История Барнаула
Город Барнаул был основан в 1730 году (по другим сведениям, в 1739) горнозаводчиком Акинфием Демидовым[1].
Археологические находки свидетельствуют о том, что первые поселения на территории современного Барнаула появились ещё в каменном веке. На территории города сохранилось 63 археологических памятника. Это городища, курганы, стоянки и поселения человека с древнейших времён до средних веков, большинство из которых расположены на левом берегу реки Оби — в Нагорной части Барнаула, в посёлках Мохнатушка, Казённая Заимка, Гоньба и Научный Городок[2]. В ордынскую эпоху, до прихода в Сибирь русских переселенцев, здесь стоял древний город-крепость Абакша. Отсюда телеуты совершали набеги на соседей, а высокий берег реки и бор были естественной преградой для врагов.
Содержание
1 Основание
2 Советский период
3 Современный период
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Основание |
Исследователи связывают основание Барнаула с началом строительства медеплавильного завода Акинфия Демидова, получившего земли в аренду от государства. Известно, что именно в 1730 году Демидов перевел на Алтай 200 приписных крестьян для закладки заводов. 29 сентября 1739 году было начато строительство Барнаульского завода. В том же году был проложен отводной канал и построена плотина. Деревня Усть-Барнаульская, отстоявшая от заводской плотины всего на 2 версты, была приписана к заводу в 1742 году. Позднее Демидов в тайне от императорской фамилии начал выплавлять золото и серебро, о чём узнали в Петербурге[3]. Заводы были конфискованы.
В 1749 году канцелярия горного округа с согласия Кабинета её императорского величества была перенесена из Колывани на Барнаульский завод (последний переходит в собственность Романовых, начинается т. н. кабинетский период). В 1750 году на Барнаульском заводе действовали уже 17 печей, вместо 2 печей и 7 горнов, работавших при Демидове. На завод едут горные офицеры и инженеры с Урала для выплавки руд и её первичной обработки. Одним из таких был и талантливый изобретатель Иван Ползунов. В 1763 году он представил проект «огнедышащей машины» — первой паровой машины в мире, и в 1766 году на берегу реки Барнаулки прошли её испытания[4].
В 1771 году Барнаул получает статус «горного города» (позднее в 1846 году появился свой герб, на котором были изображены белая скачущая лошадь и действующая сереброплавильная печь. Эта печь — символ горного производства, подчёркивала главное богатство города — серебро, а лошадь изображалась на гербе Томской губернии, в состав которой входил тогда Алтайский округ). А для подготовки необходимых кадров в 1779 году открыто горное училище — первое в Сибири.
В этот век Барнаул развивался на территории, ограниченной с востока и юго-востока рекой Обью, а с юго-запада и запада ленточным бором. С северной стороны таких естественных рубежей не было. Северная граница обозначалась на планах Барнаула 1786, 1826 и 1837 годов прямой линией, параллельной улицам. Эта черта не могла остановить городскую застройку, которая стала постепенно расширяться на север.[5]
Несмотря на отдалённость от центра России, Барнаул рос и развивался: в 1835 году жителей в городе было более 9 тыс. человек. Застройка кварталов шла под влиянием архитектуры Петербурга. К середине XIX века в городе было 33 улицы и переулка, 1725 домов (из них 15 каменных), пять церквей, в том числе лютеранская. О высокой культуре жителей — офицеров, чиновников, инженеров, купцов, промышленников — говорит заметка П. П. Семёнова-Тян-Шанского: «Барнаул… был, бесспорно, самым культурным уголком Сибири, и я прозвал его сибирскими „Афинами“»[6].
Город становится крупным культурным и научно-техническим центром России. В 1764 году открывается техническая библиотека с фондом 7 тыс. томов. В 1786 году в архивных документах упоминается Барнаульский «театральный дом». А в 1827 году открывается первая типография. П. К. Фролов организовывает Краеведческий музей — один из первых в Сибири[7].
