Пауэрс, Гарольд



































Гарольд Пауэрс
Дата рождения
5 августа 1928(1928-08-05)[1]
Место рождения
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Дата смерти
15 марта 2007(2007-03-15)[1](78 лет)
Место смерти
  • Санта-Моника, Лос-Анджелес, Калифорния, США

Страна
  • Flag of the United States.svg США[2]

Род деятельности
музыковед, теоретик музыки
Награды и премии

стипендия Гуггенхайма



Га́рольд Па́уэрс (Powers; 5 августа 1928, Нью-Йорк — 15 марта 2007, Санта-Моника) — американский музыковед, один из крупнейших в англоязычном мире исследователей старинной гармонии.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Учение


  • 3 Избранные сочинения


  • 4 Примечания


  • 5 Ссылки





Биография |


Учился в Стэнфордском университете и Сиракузском университете как пианист (бакалавр музыки, 1950). В 1952 окончил Принстонский университет (изучал теорию музыки у М. Бэббитта и Э. Коуна, музыковедение у О. Странка и А. Менделя) со специализациями «музыковедение» и «композиция». Бо́льшую часть жизни преподавал в Принстоне (1955–58, 1973–2001, профессор с 1973), также в Гарварде (1958–60) и в университете шт. Пенсильвания (1961–73, профессор с 1971). После многих лет изучения традиционной индийской музыки (учился в Индии в 1952–54, 1960–61, 1967–68 гг., написал и защитил в 1959 в Принстоне диссертацию о южно-индийской раге «The Background of the South Indian Rāga-System») переключился на старинную европейскую музыку, стал одним из самых крупных в США исследователей старинных звуковысотных систем. Пауэрс — автор фундаментальных статей по теории музыки в «Музыкальном словаре Гроува» (Mode) и «Гарвардском музыкальном словаре» (Melody, Rhythm). Занимался также изучением итальянской оперы XIX — начала XX вв.



Учение |


В отличие от многих западных учёных, рассматривавших историю европейской гармонии как переход от монодической модальности к гармонической (мажорно-минорной) тональности, Пауэрс считал, что


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}




…модальность и тональность сосуществуют как специфические свойства музыки на разных эпистемологических уровнях (separate epistemological planes), и в этом случае бессмысленно говорить о «переходе» от первой ко второй; модальность и тональность в этом смысле не конкурируют между собой и не означают взаимоисключающие средства музыкальной организации.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


Hyer B. Tonality // The Cambridge history of Western music theory. New York, 2002, p.738.


Этот концептуальный тезис, который Пауэрс впервые высказал в статье 1981 г.[3] и неоднократно отстаивал в позднейших своих работах[4], так и не был принят на Западе повсеместно, даже в «англоязычном» пространстве музыковедения[5].


В исследовании «классической» полифонии XVI века (прежде всего, в церковной музыке Палестрины и Лассо) Пауэрс развивал учение (немецкого музыковеда) Зигфрида Хермелинка, считавшего главным признаком старинной звуковысотной структуры так называемый «ладовый тип» (нем. Tonartentyp, англ. tonal type). В понятие ладового типа Хермелинк включал (1) высотный уровень диатонического звукоряда (в нотных памятниках представлен в основной «белоклавишной» позиции либо в кварто-квинтовой транспозиции), (2) комбинацию амбитусов отдельных голосов, на которую указывала (стандартная) регистровая расстановка старинных ключей (нем. Schlüsselung,англ. cleffing[6]), и (3) финалис, который Пауэрс трактовал как «тонику» (англ. tonic), с основным тоном большого или малого трезвучия в положении ультимы генеральной каденции. В развитие идей Хермелинка «ладовый тип» (tonal type) толковался Пауэрсом как минимально «обязательная» характеристика ладового своеобразия вокальной полифонии XVI в., а соединение в «ладовом типе» тональных и модальных категорий — как практическое подтверждение его концептуального тезиса о некоррелятивности модальности и тональности[7]. Экстраполируя пандан эмического и этического (заимствованный из отрасли социологии, известной как «культурная антропология») на музыкознание, он призывал отличать рефлексию старинных ладов у современных этим ладам музыкантов и теоретиков («эмический» подход) от анализа в универсальных категориях теории музыки XX века («этический» подход)[8].


Концепция «ладовых типов» (tonal types) Пауэрса приобрела в англоязычном музыкознании достаточно широкое хождение. Американец Питер Леффертс, например, распространил её на французскую многоголосную песню (шансон) XIV века[9], а итальянцы М.Сабайно и Д.Мангани — на музыку позднего Ренессанса и мотеты Орландо Лассо[10].


В масштабной статье «Mode» (фактически — небольшой книге), опубликованной в Музыкальном словаре Гроува в 1980 г. (расширенная редакция, с соавторами,— в Гроуве 2001 г.), Пауэрс развернул подробный и систематический обзор документальных свидетельств о модальных ладах (т.наз. церковных тонах) западноевропейской традиции, а также добросовестно пересказал «вторичные» суждения учёных (главным образом, европейских) XX в. о европейских и неевропейских модальных ладах, в том числе воспроизвёл и собственную теорию (точнее, адаптированную теорию Хермелинка) «ладовых типов» многоголосной церковной музыки XVI в. Благодаря обилию реферативно-справочного материала (в переводах на английский), чётких схем и нотных примеров (в стандартной пятилинейной нотации) статья «Mode» Пауэрса ныне признана на Западе фундаментальным (вторичным) источником по теории и истории модальности.



