Телефильм
Портал Телевидение |
---|
История |
Телевидение в США Телевидение в России Телевидение в СССР |
Термины |
Телевизионная сеть Телевизионная синдикация Апфронт · Рейтинг Нильсена Замена в середине сезона Премьера сезона · Финал сезона Телесериал · Клиффхэнгер Прайм-тайм · Закадровый смех Шоураннер |
Жанры и форматы |
Теленовелла Мыльная опера Ситком · Антология Процедурная драма Подростковая драма Ток-шоу Мини-сериал Реалити-шоу Новости |
Оформление статей Категории |
Телефильм (телевизионный фильм) — игровой фильм, снятый специально для показа по телевидению. При создании телефильмов учитываются технические возможности телевидения и особенности восприятия телезрителями изображения на экране телевизора[1]. Часто телефильм состоит из двух и более последовательных, но демонстрируемых в разное время частей — серий. Телефильмы с большим количеством серий принято называть телесериалами. В английском языке для телефильмов с небольшим количеством серий также существует понятие мини-сериал.
Содержание
1 История
2 Особенности
3 Известные телефильмы
3.1 Отечественные
3.2 Иностранные
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
История |
Как жанр, телефильм возник в начале 1960-х годов из слияния телевидения и классического кинематографа. Изначально по телевидению демонстрировались обычные кинофильмы. Вскоре начали создаваться фильмы по заказу телеканалов. В процессе производства таких фильмов была выработана определённая телевизионная специфика, что, собственно, и привело к появлению понятия «телефильм».
Знаменательные даты:
25 марта 1938 — по телевидению в Москве начали демонстрировать кинофильмы, первым из которых стал «Великий гражданин».
1957 — как кинорежиссёр дебютировал Сергей Колосов с первым советским телефильмом «Большое сердце».
1961 — на киностудии «Мосфильм» С. Н. Колосовым образовано Творческое объединение «Телефильм»[2][3], возглавленное С. П. Алексеевым; первая в СССР организация, специализирующаяся на телефильмах[4].- 1964 — в системе телевидения Белорусской ССР создана структура «Телефильм», получившее в 1972 году название Творческое объединение «Телефильм»[5][6].
1965 — в системе телевидения Украинской ССР, в Киеве создано объединение «Телефильм»[5].
18 февраля 1965 — ЦТ начало показывать первый советский многосерийный телефильм «Вызываем огонь на себя» (Колосов).
28 ноября 1966 — в Киеве состоялся первый Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов.
1 февраля 1968 — в Москве состоялся первый Всесоюзный конкурс цветных телевизионных фильмов.
17 июня 1968 — создано Творческое объединение «Экран».
22 августа 1972 — в постановлении о развитии советской кинематографии ЦК КПСС отметил, что важной задачей киностудий является создание художественных фильмов по заказу телевидения.
Особенности |
Важнейшим фактором в производстве телефильмов является размер телевизионного экрана. Поскольку телеэкран значительно меньше киноэкрана, телефильмы отличаются от кинофильмов меньшим числом общих планов и отсутствием высокодетализированных изображений. Также, в то время как на телевидении наиболее распространённым соотношением сторон экрана всё ещё остаётся традиционное полноэкранное 4:3 (1,33:1) и с развитием телевидения высокого разрешения только набирает популярность широкоэкранное 16:9 (1,78:1), в киноиндустрии самым популярным на данный момент является суперширокоэкранное соотношение 2,39:1. Телефильмам свойственно специфичное «растянутое» повествование. При монтаже телефильмов учитываются рекламные блоки в эфирной сетке телеканалов — на интригующем моменте делается пауза, и после предполагаемой рекламы следует продолжение с небольшим «откатом» сюжета. Часто сиквелы известных фильмов, относительно которых нет уверенности в их коммерческом успехе, выходят непосредственно на телеэкраны — либо в виде телефильмов, либо в близком формате Direct-to-video. Из-за этого телевизионные фильмы получили снисходительные оценки сообщества критиков. Не располагая бюджетами большого, театрального кинематографа, создатели вынуждены работать с меньшим штатом и актерским составом, меньше использовать спецэффекты, меньшее количество сцен с меньшим числом камер. Они также вынуждены строго укладываться в отведенный хронометраж, не превышая и не укладываясь в меньшие сроки, учитывать в сценарии неизбежные рекламные паузы, отвлекающие зрителя.
Известные телефильмы |
Отечественные |
Расцвет советских телевизионных фильмов пришёлся на 1970-е — 1980-е годы. В этот период было снято множество телевизионных фильмов, ставших классикой советского кинематографа. Большая часть известных советских телефильмов — это лирические комедии, приключенческие и музыкальные картины. Премьеры подобных телефильмов проходили, как правило, в праздничные дни по 1-й программе ЦТ. Эта традиция сохраняется до сих пор. Так, например, телефильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» неизменно остаётся традиционным новогодним фильмом, транслирующимся в преддверии каждого Нового года сначала в СССР, а после его распада, в СНГ и в бывших республиках, таких как Прибалтика.
