Теплоход
Теплохо́д — обобщающее понятие, описывающее класс самоходных судов, судовая энергетическая установка (далее — СЭУ) которых основана на двигателе, преобразующем энергию сжигания топлива в механическую, в свою очередь преобразуемую электрогенераторами СЭУ в электроэнергию, используемую для питания тяговых электродвигателей, вращающих маршевые и вспомогательные гребные винты или приводящие в действие тяговые водомёты. (На малых судах привод на маршевый гребной винт может быть прямым от двигателей.) В подавляющем большинстве случаев в СЭУ теплохода используется дизельный двигатель. Суда, СЭУ которых приводится в движение паровой турбиной или газовой турбиной также принято относить к теплоходам, тем более что СЭУ таких судов часто включает и дизельные двигатели. Таким образом, теплоходами являются почти все самоходные современные суда, кроме атомоходов, парусных судов, и судов, использующих любые иные источники энергии и тяговые приводы.
Содержание
1 Классификация
2 Устройство
3 Распространение
4 История
5 Источники
6 Ссылки
7 См. также
Классификация |
Теплоходом, как следует из определения, может называться почти любое неатомное современное судно, кроме парусных и электроходов, не использующих СЭУ характерных для теплоходов.
Теплоходы могут разделятся по предназначению:
- Пассажирские теплоходы: пассажирские суда как с неограниченным так и с ограниченным районом плавания, паромы,
- Грузовые теплоходы: суда для перевозки грузов, самого различного назначения (Танкеры, Сухогрузы, балкеры, Контейнеровозы, ролкер, автомобилевозы, лихтеровозы, лесовозы и т. д.)
- Рыбопромысловые суда
- Вспомогательные суда: в частности ледоколы, буксиры,
- Военные корабли.
По району плавания:
- Неограниченный.
- Ограниченный морской район плавания.
- Смешанного плавания (река-море).
- Внутреннего района плавания (озерные и речные).
По особенностям физики хода на крейсерской скорости:
- водоизмещающие,
- суда на подводных крыльях,
глисеры,- суда на воздушной подушке.
По типу ГЭУ:
- Дизельные.
- Паротурбинные(котлотурбинные).
- Газотурбинные (газотурбоходы, газотурбоэлектроходы).
- Комбинированная ГЭУ — включает например, газовую турбину и дизельный двигатель.
По типу движителя:
- винтовые,
- водомётные.
По количеству гребных валов ГЭУ:
- Одновальные.
- Двухвальные.
- Многовальные.
Устройство |
Двигатель теплохода может быть малооборотным (в таком случае он работает непосредственно на гребной вал) либо высокооборотным. Высокооборотный двигатель соединяется с гребным валом при помощи передачи. Наиболее распространённые типы передач:
- механическая (редуктор)
- электрическая
- гидравлическая (реже)
В случае электрической передачи, двигатель вращает генератор постоянного тока или генератор переменного тока, генерирующий электроэнергию, питающую таговые электродвигатели, работающие на гребной вал. Электрическая передача позволяет плавно регулировать скорость вращения гребного винта. Теплоходы с электропередачей нередко выделяют в отдельный класс судов — дизель-электроходы, либо «турбо-электроходы».
Пуск судовых дизелей производится при помощи сжатого воздуха. Тепло выхлопных газов используют для выработки пара, который, в свою очередь, используется для отопления, обогрева воды, выработки электроэнергии и других судовых нужд.
В настоящее время самый мощный судовой дизель — двигатель RTA96-C, выпускаемый финской фирмой Вяртсиля (Wärtsilä). Этот 14-цилиндровый двигатель развивает мощность в 108 920 л. с.
Распространение |
В настоящее время теплоходы — самый распространённый тип судов. Они практически полностью вытеснили пароходы. Только скоростные суда чаще используют турбинную силовую установку (впрочем, такие суда, турбоходы, также причисляют к теплоходам).
Также дизель-электрическая энергетическая установка применяется на неатомных подводных лодках для надводного хода.
История |
Первые дизельные суда в мире появились в России, благодаря фирме «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель».
Нобели рано заинтересовались изобретением инженера Рудольфа Дизеля. Уже в 1898 году Нобель приобрёл чертежи дизеля мощностью в 20 л. с. Через несколько лет технических изысканий инженерам фирмы Нобеля удалось создать рабочий судовой дизель. Три таких двигателя были установлены в 1903 году на нефтеналивную речную баржу «Вандал» (построенную на Сормовском заводе и привезённую в Петербург) которая стала, таким образом, первым теплоходом в мире. На «Вандале» были установлены три дизеля, каждый мощностью в 120 л. с., которые приводили в движение винты при помощи электрической передачи, состоявшей из трёх генераторов и тяговых электромоторов. Такая сложная схема привода была выбрана из-за нерешенности проблемы реверса дизелей и управления оборотами в широких пределах.
