Психологическое консультирование




Психологическое консультирование — один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи[1].




Содержание






  • 1 История и причины появления


  • 2 Цели


  • 3 Виды


  • 4 Этические принципы


  • 5 Организация процесса


  • 6 Теории, направления и подходы


    • 6.1 Подходы




  • 7 Осмысление в художественной культуре и популяризация


  • 8 Литература


  • 9 Примечания





История и причины появления |


Как пишет специалист в области психологического консультирования Римантас Кочюнас (польск.), данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые не имея клинических нарушений всё же искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают прежде всего людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.[2]


Психологическое консультирование появлялось, содержательно наполняясь различными теориями — как психологическими и психотерапевтическими, так и философскими, социально-психологическими, так и собственно — консультативными.


Появление теорий психологического консультирования находится под влиянием социально-исторических (особенности общественной организации, общественные проблемы времени, в которых живёт создатель теории, изменения в обществе и др.) и культурных факторов (различия в культурах, в которых создаются теории). Создатели теорий нередко создают свои теории, решая свои собственные проблемы, при этом выражая или отражая собственную индивидуальность, имея сильную заинтересованность в записи и передаче идей[1].



Цели |


Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы. Рассмотрим некоторых из них:




  • Бихевиорально-ориентированное направление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека.

  • Для экзистенциального направления, как отмечает Эмми ван Дорцен, цель психологического консультирования «состоит в том, чтобы прояснить, оттенить и понять жизнь». Оказываемая консультантом клиенту помощь нацелена на поиск последним собственного направления в жизни с использованием инсайтов. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни[3].


Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.


По направленности цели психологического консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией) и цели, связанные с обеспечением роста и развития, хотя такое разделение не всегда возможно произвести достаточно чётко[1].


В целом, в психологическом консультировании (с рядом исключений) большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению психического здоровья (как клиента, так и консультанта), а также особенно большое значение придаётся повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни, и, в конечном счёте, — возможности жить без помощи консультанта[4].


Постановка цели психологического консультирования, являющейся предвосхищаемым его результатом, в силу обоюдной активности в процессе консультирования как консультанта, так и клиента в разных теоретических традициях является обычно единым совместным творчеством обоих субъектов, хотя вместе с тем, её понимание (например, глубина понимания), а также способы отношения к данной цели у них могут различаться, в силу того, что они занимают различные позиции в психологическом консультировании.


Одно из самых общих определений основной цели психологического консультирования является определение, данное Ю. Алёшиной — это оказание психологической помощи. Вместе с тем, дальнейшая конкретизация этой цели — достаточно сложное занятие[5]. Например, как отмечает отечественный исследователь в области методологии психологии Анатолий Сергеевич Шаров, вопрос о том, что означает «помочь человеку?» не является таким уж простым. Ответ на него будет зависеть от теоретической позиции, которую занимает консультант, а точнее от её ценностной основы, которой определяется, что же является ценным, важным, существенным и значимым, а что таким не является[6]. С другой стороны, различные сообщества, как и их члены, имеют различные базовые ценностные ориентации, и соответственно этим ценностным ориентациям должны определяться цели психологического консультирования.


В качестве цели психологического консультирования, практически вне зависимости от подхода, который использует консультант, может рассматриваться выслушивание и понимание клиента, которое уже само по себе, зачастую приводит к положительным изменениям. Другими словами, предвосхищаемым результатом консультирования является обеспечение клиента возможностью высказаться, поговорить откровенно, рассказать о том, что беспокоит и тревожит его.


Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты. Рассмотрим основные из них:




  1. Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента — один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, если клиент переживает горе или утрату, то он может и должен рассчитывать на то, что после консультации ему станет хоть немного легче, а консультант будет стараться облегчить его горе. В иной ситуации облегчение эмоционального состояния может не являться основной целью консультанта, и более того, клиент может начать переживать свои проблемы острее и болезненней, поскольку в некоторых случаях ощущение собственной ответственности, приходящей вместе с пониманием ситуации, может не являться лёгким или приятным переживанием[5].


  2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.


Психологическое консультирование отличается от психотерапии, хотя чёткую границу между ними не проводят.


В частности, как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, большинство консультантов не считают использование отношений помощи (то есть психологического консультирования) достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения, и полагают, что необходимо использовать также целый репертуар воздействий (то есть психотерапию), в дополнение к отношениям помощи[1].


