Lockheed C-141 Starlifter
C-141 Starlifter | |
---|---|
Тип | военно-транспортный самолёт |
Производитель | Lockheed |
Первый полёт | декабрь 1963 года[1] |
Начало эксплуатации | апрель 1965 года |
Годы производства | 1963 — 1968 |
Единиц произведено | 285 |
Варианты | KAO |
Изображения на Викискладе |
«Старлифтер» (англ. Starlifter, общевойсковой индекс — C-141) — американский дальний военно-транспортный самолёт. Эксплуатировался ВВС США в 1965—2006 годах.
Содержание
1 История
2 Варианты загрузки
3 Лётно-технические характеристики
4 Транспортные характеристики
5 Модификации
6 Схожие самолёты
7 Потери самолетов
8 Примечания
9 Ссылки
История |
Осенью 1963 года самолёт был представлен вниманию прессы. Его технические характеристики на тот момент составляли: крейсерская скорость 796 км/ч (с грузом 27,2 т), максимальная дальность полёта около 8045 км, самолёт обеспечивал возможность десантирования личного состава и грузов без пере- или дооборудования (соответствовал определению десантно-транспортного самолёта)[2].
Варианты загрузки |
Типовые варианты перевозимой нагрузки предусматривали размещение на борту:[2]
- двух БТР M113, одного груженного 2,5-тонного армейского грузовика, одной 105-мм гаубицы с машиной-буксиром и экипажей всех перечисленных машин, итого 36,3 тонн на расстояние 4505 км,
- различных грузов общей массой 27,2 тонн на расстояние свыше 5470 км,
- двенадцати четверть-тонных транспортёров; трёх 106-мм безоткатных орудий; трёх четверть-тонных прицепов, одного полутонного транспортёра и одного самоходного или буксируемого ПТРК, итого 22,2 тонны на расстояние 7240 км.
Лётно-технические характеристики |
- Силовая установка — 4 ТРДД Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) TF33-P-7.
- Тяга 4 × 9525 кН (4 × 21 000 фунтов).
- Максимальная скорость — 910 км/ч (566 миль/ч).
- Дальность полёта без дозаправки в воздухе с максимальным полезным грузом — 4723 км (2935 миль).
- Масса:
- снаряжённого — 67 186 кг (148 120 фунтов);
- максимальная взлётная 155 582 кг (343 000 фунтов).
- Размах крыла 48,74 м (159 футов 11 дюймов)
- Длина 51,29 м (168 футов 3,5 дюйма).
- Высота 11,96 м (39 футов 3 дюйма).
- Площадь крыла 299,88 м² (3228 фут²).
Транспортные характеристики |
Полезная нагрузка:
- 154 военнослужащих,
или
- 123 полностью экипированных парашютиста,
или
- 80 носилок для раненых и сиденья для 16 сопровождающих.
Люки для десантирования расположены в задней части кабины.
Грузы загружаются через двухстворчатую дверь и погрузочно-разгрузочную аппарель в скошенной кверху задней части фюзеляжа.
Модификации |
C-141A — оригинальная модель, с полезной нагрузкой 28 900 кг (62 700 фунтов).
C-141A KAO (англ. Kuiper Airborne Observatory) для NASA.
C-141B — модернизация оставшихся 270 самолётов C-141A (1977—1982), исходя из опыта войны во Вьетнаме путём вмонтирования двух дополнительных секций. Фюзеляж при этом был удлинён на 7,11 м (23 фута 4 дюйма), что увеличило объём грузового отсека на 61,48 м³ (2171 фут³). В середине 1976 года был переоборудован первый самолёт (опытный образец YC-141B, испытан 24 марта 1977 года). Также установлена система для дозаправки в воздухе. Переоборудование позволило увеличить полезную нагрузку:
- 205 военнослужащих, или 103 носилок для раненых и сиденья для 13 сопровождающих, или 168 полностью экипированных парашютиста, или 13 стандартных транспортных контейнеров[3].
SOLL II — в 1994 переоборудованы из тринадцати C-141B (для участия в спецоперациях, комплекс мер по улучшению навигации в ночных условиях и повышению скрытности полёта).
C-141C — модернизация 63 самолётов (1990) — новая авионика и система навигации, замена некоторых механических и электромеханических систем на радиоэлектронные.
