Министерство путей сообщения Российской империи























































Министерство путей сообщения Российской империи
Lesser Coat of Arms of Russian Empire.svg
Герб Российской империи
Флаг МПС РИ-2.gif
Флаг МПС
Fontanka Embamkment 117a.jpg
Общая информация
Страна
  • Flag of Russia.svg Российская империя

Дата создания
1865
Предшествующие ведомства
Департамент водяных коммуникаций (1798—1809)
Главное управление водяных и сухопутных путей сообщения (1809—1810)
Главное управление путей сообщения (1810—1832)
Главное управление путей сообщения и публичных зданий (1833—1865)

Дата упразднения
1917
Заменено на
Народный комиссариат путей сообщения РСФСР (1917—1923)
Руководство деятельностью осуществляет
Император всероссийский
Вышестоящее ведомство
Совет министров
Штаб-квартира
Российская империя, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 117
59°55′17″ с. ш. 30°18′45″ в. д.HGЯOL
Подведомственный орган
Главное общество российских железных дорог
Карта

Andree, Richard. Volkerkarte von Russland. 1881 E.jpg
Российская империя, Санкт-Петербург (1881)
Commons-logo.svg Аудио, фото, видео на Викискладе

Министе́рство путе́й сообще́ния Росси́йской импе́рии — орган государственного управления в Российской империи, обеспечивавший проведение единой политики в сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта, а также осуществлявший общее руководство в области транспортного сообщения. Располагалось в Санкт-Петербурге, на набережной реки Фонтанки, 117[1].




Флаг МПС Российской империи до 1870 года




Флаг МПС Российской империи с 1870 года




Погон служащего казенных железных дорог Российской империи в период 1915—1917 гг. Должности: начальники служб, отделов и частей управления дороги; помощники начальников технических служб; начальник главных мастерских службы тяги и подвижного состава.




Содержание






  • 1 История образования


  • 2 МПС Российской империи


  • 3 Округа путей сообщения


  • 4 Министры путей сообщения


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература





История образования |


Датой образования министерства считается 16 июня 1865 года, но систематическая деятельность правительства в области путей сообщения началась ещё в 1649 году, когда царь Алексей Михайлович издал Уложение об охране судоходства.


При Петре I столица государства была перенесена в Санкт-Петербург. Была учреждена Коммерц-Коллегия, наблюдавшая за сухопутными дорогами. Перенос столицы привёл к необходимости строительства новых путей сообщений для новой столицы: в первую очередь в 1709 году заработала речная Вышневолоцкая водная система, а во вторую — в 1712 году начато строительство тракта Санкт-Петербург ↔ Москва, для чего учреждена Канцелярия перспективной дороги, к которой в 1742 году перешли функции наблюдения за сухопутными дорогами от Коммерц-Коллегии, а, после того, как в 1746 году она была достроена, в 1748 году она получила название Комиссии о дорогах в Государстве, которая в 1755 году образовала Канцелярию строения государственных дорог[2].


В 1798 году император Павел I утвердил проект образования Департамента водных коммуникаций, который возглавил Н. П. Румянцев.
При Румянцеве в департаменте был расширен отдел «по учебной части». Николай Петрович осознавал остроту дефицита инженеров-строителей, требующихся для ускоренного строительства путей сообщений.
Он выдавал рекомендации для обучения группы специалистов в Англии и Франции, с другой стороны приглашал в Россию ученых и инженеров для проектирования и строительства шоссейных дорог, мостов, обводных каналов, каменных устоев и других технических сооружений.
Он создал в департаменте первую в России транспортную библиотеку, а также модельный кабинет, с копиями инженерных сооружений и механизмов.
Департамент при Румянцеве действовал успешно и в 1809 году расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями.
На базе, построенной Румянцевым, в том же 1809 году был создан Корпус Инженеров Путей сообщения и в его составе военный Институт корпуса путей сообщения[2].




Здание Главного управления путей сообщения, набережная р. Фонтанки, 117


C 1820 года по 1832 год департамент носил название «Главное управление путей сообщения», а с 1833 года по 1842 год — «Главное управление путей сообщения и публичных зданий».


С 31 октября 1839 года была учреждена должность товарища (помощника) Главноуправляющего путями сообщений, на которую назначен инженер-генерал-лейтенант А. П. Девятнин. С 1840 года, из-за увеличившегося объема делопроизводства, были образованы два Департамента Главного управления путей сообщений и публичных зданий — 1-й департамент (по устроению шоссе и водяных сообщений) возглавил инженер-генерал-майор А. И. Рокасовский; 2-й департамент (судоходство и публичные здания) — статский советник Владимиров.
В 1842 году по указу от 17 августа в управлении был создан Департамент железных дорог, директором которого был назначен К. И. Фишер.


Департамент возглавил строительство Петербург-Московской железной дороги (1842—1851). В 1862 году были завершены Петербурго-Варшавская железная дорога и Московско-Нижегородская железная дорога. К шестидесятым годам XIX века бурное развитие промышленности потребовало образования надежной транспортной системы. 15 июня 1865 года Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф — Главному почтовому департаменту. В министерстве был сохранён Департамент железных дорог, и создано Управление Главного инспектора частных железных дорог. Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников.



