Gneisenau (1936)











































































































«Гнейзенау»
нем. Gneisenau
Bundesarchiv DVM 10 Bild-23-63-01, Schlachtschiff "Gneisenau".jpg
Линкор «Гнейзенау» в море.
Служба
Германия Германия
Класс и тип судна линкор типа «Шарнхорст»
Изготовитель Deutsche Werke[de]
Заказан к постройке 25 января 1934
Строительство начато 3 мая 1935
Спущен на воду 8 декабря 1936
Введён в эксплуатацию 21 мая 1938
Выведен из состава флота 2 февраля 1943
Статус затоплен 28 марта 1945
Основные характеристики
Водоизмещение 33 632 тонн стандартное,
37 902 тонн полное
Длина 229,8 м максимальная,
226,0 м по КВЛ
Ширина 30 м (98,4 фут)
Осадка 9,2 м
Двигатели 3 ТЗА
Мощность 161 164 л. с.
Движитель 3 трёхлопастных винта диаметром 4,8 м (15,75 фут)
Скорость хода 30,7 узлов
Дальность плавания 6200 миль на скорости 19 узлов
Экипаж 1669 человек (56 офицеров, 1613 матросов)
Вооружение
Радиолокационное вооружение FuMO-22 (носовой)
Радиоэлектронное вооружение FuMB-4,
FuMB Ant-6 Palau (кормовые)
Артиллерия 9 × 283 мм,
12 × 150 мм
Зенитная артиллерия 14 × 105 мм,
16 × 37 мм,
10 × 20 мм
Авиационная группа 3 Arado Ar 196 A-3, 1 катапульта, 1 ангар
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

«Гнейзенау»[1][2] (нем. Gneisenau) — немецкий линейный корабль типа «Шарнхорст» периода Второй мировой войны, названный в честь фельдмаршала и реформатора прусской армии графа Августа Вильгельма фон Гнейзенау, а также в память о броненосном крейсере времён Первой мировой войны «Гнейзенау»[de], потопленном в сражении у Фолклендских островов в декабре 1914 года. В большинстве случаев, «Гнейзенау» вёл боевые действия вместе со своим линкором-побратимом — не менее знаменитым однотипным «Шарнхорстом».




Содержание






  • 1 История


  • 2 Боевой путь


  • 3 Командиры корабля


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки





История |



Gneisenau1942.png


18 октября 1933 года были выданы заказы на постройку двух 19 000-тонных броненосных кораблей, официально выдаваемых за тип «Дойчланд» (10 000 тонн). 14 февраля 1934 года они были заложены. Многие вопросы о ТТХ, в том числе даже какой ГК будет устанавливаться, решали в процессе постройки. В 1934 году, наблюдая за развитием ВМС Франции и Великобритании, в Кригсмарине пришли к выводу о необходимости увеличения вооружения и бронирования, а как следствие и водоизмещения строящихся кораблей. 5 июля 1934 года постройка была прекращена, а конструкторские бюро приступили к перепроектированию.


3 мая 1935 года «Гнейзенау» был перезаложен на верфи «Дойче Верке» (нем. Deutsche Werke) в Киле. Строительный номер 235.


Уже в ходе строительства в 1936 году весовой контроль показал, что корабли не впишутся в заданное водоизмещение, в результате решили его увеличить проектно до 31 500 т (стандартное). Работы над проектом закончились лишь в мае 1936 года.


8 декабря 1936 года во время спуска на воду лопнула цепь, удерживающая корабль, и он, разогнавшись, врезался в противоположный берег, повредив корму.



Боевой путь |


Первый командир — капитан цур зее Эрих Фёрсте.
Уже после первых походов по штормовым морям стало ясно, что для уменьшения заливаемости (брызги долетали до боевого мостика) необходимо переделать бак корабля, и зимой 1938/39 годов на «Гнейзенау» увеличили развал носовых шпангоутов, наклон форштевня, а также высоту носовых бортов за счёт изгиба палубы вверх.


В июне 1939 года находился в плавании по Атлантическому океану.


5 октября в Вильгельмсхафене на нём поднял свой флаг контр-адмирал Бём.


8 октября выход в Северное море в сопровождении эсминцев, с целью отвлечения внимания британского ВМФ от действий «Дойчланда» и «Адмирала графа Шпее».


21 ноября, под флагом командующего флотом вице-адмирала Вильгельма Маршалла, в составе эскадры из «Шарнхорста», лёгких крейсеров «Лейпциг» и «Кёльн», а также 3 эсминцев, вышел из Вильгельмсхафена для нанесения ударов по британским патрульным судам между Исландией и Фарерскими островами. После прохода минных полей, в открытое море проследовали только «Шарнхорст» и «Гнейзенау».


23 ноября встретили британское соединение: крейсера «Ньюкасл», «Дели»[en], «Калипсо»[en], «Сириз»[en] и вспомогательный крейсер «Равалпинди»[en] (вооружённый 152-мм орудиями пассажирский лайнер). Последний был совместными усилиями обоих крейсеров в скоротечном бою потоплен.