Избранные сочинения |



  • The modality of «Vestiva i colli» // Studies in Renaissance and Baroque Music in Honor of Arthur Mendel, ed. R.L. Marshall. Kassel and Hackensack (NJ), 1974, pp.31-46.

  • Mode // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol.12. London: Macmillan Publishers, 1980, p.376-450.

  • Tonal types and modal categories in Renaissance polyphony // Journal of the American Musicological Society, XXXIV (1981), pp.428-70.

  • Modal representations in polyphonic offertories // Early Music History 2 (1982), pp. 43-86 (на музыкальном материале, главным образом, цикла офферториев Палестрины)

  • Monteverdi's model for a multimodal madrigal // In cantu et in sermone. For Nino Pirrotta on his 80th birthday, ed. by F. della Seta and F. Piperno. Firenze: Olschki, 1989, p.185-219.

  • (соавтор William Ashbrook) Puccini’s Turandot: the end of the great tradition. Princeton: Princeton University Press, 1991.

  • Is mode real? Pietro Aron, the octenary system and polyphony // Basler Jahrbuch für historische Musikpraxis 16 (1992), pp.9-52.

  • Modality as a European cultural construct // Secondo Convegno Europeo di Analisi Musicale. Atti, ed. Rossana Dalmonte and Mario Baroni. Trento, 1992, pp. 207—219.

  • Anomalous modalities // Orlando di Lasso in der Musikgeschichte, hrsg. v. Bernhold Schmid. München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1996, SS. 221—242.

  • From psalmody to tonality // Tonal Structures in Early Music, ed. by C.C.Judd. New York; London: Garland, 1998, pp. 275—340.

  • (с соавторами) Mode // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol.16. London; New York, 2001.

  • "Mode" and "Raga" revisited // Remembering Oliver Strunk, teacher and scholar, ed. Christina Huemer. Hillsdale, NY : Pendragon Press, 2005, p.7-10.



Примечания |





  1. 12 SNAC — 2010.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3430"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311"></a>



  2. LIBRIS — 2007.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1182"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1798125"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P5587"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P906"></a>



  3. Tonal types and modal categories… p.467. Аналогичную идею (некоррелятивности тональности и модальности) независимо от Г.Паурса развивал русский учёный Ю.Н. Холопов (впервые в статье, написанной в 1975 и напечатанной в 1982 г.: Модальная гармония: Модальность как тип гармонической структуры // Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Ташкент, 1982, с.16).


  4. В том числе в статьях 1992 и 1996 г., полное библиографическое их описание см. в разделе Избранные сочинения.


  5. В предисловии к сборнику «Тональные структуры старинной музыки» (1998) его составитель К.К.Джадд констатировала: «Over the last two decades, a series of increasingly skeptical articles by Harold Powers attempted to demonstrate the artificiality of the modal / tonal dichotomy enshrined in this debate (имеется в виду грандиозная полемика Майера и Дальхауза о многоголосных ладах эпохи Возрождения). And while Powers's pathbreaking work has indeed eroded the modal / tonal paradigm, his work has only hinted at the paradigm with which a modal / tonal, ancient / modern binarism is to be replaced». (Tonal Structures in Early Music, ed. by C.C.Judd. New York; London: Garland, 1998, p. 7.


  6. Букв. «ключевание», от англ. clef — ключ.


  7. В статье «Is mode real?» (1992) Пауэрс выражал убеждённость в том, что в музыке XVI в. существовала некая особая форма тональности, специфически отличающаяся от мажорно-минорной тональности XVIII в.: «I would certainly assert that 16th-century tonalities do exist, and that they are not 18th-century tonalities» (цит.соч., p.12). Впрочем, никакой концепции такой (старинной) тональности Пауэрс так и не построил. В одной из своих последних статей (1996) на тему старинных ладов американский учёный признавался, что «еще не готов выдвинуть какую-либо новую гипотезу ренессансной тональности»: «The composed polyphony of the 16th century, with its highly evolved tonal relations, I keep methodologically separate from modal theory <…>. I am not yet ready to advance any new hypothesis about Renaissance tonalities or any particular Renaissance tonality» (Anomalous modalities <…>, p.226).


  8. Powers H. Tonal types and modal categories (1981), pp.466-467 et passim.


  9. Lefferts P. Signature-systems and tonal types in the fourteentg-century French chanson // Plainsong and Medieval Music 4 (1995), p.117-147.


  10. Mangani M., Sabaino D. Tonal types and modal attribution in late Renaissance Polyphony: New Observations // Acta Musicologica LXXX (2008), pp. 231-250; Sabaino D. Lasso’s motets: A case study in different layers of tonal type problematic nature // Round Table I. Historical theory and the role of cultural memory.




Ссылки |



  • Некролог Принстонского университета (англ.)








Popular posts from this blog

Арзамасский приборостроительный завод

Zurdera