МПС Российской империи |


Под руководством Мельникова в министерстве была разработана перспективная программа развития сети железных дорог России. Предлагалось строительство Южной дороги — от Москвы до Севастополя; Восточной — от Орла до Саратова; Западной — от Орла через Смоленск, Витебск до Динабурга (Даугавпилса); Юго-Восточной — от Екатеринослава до Ростова. Общая протяжённость сети должна была составить 4816,7 км. По этим планам к 1871 году было построено 8125,3 км. Успеху строительства способствовало создание в министерстве Управления строительства (1867 г.). В структуре министерства были также образованы: Департамент железных дорог и при нём Техническо-инспекторский комитет (1870 г.), Управление казённых железных дорог (с 1880 г.), Инспекция железных дорог (с 1892 г.). С 1899 года в Санкт-Петербурге начал издаваться специализированный журнал «Железнодорожная неделя».


К 1900 году железнодорожная сеть России составила 44,9 тыс. км; была построена значительная часть Транссибирской магистрали, введён в строй ряд других линий.


В 1913 году эксплуатационная длина сети составила 58,5 тыс. км; было перевезено 132,4 млн т грузов и 184,8 млн пассажиров.


После Октябрьской революции при формировании нового правительства был образован Народный комиссариат путей сообщения РСФСР (НКПС)[3].



Округа путей сообщения |




Мост через реку Шуя, Карелия
Фото С. М. Прокудина-Горского



  • С.-Петербургский


  • Вытегорский

  • Московский

  • Казанский

  • Кавказский

  • Ковенский

  • Киевский

  • Варшавский

  • Томский



Министры путей сообщения |



(с 20.11.1809 — Главноуправляющие водяных и сухопутных сообщений, с 25.07.1810 — Главноуправляющие путей сообщения, с 29.09.1832 — Главноуправляющие путей сообщения и публичных зданий, с 23.06.1865 — Министры путей сообщения)



  1. С 1809 г. Принц Ольденбургский, Георгий Петрович

  2. С 1812 г. Деволант Франц Петрович

  3. С 1818 г. Бетанкур, Августин Августинович

  4. С 1822 г. Александр Вюртембергский (1771-1833)

  5. С 1833 г. Толь, Карл Фёдорович

  6. С 1842 г. Клейнмихель, Пётр Андреевич

  7. С 1855 г. Чевкин, Константин Владимирович

  8. С 1862 г. Мельников, Павел Петрович

  9. С 1869 г. Бобринский, Владимир Алексеевич (министр), внук внебрачного сына Екатерины II, генерал, министр путей сообщения с 1869 г. При нём шло усиленное железнодорожное строительство по концессиям, в результате задолженность частных дорог казне возросла до огромных сумм, и министр был уволен.

  10. С 1871 г. Бобринский, Алексей Павлович, генерал, двоюродный брат предыдущего, министр путей сообщения с 1871 г. Считал, что железные дороги должны строиться за счёт казны, но против этого возражал министр финансов М. Х. Рейтерн.

  11. С 1874 г. Посьет, Константин Николаевич

  12. С 1888 г. Паукер, Герман Егорович

  13. С 1889 г. Гюббенет, Адольф Яковлевич, служил в Министерстве финансов, затем в Министерстве путей сообщения, министр с 1889 г. Ввёл правительственный надзор за тарифами по проезду на частных железных дорогах.

  14. С 1891 г. Витте, Сергей Юльевич

  15. С 1892 г. Кривошеин, Аполлон Константинович

  16. С 1895 г. Хилков, Михаил Иванович

  17. В 1905 г. Немешаев, Клавдий Семенович

  18. С 1905 г. Шауфус, Николай Константинович

  19. С 1908 г. Рухлов, Сергей Васильевич

  20. С 1915 г. Трепов, Александр Фёдорович

  21. С 1916 г. Кригер-Войновский, Эдуард Брониславович



См. также |



  • Народный комиссариат путей сообщения РСФСР

  • Министерство путей сообщения СССР

  • Министерство путей сообщения Российской Федерации

  • Список министров путей сообщения России

  • Ведомственные округа Российской империи



Примечания |





  1. Шилов Д. Н. Министерство путей сообщения // Санкт-Петербург. Энциклопедия. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ООО «Бизнес-пресса»; М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. — 1024 с.


  2. 12 Марговенко, Алексей «Дороги царей» (рус.). журнал «Урал» 2004 год, № 10. Проверено 29 января 2008. Архивировано 23 августа 2011 года.



  3. Декрет об учреждении Совета Народных Комиссаров





Литература |



  • Панаев В. А. Четыре министра путей сообщения 1833—1869 гг.: Граф Толь, граф Клейнмихель, ген.-адъютант Чевкин и инж.-ген. Мельников. — СПб., 1889. — 41 с.



Popular posts from this blog

Арзамасский приборостроительный завод

Zurdera