27 ноября вернулся в Вильгельмсхафен и был переведен в Киль, где стал в док для очередной переделки носовой оконечности (в декабре 1940 года, после повреждений полученных кораблём в Северном море во время шторма, на корабле установили волноломы и усилили носовые палубы). После схода льда в Кильском канале, в первой половине февраля 1940 года переведён по нему в бухту Ядебузен[de], расположенную в устье реки Яде[de] (Нижняя Саксония).


18 февраля 1940 года «Шарнхорст» и «Гнейзенау», в сопровождении «Адмирала Хиппера» и двух эсминцев, вышли из Ядебузен для атаки британских конвоев у берегов Норвегии (операция «Нордмарк»).


6 апреля — операция «Учение на Везере» («Везерюбунг»).


9 апреля в бою с британским линейным крейсером «Ринаун» получил попадания тремя 381-мм и двумя 102-мм снарядами (убито 6 человек ранено 9), полностью вышла из строя носовая башня ГК и система управления огнём центральной наводки, после чего вышел из боя.


29 апреля докование и ремонт полученных повреждений в сухом доке Бремерхафена.


5 мая при переходе из Северного моря на Балтику, в районе устья реки Эльба подорвался на магнитной мине.


4 июня — операция «Джуно» (единственный случай столкновения линкоров с авианосцем, при котором первые одержали победу).


21 июня в 40 милях к северо-западу от Хальтена[no] (Трёнделаг) — попадание в левый борт торпеды британской ПЛ «Клайд»[en].


28 декабря — операция «Берлин».


Часть 1941 года находился в Атлантике.


6 апреля 1941 при нахождении в порту Бреста, корабль был атакован одиночным торпедоносцем «Бофорт» под управлением канадского лётчика Кеннета Кэмпбелла (англ. Kenneth Campbell).


Изначально планировалась атака группы из 6 «Бофортов», но по разным причинам эта группа рассеялась ещё до достижения Бреста.


Шансы на успешную атаку были ничтожно малы, так же как и шансы самолёта уцелеть в этой атаке.


Однако атака Кэмпбелла застала ПВО врасплох, и он смог сбросить торпеду без их противодействия. После этого немецкая ПВО открыла огонь и самолёт Кэмпбелла был сбит, весь экипаж торпедоносца (4 человека, включая Кэмпбелла) погиб.


Торпеда попала в цель и причинила кораблю значительные повреждения.


Кэмпбелл и его экипаж были похоронены немцами с воинскими почестями на кладбище Бреста. Когда в марте 1942 года известие об атаке добралось до Лондона, Кэмпбелл был посмертно награждён Крестом Виктории.


11 февраля 1942 года — операция «Цербер».


В ночь на 27 февраля 1942 года — попадание 500-килограммовой английской авиабомбы, пробившей верхнюю палубу и взорвавшейся на броневой палубе около башни А («Антон»). Ущерб был усилен детонацией всего боезапаса данной башни, в результате чего кораблю нанесены сильнейшие повреждения. Погибло 112 и ранен 21 член экипажа. Восстановление корабля как боевой единицы было возможно, но стоимость ремонтно-восстановительных работ оказалась огромна. Рассматривался вопрос об одновременном ремонте и реконструкции корабля с оснащением его 15-дюймовыми орудиями.


1 июля 1942 года — часть экипажа переведена на другие корабли. Ввиду напряжённого положения с материалами и рабочей силой, восстановление и реконструкция корабля откладываются на неопределенное время.


2 февраля 1943 года согласно директиве нового командующего кригсмарине адмирала Карла Дёница, корабль покинули последние члены экипажа. Корабль был разоружён и стоял в Гдыне как блокшив. Часть вооружения была передана для организации береговой батареи на полуострове Немецкий[3].


28 марта 1945 года был затоплен своими же торпедными катерами, чтобы загородить фарватер.


12 сентября 1951 года работы по подъёму и отправке на слом остатков корабля были завершены.



Командиры корабля |




  • капитан-цур-зее Эрих Фёрсте (21 мая 1938 — 25 ноября 1939);

  • капитан-цур-зее Харальд Нецбандт (26 ноября 1939 — 1 августа 1940);

  • капитан-цур-зее Отто Фейн (20 августа 1940 — 14 апреля 1942);

  • капитан-цур-зее Рудольф Петерс (15—17 апреля 1942);


  • фрегаттен-капитан Вольфганг Кехлер (май — июль 1942).



Примечания |





  1. Иванов, 2005.


  2. Сулига, 2006.


  3. Немецкая береговая фортификация в районе ЛИИНОХАМА — Форумы Русского Фортификационного сайта — (1) Архивировано 2 февраля 2009 года..




Литература |



  • Линкоры кригсмарине // Война на море : периодическое науч.-попул. изд. для чл. военно-ист. клубов / ред.-сост. С. В. Иванов. — ООО «АРС», 2005. — № 3, Корабли типа «Шарнхорст». — С. 23—39.

  • Сулига С. В. Линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау». — М. : Коллекция : Яуза : Эксмо ; Тула : Тульская тип., 2006. — 108, [2] с., [10] л. ил. : цв. ил., портр. — (Арсенал коллекция). — ISBN 5-699-14979-1.



Ссылки |



  • Maritimequest: фотогалерея Гнейзенау (англ.).








Popular posts from this blog

浄心駅

カンタス航空