В психотерапии делается акцент на изменении в личности, в то время как в психологическом консультировании на использовании имеющихся у клиентов ресурсов[7]. В психологическом консультировании, как правило, большее чем в психотерапии значение придаётся информированию и объяснению[8].
Психотерапевты, как правило, имеют дело с более тяжёлыми расстройствами, более глубинными проблемами, а «психотерапия» является более медицинским термином, чем «консультирование»[1][5]. Ю. Е. Алёшина, в частности, отмечает, что различия между потребностями в психотерапевтической помощи и психологическом консультировании «часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи» со специалистом, и локусе (точнее локусе контроля) этих жалоб. Клиентов, нуждающихся в психологическом консультировании, отличает обычно подчёркивание ими негативной роли других людей в возникновении их собственных жизненных сложностей, в то время как клиентов, нуждающихся в психотерапевтической помощи отличают, как правило, жалобы на «неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания», а также некоторые формы поведения[9]. Кроме того, клиенты, нуждающиеся в психологическом консультировании уже проделали часть работы по анализу собственных проблем и неудач, решили, что им нужна помощь — это уже «шаг, требующий определённого мужества»[9], в то время как клиенты, нуждающиеся в психотерапевтической помощи нередко проявляют себя менее осмысленными и активными по отношению к своим проблемам клиентами, что в некоторых направлениях рассматривается как их переход больше к качеству «пациента», чем «клиента».


Некоторые авторы, например Ю. Е. Алёшина, отмечают также, что различна длительность психологической помощи — психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным (редко превышает 5-6 встреч консультанта и клиента), в то время, как процесс психотерапии может длиться значительно дольше (десятки, а то и сотни встреч консультанта и клиента в течение ряда лет), но есть исключения, связанные с особенностями понимания консультативного процесса в некоторых теориях[5].



Виды |


Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):




  • Индивидуальное психологическое консультирование;


  • Семейное психологическое консультирование;


  • Групповое психологическое консультирование;


  • Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;


  • Мультикультурное психологическое консультирование.



Этические принципы |


В деятельности психолога-консультанта, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также — социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности — как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т. д.[5]


Очень сложно и вряд ли возможно различить этические принципы психологической помощи в целом и психологического консультирования.
Среди наиболее важных этических принципов психологического консультирования (согласно Ю. Е. Алёшиной) традиционно выделяют следующие[5]:




  1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту — «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.


  2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента — психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.


  3. Запрет давать советы — психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того, дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Помимо этого, давая совет, психолог может изменить профессиональную позицию, а принимая совет, клиент также может изменить свою позицию в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом любые неудачи в реализации совета клиентом могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.


  4. Анонимность — никакая информация, сообщённая клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.


  5. Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи[10].



Организация процесса |



Психологическое консультирование может проходить в различных пространственных и временных условиях, но считается, что для повышения его эффективности существенное значение имеют особенности пространственной и временной организации этого процесса.




Один из вариантов расположение стульев для консультации и общей атмосферы в консультативном кабинете


В качестве наиболее подходящего места для проведения психологического консультирования, указывают специально оборудованный кабинет, позволяющий обеспечить уединённость, удобство и комфорт, в котором должны отсутствовать элементы, которые могут привлечь излишнее внимание клиента, и отвлекающие его от процесса консультирования. Вместе с тем, консультирование может быть успешным и без наличия специально оборудованного кабинета. Для этого, консультант может специально организовать некоторую часть пространства, лучше всего в углу, где можно посадить клиента спиной к двери, ограничив его поле зрения, и тем самым, максимально сосредоточив его на самом себе[5].


Эффективным вариантом посадки консультанта и клиента, считается положение друг на против друга и чуть наискосок, которое позволяет с лёгкостью видеть лицо собеседника, и вместе с тем даёт возможность отвести глаза в сторону без особого труда. Расстояние между консультантом и клиентом не должно быть слишком маленьким, то есть они не должны сидеть слишком близко друг к другу, и должны иметь пространство для ног, достаточное чтобы иметь возможность, чтобы встать или сесть на своё место. Иногда полезно когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или при необходимости вести запись. Вместе с тем, стол не должен быть большим, так как может стать помехой и восприниматься как барьер между клиентом и консультантом[5].


Время, как и пространство, имеет большое значение для эффективности и успешности психологического консультирования. Во-первых, у клиента и консультанта должно быть достаточно времени, и выбор этого времени должен быть сделан правильно, то есть должны быть обеспечены возможности спокойно, не спеша, и «на свежую голову» участвовать в консультативном сеансе у обоих. Во-вторых, время самой консультации должно быть правильно организовано, под чем подразумевается чёткое обозначение начала и конца консультативного сеанса, а также наличие этапов консультативного сеанса. Часы на стене или на столе, как важный атрибут кабинета консультанта позволят напомнить всем участникам психологического консультирования о том, что время идёт и им обоим необходимо работать активно и динамично[5].