Схожие самолёты |
- Ил-76
- C-17 Globemaster III
Потери самолетов |
За время эксплуатации был потерян 21 самолёт типа Lockheed C-141 Starlifter
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
07.09.66 | 65-0281 | Такома | 3+0/0 | Борт ВВС США. Сгорел на стоянке при проведении технического обслуживания. |
23.03.67 | 65-9407 | Дананг | 5/6 | Борт ВВС США. Во время руления в темное время суток столкнулся со взлетавшим A-6A КМП США. |
12.04.67 | 66-0127 | Камрань | 7/9 | Борт ВВС США. Упал в море сразу после взлёта, экипаж не проконтролировал правильность установки спойлеров. |
28.08.73 | 63-8077 | Мадрид | 24/25 | Борт ВВС США. Столкнулся с холмом при заходе на посадку в тёмное время суток, был неправильно настроен высотомер, кроме того, экипаж пребывал в состоянии крайней усталости. |
18.08.74 | 65-0274 | у Эль-Альто | 7/7 | Борт ВВС США. При заходе на посадку в условиях ограниченной видимости экипаж потерял ориентировку и самолёт врезался в гору. |
21.03.75 | 64-0641 | у Сиэтла | 16/16 | Борт ВВС США. Столкнулся с горой Констанс из-за ошибки диспетчера. |
28.08.76 | 67-0006 | Питерборо | 18/18 | Борт ВВС США. В полёте попал в грозовую облачность и разрушился, на самолёте был неисправен метеорадар. |
28.08.76 | 67-0008 | Кангерлуссуак | 23/27 | Борт ВВС США. Разрушился и сгорел на пробеге из-за ошибок, допущенных неопытным экипажем. |
18.09.79 | 64-0647 | Чарльстон | 0/н.д. | Борт ВВС США. Загорелся на пробеге после посадки из-за неисправностей в механизмах реверса и тормозной системы. |
12.11.80 | 67-0030 | близ Каира | 13/13 | Борт ВВС США. Столкнулся с поверхностью при заходе на посадку в тёмное время суток. |
07.03.82 | 67-0017 | АБ Макинтайр | 0/0 | Борт ВВС США. Сгорел на стоянке при запуске ВСУ, аккумулятор которой разрушился. На борту находились посторонние лица — друзья и знакомые членов экипажа. |
31.08.82 | 64-0252 | Ноксвилл | 9/9 | Борт ВВС США. Во время тренировочного полёта в СМУ столкнулся с горой. |
12.07.84 | 64-0624 | АБ Сигонелла | 9/9 | Борт ВВС США. Сразу после взлета произошло разрушение трёх двигателей. Обломками был выведен из строя четвёртый двигатель и пробит фюзеляж, воспламенился груз — ёмкости с краской. |
15.10.86 | 65-0246 | АБ Фэйрфилд-Трэвис | 0/н.д. | Борт ВВС США. При рулении в тёмное время суток, левым крылом столкнулся со световой мачтой и повредил топливный бак, вытекшее горючее воспламенилось. |
20.02.89 | 66-0150 | АБ Херлбурт-Филд | 8/8 | Борт ВВС США. Во время захода на посадку попал в грозовую облачность и потерял высоту. |
01.12.92 | 65-0255 | у Гарлема | 7/7 | Борт ВВС США. Столкнулся с другим C-141 во время ночного тренировочного полёта. |
01.12.92 | 66-0142 | у Гарлема | 6/6 | Борт ВВС США. Столкнулся с бортом 65-0255 во время ночного тренировочного полёта. |
07.10.93 | 65-0253 | АБ Фэйрфилд-Трэвис | 0/0 | Борт ВВС США. Сгорел на стоянке при проведении технического обслуживания. |
23.03.94 | 65-0253 | АБ Фейетвилл-Поуп | 23+н.д. | Борт ВВС США. В стоящий самолёт производилась загрузка парашютистов, во время которой над авиабазой столкнулись F-16D и C-130E. Последний благополучно приземлился, а оба пилота F-16D катапультировались. Сам истребитель рухнул на C-141, у которого были пробиты топливные баки на правом крыле, начался интенсивный пожар. 23 военнослужащих погибли на месте, более 80-ти получили ранения. |
13.09.97 | 65-9405 | Атлантический океан | 9/9 | Борт ВВС США. Столкнулся в воздухе с Ту-154М ВВС ФРГ. |
21.12.01 | 61-2778 | Мемфис | 0/0 | Борт ВВС Национальной гвардии США. После ремонта топливной системы, технология которого была грубо нарушена, на стоянке разрушилось левое крыло. |
Примечания |
↑ Американский самолёт США «Старлифтер», журнал Зарубежное военное обозрение, №11 1976
↑ 12 United States: Jet Transport. // Military Review. — November 1963. — Vol. 43 — No. 11. — P. 97.
↑ Ю. Беляев. Модернизация самолётов C-141A // «Зарубежное военное обозрение», № 8, 1982, стр.77
Ссылки |
- Operators’ reference drawing [1], [2], [3]. // Flight International. — London: Iliffe Transport Publications Ltd, 26 November 1966. — No. 2907 — Vol. 86 — P. 903, 922—923. (подробное схематическое устройство самолёта)
C141Heaven (англ.)
Это заготовка статьи о военном летательном аппарате. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |