Lockheed C-141 Starlifter




































C-141 Starlifter
C-141 flying.jpg
Тип
военно-транспортный самолёт
Производитель
Флаг США Lockheed
Первый полёт
декабрь 1963 года[1]
Начало эксплуатации
апрель 1965 года
Годы производства
1963 — 1968
Единиц произведено
285
Варианты
KAO
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

«Старлифтер» (англ. Starlifter, общевойсковой индекс — C-141) — американский дальний военно-транспортный самолёт. Эксплуатировался ВВС США в 1965—2006 годах.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Варианты загрузки


  • 3 Лётно-технические характеристики


  • 4 Транспортные характеристики


  • 5 Модификации


  • 6 Схожие самолёты


  • 7 Потери самолетов


  • 8 Примечания


  • 9 Ссылки





История |


Осенью 1963 года самолёт был представлен вниманию прессы. Его технические характеристики на тот момент составляли: крейсерская скорость 796 км/ч (с грузом 27,2 т), максимальная дальность полёта около 8045 км, самолёт обеспечивал возможность десантирования личного состава и грузов без пере- или дооборудования (соответствовал определению десантно-транспортного самолёта)[2].



Варианты загрузки |


Типовые варианты перевозимой нагрузки предусматривали размещение на борту:[2]



  • двух БТР M113, одного груженного 2,5-тонного армейского грузовика, одной 105-мм гаубицы с машиной-буксиром и экипажей всех перечисленных машин, итого 36,3 тонн на расстояние 4505 км,

  • различных грузов общей массой 27,2 тонн на расстояние свыше 5470 км,

  • двенадцати четверть-тонных транспортёров; трёх 106-мм безоткатных орудий; трёх четверть-тонных прицепов, одного полутонного транспортёра и одного самоходного или буксируемого ПТРК, итого 22,2 тонны на расстояние 7240 км.



Лётно-технические характеристики |



  • Силовая установка — 4 ТРДД Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) TF33-P-7.

  • Тяга 4 × 9525 кН (4 × 21 000 фунтов).

  • Максимальная скорость — 910 км/ч (566 миль/ч).

  • Дальность полёта без дозаправки в воздухе с максимальным полезным грузом — 4723 км (2935 миль).

  • Масса:

    • снаряжённого — 67 186 кг (148 120 фунтов);

    • максимальная взлётная 155 582 кг (343 000 фунтов).



  • Размах крыла 48,74 м (159 футов 11 дюймов)

  • Длина 51,29 м (168 футов 3,5 дюйма).

  • Высота 11,96 м (39 футов 3 дюйма).

  • Площадь крыла 299,88 м² (3228 фут²).



Транспортные характеристики |




Десантирование с C-141B


Полезная нагрузка:


  • 154 военнослужащих,

или


  • 123 полностью экипированных парашютиста,

или


  • 80 носилок для раненых и сиденья для 16 сопровождающих.

Люки для десантирования расположены в задней части кабины.


Грузы загружаются через двухстворчатую дверь и погрузочно-разгрузочную аппарель в скошенной кверху задней части фюзеляжа.



Модификации |




C-141A самолёт-астрономическая обсерватория KAO для NASA




C-141B, модернизированный до C-141C




  • C-141A — оригинальная модель, с полезной нагрузкой 28 900 кг (62 700 фунтов).


  • C-141A KAO (англ. Kuiper Airborne Observatory) для NASA.


  • C-141B — модернизация оставшихся 270 самолётов C-141A (1977—1982), исходя из опыта войны во Вьетнаме путём вмонтирования двух дополнительных секций. Фюзеляж при этом был удлинён на 7,11 м (23 фута 4 дюйма), что увеличило объём грузового отсека на 61,48 м³ (2171 фут³). В середине 1976 года был переоборудован первый самолёт (опытный образец YC-141B, испытан 24 марта 1977 года). Также установлена система для дозаправки в воздухе. Переоборудование позволило увеличить полезную нагрузку:
    • 205 военнослужащих, или 103 носилок для раненых и сиденья для 13 сопровождающих, или 168 полностью экипированных парашютиста, или 13 стандартных транспортных контейнеров[3].



  • SOLL II — в 1994 переоборудованы из тринадцати C-141B (для участия в спецоперациях, комплекс мер по улучшению навигации в ночных условиях и повышению скрытности полёта).


  • C-141C — модернизация 63 самолётов (1990) — новая авионика и система навигации, замена некоторых механических и электромеханических систем на радиоэлектронные.