В XIX веке город посещали со своими экспедициями всемирно известные писатели, путешественники и ученые: Ф. М. Достоевский, А. Гумбольдт, К. Ф. Ледебур, А. Э. Брем. Они оставили в своих дневниках впечатления о городе, поразившем их своим великолепием, высокообразованным обществом горных инженеров и офицеров, существованием таких культурных учреждений, как любительский театр, музей, библиотеки.
В XVIII—XIX веках с Барнаулом были связаны судьбы замечательных изобретателей и учёных, в первую очередь это И. И. Ползунов, построивший в 1763—1766 годах первый в мире паро-атмосферный двигатель непрерывного действия. Здесь же работали строитель чугунно-рельсовой дороги, инженер и общественный деятель П. К. Фролов, металлург, раскрывший тайну булата, П. П. Аносов.
В XVIII — первой половине XIX веков на Алтае выплавляли 90 процентов российского серебра — по 1000 пудов в год. Барнаульский сереброплавильный завод по праву считался самым крупным — на нём действовало 13 плавильных печей, дававших около 450 пудов серебра ежегодно. Поэтому не случайно Барнаул за короткое время году из небольшого заводского посада стал одним из крупнейших городов в Сибири.
По данным административного учета[8], население города к 1870-м годам составляло 13-14 тыс. человек, из которых 30-45% приходилось на военных, чиновников и членов их семей.
Отмена крепостного права, истощение природных ресурсов, неспособность заводского руководства работать в новых условиях, привели к упадку горного производства и закрытию в 1893 году Барнаульского завода. Но в это же время город становится крупным торговым центром развивающегося сельскохозяйственного региона. В городе того времени существует кожевенное, свечное, кирпичное, пивоваренное, содовое, шубное, лесопильное и другие производств Это позволило выйти барнаульским товарам не только на российский, но и на международный рынок.
С 1880 года граница городских земель проходила по Малой Алтайской улице (сейчас им. В. П. Чкалова). Однако к концу XIX века появились 3-я, 4-я, 5-я и 6-я Алтайские улицы, формально расположенные за пределами Барнаула. Увеличение численности населения делало необходимым расширение территории города. В августе 1910 года император Николай II подписал указ о предоставлении в собственность Барнаулу земель Кабинета его императорского величества за выкуп.[5]
В начале 1915 года состоялось открытие Алтайской железной дороги, что еще больше ускорило развитие города, население которого уже насчитывало 40 тысяч человек. И уже в мае 1915 года Барнаульская дума обсудила и одобрила новый план развития города.[9]
Социальная сфера того времени развивалась благодаря купцам-меценатам и общественным деятелям города. В 1893 году В. К. Штильке организовывает «Общество попечения о начальном образовании» и к 1910 году в Барнауле уже насчитывается 29 учебных заведений. В 1895 году строится Богородице-Казанский женский монастырь. А в 1899 году открыта Городская больница. В 1900 году построена электростанция купца Ивана Платонова, имеющая мощность 140 кВт, игравшая роль муниципального источника энергии.
Проходят первые сеансы «синематографа». Городская дума в 1914 году постановила закрыть все пятнадцать домов терпимости[10].
2 мая 1917 года в Барнауле произошел грандиозный пожар. Выгорело 60 кварталов. Без крова остались до 20 тыс. человек, погибло 34 человека. От пожара 1917 года сильно пострадала городская архитектура, в пожаре погибли многие здания, особенно деревянные постройки.
Советский период |
17 июня 1917 года Временное правительство выделило южную часть Томской губернии в Алтайскую с центром в Барнауле. Здесь был образован временный губернский исполком, параллельно с которым действовали и Советы при поддержке барнаульского гарнизона.
