство над тоннелем было предложено использовать для строительства стоянки на 900 машиномест[27].
8 сентября 2011 года на церемонии открытия Волоколамской эстакады было заявлено, что Алабяно-Балтийский тоннель будет открыт в марте 2012 года[28]. 14 декабря 2011 года Сергей Собянин вновь посетил стройплощадку тоннеля, после чего заявил, что тоннель откроют в мае 2012 года[5]. 9 февраля 2012 года президент НПО «Космос» Андрей Черняков подтвердил, что тоннель будет открыт в мае, а движение в полном объёме начнётся в сентябре[29]. В начале апреля столичные власти сообщили, что хотя тоннель достроят в мае, но для движения его откроют в июне-июле, когда завершится реконструкция первого участка Большой Академической улицы[30].
10 октября 2012 года префект Северного округа Владимир Силкин на пресс-конференции заявил, что в тестовом режиме 1—2 полосы тоннеля могут быть открыты в конце 2012 года, а в начале 2013 года движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю будет открыто в полном объёме[31]. 11 ноября 2012 года руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв заявил, что тоннель не будет открыт до тех пор, пока не завершится реконструкция близлежащих улиц Алабяна и Большой Академической[32].
Согласно заявлению представителя строительной организации, сделанному в январе 2013 года, часть тоннеля предполагалось открыть в мае[33]. В июне в Департаменте строительства Москвы сообщили, что одно из направлений тоннеля будет открыто в середине августа, и там будет организовано реверсивное движение. Полностью тоннель планировали ввести в эксплуатацию до конца 2013 года[34]. В июле 2013 года Марат Хуснуллин заявил, что тоннель будет частично открыт в сентябре, а в 2014 году над тоннелем будет построен механизированный паркинг[35].
8 октября 2015 г. прошло сообщение:
Движение в обе стороны по Алабяно-Балтийскому тоннелю могут запустить до конца 2015 года[36]
— и только это обещание было выполнено: 25 декабря 2015 года тоннель был открыт.
В настоящее время территория вокруг объекта начинается благоустраивать, парковка построена и ожидается к открытию. Вид объекта в реальности частично совпадает с изложенным на плане.
Частичное открытие |
Внешние изображения | |
---|---|
Окончательный вид тоннеля. |
Внешние изображения | |
---|---|
Переход движения из правой части тоннеля в левую — до 25 декабря 2015 года, когда тоннель был открыт полностью. |
6 сентября 2013 года было открыто движение по половине тоннеля от улицы Алабяна к Большой Академической. При этом примерно до середины тоннеля движение организовано по правой стороне тоннеля, а затем автомобили переезжают в левую. На церемонии открытия Марат Хуснуллин заявил, что до конца года движение будет открыто в полном объёме и в тоннеле сделают выделенную полосу для общественного транспорта[37]. Сергей Собянин дал распоряжение подрядчикам закончить все работы к ноябрю[38].
В начале декабря 2013 года Андрей Бочкарёв объявил, что в полном объёме движение по тоннелю будет открыто в январе 2014 года[39]. В начале февраля 2014 года Андрей Бочкарёв сообщил, что движение в обе стороны будет открыто летом 2014 года[40]. По словам Марата Хуснуллина, причина замедления строительства в сложном финансовом состоянии генподрядчика[41]. В мае Андрей Бочкарёв сообщил, что тоннель планируется достроить до конца 2014 года в связи со сменой подрядчика[42]. В декабре 2014 года Марат Хуснуллин сказал, что тоннель будет полностью открыт либо в последние дни 2014, либо в начале января 2015 года[43].
20 января 2015 года Марат Хуснуллин сообщил, что тоннель полностью достроен, однако он будет открыт только после оформления документов, необходимых для его сдачи в эксплуатацию[44]. По этой причине открытие тоннеля было перенесено на февраль-март[45]. В начале апреля Андрей Бочкарёв сказал, что тоннель будет полностью открыт «через 2-3 месяца»[46]. В начале июня в департаменте строительства сообщили, что трёхуровневый паркинг над тоннелем откроется до конца 2015 года[47].
