Московский пожар (1812)








Иван Айвазовский. «Пожар Москвы в 1812»
Вид на Московский пожар с южной стороны Кремля


Московский пожар 1812 года произошёл 2—6 сентября (14—18 сентября) 1812 года во время оккупации французами Москвы, оставленной русской армией после Бородинского сражения. Пожар охватил практически весь Земляной город и Белый город, а также значительные территории на окраинах города, истребив три четверти[1] деревянных в своей массе построек.




Содержание






  • 1 Развитие событий


  • 2 Хронология пожара


  • 3 Причины пожара


  • 4 Судьба раненых


  • 5 Разграбление Москвы


  • 6 Оценка последствий


  • 7 Восстановление


  • 8 Примечания


  • 9 Литература





Развитие событий |



Основная масса жителей Москвы покинула город в течение августа 1812 года. Военный совет в Филях 1 (13) сентября утвердил решение Кутузова об оставлении Москвы без боя. На следующий день русская армия прошла через Москву на восток через Дорогомилово, Арбат, Яузскую улицу, дорогу на Рязань, сопровождаемая массами беженцев. По её следам в город вошел авангард Мюрата (до 25 000), занявший Московский Кремль. Главные силы Наполеона вошли в город вечером тремя колоннами (Фили, Дорогомилово, Лужники); Наполеон остался на ночь в Дорогомиловской слободе. В этот день появляются сообщения о первых, разрозненных пожарах в Китай-городе и Яузской части (Тарле).



Хронология пожара |


Утром 3 (15) сентября Наполеон при звуках Марсельезы вступил со своей гвардией в Кремль. С возвышенной площадки на Боровицком холме он с тревогой наблюдал, что огненный смерч охватил весь Китай-город. На следующий день рано утром Наполеон покинул Кремль, переехав в Петровский дворец.


Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату, заблудился там и, едва не сгорев, выбрался к селу Хорошеву; переправившись через Москву-реку по плавучему мосту, мимо Ваганьковского кладбища, он дошел к вечеру до Петровского дворца[2].


Свита Наполеона проехала по горящему Арбату до Москвы-реки, далее двигаясь относительно безопасным маршрутом вдоль её берега (Тарле). На утро 6 (18) сентября пожар, уничтожив три четверти города, стих. Наполеон вернулся в Кремль. Начались поиски поджигателей. Всего было расстреляно до 400 человек из низших сословий; первые расстрелы прошли 12 (24) сентября.



Причины пожара |




А. Ф. Смирнов. «Пожар Москвы». 1810-е гг. Музей-панорама «Бородинская битва»


Существует несколько версий возникновения пожара — организованный поджог при оставлении города, поджог русскими лазутчиками, неконтролируемые действия оккупантов, случайно возникший пожар, распространению которого способствовал общий хаос в оставленном городе. Очагов у пожара было несколько, так что возможно, что в той или иной мере верны все версии.


Московский градоначальник Ф. В. Ростопчин за несколько недель до сдачи города в письмах Багратиону и Балашову грозился при вступлении в него Наполеона обратить Москву в пепел[3]. При оставлении города из него вывезли все «огнеспасительные» снаряды и пожарные части, в то время как городской арсенал был оставлен неприятелю[4]. Одной из причин царившей в городе неразберихи было то, что людьми Ростопчина была выпущена из тюрем тысяча колодников, которые устремились на грабёж оставленных жителями домов[4]. Ростопчин велел поджечь даже свою подмосковную усадьбу Вороново[3].


Менее всего пожар был выгоден французам, которые намеревались зимовать в городе. Они сами потушили, среди прочего, дворец Баташева и Воспитательный дом[3][5]. Москательный ряд загорелся ещё 2 сентября, и, как вспоминал чиновник Бестужев-Рюмин, был подожжён каким-то полицейским[6]. О том, что за поджиганием домов ловили людей в полицейском мундире, сообщают и французские мемуаристы[7]. Сержант Бургонь, к примеру, вспоминал, что из числа поджигателей «по крайней мере две трети были каторжники… остальные были мещане среднего класса и русские полицейские, которых было легко узнать по их мундирам»[8]. Сохранилось донесение полицейского пристава П. Вороненко, где он отчитывается перед московской управой благочиния в исполнении приказа «стараться истреблять всё огнём», что он и делал весь день 2 сентября «в разных местах по мере возможности до 10 часов вечера»[9].


Н. А. Троицкий отметил, что без сожжения Москвы тарутинский манёвр Кутузова был бы лишён смысла. Известно, что московские жители являлись в стан Кутузова и докладывали, что перед отъездом из города сожгли свои дома, ожидая за это поощрения[4].



Судьба раненых |




Бесчинство французов в Москве


Раненые, поступившие в Москву после Бородинского сражения, были перенаправлены в Ярославль. О "тысячах сгоревших раненых" есть единственное упоминание генерала Ермолова: "душу разрывали стоны раненых, оставляемых на милость неприятеля"[10]. Однако вошедшие следом французы в городе раненых в сколь-нибудь значительном количестве, равно как и жителей города, не обнаружили. Описание пустого города, лишённого жизни, имеются во множестве в каждом из воспоминаний французов.


"Дорога, по которой мы шли, была так пустынна, что мы не только ни одного москвича, но даже и французского солдата не встретили. В этой торжественной тишине и полном одиночестве не слышно было ни звука, ни возгласа; руководил нами один страх, увеличившийся еще более при виде густого дыма, высоким столбом поднимавшегося в центре города." - Лабом.


"В обширном военном госпитале мы нашли очень немного больных, которых и перевели в другой, меньший, устроенный при институте для сирот военных. <...> Русские, покидая Москву, увезли всех детей обоего пола старше 7 лет, так что осталось всего небольшое число детей меньшего возраста Их поместили в особом отделении, а больницу приготовили для французских больных, которых нельзя было перевезти Выбрали это убежище в надежде, что казаки скорее его пощадят, если бы армии пришлось внезапно покинуть Москву." - начальник медицинской службы армии Наполеона Доминик-Жан Ларрей. (Dominique-Jean Larrey).


"Вступив в Москву, я разослал своих лейтенантов с несколькими солдатами по соседним улицам, чтобы раздобыть провизии. Они нашли все двери запертыми и забаррикадированными. Пришлось их взломать В одну минуту все было разграблено! То же самое происходило и в других частях города." - капитан Антуан Огюстэн Флавьен Пьон де Лош.



Разграбление Москвы |


Другой причиной, заставившей Ростопчина снять с себя ответственность за пожар, могли стать назойливые требования погорельцев возместить им понесённые убытки. «Соловья я никогда не любил. Мне кажется, что я слышу московскую барыню, которая стонет, плачет и просит, чтобы возвратили ей её вещи, пропавшие во время разгрома Москвы в 1812 году», — иронизировал впоследствии московский градоначальник[11]. Чтобы не слышать этих претензий, после выхода в отставку Ростопчин уехал на постоянное жительство в Париж.


Вслед за оставлением Москвы французами одним из первых в город вступил кавалеристский авангард русской армии под командованием А. Х. Бенкендорфа, который позднее вспоминал[12]:


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}



10 октября 1812 года мы вступили в древнюю столицу, которая ещё вся дымилась. Едва могли мы проложить себе дорогу через трупы людей и животных. Развалины и пепел загромождали все улицы. Одни только разграбленные и совершенно почерневшие от дыму церкви служили печальными путеводными точками среди этого необъятного опустошения. Заблудившиеся французы бродили по Москве и делались жертвами толпы крестьян, которые со всех сторон стекались в несчастный город..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}




Карта разоренной Москвы из книги А. Я. Булгакова «Русские и Наполеон Бонапарте» (1813)


Пожар и отсутствие присмотра за оставленным в спешке имуществом манили в Москву множество крестьян из окрестных сёл и деревень. Вместе с подводами для вывоза награбленного эти толпы хлынули в сторону Московского Кремля. Как вспоминал Бенкендорф,







Моей первой заботой было поспешить в Кремль, в метрополию империи. Огромная толпа старалась туда проникнуть. Потребовались неоднократные усилия гвардейского казачьего полка, чтобы заставить её отойти назад и защитить доступы, образовавшиеся кругом Кремля от обрушения стен[12].






Оценка последствий |


В апреле 1813 г. был опубликован известный план разорённой пожаром Москвы в составе анонимного сочинения с пространным названием «Русские и Наполеон Бонапарте, или Рассмотрение поведения нынешнего обладателя Франции с Тильзитского мира по изгнании его из древней Российской Столицы с присовокуплением многих любопытных анекдотов и плана Москвы, в коем означены сгоревшие и оставшиеся в целости части города. Писано Московским Жителем 1813 года» (предполагаемый автор — А. Я. Булгаков).


Пожаром были уничтожены здание Московского университета, богатейшая библиотека Д. П. Бутурлина, Петровский и Арбатский театры. Считается, что в Московском пожаре погибла (во дворце А. И. Мусина-Пушкина на Разгуляе) рукопись Слова о полку Игореве, а также Троицкая летопись. Воспитательный дом, расположенный рядом с центром пожара, отстояли его служащие во главе с генералом Тутолминым. Население Москвы за время войны сократилось с 270 000 до 215 000 человек (Филиппов). По оценке И. М. Катаева (1911), пожар уничтожил



  • 6 496 из 9 151 жилого дома (включавших 6 584 деревянных и 2 567 каменных)

  • 8 251 лавку/склад и т. п.

  • 122 из 329 храмов (без учета разграбленных)


Карты разоренной Москвы, опубликованные после пожара, отчасти преувеличивают масштаб потерь. Так, на Большой Никитской улице (отмечена как полностью уничтоженная) сохранился ряд усадеб и французский театр, который охраняли французские войска (Сытин). В Москве осталось достаточно строений для размещения французской армии (многие части которой были распылены по окрестностям города) в течение месяца.



Восстановление |




Дом Василия Пушкина (Старая Басманная, 36), один из немногих сохранившихся деревянных ампирных домов 1810-х-1820-х гг.


Пожар разорил многих домовладельцев, и в первые послепожарные годы произошел массовый передел московских земель. Так, все участки на Маросейке перешли в руки купечества (Сытин).


В феврале 1813 император Александр учредил «Комиссию для строения в Москве» (упразднена в 1843). Первый генплан Вильяма Гесте (1813) был отклонен как не соответствующий духу города; второй, коллективно составленный, план был утвержден только в 1817. Пожар способствовал расширению улиц, в том числе прокладке Садового кольца. В восстановлении города участвовали архитекторы: Осип Бове, Доменико Жилярди, Афанасий Григорьев и др. В связи с нехваткой денег и строительных материалов, многие дома по-прежнему отстраивались в дереве, имитируя ампирный декор; такие послепожарные дома сохранились на Старой Басманной (дом Василия Пушкина), Малой Молчановке (Музей Лермонтова) и в Денежном переулке. Знамениты слова в комедии Грибоедова «Горе от ума»: «Пожар способствовал ей много к украшенью».


Московский пожар изображён во многих литературных произведениях, от «Дон Жуана» Байрона до «Войны и мира» Льва Толстого.



Примечания |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}







  1. http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Borodino_conf/2007/Zemtsov.pdf


  2. Василий Васильевич Верещагин, цикл полотен «1812 год»


  3. 123 Горностаев М. В. «Генерал-губернатор Москвы Ф. В. Ростопчин: страницы истории 1812 года»


  4. 123 Радио ЭХО Москвы :: Не так, 29.09.2012 14:08 Пожар Москвы: Алексей Кузнецов


  5. Его начальник И. А. Тутолмин, правда, утверждает обратное.


  6. Бестужев-Рюмин А. Д. Краткое описание происшествиям в столице Москве в 1812 году. М., 1859. С. 78.


  7. Ф. П. Сегюр. Пожар Москвы 1812 г. М., 1912. С. 3.


  8. С. П. Мельгунов. Дела и люди александровского времени. Берлин, 1924. Стр. 173.


  9. Н. А. Троицкий. 1812: великий год России. Мысль, 1988. Стр. 189.


  10. Ermolov, A. P. (Aleksi︠e︡ĭ Petrovich), 1777-1861., Ермолов, А. П. (Алексѣй Петрович), 1777-1861. Zapiski A.P. Ermolova, 1798-1826. — Moskva: "Vysshai︠a︡ shkola", 1991. — 460 pages, [16] pages of plates с. — ISBN 5060020053, 9785060020052.


  11. Ф. В. Ростопчин. Ох, французы! Советская Россия, 1992. Стр. 230.


  12. 12 ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА -[ Мемуары ]- Бенкендорф А. Х. Записки




Литература |



Логотип Викитеки
В Викитеке есть тексты по теме
Московский пожар (1812)



  • Пожар Москвы. По воспоминаниям и переписке современников. - Москва. : Товарищество "Образование", 1911. - 169 с.

  • Земцов В. Н. 1812 год. Пожар Москвы. М.: ООО Книга, 2010. 138 с., илл.

  • Земцов В. Н. Наполеон в Москве // Французский ежегодник 2006. М., 2006. С. 199—218.

  • Клаузевиц, 1812 год., часть 1, М., 1937 [1]

  • Тарле, Е. В., Нашествие Наполеона на Россию., гл. VI «Пожар Москвы» [2]

  • В. Филиппов, Динамика этнического и конфессионального состава населения Москвы по данным предыдущих переписей., «На пути к переписи» / Под редакцией Валерия Тишкова — М.: «Авиаиздат», 2003 с 277—313 [3]

  • Катаев, И.M., Московский пожар., «Отечественная война и русское общество», в 7тт, т.4, М, издание т-ва И. Д. Сытина, 1911 [4]

  • Сытин, П. В., Из истории московских улиц., М, 1948.

  • Полосин И. И., Кутузов и пожар Москвы 1812 г., «Исторические записки», 1950, т. 34.

  • Холодковский В. М., Наполеон ли поджёг Москву?, «Вопросы истории», 1966, № 4.

  • Тартаковский А. Г., Обманутый Герострат. Ростопчин и пожар Москвы, «Родина», 1992, № 6—7.

  • Беккер Ф. Воспоминания Беккера о разорении и пожаре Москвы в 1812 г. // Русская старина, 1883. — Т. 36. — № 6. — С. 507—524.

  • Ростопчин Ф. В. Правда о пожаре Москвы. Сочинение графа Ф. В. Ростопчина / Пер. с франц. А. Волкова. — М.: Университетск. тип., 1823. — 69 с.

  • Борисов М. В. Так кто же виновен в пожаре Москвы 1812 года?

  • Смирнов А. А. Так сколько их было?










Popular posts from this blog

Арзамасский приборостроительный завод

Zurdera