7 декабря 1917 года большевики взяли власть в Барнауле. Под угрозой военного столкновения с чехословацким корпусом, военно-революционный комитет, во главе с Иваном Присягиным принял решение оставить Барнаул.[11]. Советская власть вернулась в город только 9-11 декабря 1919 года вместе с регулярной Красной армией и партизанской армией во главе Ефима Мамонтова. Белогвардейцы оставили город в надежде добраться до Новониколаевска (Новосибирск). Отступая, белая армия в районе села Тальменка попала в засаду, подготовленную Первой Чумышской Советской партизанской дивизией во главе с М. Ворожцовым (Анатолием).
После гражданской войны город начал меняться, многие горожане стали обзаводиться огородами, скотом, занимались кустарными промыслами, в городе появились коллективные хозяйства.
Индустриализация и коллективизация сильно повлияли на развитие города. В город переселяются жители деревень и малых поселков, а сам город, фактически, становится центром агропромышленного комплекса региона. В 1923 году вступила в строй городская центральная электростанция. А в 1926 году по решению горсовета спущен Барнаульский пруд. В 1929 году в Барнауле появляется городской радиоузел. Открыта первая автобусная линия «Базар — Вокзал». И в 1933 году организовано первое высшее учебное заведение в городе — учительский институт (Барнаульский государственный педагогический институт).
В 1932 году был заложен крупнейший в Западной Сибири меланжевый комбинат, параллельно с ним шло строительство невиданного ранее в городе комплекса «соцгородка» — жилых зданий, детских садов, школ, медицинских учреждений для тех, кто трудился на этом предприятии.
В связи с образованием в 1937 году Алтайского края, Барнаулу был присвоен статус его административного центра.
Согласно генеральному проекту развития города от 1937 года, основными магистралями должны были стать Ленинский проспект и 2-3 Алтайские улицы, объединенные зеленой полосой скверов. Вокруг центральной площади, на пересечении этих улиц проектировались здания в 5-6 этажей для административныхи хозяйственных учреждений, банка, НКВД. Здание городского совета предполагалось построить в центре площади, отодвинув его в сторону реки Оби. Перед ним пространство для демонстраций и митингов, далее сквер с партерной зеленью и обелиском. В этом же проекте была впервые заложена идея Обского бульвара. Однако война внесла свои коррективы — центральная площадь так и не сформировалась, а главные улицы остались с деревянной застройкой[5].
Во время Великой Отечественной войны в городе на постоянной основе разместилось около ста промышленных предприятий из Москвы, Ленинграда, Одессы, Харькова, других городов, временно оккупированных фашистскими войсками. Они стали основой промышленности города (назад возвращены не были). В городе стали работать крупные машиностроительные предприятия — заводы «Трансмаш», котельный, станкостроительный, выпустил первую продукцию радиозавод. Город поставлял фронту танковые дизельные моторы, кислородно-дыхательную аппаратуру для летчиков, обмундирование, полушубки, валенки.
По некоторым данным[12][13], около половины патронов, использованных Советской Армией во время войны, было произведено в Барнауле на станкостроительном заводе.
Послевоенные годы ознаменовались бурным развитием химической промышленности. В 50-60-е годы были построены заводы химического волокна, шинный, асбестотехнических изделий, ряд других. Впервые была предпринята попытка, решить жилищную проблему и переселить барнаульцев из ветхих деревянных домиков в относительно благоустроенные «пятиэтажки». Так появились районы массовой, «поточной» застройки — Поток, а вслед за ним Черёмушки, Солнечная поляна, Урожайный.
В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР город награждён орденом Октябрьской Революции[14].
Современный период |
С распадом СССР и изменением политико-экономической ситуации в стране, новые веяния и проблемы коснулись Барнаула. Крупнейшие промышленные предприятия оказались на грани банкротства (Моторный завод, Трансмаш, ХБК и др.). Город из преимущественно промышленного центра переквалифицировался на другие сферы экономики: торговлю, сферу услуг, строительную и пищевую промышленности.
