Blücher (1937)



































































































«Блюхер»
Blücher
Bundesarchiv DVM 10 Bild-23-63-09, Kreuzer "Blücher".jpg
«Блюхер» во время испытаний
Служба
Германия Германия
Класс и тип судна тяжёлый крейсер
Порт приписки Гамбург
Изготовитель Blohm und Voss
Строительство начато 15 августа 1936 года
Спущен на воду 8 июня 1937 года
Введён в эксплуатацию 20 сентября 1939 года
Статус потоплен 9 апреля 1940 года
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 14 250 т
полное — 18 210 т
Длина 194,6 / 205,9 м
Ширина 21,3 м
Осадка 5,8—7,7 м
Бронирование главный пояс — 80 мм,
нос — 40 мм,
корма — 80 мм,
палуба — 30+30 мм (скосы — 50 мм),
траверзы — 80 мм,
башни — 160…50 мм,
барбеты — 80 мм,
рубка — 150…50 мм
Двигатели 4 ТЗА Blohm und Voss,
12 котлов «Ла-Монт»
Мощность 132 000 л. с.
Скорость хода 32 узла
Дальность плавания 6800 миль на 15 узлах
Экипаж 1600 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 — 203-мм/60
Зенитная артиллерия 6 × 2 — 105-мм/65,
6 × 2 — 37-мм/83,
10 × 1 — 20-мм/65
Минно-торпедное вооружение 4 × 3 — 533-мм ТА
Авиационная группа 1 катапульта,
3—4 гидросамолёта
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе


«Блюхер» — второй тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер». Первой и единственной боевой операцией крейсера стало вторжение в Норвегию в апреле 1940 года. При попытке прорваться к столице Норвегии через Осло-фиорд корабль был потоплен артогнем и торпедами форта Оскарсборг[en].




Содержание






  • 1 Проектирование и постройка


  • 2 Операция «Weserübung»


    • 2.1 Гибель корабля




  • 3 Примечания


  • 4 Ссылки


  • 5 Литература





Проектирование и постройка |



Тяжёлый крейсер, получивший литерное обозначение G и условное название «Erzatz Berlin» (нем. замена крейсера «Берлин») был заложен на стапеле завода Блом и Фосс в Гамбурге 15 августа 1936 года. 8 июня 1937 года спущен на воду и получил своё имя в честь прусского фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера. Прежде в германском флоте это имя носил броненосный крейсер «Блюхер», погибший в сражении с британской эскадрой линейных крейсеров в сражении на Доггер-Банке в 1915 году.


В связи с рядом изменений, вносившихся в проект уже в процессе постройки, вступление крейсера в строй несколько задержалось.
20 сентября 1939 года «Блюхер» официально был принят в состав Кригсмарине (первым командиром стал капитан цур зее Генрих Фольдаг). Однако до полной готовности корабля было ещё далеко, исправление многочисленных неполадок и дефектов заняло время до 27 ноября, когда крейсер отправился на испытания механической установки в район Готенхафена. Из-за суровых условий зимы 1939—1940 корабль так и не прошёл должного курса боевой подготовки и всесторонних испытаний и не мог считаться полностью боеготовой единицей к весне 1940 года, когда ОКМ запланировало его участие в операции по захвату Норвегии[1].



Операция «Weserübung» |



Крейсер был назначен в состав группы по захвату норвежской столицы — Осло под командованием контр-адмирала Кумметца, перешедшего со штабом на «Блюхер». Отправной точкой операции был порт Свинемюнде. На борт погрузились 830 армейских военнослужащих, в том числе около 200 сотрудников различных штабов, в том числе и два генерала — Энгельбрехт и Штуссман[1].
Внутренние помещения и палуба крейсера были загромождены боеприпасами для десанта и прочими пожароопасными предметами. Общая стесненность на перегруженном людьми корабле, наличие большого количества посторонних ухудшали и без того невысокую боеспособность «Блюхера».


По пути в Осло корабли были дважды замечены британскими подводными лодками (HMS Triton и HMS Sunfish). Первой удалось выйти в атаку на крейсер, однако тот благополучно уклонился от торпед. В ночь с 7 на 8 апреля эскадра (в которую, помимо «Блюхера», также входили лёгкий крейсер «Эмден», тяжёлый крейсер «Лютцов» и миноносцы), вошла в Осло-фьорд. При входе во фьорд эскадра была замечена норвежским патрульным кораблём, быстро захваченным миноносцем «Альбатрос».



Гибель корабля |


При движении через Осло-Фьорд наиболее опасными для германской эскадры являлись узости, где располагались норвежские береговые батареи. Благополучно миновав проход между островами Болерне и Раной, охранявший вход во фьорд и подходы к главной военно-морской базе Норвегии — Хортену и высадив часть десанта для захвата Хортена, корабли двинулись дальше. В проходе Дробак и близ острова Кахольм эскадра попала под огонь форта Оскарсборг[en], имевшего артиллерию главного калибра 11" (280 мм). Получив несколько попаданий 280-мм и 150-мм снарядами, крейсер был серьёзно поврежден. Несмотря на это, корабль продолжил движение когда в 5:20 последовали два подводных взрыва. По материалам В. Кофмана, скорее всего, это были торпедные попадания с береговой торпедной батареи на о. Северный Кахольм[1].




«Блюхер», тонущий в Осло-фьорде, 9 апреля 1940


В результате разрушающего действия снарядов, торпедных попаданий, а также непрекращающейся детонации боеприпасов на борту крейсера, на корабле возник пожар в средней части корпуса, гремели взрывы, от подводных пробоин постепенно увеличивался крен. Корабль потерял ход, а после серьёзного взрыва в погребе 105-мм боеприпасов распространение воды по отсекам стало неконтролируемым, резко увеличивая крен. Около 7 часов командир приказал покинуть корабль, а около 7:30 «Блюхер» перевернулся и стал медленно погружаться в воду носом вперёд. Крейсер затонул на глубине 70 метров, после его погружения раздалось несколько подводных взрывов[1].


Точные данные о количестве погибших и раненых при гибели крейсера отсутствуют. По германским данным, погибло 125 членов экипажа и 122 участника десанта. Удалось спасти 38 офицеров корабля, 985 матросов и 538 солдат и офицеров армии, в том числе обоих генералов. Капитан цур зее Фольдаг тяжело переживал гибель своего корабля. Он погиб всего через несколько дней — 16 апреля 1940 года, в авиакатастрофе над Осло-Фьордом[1].



Примечания |





  1. 12345 «Блюхер»




Ссылки |


Тяжёлые крейсера типа «Адмирал Хиппер»



Литература |




  • Кофман В. Л. Тяжёлые крейсера типа «Адмирал Хиппер». — Москва, Цитадель, 1996. ISBN 0-00-280837-0 (ошибоч.)


  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910—2005. — Минск, Харвест, 2007.


  • Патянин С. В. Дашьян А. В. и др. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.

  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946.- Annapolis, Maryland, U.S.A. : Naval Institute Press, 1996.




Popular posts from this blog

浄心駅

カンタス航空