Телефильм
















Портал Телевидение

Логотип портала

История

Телевидение в США
Телевидение в России
Телевидение в СССР
Термины

Телевизионная сеть
Телевизионная синдикация
Апфронт · Рейтинг Нильсена
Замена в середине сезона
Премьера сезона · Финал сезона
Телесериал · Клиффхэнгер
Прайм-тайм · Закадровый смех
Шоураннер

Жанры и форматы

Теленовелла
Мыльная опера
Ситком · Антология
Процедурная драма
Подростковая драма
Ток-шоу
Мини-сериал
Реалити-шоу
Новости

Оформление статей
Категории



Телефильм (телевизионный фильм) — игровой фильм, снятый специально для показа по телевидению. При создании телефильмов учитываются технические возможности телевидения и особенности восприятия телезрителями изображения на экране телевизора[1]. Часто телефильм состоит из двух и более последовательных, но демонстрируемых в разное время частей — серий. Телефильмы с большим количеством серий принято называть телесериалами. В английском языке для телефильмов с небольшим количеством серий также существует понятие мини-сериал.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Особенности


  • 3 Известные телефильмы


    • 3.1 Отечественные


    • 3.2 Иностранные




  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





История |


Как жанр, телефильм возник в начале 1960-х годов из слияния телевидения и классического кинематографа. Изначально по телевидению демонстрировались обычные кинофильмы. Вскоре начали создаваться фильмы по заказу телеканалов. В процессе производства таких фильмов была выработана определённая телевизионная специфика, что, собственно, и привело к появлению понятия «телефильм».


Знаменательные даты:




  • 25 марта 1938 — по телевидению в Москве начали демонстрировать кинофильмы, первым из которых стал «Великий гражданин».


  • 1957 — как кинорежиссёр дебютировал Сергей Колосов с первым советским телефильмом «Большое сердце».


  • 1961 — на киностудии «Мосфильм» С. Н. Колосовым образовано Творческое объединение «Телефильм»[2][3], возглавленное С. П. Алексеевым; первая в СССР организация, специализирующаяся на телефильмах[4].

  • 1964 — в системе телевидения Белорусской ССР создана структура «Телефильм», получившее в 1972 году название Творческое объединение «Телефильм»[5][6].


  • 1965 — в системе телевидения Украинской ССР, в Киеве создано объединение «Телефильм»[5].


  • 18 февраля 1965 — ЦТ начало показывать первый советский многосерийный телефильм «Вызываем огонь на себя» (Колосов).


  • 28 ноября 1966 — в Киеве состоялся первый Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов.


  • 1 февраля 1968 — в Москве состоялся первый Всесоюзный конкурс цветных телевизионных фильмов.


  • 17 июня 1968 — создано Творческое объединение «Экран».


  • 22 августа 1972 — в постановлении о развитии советской кинематографии ЦК КПСС отметил, что важной задачей киностудий является создание художественных фильмов по заказу телевидения.



Особенности |


Важнейшим фактором в производстве телефильмов является размер телевизионного экрана. Поскольку телеэкран значительно меньше киноэкрана, телефильмы отличаются от кинофильмов меньшим числом общих планов и отсутствием высокодетализированных изображений. Также, в то время как на телевидении наиболее распространённым соотношением сторон экрана всё ещё остаётся традиционное полноэкранное 4:3 (1,33:1) и с развитием телевидения высокого разрешения только набирает популярность широкоэкранное 16:9 (1,78:1), в киноиндустрии самым популярным на данный момент является суперширокоэкранное соотношение 2,39:1. Телефильмам свойственно специфичное «растянутое» повествование. При монтаже телефильмов учитываются рекламные блоки в эфирной сетке телеканалов — на интригующем моменте делается пауза, и после предполагаемой рекламы следует продолжение с небольшим «откатом» сюжета. Часто сиквелы известных фильмов, относительно которых нет уверенности в их коммерческом успехе, выходят непосредственно на телеэкраны — либо в виде телефильмов, либо в близком формате Direct-to-video. Из-за этого телевизионные фильмы получили снисходительные оценки сообщества критиков. Не располагая бюджетами большого, театрального кинематографа, создатели вынуждены работать с меньшим штатом и актерским составом, меньше использовать спецэффекты, меньшее количество сцен с меньшим числом камер. Они также вынуждены строго укладываться в отведенный хронометраж, не превышая и не укладываясь в меньшие сроки, учитывать в сценарии неизбежные рекламные паузы, отвлекающие зрителя.



Известные телефильмы |



Отечественные |


Расцвет советских телевизионных фильмов пришёлся на 1970-е — 1980-е годы. В этот период было снято множество телевизионных фильмов, ставших классикой советского кинематографа. Большая часть известных советских телефильмов — это лирические комедии, приключенческие и музыкальные картины. Премьеры подобных телефильмов проходили, как правило, в праздничные дни по 1-й программе ЦТ. Эта традиция сохраняется до сих пор. Так, например, телефильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» неизменно остаётся традиционным новогодним фильмом, транслирующимся в преддверии каждого Нового года сначала в СССР, а после его распада, в СНГ и в бывших республиках, таких как Прибалтика.