- 1969 — Проводы белых ночей (реж. Юлиан Панич)
- 1970 — Был месяц май (реж. Марлен Хуциев)
- 1971 — Бумбараш (реж. Николай Рашеев, Аркадий Народицкий)
- 1972 — Станционный смотритель (реж. Сергей Соловьёв)
- 1973 — Эта весёлая планета (реж. Юрий Сааков, Юрий Цветков)
- 1974 — Свадьба Кречинского (реж. Владимир Воробьёв)
- 1974 — Соломенная шляпка (реж. Леонид Квинихидзе)
- 1974 — Странные взрослые (реж. Аян Шахмалиева)
- 1974 — Таня (реж. Анатолий Эфрос)
- 1974 — Чисто английское убийство (реж. Самсон Самсонов)
- 1975 — Здравствуйте, я ваша тётя! (реж. Виктор Титов)
- 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! (реж. Эльдар Рязанов)
- 1975 — Приключения Буратино (реж. Леонид Нечаев)
- 1975 — Старший сын (реж. Виталий Мельников)
- 1976 — Дневной поезд (реж. Инесса Селезнёва)
- 1976 — Небесные ласточки (реж. Леонид Квинихидзе)
- 1976 — Тимур и его команда (реж. Александр Бланк, Сергей Линков)
- 1976 — Труффальдино из Бергамо (реж. Владимир Воробьёв)
- 1977 — Кто поедет в Трускавец (реж. Валерий Ахадов)
- 1977 — Про Красную Шапочку (реж. Леонид Нечаев)
- 1977 — Собака на сене (реж. Ян Фрид)
- 1978 — Безымянная звезда (реж. Михаил Козаков)
- 1978 — Дуэнья (реж. Михаил Григорьев)
- 1978 — Летучая мышь (реж. Ян Фрид)
- 1978 — Обыкновенное чудо (реж. Марк Захаров)
- 1978 — Театр (реж. Янис Стрейч)
- 1978 — 31 июня (реж. Леонид Квинихидзе)
- 1979 — Отпуск в сентябре (реж. Виталий Мельников)
- 1979 — Стакан воды (реж. Юлий Карасик)
- 1979 — Тот самый Мюнхгаузен (реж. Марк Захаров)
- 1979 — Трое в лодке, не считая собаки (реж. Наум Бирман)
- 1979 — Фантазии Фарятьева (реж. Илья Авербах)
- 1980 — Мы, нижеподписавшиеся (реж. Татьяна Лиознова)
- 1980 — Назначение (реж. Сергей Колосов)
- 1980 — Не стреляйте в белых лебедей (реж. Родион Нахапетов)
- 1980 — О бедном гусаре замолвите слово (реж. Эльдар Рязанов)
- 1981 — Не бойся, я с тобой (реж. Юлий Гусман)
- 1981 — С вечера до полудня (реж. Константин Худяков)
- 1982 — Дом, который построил Свифт (реж. Марк Захаров)
- 1982 — Ищите женщину (реж. Алла Сурикова)
- 1982 — Никудышная (реж. Динара Асанова)
- 1982 — Покровские ворота (реж. Михаил Козаков)
- 1982 — Транзит (реж. Валерий Фокин)
- 1982 — Чародеи (реж. Константин Бромберг)
- 1983 — Зелёный фургон (реж. Александр Павловский)
- 1983 — Поцелуй (реж. Роман Балаян)
- 1984 — Пеппи Длинныйчулок (реж. Маргарита Микаэлян)
- 1984 — Формула любви (реж. Марк Захаров)
- 1985 — Дети солнца (реж. Леонид Пчёлкин)
- 1988 — Собачье сердце (реж. Владимир Бортко)
- 1989 — Визит дамы (реж. Михаил Козаков)
- 1989 — Дон Сезар де Базан (реж. Ян Фрид)
Иностранные |
Дуэль (англ. Duel; 1971, США) — первый полнометражный фильм Стивена Спилберга, успех которого позволил ему начать карьеру кинорежиссёра.
Звёздный крейсер «Галактика» (фильм); 1978, США - собрал аудиторию около 60 миллионов.
На следующий день (англ. The Day After; 1983, США) — телефильм, который посмотрела возможно самая большая аудитория (около 100 миллионов), и являющийся одним из 100 лучших телефильмов всех времён по версии журнала «Time»[7].
Наполеон (фр. Napoléon; 2002, Франция) — самый дорогой телефильм Европы. Его стоимость превысила 40 млн евро[8].
Бриллиантовое руно; 1992, Канада — криминальная комедия, получившая высокие оценки критиков за художественные достоинства и премию Gemini.
Если бы стены могли говорить; 1996, США — телефильм из 3 новелл, впервые подробно затрагивающий тему абортов.
См. также |
- Кинофильм
- Видеофильм
- Мини-сериал
- Телеспектакль
Примечания |
↑ Основы фильмопроизводства, 1975, с. 26.
↑ Сергей Колосов. Режиссёр своей судьбы.
↑ Исполняется 95 лет со дня рождения режиссёра Сергея Колосова.
↑ О. Кознова Как начиналась многокамерная съёмка…
↑ 12 Роль ТО «Телефильм» в развитии национальной телевизионной культуры.
↑ [О создании творческого объединения «Телекино».]
↑ The Day After — The 100 Best TV Shows of All-TIME (неопр.). Time (2007). Проверено 5 ноября 2009. Архивировано 26 февраля 2012 года.
↑ Борислав Печников. На экраны Австрии выходит самый дорогой телефильм (неопр.). РИА «Новости» (06 января 2003). Проверено 5 ноября 2009. Архивировано 26 февраля 2012 года.
Литература |
- Б. Н. Коноплёв. Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
- Толмачёв В. Б. Производство телефильмов. — М.: Искусство, 1971. — 256 с.
- Нечай О. Ф. Становление художественного телефильма. — Минск: Наука и Техника, 1976. — 228 с.
Ссылки |
Определение телефильма — статья из Большой советской энциклопедии.- Телевизионное кино в СССР — Энциклопедия отечественного кино
- Телевизионное кино — Кирилл и Мефодий