Полное открытие |
Окончательно тоннель был открыт[48][49] 25 декабря 2015 года. 25 ноября 2017 года по тоннелю был пущен автобус маршрута Т19 «Крылатское — Метро „Петровско-Разумовская“»[50].
В феврале 2018 года было завершено строительство паркингов над тоннелем. В механизированном паркинге оборудовано 124 парковочных места, а в немеханизированном — 417 мест. Въезд в паркинги открыт со стороны Балтийской улицы[51].
Стоимость |
Общая стоимость строительства всех объектов развязки на Соколе, исключая гаражные объекты, на декабрь 2011 года составляла 78,15 млрд рублей[52]. Из всей этой суммы примерно 25—30 % приходилось на тоннель[53]. Весной 2013 года был проведен конкурс на очередной этап строительства развязки с первоначальной стоимостью 7 млрд руб. Компания-победитель тендера предложила цену 5 млрд[54].
В конце 2015 года Марат Хуснуллин заявил, что окончательная стоимость строительства Алабяно-Балтийского тоннеля без учёта других объектов развязки составила 54 млрд рублей[55]. По его словам, это был «самый дорогой долгострой Москвы»[56].
В 2016 году на работы на инженерных коммуникациях, пешеходных переходах, и благоустройство территории было потрачено 600 млн рублей. Ещё 400 млн рублей выделено на благоустройство тоннеля в 2016 году[57].
Примечания |
↑ Транспортная развязка Ленинградского и Волоколамского шоссе в районе станции метро «Сокол». План
↑ С.Собянин проинспектировал ход строительства Алабяно-Балтийского тоннеля (неопр.). Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (14 декабря 2011). Проверено 9 февраля 2012. Архивировано 9 июня 2012 года.
↑ 123 Алабяно-Балтийский тоннель нырнул под метро (неопр.) (недоступная ссылка — история). stroi.mos.ru (13 ноября 2010). Проверено 30 августа 2011. (недоступная ссылка)
↑ Алабяно-Балтийский тоннель в Москве планируют открыть в конце ноября - начале декабря (неопр.). tass.ru (9 октября 2015). Проверено 23 октября 2015.
↑ 123 Рабочее движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю откроют в 2012 году (неопр.). РИА Новости (14 декабря 2011). Проверено 14 декабря 2011. Архивировано 9 июня 2012 года.
↑ 12 Алабяно-Балтийский тоннель будет построен (неопр.). auto.mail.ru (9 июня 2014). Проверено 17 июня 2014.
↑ Москва 850 лет. Северный административный округ / Под ред. В. А. Виноградова. — М.: АО «Московские учебники и картолитография», 1997. — С. 108. — 144 с. — ISBN 5-7853-0019-2.
↑ Москва 850 лет. Северный административный округ / Под ред. В. А. Виноградова. — М.: АО «Московские учебники и картолитография», 1997. — С. 96. — 144 с. — ISBN 5-7853-0019-2.
↑ Безопасность проходки Алабяно-Балтийского тоннеля будет обеспечена (недоступная ссылка)
↑ 123 Алабяно-Балтийский тоннель в Москве будет сдан к концу 2011 года (неопр.). РИА Новости (3 сентября 2010). Проверено 7 сентября 2010. Архивировано 9 июня 2012 года.
↑ Фото: «Бурят, копают, рельсы разбирают…»
↑ Развязке на Соколе добавят простоты? Газета «Московский Комсомолец» № 25171 от 1 октября 2009 г.
↑ Алабяно-Балтийский тоннель в Москве запустят во втором квартале 2012 года (неопр.). Российская газета (14 декабря 2011). Проверено 14 декабря 2011.
↑ Город расторгнет с НПО "Космос" договор по Алабяно-Балтийскому тоннелю (неопр.). m24.ru. Проверено 22 апреля 2014.
↑ Алабяно-Балтийский тоннель будет достраивать «Мосинжпроект» (неопр.). mperspektiva.ru (26 апреля 2014). Проверено 28 апреля 2014.
↑ Строительство Алабяно-Балтийского тоннеля завершится до конца года, реконструкция Большой Академической - в 2015 году (неопр.). mperspektiva.ru (10 сентября 2014). Проверено 10 сентября 2014.