  • 1969 — Проводы белых ночей (реж. Юлиан Панич)

  • 1970 — Был месяц май (реж. Марлен Хуциев)

  • 1971 — Бумбараш (реж. Николай Рашеев, Аркадий Народицкий)

  • 1972 — Станционный смотритель (реж. Сергей Соловьёв)

  • 1973 — Эта весёлая планета (реж. Юрий Сааков, Юрий Цветков)

  • 1974 — Свадьба Кречинского (реж. Владимир Воробьёв)

  • 1974 — Соломенная шляпка (реж. Леонид Квинихидзе)

  • 1974 — Странные взрослые (реж. Аян Шахмалиева)

  • 1974 — Таня (реж. Анатолий Эфрос)

  • 1974 — Чисто английское убийство (реж. Самсон Самсонов)

  • 1975 — Здравствуйте, я ваша тётя! (реж. Виктор Титов)

  • 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! (реж. Эльдар Рязанов)

  • 1975 — Приключения Буратино (реж. Леонид Нечаев)

  • 1975 — Старший сын (реж. Виталий Мельников)

  • 1976 — Дневной поезд (реж. Инесса Селезнёва)

  • 1976 — Небесные ласточки (реж. Леонид Квинихидзе)

  • 1976 — Тимур и его команда (реж. Александр Бланк, Сергей Линков)

  • 1976 — Труффальдино из Бергамо (реж. Владимир Воробьёв)

  • 1977 — Кто поедет в Трускавец (реж. Валерий Ахадов)

  • 1977 — Про Красную Шапочку (реж. Леонид Нечаев)

  • 1977 — Собака на сене (реж. Ян Фрид)

  • 1978 — Безымянная звезда (реж. Михаил Козаков)

  • 1978 — Дуэнья (реж. Михаил Григорьев)

  • 1978 — Летучая мышь (реж. Ян Фрид)

  • 1978 — Обыкновенное чудо (реж. Марк Захаров)

  • 1978 — Театр (реж. Янис Стрейч)

  • 1978 — 31 июня (реж. Леонид Квинихидзе)

  • 1979 — Отпуск в сентябре (реж. Виталий Мельников)

  • 1979 — Стакан воды (реж. Юлий Карасик)

  • 1979 — Тот самый Мюнхгаузен (реж. Марк Захаров)

  • 1979 — Трое в лодке, не считая собаки (реж. Наум Бирман)

  • 1979 — Фантазии Фарятьева (реж. Илья Авербах)

  • 1980 — Мы, нижеподписавшиеся (реж. Татьяна Лиознова)

  • 1980 — Назначение (реж. Сергей Колосов)

  • 1980 — Не стреляйте в белых лебедей (реж. Родион Нахапетов)

  • 1980 — О бедном гусаре замолвите слово (реж. Эльдар Рязанов)

  • 1981 — Не бойся, я с тобой (реж. Юлий Гусман)

  • 1981 — С вечера до полудня (реж. Константин Худяков)

  • 1982 — Дом, который построил Свифт (реж. Марк Захаров)

  • 1982 — Ищите женщину (реж. Алла Сурикова)

  • 1982 — Никудышная (реж. Динара Асанова)

  • 1982 — Покровские ворота (реж. Михаил Козаков)

  • 1982 — Транзит (реж. Валерий Фокин)

  • 1982 — Чародеи (реж. Константин Бромберг)

  • 1983 — Зелёный фургон (реж. Александр Павловский)

  • 1983 — Поцелуй (реж. Роман Балаян)

  • 1984 — Пеппи Длинныйчулок (реж. Маргарита Микаэлян)

  • 1984 — Формула любви (реж. Марк Захаров)

  • 1985 — Дети солнца (реж. Леонид Пчёлкин)

  • 1988 — Собачье сердце (реж. Владимир Бортко)

  • 1989 — Визит дамы (реж. Михаил Козаков)

  • 1989 — Дон Сезар де Базан (реж. Ян Фрид)




Иностранные |




  • Дуэль (англ. Duel; 1971, США) — первый полнометражный фильм Стивена Спилберга, успех которого позволил ему начать карьеру кинорежиссёра.


  • Звёздный крейсер «Галактика» (фильм); 1978, США - собрал аудиторию около 60 миллионов.


  • На следующий день (англ. The Day After; 1983, США) — телефильм, который посмотрела возможно самая большая аудитория (около 100 миллионов), и являющийся одним из 100 лучших телефильмов всех времён по версии журнала «Time»[7].


  • Наполеон (фр. Napoléon; 2002, Франция) — самый дорогой телефильм Европы. Его стоимость превысила 40 млн евро[8].


  • Бриллиантовое руно; 1992, Канада — криминальная комедия, получившая высокие оценки критиков за художественные достоинства и премию Gemini.


  • Если бы стены могли говорить; 1996, США — телефильм из 3 новелл, впервые подробно затрагивающий тему абортов.



См. также |



  • Кинофильм

  • Видеофильм

  • Мини-сериал

  • Телеспектакль



Примечания |





  1. Основы фильмопроизводства, 1975, с. 26.


  2. Сергей Колосов. Режиссёр своей судьбы.


  3. Исполняется 95 лет со дня рождения режиссёра Сергея Колосова.


  4. О. Кознова Как начиналась многокамерная съёмка…


  5. 12 Роль ТО «Телефильм» в развитии национальной телевизионной культуры.


  6. [О создании творческого объединения «Телекино».]


  7. The Day After — The 100 Best TV Shows of All-TIME (неопр.). Time (2007). Проверено 5 ноября 2009. Архивировано 26 февраля 2012 года.


  8. Борислав Печников. На экраны Австрии выходит самый дорогой телефильм (неопр.). РИА «Новости» (06 января 2003). Проверено 5 ноября 2009. Архивировано 26 февраля 2012 года.




Литература |



  • Б. Н. Коноплёв. Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.

  • Толмачёв В. Б. Производство телефильмов. — М.: Искусство, 1971. — 256 с.

  • Нечай О. Ф. Становление художественного телефильма. — Минск: Наука и Техника, 1976. — 228 с.



Ссылки |




  • Определение телефильма — статья из Большой советской энциклопедии. 

  • Телевизионное кино в СССР — Энциклопедия отечественного кино

  • Телевизионное кино — Кирилл и Мефодий




Popular posts from this blog

Арзамасский приборостроительный завод

Zurdera