Марраны








Марраны. Тайный седер в Испании во времена инквизиции. Картина Моисея Маймона


Марра́ны или мара́ны (исп. marrar «заблуждаться», араб. محرّم‎ [мухаррам] «запрещённое»)[1] — термин, которым христианское население Испании и Португалии называло евреев, принявших христианство, и их потомков, независимо от степени добровольности обращения (конец XIV—XV вв.).




Содержание






  • 1 Происхождение названия


  • 2 Положение


  • 3 Известные представители


  • 4 Марраны сегодня


  • 5 В художественной литературе


  • 6 См. также


  • 7 Примечания


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки




Указ испанской правящей королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской, принятый в 1492 году, предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны. Большинство евреев бежало либо в Португалию (где через 5 лет история повторилась), оттуда — на север Европы, либо в Италию, Османскую империю, страны Северной Африки. Однако часть евреев в Испании, а затем в Португалии, приняла христианство. Похожая участь в 1502 году постигла и мусульман (мавров), а через сто с небольшим лет — и морисков — потомков мавров, номинально принявших христианство.


Часто марраны и их потомки втайне продолжали сохранять верность иудаизму (полностью или частично). Еврейская традиция рассматривает марранов как наиболее значительную группу анусим (ивр. ‏אֲנוּסִים‏‎ букв. «принуждённые») — евреев, насильственно обращённых в иную религию. Марраны, тайно продолжавшие исповедовать иудаизм, являлись главным объектом преследований испанской инквизиции,[2] как и мориски.


На протяжении следующих нескольких столетий, во время колонизации Испанией и Португалией Южной Америки и островов Карибского моря, многие марраны поселились там. Часть из них присоединилась к сефардским евреям, нашедшим убежище в голландских колониях. Однако основная масса марранов растворилась в испаноязычном населении.


Согласно генетическим исследованиям Лидского университета, проведённым в 2008 году, 20 % современного населения Испании имеют еврейские корни по мужской линии и 11 % имеют арабские и берберские корни.[3]



Происхождение названия |


Это, по всей видимости, презрительное прозвище неясного происхождения. По-испански marrano означает «свинья». Существуют, однако и другие версии этимологии термина «marrano»: ивр. ‏מראית עין‏‎ (мар’ит аин, «внешняя видимость»); арам. מר אנוס (мар анус, «принуждённый»); ивр. ‏מומר‏‎ (мумар, «выкрест») с испанским окончанием 'ano'; араб. mura'in‎ («ханжа»).



Положение |


Марраны часто подвергались погромам наравне с иудеями. Преследование марранов было одной из основных задач испанской инквизиции (1478—1835). Первоначально многие марраны достигали высокого положения в обществе. Но с 1449 года сначала кортесы, цехи, монашеские ордены и университеты, а позднее также королевская и папская власть ограничивали права марранов. Последний подобный закон был отменён в 1870 году. Тем не менее ещё в 1941 году святой Хосемария Эскрива де Балагер, происходивший из марранов, был арестован франкистами. Несмотря на то что в годы гражданской войны он призывал католиков воевать на стороне Франко, его подвергли допросам с целью выяснить, не влияет ли его происхождение на его деятельность и не является ли созданная им организация «Опус Деи» «еврейской ветвью масонства».


Традиционная еврейская историография полагала, что марраны эмигрировали исключительно по религиозным причинам. Однако ряд современных историков (например Бенцион Нетаньяху и А. Ж. Сарайва) считают, что инквизиция пыталась не просто заставить марранов отказаться от тайного иудаизма, но и овладеть их имуществом. Для этого обвинения возводились на вполне искренних христиан, и они также эмигрировали, спасаясь от инквизиции[4].



Известные представители |


  • Хосемария Эскрива де Балагер


Марраны сегодня |


Сегодня с марранами себя идентифицируют некоторые жители города Порту, острова Мальорка и северо-восточных областей Бразилии.



В художественной литературе |



  • Тема преследования евреев в католической Испании XVII-XVIII вв. затрагивается в мистическом романе польского писателя-аристократа Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1797-1815).

  • Преследование испанской инквизицией марранов лежит в основе сюжета новеллы французского писателя Вилье де Лилль-Адана «Пытка надеждой» (1888).

  • Событиям, связанным с изгнанием евреев из Испании, посвящен очерк английского писателя Рафаэля Сабатини «Торквемада и испанская инквизиция» (1913) и его рассказ «Прекрасная дама. Из истории севильской инквизиции», вошедший в сборник «Ночи Истории» (1917).

  • Гонения на евреев в Испании во времена Фердинанда и Изабеллы являются одной из центральных тем приключенческого романа английского писателя Г. Р. Хаггарда «Прекрасная Маргарет» (1907).



См. также |



  • Конверсо

  • Мориски

  • Исконные христиане

  • Изгнание евреев из Испании

  • Испанская инквизиция



Примечания |





  1. marrano // DICCIONARIO DE LA LENGUA ESPAÑOLA — Vigésima segunda edición. REAL ACADEMIA ESPAÑOLA


  2. Марраны — статья из Электронной еврейской энциклопедии


  3. «Генетические Тесты в Испании» Николас Уэйд, New York Times, 12/05/2008 стр. А12


  4. Капланов Р. М. Испано-португальские евреи в России и на Украине (XVI—XVIII вв.), Сборник трудов, Москва, Сэфер, 2010




Литература |




  • Лозинский С. Г. История инквизиции. СПб.., 1914

  • Марраны // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.



Ссылки |



  • Новые христиане — статья из Электронной еврейской энциклопедии

  • Марраны — статья из Электронной еврейской энциклопедии











Popular posts from this blog

Арзамасский приборостроительный завод

Zurdera