В 1904 году фирмой Нобеля был построен следующий теплоход — «Сармат», — также бывший речным нефтеналивным танкером. Он имел два дизеля по 180 л. с. и два электрогенератора, но электропередача использовалась только для заднего хода и маневрирования, а в остальное время дизели работали на гребные валы непосредственно. «Вандал» и «Сармат» имели грузоподъёмность в 750 тонн каждый.
Первый реверсивный (могущий работать в обоих направлениях) дизельный двигатель был также создан в России. Он был установлен на построенной в 1908 году подводной лодке «Минога». В том же году на теплоходе «Мысль» была опробована конструкция механического устройства реверса.
В том же году и опять же в России был построен первый морской теплоход — танкер «Дело», — предназначенный для работы на Каспийском море. Он имел два двигателя общей мощностью в 1000 л. с. (по другим данным — 2000 л. с.). «Дело» было уже крупным судном: его длина составляла 106 метров, ширина — 15 метров, а грузоподъёмность достигала 4000 тонн.
Интересно, что наряду с винтовыми теплоходами строились и колёсные теплоходы: например буксир «Коломенский» (позднее — «Мысь»). Однако такие суда оказались неудачными: для привода гребных колёс дизелем использовалась сложная механическая передача, которая часто ломалась. Вскоре от колёсных теплоходов отказались.
Первые теплоходы России:
- 1903 — «Вандал»
- 1904 — «Сармат»
- 1907 — «Коломенский»
- 1908 — «Илья Муромец»
- 1908 — «Лезгин» (360 номинальных сил)
- 1908 — «Дело»
- 1910 — «Опыт» — колёсный теплоход для перевозки муки, грузоподъёмностью около 50 тонн
- 1911 — «Урал» — колёсный теплоход, первый пассажирский теплоход в мире, 800 номинальных сил (сгорел в 1916)
- 1912 — «Инженер Корейво» — грузовой теплоход мощностью в 600 номинальных сил и грузоподъёмностью в 70 тысяч пудов. Построен на Коломенском заводе
- 1913 — «Данилиха» — сухогруз, грузоподъёмность 2000 тонн, мощность 300 номинальных сил. Построен по проекту инженера Н. В. Кабачинского на Сормовском заводе
- 1915 — «Москвич», первый в мире буксир-теплоход с горизонтальным двигателем
Кроме крупных, некоторые из которых отмечены в списке, строились или переоборудовались в теплоходы и малые суда. На 1914 год на Волге их было уже около двухсот, а число крупных теплоходов составляло 48 (пассажирских и грузопассажирских — 16, грузовых — 12, буксиров — 20). Таким образом в течение весьма небольшого времени российская промышленность наладила производство теплоходов. Приобретённый опыт позволил перейти от опытных единичных судов к серийному производству. В 1907 году Коломенский завод приступил к строительству серии пассажирских теплоходов с винтовым приводом (заказчиком выступало акционерное общество «Кавказ и Меркурий»). Головное судно серии, которое назвали «Бородино», было готово к 1911 году. Строительство серии таких теплоходов продолжалось до 1917 года, — всего были построены 11 теплоходов. Самые долговечные суда этой серии: «Урицкий» (первоначально — «Царьград»), «Парижская Коммуна» (первоначально — «Иоанн Грозный») и собственно «Память тов. Маркина» (первоначально «Багратион») — проработали на Волге до 1991 года.
Вне России теплоходы начали строить в 1911 году в Германии и в 1912 году в Великобритании и Дании. Датская «Зеландия» (Sealandia), спущенная на воду в 1911 году, стала первым океанским теплоходом. Это судно получилось очень удачным — за первые двенадцать лет службы ремонт двигателей пришлось проводить только один раз. «Зеландия» проработала до 1942 года.
Теплоходы стали довольно массовыми к тридцатым годам (по данным регистра Ллойда, в 1930 году они составляли 10% мирового гражданского флота). А к 1974 году, по данным того же регистра, теплоходы составляли уже 88,5% мирового гражданского флота.
По сравнению с пароходами теплоходы имели следующие преимущества:
- значительно более высокий КПД,
- меньший расход топлива (а следовательно, большую грузоподъёмность и больший запас хода),
- более высокая надёжность двигателя.
- технологичность и удобство эксплуатации и производства.
Источники |
К. В. Рыжков. «Сто великих изобретений», Москва, «Вече», 2002. ISBN 5-7838-0528-9
- Энциклопедия кораблей. «Полигон», «Аст», Москва — Санкт-Петербург, MCMXCVII. ISBN 5-89173-008-1
- Большая Советская энциклопедия
Ссылки |
- Статья о самом большом судовом дизеле
- История речного транспорта в России, в том числе и теплоходов
См. также |
- Москва (тип речных судов)
- Родина (тип речных судов)
- Россия (тип речных судов, 1952)
- Победа (теплоход)
- Метеор (теплоход)
- Спутник (теплоход)
- Эльбрус теплоход