С середины 90-х годов XX века в городе началось активное развитие торговли, сферы услуг, строительной и пищевой промышленности. Облик города сильно изменился. Несмотря на ветшание старого жилого фонда окраин, в центральной части появились крупные торговые и офисные центры, многоэтажные жилые дома. Основной проблемой становится транспорт — спроектированные с учётом советских генпланов улицы и проспекты города уже не могут обеспечивать необходимую пропускную способность для автотранспорта. Последнее крупное решение этой проблемы произошло в 1996 году со строительством нового автомобильного моста через Обь.
С 2001—2002 годов город постепенно выходит из экономического кризиса 90-х, в сфере торговли появляются крупнейшие торговые федеральные сети. Частный бизнес активно вкладывает деньги в сферу услуг и развлечений. Новые инвесторы частично реанимируют промышленность. Возобновляется выпуск шин, дизелей, форсунок, патронов, механических прессов и др.
См. также |
- Город-сад
- Нагорный парк
- Градоначальники Барнаула
- Список археологических памятников Барнаула
Примечания |
↑ Адрианов А. В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное летом 1883 г. по поручению Русского Географического общества и его Зап.-Сиб. отдела (предв. отчет). Зап. Зап.-Сиб. отд. Р. Геогр. общ., .1886. стр. 1-144.
↑ Барнаул. Научно-справочный атлас / Под ред. Ревякина В. С.. — Барнаул: ПО Инжгеодезия, 2006.
↑ Население, управление, экономика, культурная жизнь Сибири XVII-начала XX в.: Сборник научных статей/ Под ред. Ю. М. Гончарова, Т. Н. Соболевой. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. — 256 с.
↑ Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. Ф. Кирюшина и А. А. Тишкина. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. — Кн. I. — 464 с.
↑ 123 Под редакцией Ревякина В. С. Барнаул. Научно-справочный атлас. — 2-е, испр.. — Новосибирск: ФГУП «ПО Инжгеодезия» Роскартографии, 2007. — 102 с.
↑ Города Сибири XVII — начала XX в. Выпуск 2. История повседневности: Сборник научных статей / Под ред. В. А. Скубневского, Ю. М. Гончарова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. 230 с.
↑ Тишкина Т. В. Деятельность краеведческих организаций Алтая в 1918—1931 гг. Монография / Науч. ред. Кирюшин Ю. Ф. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. 312 с.
↑ Опыт сравнительного анализа материалов церковно-приходского и административного учетов населения (на примере населения Барнаула XIX века)
↑ Гончаров Ю. М., Чутчев В. С. Мещанское сословие Западной Сибири второй половины XIX — начала XX в.
↑ В. Скубневский, Ю. Гончаров «Города Западной Сибири во второй половине XIX начале XX века»., Барнаул, 2004.
↑ Скубневский В. А., Гончаров Ю. М. Города Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX века. — Барнаул, 2004.
↑ История Барнаульского станкостроительного завода
↑ Репортаж с выставки «Участники Победы» на сайте Архивы России Архивировано 19 августа 2011 года.
↑ На знамени Барнаула — орден Октябрьской Революции // Алтайская правда, 5 марта 1983 г.
Литература |
- Барнаул: Энциклопедия / Под ред. В. А. Скубневского. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. — ISBN 5-7904-0140-6.
- Город, который он любил. Барнаул, 2005.
- Страницы истории Алтая. 1998 г. Календарь памятных дат. Барнаул, 1997.
- Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае. Барнаул, 1997.
- Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII — начало XX вв).
- Судьбы. Барнаул: Издание управления архивного дела администрации Алтайского края, 1996. 199 с.
- Василий Фёдорович Гришаев: Биобиблиографический указатель. Барнаул, 1996.
- Кошинский, Кухарская В. Л., под редакцией. Климат Барнаула. —- Новосибирск: ЗапСибНИИ, 1984 г. —- 125 с. —- УДК 551.5821.1 (571.15-21).
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Фото на Викискладе |
- Первая улица Барнаула носила загадочное название — Ряпосовская