Схожие самолёты |



  • Ил-76

  • C-17 Globemaster III



Потери самолетов |




Катастрофа C-141


За время эксплуатации был потерян 21 самолёт типа Lockheed C-141 Starlifter





























































































































































Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
07.09.66

Флаг США 65-0281

Флаг США Такома
3+0/0
Борт ВВС США. Сгорел на стоянке при проведении технического обслуживания.
23.03.67

Флаг США 65-9407

Флаг Южного Вьетнама Дананг
5/6
Борт ВВС США. Во время руления в темное время суток столкнулся со взлетавшим A-6A КМП США.
12.04.67

Флаг США 66-0127

Флаг Южного Вьетнама Камрань
7/9
Борт ВВС США. Упал в море сразу после взлёта, экипаж не проконтролировал правильность установки спойлеров.
28.08.73

Флаг США 63-8077

Флаг Испании (1945—1977) Мадрид
24/25
Борт ВВС США. Столкнулся с холмом при заходе на посадку в тёмное время суток, был неправильно настроен высотомер, кроме того, экипаж пребывал в состоянии крайней усталости.
18.08.74

Флаг США 65-0274

Флаг Боливии у Эль-Альто
7/7
Борт ВВС США. При заходе на посадку в условиях ограниченной видимости экипаж потерял ориентировку и самолёт врезался в гору.
21.03.75

Флаг США 64-0641

Флаг СШАу Сиэтла
16/16
Борт ВВС США. Столкнулся с горой Констанс из-за ошибки диспетчера.
28.08.76

Флаг США 67-0006

Флаг Великобритании Питерборо
18/18
Борт ВВС США. В полёте попал в грозовую облачность и разрушился, на самолёте был неисправен метеорадар.
28.08.76

Флаг США 67-0008

Флаг Гренландии Кангерлуссуак
23/27
Борт ВВС США. Разрушился и сгорел на пробеге из-за ошибок, допущенных неопытным экипажем.
18.09.79

Флаг США 64-0647

Флаг США Чарльстон
0/н.д.
Борт ВВС США. Загорелся на пробеге после посадки из-за неисправностей в механизмах реверса и тормозной системы.
12.11.80

Флаг США 67-0030

Флаг Федерации Арабских Республик (1972—1977) и Египта (1972—1984) близ Каира
13/13
Борт ВВС США. Столкнулся с поверхностью при заходе на посадку в тёмное время суток.
07.03.82

Флаг США 67-0017

Флаг США АБ Макинтайр
0/0
Борт ВВС США. Сгорел на стоянке при запуске ВСУ, аккумулятор которой разрушился. На борту находились посторонние лица — друзья и знакомые членов экипажа.
31.08.82

Флаг США 64-0252

Флаг США Ноксвилл
9/9
Борт ВВС США. Во время тренировочного полёта в СМУ столкнулся с горой.
12.07.84

Флаг США 64-0624

Флаг Италии АБ Сигонелла
9/9
Борт ВВС США. Сразу после взлета произошло разрушение трёх двигателей. Обломками был выведен из строя четвёртый двигатель и пробит фюзеляж, воспламенился груз — ёмкости с краской.
15.10.86

Флаг США 65-0246

Флаг США АБ Фэйрфилд-Трэвис
0/н.д.
Борт ВВС США. При рулении в тёмное время суток, левым крылом столкнулся со световой мачтой и повредил топливный бак, вытекшее горючее воспламенилось.
20.02.89

Флаг США 66-0150

Флаг США АБ Херлбурт-Филд
8/8
Борт ВВС США. Во время захода на посадку попал в грозовую облачность и потерял высоту.
01.12.92

Флаг США 65-0255

Флаг СШАу Гарлема
7/7
Борт ВВС США. Столкнулся с другим C-141 во время ночного тренировочного полёта.
01.12.92

Флаг США 66-0142

Флаг СШАу Гарлема
6/6
Борт ВВС США. Столкнулся с бортом 65-0255 во время ночного тренировочного полёта.
07.10.93

Флаг США 65-0253

Флаг США АБ Фэйрфилд-Трэвис
0/0
Борт ВВС США. Сгорел на стоянке при проведении технического обслуживания.
23.03.94

Флаг США 65-0253

Флаг США АБ Фейетвилл-Поуп
23+н.д.
Борт ВВС США. В стоящий самолёт производилась загрузка парашютистов, во время которой над авиабазой столкнулись F-16D и C-130E. Последний благополучно приземлился, а оба пилота F-16D катапультировались. Сам истребитель рухнул на C-141, у которого были пробиты топливные баки на правом крыле, начался интенсивный пожар. 23 военнослужащих погибли на месте, более 80-ти получили ранения.

13.09.97

Флаг США 65-9405

Атлантический океан
9/9
Борт ВВС США. Столкнулся в воздухе с Ту-154М ВВС ФРГ.
21.12.01

Флаг США 61-2778

Флаг США Мемфис
0/0
Борт ВВС Национальной гвардии США. После ремонта топливной системы, технология которого была грубо нарушена, на стоянке разрушилось левое крыло.


Примечания |





  1. Американский самолёт США «Старлифтер», журнал Зарубежное военное обозрение, №11 1976


  2. 12 United States: Jet Transport. // Military Review. — November 1963. — Vol. 43 — No. 11. — P. 97.


  3. Ю. Беляев. Модернизация самолётов C-141A // «Зарубежное военное обозрение», № 8, 1982, стр.77




Ссылки |



  • Operators’ reference drawing [1], [2], [3]. // Flight International. — London: Iliffe Transport Publications Ltd, 26 November 1966. — No. 2907 — Vol. 86 — P. 903, 922—923. (подробное схематическое устройство самолёта)


  • C141Heaven (англ.)















Popular posts from this blog

浄心駅

カンタス航空