Теории, направления и подходы |


Любое психологическое консультирование, будучи видом психологической практики, опирается на теоретическое понимание этой практики. Теории, применяемые для психологического консультирования, обладают целым рядом функций, например:




  • разработка терминологии, профессионального языка и способов его использования — то, с помощью чего можно понимать и интерпретировать происходящее с клиентом и в целом консультативный процесс, а также обмениваться информацией и достигать взаимопонимания;


  • обеспечение консультантов и клиентов концептуальными структурами, на основе которых можно принимать решения, интерпретировать проявления клиента — его поведение, мысли, чувства и переживания, направления его развития, способы общения с ним, а также систематически осмысливать консультативный процесс;


  • помощь в понимании, объяснении, а также прогнозировании (иногда — индуцировании) различных проявлений и возможных вариантов поведения и жизнедеятельности клиента.


Хотя клиенты не так искушены в создании и использовании теорий, тем не менее, они создают и используют свои «непрофессиональные» теории для понимания и осмысления того, что с ними происходит в их жизни и, в частности, в процессе психологического консультирования. И эти теории опосредуют сам процесс психологического консультирования и, соответственно, его результаты[11].


Несмотря на указанную значимость теорий для процесса психологического консультирования, они — лишь один, хотя и важный, посредник в этом процессе. Есть и другие посредники, от которых зависит процесс и результат психологического консультирования. Традиционно выделяют консультанта (его знания, навыки, способности и многое другое), самого клиента, эффективность использования методов психологического консультирования, а также контекстные переменные[1].


Некоторые авторы, например Раймонд Корсини[8], рассматривают психологическое консультирование как настолько сложную деятельность, что сравнивают её с искусством.



Подходы |


В психологическом консультировании наиболее устойчиво выделяемыми (в отечественной и зарубежной психологии) подходами к его осуществлению называют следующие (критерий выделения — на чём концентрируется подход):




  • поведенческое (бихевиоральное) направление, в том числе:


    • рационально-эмоциональная поведенческая терапия А. Эллиса (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс[1], относят его к когнитивному направлению);


    • клиническая поведенческая терапия Марвина Р. Голдфрида и Герольда Дэвисона (А. Эллис относит его к когнитивному направлению)[12];




  • психодинамическое (психоаналитическое) направление, в том числе:


    • психоанализ З. Фрейда и др.;


    • индивидуальная психология А. Адлера;


    • аналитическая психология К. Г. Юнга;


    • самоанализ К. Хорни;




  • гештальттерапевтическое направление Ф. Перлза (некоторые авторы, например, Р. Нельсон-Джоунс[1], относят его к гуманистическому направлению);


  • психодраматическое направление Я. Л. Морено;


  • когнитивное направление, в том числе:


    • социально-когнитивное консультирование А. Бандуры;


    • когнитивное консультирование А. Бека;


    • краткосрочная терапия Ирвинга Джайниса;




  • экзистенциальное (экзистенциально-гуманистическое) направление, в том числе:


    • экзистенциальное консультирование И. Д. Ялома и Р. Мэя;


    • личностно-центрированное консультирование К. Роджерса;


    • транзактный анализ Э. Берна;


    • логотерапия В. Франкла;


    • консультирование реальностью У. Глассера;




  • конструктивистские направления, в том числе:


    • нарративное направление;


    • диалогическое направление, в том числе:

      • теория диалогического я Г. Херманса;



    • феминистское направление;



  • эклектическое и интегративное направление, в том числе:


    • мультимодальное консультирование А. А. Лазаруса;


    • консультирование по жизненным умениям Р. Нельсона-Джоунса.





Осмысление в художественной культуре и популяризация |


Психологическому консультированию, в его, во многом, психоаналитическому прочтению, посвящён американский драматический сериал in Treatment[13], снятый американской компанией HBO по мотивам израильского сериала BeTipul.



Литература |



  • Алёшина, Юлия Евгеньевна. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е издание. — М.: Независимая фирма «Класс», 2007. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-86375-111-8.

  • Дорцен, Эмми ван (англ.). Цель экзистенциальной психотерапии и консультирования : [рус.] // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия : журнал. — Великобритания, 2004. — № 5.