↑ Колоссальный бассейн с кучей затопленной техники на перекрестке улиц Балтийской и Ленинградского проспекта
↑ ЧП при строительстве тоннеля в Москве: рабочих завалило, живыми выбрались не все (неопр.). NEWSru.com (25 декабря 2011). Проверено 25 декабря 2011. Архивировано 9 июня 2012 года.
↑ В Москве затопило Алабяно-Балтийский тоннель (неопр.). Lenta.ru (29 мая 2014). Проверено 29 мая 2014.
↑ На очереди - Балтийский тоннель (неопр.). Российская газета (1 октября 2007). Проверено 7 сентября 2010.
↑ В сторону улицы Алабяна движение по тоннелю будет пущено уже в этом году (2009) (неопр.) (недоступная ссылка — история). Проверено 5 ноября 2009. Архивировано 6 марта 2016 года.
↑ Алабяно-Балтийский тоннель станет длиннее на 2 километра (недоступная ссылка)
↑ Четвертое транспортное кольцo (неопр.). ddms.mos.ru. Проверено 7 сентября 2010. Архивировано 5 апреля 2012 года.
↑ Ленинградка большой не станет? Газета «Комсомольская Правда»
↑ Все работы на Ленинградке завершат в этом году, сообщил заммэра (неопр.). РИА Новости (5 апреля 2011). Проверено 9 апреля 2011. Архивировано 9 июня 2012 года.
↑ С Ленинградки - в Сколково (неопр.). Российская газета (12.04.2011). Проверено 11 июня 2011.
↑ Северо-западная хорда может стать альтернативой Четвертому транспортному кольцу (неопр.). Вести-Москва (11.04.2011). Проверено 19 июля 2011.
↑ Открытие эстакады на пересечении Волоколамского шоссе и Ленинградского проспекта (неопр.). mos.ru. Проверено 10 сентября 2011. Архивировано 5 апреля 2012 года.
↑ Движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю могут запустить в мае 2012 г (неопр.) (9 февраля 2012). Проверено 9 февраля 2012. Архивировано 9 июня 2012 года.
↑ Большая Академическая придет на помощь Ленинградке (неопр.). Московский комсомолец (5 апреля 2012). Проверено 5 апреля 2012. Архивировано 9 июня 2012 года.
↑ Ирина Огилько. Алабяно-Балтийский тоннель готов к открытию (неопр.). Российская газета (10 октября 2012). Проверено 10 октября 2012.
↑ Власти Москвы отложат запуск Алабяно-Балтийского тоннеля (неопр.). РБК (21 ноября 2012). Проверено 23 ноября 2012.
↑ Первый участок Алабяно-Балтийского тоннеля запустят в мае (неопр.). Москва 24 (24 января 2013). Проверено 2 февраля 2013. Архивировано 12 февраля 2013 года.
↑ Алабяно-Балтийский тоннель в Москве частично откроется в августе (неопр.). Российская газета (11 июня 2013). Проверено 18 июня 2013.
↑ Механизированный паркинг будет построен над Алабяно-Балтийским тоннелем в 2014 году (неопр.). Вечерняя Москва (10 августа 2013). Проверено 15 июля 2013. Архивировано 17 июля 2013 года.
↑ Главный долгострой Москвы: открытие вновь перенесли.
↑ Иван Тяжлов. Запущено движение в тоннеле на Соколе (неопр.). Коммерсант (6 сентября 2013). Проверено 6 сентября 2013.
↑ Ольга Игнатова. Алабяно-Балтийский тоннель полностью откроется в ноябре (неопр.). Российская газета (6 сентября 2013). Проверено 8 сентября 2013.
↑ Ольга Игнатова. Алабяно-Балтийский тоннель откроется полностью в следующем году (неопр.). Российская газета (4 декабря 2013). Проверено 9 декабря 2013.
↑ Алабяно-Балтийский тоннель полностью откроют летом 2014 года (неопр.). m24.ru (5 февраля 2014). Проверено 5 февраля 2014.
↑ "Новая политика запрещает хаос в девелопменте" (неопр.). Коммерсантъ (14 февраля 2014). Проверено 17 февраля 2014.
↑ Власти Москвы обещают достроить Алабяно-Балтийский тоннель до конца года (неопр.). Ведомости (21 мая 2014). Проверено 26 мая 2014.
↑ Алабяно-Балтийский тоннель в Москве могут открыть в ближайшие дни (неопр.). Газета.Ru (22 декабря 2014). Проверено 13 января 2015.
↑ Алабяно-Балтийский тоннель в Москве откроют после оформления необходимых документов (неопр.). Интерфакс (20 января 2015). Проверено 21 января 2015. (недоступная ссылка)
↑ А.Бочкарев: Алабяно-Балтийский тоннель может быть открыт в полном объеме на рубеже февраля-марта 2015 г. (неопр.). mskagency.ru (29 января 2015). Проверено 30 января 2015.
↑ Алабяно-Балтийский тоннель полностью откроется для проезда в течение трех месяцев (неопр.). tass.ru (9 апреля 2015). Проверено 20 апреля 2015.
↑ Паркинг над Алабяно-Балтийским тоннелем в Москве достроят до конца года (неопр.). riarealty.ru (3 июня 2015). Проверено 23 июня 2015.
↑ Алабяно-Балтийский тоннель открывается в столице.
↑ В Москве открыто полноценное движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю.
↑ Изменяется трасса маршрута
↑ Строительство паркингов над Алабяно-Балтийским тоннелем завершено // mos.ru
↑ МЭР МОСКВЫ ПРОИНСПЕКТИРОВАЛ ХОД СТРОИТЕЛЬСТВА АЛАБЯНО-БАЛТИЙСКОГО ТОННЕЛЯ (неопр.) (15 декабря 2011). Архивировано 5 июня 2013 года.
↑ Алабяно-Балтийский тоннель за пять лет строительства значительно подорожал (неопр.). Интерфакс (7 мая 2013). Проверено 10 мая 2013. (недоступная ссылка)
↑ Открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объектов: «Транспортная развязка Ленинградского и Волоколамского шоссе в районе станции метро «Сокол», 2-й пусковой комплекс, 2-й этап, 1-я очередь» по адресу: районы Сокол, Аэропорт, Коптево, Войковский, САО города Москвы; «Путепровод на пересечении ул. Балтийская и ул. Б.Академическая с Рижским направлением МЖД» (2-й этап)» по адресу: продление Балтийского тоннеля на участке от Балтийской улицы до Б.Академической улицы, районы Сокол, Аэропорт, Коптево, Войковский, САО города Москвы (неопр.).
↑ Стоимость строительства Алабяно-Балтийского тоннеля в Москве составила 54 млрд рублей (неопр.). ТАСС (29 декабря 2015). Проверено 30 декабря 2015.
↑ Алабяно-Балтийский тоннель в столице полностью вступит в строй через два месяца - Хуснуллин (неопр.). Интерфакс. Проверено 2 сентября 2013. (недоступная ссылка)
↑ Москва потратит на Алабяно-Балтийский тоннель еще более 400 млн руб (неопр.). РБК. Проверено 26 декабря 2016.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Алабяно-Балтийский тоннель на Викискладе |
- Развязка на Соколе на сайте Roads.Ru
razvyazka_sokol — сообщество «Развязка на Соколе» в «Живом Журнале»- Алабяно-Балтийский тоннель. Объединяя будущее, Россия-24 (6 сентября 2013). Проверено 7 сентября 2013.
- В Москве открыли Алабяно-Балтийский тоннель
- Видеогалерея: Открытие движения по правой части Алабяно-Балтийского тоннеля.
Фотографии |
- Тоннель в мае 2009 года
- Тоннель в марте 2010 года
- Вид с пешеходного мостика на Красном Балтийце: строительство там, где раньше были железнодорожные пути. 06/01/11
- Фоторепортаж о проходке под линией метро.
- 25-минутный кинофильм от телеканала «Вести» об устройстве и строительстве тоннеля: «Алабяно-Балтийский тоннель: объединяя будущее».