  • Гулина, Марина Анатольевна. Терапевтическая и консультативная психология. — 2-е издание. — СПб.: Речь, 2001. — 352 с. — (Классики и современники психологии). — 5000 экз. — ISBN 5-9268-0049-8.

  • Копьев, Андрей Феликсович. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации. — Вопросы психологии. — 1990. — Т. № 3. — С. 17-25.

  • Кочюнас, Римантас (польск.). Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999. — 240 с. — (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-8291-0002-9.

  • Кочюнас, Римантас (польск.). Психологическое консультирование и групповая психотерапия. — М.: Академический Проект, 2005. — 464 с. — (Gaudeamus). — 5000 экз. — ISBN 5-8291-0398-2, ISBN 5-902358-10-8, ISBN 5-8291-0570-5, ISBN 5-98426-030-1.

  • Мэй, Ролло. Искусство психологического консультирования = The Art of Counselling. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 144 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). — 3000 экз. — ISBN 5-86375-007-3.

  • Нельсон-Джоунс, Ричард. Теория и практика консультирования = The Theory and Practice of Counselling. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с. — (Золотой фонд психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-8046-0066-4, ISBN 0-304-33135-X.

  • Немов, Роберт Семёнович. Психологическое консультирование. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 528 с. — (Учебник для вузов). — 200 000 экз. — ISBN 978-5-691-00268-7.

  • Эллис, Альберт, Драйден, Уинди. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии = The Practice of Rational Emotive Behavior Therapy / Пер. с англ. Т. Саушкиной. — 2-е изд. — СПб.: Речь, 2002. — С. 36. — 352 с. — (Современная психотерапия). — 4000 экз. — ISBN 5-9268-0120-6.

  • Corsini, Raymond J., Wedding, Danny. Current Psychotherapies. — 4th ed. — Itasca, IL: Peacock, 1989.

  • Jahoda, Marie (англ.). Current Comcepts of Positive Mental Health. — New York: Basic Books, 1958.

  • Tyler, Leona Elizabeth (англ.). The Work of the Counselor. — 2nd ed. — New York: Appleton-Century-Crofts, 1961.



Примечания |





  1. 12345678 Нельсон-Джоунс, Ричард. Теория и практика консультирования = The Theory and Practice of Counselling. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с. — (Золотой фонд психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-8046-0066-4, ISBN 0-304-33135-X.


  2. Кочюнас, Римантас (польск.). Основы психологического консультирования. — Москва: Академический проект, 1999. — 240 с. — (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-8291-0002-9.


  3. Дорцен, Эмми ван (англ.). Цель экзистенциальной психотерапии и консультирования (рус.) // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия : журнал. — Великобритания, 2004. — № 5.


  4. Jahoda, Marie (англ.). Current Comcepts of Positive Mental Health. — New York: Basic Books, 1958.


  5. 123456789 Алёшина, Юлия Евгеньевна. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е издание. — М.: Независимая фирма «Класс», 2007. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-86375-111-8.


  6. Шаров, Анатолий Сергеевич. Курс лекций по методологии и методам психологических исследований. — 2-е издание. — Омск, 2003.


  7. Tyler, Leona Elizabeth (англ.). The Work of the Counselor. — 2nd ed. — New York: Appleton-Century-Crofts, 1961.


  8. 12 Corsini, Raymond J. Предисловие // Current Psychotherapies / Corsini, Raymond J., Wedding, Danny. — 4th ed. — Itasca, IL: Peacock, 1989. — С. 1-16.


  9. 12 Алёшина, Юлия Евгеньевна. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е издание. — М.: Независимая фирма «Класс», 2007. — С. 12. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-86375-111-8.


  10. Dahlberg, Charles Clay. Sexual contact between patient and therapist // Symposium on love / ed. by Mary Ellen Curtin. — New York : Behavioral Publications, 1973. — 244 с. — ISBN 0-87705-116-X. — ISBN 978-0-87705-116-9.


  11. Molden, Daniel C., Dweck, Carol S.. Finding «meaning» in psychology: A lay theories approach to self-regulation, social perception, and social development // American Psychologist : журнал. — 2006. — Т. 61. — С. 192—203.


  12. Эллис, Альберт, Драйден, Уинди. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии = The Practice of Rational Emotive Behavior Therapy / пер. с англ. Т. Саушкиной. — 2-е изд. — СПб. : Речь, 2002. — С. 36. — 352 с. — (Современная психотерапия). — 4000 экз. — ISBN 5-9268-0120-6.


  13. Официальный веб сайт сериала in Treatment










Popular posts from this blog

Арзамасский приборостроительный завод

Zurdera